Сравнительный анализ конкурентных позиций Казани в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ конкурентных позиций Казани в России



Города и регионы конкурируют между собой за привлечение населения, бизнеса, туристов. Успешность конкуренции проявляется в росте численности и качества населения, развитии экономики, улучшении состояния инфраструктуры и окружающей среды. С учетом имеющейся сопоставимой статистики был составлен набор показателей, характеризующий состояние четырех подсистем города – «Население», «Экономика», «Инфраструктура», «Экология». Затем был определен круг городов - потенциальных конкурентов Казани. При выборе учитывалось, что Казань – входит в небольшую группу крупнейших городов-миллионеров России (рис. 7). Казань – один из основных центров Приволжского Федерального округа, во многом определяющий его социально-культурное разнообразие и экономическую базу (рис. 8). Поэтому для сравнительного анализа отобраны 20 городов – региональные конкуренты (Приволжский Федеральный округ) и российские конкуренты.


 

Города были ранжированы по значениям каждого из отобранных показателей - чем меньше ранг, тем выше конкурентоспособность города по некоторому оценочному показателю. Для каждого города был определен средний ранг по каждой из подсистем. На основании математико-статистических

методов по значениям ранговой оценки все города были разделены на три группы - соответственно с высокими, средними и низкими значениями ранговой оценки. Затем рассчитана интегральная характеристика конкурентоспособности (табл. 1.5.1), что позволяет сделать следующие общие выводы.

1. Казань имеет в целом средний уровень оценочных значений по позициям потенциала населения, развитости социальной сферы. Сводная оценка выводит город в группу, где находятся города Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Киров, Пенза и др.

Вместе с тем Казань, являясь одним из крупнейших университетских центров России (рис. 9), имеет высокие культурный и интеллектуальный потенциалы, поэтому разрыв оценок с оценками городов, имеющих наилучшую конкурентоспособность по данной позиции, в целом незначителен.

 

Конкурентные позиции Казани снижают низкие оценочные значения параметров естественного движения населения (рождаемость, смертность) при достаточно высокой оценке параметров миграционных процессов. Кроме того, сравнительно низкие значения имеет оценка параметров потенциала социальной сферы.

2. Город отличается сильными конкурентными позициями в плане производственного потенциала, развитости экономической базы. Казань отличается, в целом, благоприятным инвестиционным климатом (рис. 10)[2]. Позиции города во многом аналогичны тем, которые имеют в настоящее время крупнейшие промышленные центры России, включая Москву, Челябинск, Оренбург и др. При этом, заметна существенная разница (примерно в 2 - 3 раза) сводных оценочных значений

группы городов-лидеров и группы городов-аутсайдеров. Среди положительных особенностей Казани следует отметить относительно высокий уровень инвестирования в экономику и сводной оценки производственного потенциала.

 

 

3. Казань относится к городам, имеющим средний уровень оценочных значений по конкурентным позициям развитости сферы жизнеобеспечения, производственной и социальной инфраструктуры. Она входит в группу, включающую такие города, как Екатеринбург, Челябинск, Нижний Новгород и др. По данной позиции город существенно уступает лидерам, сводные оценки которых примерно в два раза выше. Конкурентоспособность Казани заметно снижает относительно слаборазвитая сфера услуг. По основным показателям ее развития город находится во второй половине анализируемого перечня городов.

4. Конкурентные позиции Казани по привлекательности состояния городской среды являются относительно слабыми. Здесь город входит в группу аутсайдеров, где находятся Омск, Челябинск, Уфа, Оренбург, Самара и др. Вместе с тем, сводная оценка состояния городской среды свидетельствует о незначительном разрыве с городами, имеющими наилучшие значения оценок. В группу лидеров входят такие города, как Ростов-на-Дону, Йошкар-Ола, Саранск, Чебоксары и др. Следует отметить отсутствие статистических источников сравнительной оценки загрязнения окружающей среды с развитой системой показателей.

5. Итоговая сводная оценка конкурентных позиций г.Казани в сравнении с крупнейшими городами России и Приволжского Федерального округа показывает средний уровень конкурентоспособности города. К той же группе относятся такие города, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск и др. Вместе с тем, сводная оценка конкурентных позиций Казани (значение 10-12) в общем незначительно отличается от оценок городов, входящих в группу лидеров – Москвы, Оренбурга, Перми и пр., которые имеют значения агрегированных рангов, равные 8 – 9. В то же время разрыв с группой аутсайдеров более заметен и превышает 4 балла.


Таблица 1.5.1.
Сводные оценки конкурентных позиций городов

  Казань Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Омск Челябинск Новосибирск Ростов-на-Дону Уфа Йошкар-Ола Саранск Ижевск Чебоксары Киров Нижний Новгород Оренбург Пенза Пермь Самара Саратов Ульяновск
Сводная ранговая оценка по позиции "Население" 9,86 8,43 12,71 11,71 12,57 8,43 10,57   5,43 13,71 13,71 7,86 9,14 12,29 13,83 8,14 12,14 9,29 13,14 14,43 11,57
Ранговая группа по позиции "Население"                                          
Сводная ранговая оценка по позиции "Экономика" 6,5 7,75 8,5 9,75 15,75     9,5 5,25 19,25 11,5   12,75 9,5 13,25 7,5   5,5   9,25  
Ранговая группа по позиции "Экономика"                                          
Сводная ранговая оценка по позиции "Инфраструктура" 10,13 5,13 8,88 10,63 14,71 9,75 8,5 9,5 13,13   9,5 12,75 8,63 10,25 11,75 10,75 10,13 9,25 11,88 15,13 15,25
Ранговая группа по позиции "Инфраструктура"                                          
Сводная ранговая оценка по позиции "Экология"   10,5 10,5 9,5 16,5   10,5   15,5         8,5   13,5 8,5 9,5 17,5   10,5
Ранговая группа по позиции "Экология"                                          
Итоговая оценка конкурентоспособности города 10,12 7,95 10,15 10,4 14,88 11,04 10,89 8,5 9,83 13,49 10,18 8,4 8,88 10,13 12,96 9,97 11,44 8,38 12,88 12,7 13,58
Ранговая группа по итоговой оценке конкурентоспособности                                          

