Этапы реформирования жкх в Казани 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы реформирования жкх в Казани



Реформирование ЖКХ г. Казани началось с 1990-х годов в рамках общего процесса изменения функционирования ЖКХ в Российской Федерации и Республике Татарстан. За этот период в городе была проведена большая работа по приватизации государственного жилищного фонда и передаче ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность – доля ведомственного жилья в настоящее время составляет 6%.

Организационная структура ЖКХ г. Казани определена Постановлением Администрации г. Казани «О дополнительных мерах по улучшению жилищно-коммунальных услуг» от 27 мая 2002 года №985, в соответствии с которым для организации управления жилищным фондом всех форм собственности и выполнения функций заказчика в сфере ЖКХ в административных районах г. Казани созданы следующие муниципальные унитарные предприятия:

§ Авиастроительное райжилуправление;

§ Вахитовское райжилуправление;

§ Жилуправление Казанского Посада;

§ Жилуправление Старо-Татарской слободы;

§ Кировское райжилуправление;

§ Московское райжилуправление;

§ Ново-Савиновское райжилуправление;

§ Приволжское райжилуправление;

§ Советское райжилуправление;

§ Жилуправление пос. Дербышки Советского района.

 

Райжилуправления имеют право создавать филиалы в жилых комплексах без образования юридического лица с правом открытия расчётных и иных счетов – жилищно-коммунальные участки. В качестве организации, ответственной за расчёты между населением и поставщиками жилищно-коммунальных услуг, названа ЗАО «Небанковская кредитная организация «Кредит-Казань», в состав которой с 1 августа 2002 г. вошло Коммунальное унитарное предприятие «Городская расчётная палата».

Для обеспечения обслуживания и ремонта объектов городского жилищного хозяйства в каждом административном районе г.Казани создано по одному муниципальному унитарному предприятию «Жилсервис». Постановлением №985 утверждены типовые уставы Райжилуправления, Жилсервиса, типовое Положение о жилищно-коммунальном участке жилого комплекса. Кроме того, Постановлением 985:

§ утверждена Номенклатура должностей жилищно-коммунального управления района г.Казани;

§ утверждены нормативная численность и расходы на выполнение функций по управлению жилищным фондом;

§ утверждена дифференцированная тарифная сетка оплаты труда работников по управлению жилищным фондом;

§ утверждены формы договора найма жилого помещения и форма договора на обслуживание жилого помещения для приватизированных квартир;

§ главам администраций районов г.Казани поручено назначить руководителей соответствующих райжилуправлений и «Жилсервисов».

 

В последние годы осуществлялось введение рыночных отношений в обслуживание жилищного фонда, произошло разделение функций заказчика и подрядчика, введен институт старших по подъездам, домам.

В городе избраны 3262 старших по домам и 8820 старших по подъездам. В штат жилищно-коммунальных участков введены должности управляющих домами. Для информирования жителей о работе управляющих домами жителям розданы визитки. В обслуживании жилищно-коммунальной сферы г. Казани на основе семейного подряда принимают участие 203 семьи. Предусмотрена и внедрена система стимулирования управляющих домами, старших по домам и старших по подъездам. Так управляющий домами кроме заработной платы получает вознаграждение в размере 0,8 % от суммы собранных платежей населения за ЖКУ, проживающего на его территории, а это до 40 тыс. кв. м жилищного фонда. Старший по подъезду и старший по дому получают вознаграждение в виде суммы их квартирной платы, кроме этого, старший по дому по аналогии с управляющим домами получает 0,2 % от суммы собранных платежей населения за ЖКУ, проживающего в его доме. Причем вознаграждение выплачивается в зависимости от процента собираемости средств населения и от количества поступивших от населения претензий по качеству предоставляемых ЖКУ. Совместная работа участковых уполномоченных милиции по профилактике правонарушений с участием общественности, старших по домам и подъездам оказывает положительное влияние на снижение уровня преступности в микрорайонах, приводит к обеспечению сохранности оборудования жилого фонда.

Созданы необходимые условия для участия в конкурсах на право обслуживания жилищного фонда, и частные организации могут претендовать на заключение договоров подряда наравне с муниципальными предприятиями. В настоящее время частные фирмы принимают активное участие в конкурсах на проведение ремонта жилищного фонда, потому что существующие расходы на выполняемые работы в полном объеме компенсируются существующими нормативами подсчета себестоимости работ и предусматривают получение прибыли.

