![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Необходимость реформирования учета
Изменение с начала 1990-х гг. системы общественных отношений, а также стремительное развитие рыночной экономики вызвали необходимость адекватной трансформации бухгалтерского и налогового учета. Для решения этой задачи в конце 1990-х – начале 2000-х гг. были проведены мероприятия по приведению национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Эти мероприятия были определены Программой реформирования бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.1998г. №283. Программа реформирования системы бухгалтерского учета предусматривала: · совершенствование законодательного и нормативного регулирования системы бухгалтерского учета; · формирование нормативной базы (стандартов); · методическое обеспечение (разработку методических указаний, рекомендаций и т.п.) В процессе реализации правительственной Программы в стране сложилась определенная система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая лежит в основе теории и практики бухгалтерского учета и действует в настоящее время.
2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации Система нормативного регулирования бухгалтерского учета – это совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Действующие нормы основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, составлении и представлении сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской информации. Ведение бухгалтерского учета в нашей стране осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей четырехуровневой системы: Первый уровень: законодательные акты, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организациях. Второй уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Третий уровень: методические рекомендации, (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов Российской Федерации и других ведомств. Четвертый уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации. Основным актом первого уровня является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. Данный Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета для предприятий и организаций, находящихся на территории Российской Федерации, а та же для филиалов и представительств иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами. Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку: а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций; б) закрепляет обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учет; в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства. Закон "О бухгалтерском учете" состоит из трех разделов и 19 статей. В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.). В нем изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций. Во втором разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств. В третьем разделе "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета. К документам первого уровня системы следует отнести также Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, постановление Правительства РФ "О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности" от 6 марта 1998 г. N 283 и другие. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 21 положение по бухгалтерскому учету и отчетности.
Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета. Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы: - название и номер ПБУ; - общие положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета); - определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета); - оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту); - порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета); - раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащей раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности). Отечественные положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов. На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Министерство финансов РФ. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Министерством финансов РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций). К документам данного уровня относятся: · Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49); · Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утв. приказом Министерства финансов РФ от 30.12.1996 № 112); · Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003 № 91н); · Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Министерства финансов РФ от 21.12.1998 № 64н); · Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2001 № 119н); · Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Министерства финансов РФ от 26.12.2002 № 135н); · План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н); · О формах бухгалтерской отчетности организаций (приказ Министерства финансов от 22.07.2003 №67н) и др.
Рабочие документы самой организации определяют особенности организации и ведения учета в нем. В них на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям. Основными рабочими документами четвертого уровня системы, разрабатываемыми организациями, являются: · приказ об учетной политике организации; · рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями бухгалтерской своевременности и полноты учета и отчетности; · формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов; · формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; · утвержденный порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; · график документооборота и технология обработки учетной информации. Изложенная структура нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой продуманную систему нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности. Следует отметить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета постоянно развивается и дальнейшие работы в этом направлении, предусмотренные Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, продолжаются.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.006 с.) |