В качестве примера участия частных подрядных организаций в обслуживании жилфонда приводится пример ООО «Жилбытсервис», обслуживающего весь Советский район. При примерно равном соотношении частных и государственных организаций, обслуживающих жилищный фонд Казани (13 частных и 10 государственных), доля обслуживаемой государственными организациями площади неизмеримо выше (14,1 млн. кв. м против 0,6 млн. кв. м или соответственно 96% и 4%).

Основным фактором, не позволяющим быстро увеличивать долю частных подрядчиков, остаётся невысокий интерес частного бизнеса к контрактам на обслуживание жилищного фонда. Он, в свою очередь, вызван низким уровнем рентабельности, сложившимся в отрасли, что связано с жёстким контролем над тарифами на ЖКУ и хроническим бюджетным недофинансированием отрасли.

В 2002 г. обслуживание жилищного фонда Казани производилось предприятиями-победителями прошедшего в 2001 г. открытого конкурса на размещение муниципального заказа. Размещение муниципального заказа на обслуживание жилищного фонда г. Казани в 2003 г. произведено по результатам конкурсов, состоявшихся в конце 2002 г. и начале 2003 г. в каждом районе города. Заявки на участие конкурсов подали порядка 180 организаций, из которых отобрано 61 организация, в том числе 52 частные. Таким образом, в 2003 г. порядка 40 % жилищного фонда обслуживается частными предприятиями.

 

Одним из основных направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства является предоставление населению права оценки качества услуг. В настоящее время население имеет возможность заявить о ненадлежащем качестве предоставленных услуг тремя способами:

§ сообщая в объединенную диспетчерскую службу (телефон 063)

§ информируя своих представителей – старших по подъезду и дому,

§ оплачивая только реально предоставленные услуги в графах 13 и 14 счет-фактуры.

Благодаря службе 063, которая функционирует с 15 января 2001 г., в Казани выполнение каждой заявки граждан находится на контроле. Созданный банк данных претензий граждан позволяет проводить постоянную аналитическую работу по определению болевых точек в ЖКХ. В результате работы определены самые проблемные адреса, по которым поступает большее количество заявок граждан, и «проблемные» руководители жилищных организаций, не реагирующие на обращения граждан. При этом внедрена и такая система контроля, что закрытие заявки на устранение неисправности возможно только в том случае, если жилец подтвердил устранение неисправности службе претензии, которая не зависит от жилищников.

 

Последние несколько лет были предприняты значительные шаги по реформированию финансовых взаимоотношений в сфере ЖКХ.

1999 г. – реализован единый документ по начислениям и оплатам для жителей (счет-фактура).

2000 г. – финансовые потоки поставщиков ЖКХ объединены в одной кредитной организации, что позволило ускорить сроки взаиморасчетов.

2001 г. – внедрены единые информационные технологии, начато ведение лицевых счетов граждан по дотациям и льготам (к чему только подходит республика), начат электронный учет претензий граждан.

2002 г. – внедрен казначейский принцип финансирования поставщиков ЖКХ

 

Одно из основных направлений реформирования – совершенствование механизма предоставления дотаций из бюджета. Так, на сегодняшний день в этом направлении реализованы следующие мероприятия:

§ дотации рассчитываются по каждому лицевому счету по услугам в соответствии с фактическим объемом предоставления услуги;

§ дотации зачисляются на счета управляющих компаний по соответствующим статьям (видам услуг);

§ при перерасчете услуги за предыдущий период дотации перерассчитываются;

§ дотации, зачисленные на лицевые счета, используются только целевым образом.

 

Контроль за целевым использованием средств производится путем:

§ казначейского принципа исполнения поступивших от населения и бюджета финансовых средств;

§ по результатам работы в прошедшем месяце, управляющие компании составляют акты на фактически выполненный объем работ;

§ только на основании этих актов и в их пределах производится финансирование поставщиков.

На лицевых счетах заказчиков имеются определенные статьи аналитического учета. Зачисления на вышеуказанные статьи производятся в день поступления финансовых средств. На сегодняшний день внедрена система актирования работ на поставку коммунальных услуг, выполнения капитального и планово-предупредительного ремонта жилищного фонда и санитарного содержания домов, предусматривающая участие старших по подъездам, старших по домам и управляющих домами.

Существенную помощь в проведении реформы оказывают новые информационные технологии, построенные по замкнутому циклу. Учет осуществляется до каждой копейки и квадратного метра, что значительно повысило качество принятия управленческих решений. Создана единая информационная сеть, действующая в режиме реального времени и объединяющая субъекты ЖКХ на всех уровнях, что позволяет обмениваться данными в электронном виде.

Следует отметить, что в городе отсутствует система учета фактически выполненных работ по текущему ремонту в жилых домах. Сейчас вводится новый порядок актирования работ по текущему ремонту, согласно которому на все обращения (заявки) поступающие от жителей по вопросам эксплуатации дома управляющим домами оформляются наряд-заказы с указанием объемов и сроков исполнения конкретных работ. На основании указанных наряд-заказов подрядчик обязан обеспечить качественное исполнение работ и предъявление выполненных работ заказчику.

Основанием для оплаты за фактически выполненные работы является акт выполненных работ, который составляется на основе наряд-заказов и подписывается представителем подрядчика и заказчика.

 

В городе приняты и реализуются программы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

 

Работа по программе теплоснабжения ведется по следующим направлениям:

§ строительство новых, наиболее эффективных и экономичных источников теплоснабжения и инженерных сетей;

§ реконструкция существующих источников теплоснабжения и инженерных сетей;

§ внедрение энергосберегающих мероприятий на объектах жилищно-коммунального сектора

 

Основные задачи Программы улучшения водоснабжения и водоотведения:

§ улучшение качества питьевой воды;

§ надежное обеспечение потребителей питьевой технической воды;

§ обеспечение приема сточных вод с применением наиболее экономичных и эффективных решений

 

Принятая в городе программа энергосбережения позволит оснастить всю бюджетную сферу приборами учета и регулирования потребления энергоресурсов. В жилищной сфере до 2006 г. предполагается установить 1937 приборов учета тепловой энергии, 2836 приборов учета горячей воды, 4134 приборов учета холодной воды. Реализация данной программы позволит сократить объем потребления энергоресурсов к 2005 г. в бюджетной сфере с 0,26 млн. т.у.т. до 0,22 млн. т. у. т., а в жилищном хозяйстве с 1 млн. т. у. т. до 0,9 млн. т.у.т.

 

В 2002 г. Казань включен в Перечень субъектов РФ и муниципальных образований, участвующих в проведении эксперимента по применению новой экономической модели реформирования ЖКХ ‑ осуществлению адресной социальной поддержки населения при оплате ЖКУ с использованием персонифицированных социальных счетов. Проведенные Госстроем РФ обследования состояния ЖКХ города свидетельствуют о том, что в Казани созданы условия для проведения этого эксперимента.

Проблемы реформирования ЖКХ

Реформирование ЖКХ в Казани в настоящее время осуществляется на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» от 20 апреля 1998 г. № 482. Программа содержит следующие основные разделы:

1. 1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства.

2. 2. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством.

3. 3. Снижение стоимости и повышение качества услуг.

4. 4. Изменение механизмов финансирования отрасли.

5. 5. Реформирование социальной политики в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

6. 6. Обеспечение государственного регулирования и контроля.

7. 7. Создание нормативно-правовой базы.

8. 8. Мониторинг хода реформы и его роль в принятии решений.

9. 9. Финансовое обеспечение программы.

 

В г. Казани остаются нерешенными следующие вопросы:

§ Какие виды услуг ЖКХ должны быть отнесены к естественным монополиям и почему?

§ Какие виды услуг ЖКХ должны быть переведены в конкурентную среду?

§ По услугам, не относящимся к естественным монополиям:

§ перечень услуг, по которым может осуществляться конкурентный отбор;

§ перечень услуг, по которым может развиваться свободная конкуренция в случае выделения структуры, осуществляющей эти услуги, в качестве самостоятельного юридического лица.

§ Какие виды деятельности должны остаться в ведении муниципальных служб, а что должно перейти к хозяйствующим субъектам (на коммерческую основу)?

§ Что делать, с муниципальным предприятием, если оно не выиграло конкурс на поставку ЖКУ?

§ Что делать с основными фондами при приватизации муниципального предприятия?

§ Как возмещать НДС, возникающий при разделении функций заказчика и подрядчика и др.?

 

Не определены Республиканской Программой и документах РТ:

§ Правила поведения субъектов ЖКХ в процессе проведения реформы отрасли.

§ Принципы и механизмы проведения гибкой тарифной политики.

§ Правила и механизмы демонополизации услуг отрасли.

 

Трудности при внедрении системы адресных жилищных субсидий состоят в следующем:

§ отсутствие в едином платежном документе услуг по газоснабжению;

§ отсутствие единого платежного документа для частного, ведомственного и кооперативного жилья;

Цели развития ЖКХ

Проблемы ЖКХ затрагивают интересы всех основных городских субъектов – населения, бизнеса (частный сектор экономики), бюджетного сектора экономики, а также оказывают непосредственное влияние на развитие городской среды в целом. Поэтому рассмотрение интересов и проблем деятельности различных субъектов является основой для определения целей и приоритетов развития ЖКХ.

Интересы бюджетного сектора

Одной из главных проблем являетсячрезмерная нагрузка расходов ЖКХ на бюджет города. Затраты городского бюджета на погашение убытков предприятий ЖКХ и финансирование капитального ремонта растут. В значительной степени это является следствием дотаций на обслуживание жилищного фонда и высокого износа инженерных сетей и сооружений. Доля ветхих сетей в городе составляет: водопровод – 65%, канализация – 65%; износ тепловых сетей и котельных составляет 60%. При численности населения Казани в 1,1 млн чел. 28% населения имеют доходы ниже прожиточного минимума, значительная часть этого населения проживает ветхом фонде.

Расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг и энергоресурсов, потребляемых бюджетными учреждениями и организациями, также обременяют городской бюджет. Здесь проблема заключается в отсутствии стимулов к экономии энергоресурсов, так как высвободившиеся средства нельзя было бы потратить на другие цели (например, на развитие), и, поэтому при проектировании бюджета на следующий год их финансирование может быть уменьшено.

Таким образом, с точки зрения администрации, цель реформирования отрасли заключается в уменьшении расходов бюджета на финансирование ЖКХ путем снижения объема дотаций населению и предприятиям ЖКХ, создания стимулов у бюджетных организаций к экономии энергоресурсов и обеспечения прозрачности естественных монополий и предприятий ЖКХ. Высвобожденные средства при этом могут быть направлены на усиление поддержки малоимущих семей и улучшение среды их обитания.

Интересы частного бизнеса

Интересы предпринимателей (как крупных, так и мелких), действующих на территории города, в первую очередь, состоят в минимизации издержек и рисков, связанных с использованием коммунальных услуг и инженерной инфрастуктуры. Для этого необходимо обеспечить предсказуемость тарифной политики естественных монополистов и четкие правила выдачи естественными монополистами технических условий на подключение к инженерным сетям. В настоящее время действует практика в соответствии с которой, монополисты по собственному усмотрению могут выставлять технические условия на каждую индивидуальную заявку подключения к инженерной инфраструктуре.

Еще одна проблема заключается в перекрестном субсидировании тарифов на энергоресурсы, в результате чего промышленные потребители платят по более высоким ставкам, нежели население и бюджетные учреждения. Это ведет к увеличению издержек и снижению конкурентоспособности предприятий.

Наконец сама отрасль ЖКХ могла бы быть привлекательной сферой для деятельности частных предприятий. Однако существующая схема финансовых потоков в этой отрасли является причиной убыточности предприятий ЖКХ и накапливающейся перед ними задолженности.

Таблица 5.7.
Деятельность предприятий ЖКХ

             
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) 14,9 -10,1 -74,1 -69,3 -59,5 -16,8
Доля убыточных предприятий - - 42,6 46,2 40,7 50,5

 

Дотации предприятиям ЖКХ, накопившаяся задолженность со стороны потребителей ЖКУ и отсутствие механизмов погашения долгов, делает в настоящее время эту отрасль не привлекательной для частных инвестиций. Вместе с тем, развитие конкуренции в этой сфере позволило бы снизить стоимость и повысить качество ЖКУ.

Интересы населения

Население заинтересовано, с одной стороны, в получении качественных жилищных и коммунальных услуг, с другой стороны, плата за эти услуги должна быть разумной, т.е. не превышать определенной доли семейного бюджета и не уменьшать потребление других жизненно важных социальных благ.

У населения на сегодняшний день отсутствует реальная возможность влиять на качество предоставляемых ЖКУ. В городе создана специализированная диспетчерская служба, с помощью которой у граждан появилась возможность сигнализировать о несоответствии качества ЖКУ стандартам, т.е. тем самым имеется возможность оценивать качество услуг. На деле это не означает возможность активно влиять на их качество – выбирать поставщика ЖКУ, что могло бы быть осуществлено, если бы жильцы объединялись для создания ТСЖ. Однако в настоящее время у населения отсутствуют стимулы к объединению в ТСЖ, поскольку создание их при сегодняшнем уровне развития конкуренции и состоянии жилищного фонда приведет только лишь к увеличению стоимости ЖКУ.

Кроме того, вопрос об обеспечении социальных гарантий граждан и организация эффективной системы адресной социальной защиты малоимущих слоев населения.

На основе определения этих интересов были сформулированы основные цели развития и реформирования ЖКХ в Казани:

§ Эффективное функционирование предприятий отрасли и повышение качества услуг;

§ Обеспечение социальных гарантий малоимущим слоям населения;

§ Создание безопасной и благоустроенной городской среды, обеспечивающей комфортные условия жизнедеятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.057 с.)