 


Сценарии развития Казани

Сценарии позволяют дать комплексную оценку вероятных перспектив развития Казани на период до 2015 г. Возможные сценарии развития города определяются внешними и внутренними условиями и факторами (см. 1.3 и 1.4.). Выбор системы сценариев обуславливается также объективным наличием инертного и активного начал городской системы, перспективами их проявления в развитии Казани в ближайшие годы.

Исходя из отмеченного, наиболее четко определяются три сценария развития города:

§ «Инерционный».

§ «Динамичный многоцелевой».

§ «Прагматичный».

 

Инерционный сценарий. Данный сценарий предполагает сохранение современных тенденций развития, существующих условий и главных особенностей современного состояния городской системы. Он представляет собой их экстраполяцию в перспективу до 2015 г. Предполагается, что городом упущены благоприятные возможности изменения его структурно-функциональной основы в плане решения проблем развития. Таким образом, он будет неадекватен перспективным вызовам. Сохраняются особенности современного действия слабых сторон города и его внешней среды. Реакция города на потенциальные опасности недостаточно эффективна.

Главным итогом такого сценария развития будет заметное ухудшение состояния всех основных подсистем города, снижение предпринимательской и инвестиционной активности. Упущенные выгоды геополитического положения приведут к сохранению существующих или сокращению рынков сбыта в зарубежных странах, сокращению транспортных потоков.

Произойдет ухудшение демографической ситуации, что приведет к старению населения, сокращение рождаемости, увеличение демографической нагрузки. Население города уменьшится примерно до 1 млн. чел.

Сохранение существующего инвестиционного и предпринимательского климата приведет к относительно невысоким темпам экономического развития города, незначительной степени диверсификации экономической базы, уменьшению уровня развития сферы услуг. Слабое использование инновационного потенциала и сохранение существующего технологического уровня градоформирующих отраслей приведет к снижению уровня их конкурентоспособности, сокращению производства и экспорта, к уменьшению бюджетной базы города. Это приведет к социальным последствиям, связанным с сокращением возможностей для получения образовательных, медицинских и социокультурных услуг, что объективно уменьшит производственный потенциал высокотехнологичных отраслей специализации Казани. Возрастет социальное расслоение населения, увеличится безработица, произойдет отток экономически активного населения в более привлекательные регионы. В сочетании с невысоким уровнем развития гражданского общества это сильно увеличит степень его конфликтности.

Возрастет степень изношенности основных элементов инфраструктуры, что будет способствовать сокращению возможностей развития производства и повышению социальной напряженности. Значительно усилятся транспортные проблемы. Ухудшатся все основные показатели состояния экологической среды.

Вероятность рассматриваемого сценария в целом достаточно низкая (примерно 0,2-0,3). Возможно также и частичное его исполнение, а также варианты, переходные от прагматического сценария развития. Критическими моментами по отношению к полному или частичному переходу в инерционное развитие являются:

§ Неразвитость гражданского общества, низкая социальная активность горожан. Формальное отношение к развитию системы местного самоуправления.

§ Чрезмерная закрытость экономики региона. Сохранение и усиление государственного протекционизма.

§ Отсутствие ясной инвестиционной политики. Неблагоприятный предпринимательский климат.

§ Неэффективная реформа жилищно-коммунальной сферы. Отсутствие государственного и частного инвестирования развития инфраструктуры и ЖКХ.

В случае развития по подобному сценарию заметно снизится конкурентоспособность Казани в целом. Город перейдет со среднего уровня конкурентоспособности среди крупных городов России на низкий уровень, характерный для Йошкар-Олы, Пензы, Ульяновска и др.

 

Сценарий динамичного, многоцелевого развития. Предполагается, что город, с учетом имеющихся объективных ограничений социально-экономического потенциала, исторического момента и характера динамики внешних условий, в максимальной степени использовал благоприятные возможности для развития общества, экономики и городской среды. Деятельность администрации приводит к тому, что все его подсистемы имеют высокую степень адекватности перспективным вызовам. Недостатки внутренней среды города сводятся к минимуму. Город показывает эффективную реакцию на негативные проявления внешних факторов.

Решающими предпосылками реализации данного сценария являются:

§ Корпоративное единство всех граждан, организаций и ветвей власти. Высокая социальная активность населения. Осознание значимости целей и задач стратегии развития.

§ Устойчивый благоприятный экономический климат.

§ Формирование оптимального баланса открытости экономики города и позиций государственного протекционизма.

§ Эффективное использование культурного и интеллектуального потенциала для развития экономической базы.

§ Реформа жилищно-коммунальной сферы.

Развитие по оптимистическому варианту способствует переходу городской системы в новое состояние, основными особенностями которого являются:

§ Развитие культурно-экономических связей с рядом стран СНГ и исламского мира. Расширение объемов услуг транспортного узла, строительство логистического центра.

§ Улучшение демографических показателей на основе экономического роста и реформы ЖКХ. Снижение смертности до 10 – 11 чел., увеличение рождаемости до 10,5 – 11 чел. на 1000 жителей. Положительный баланс миграций. Рост численности населения города до 1,2 млн. чел.

§ Высокая гражданская активность общества. Заметное повышение доли лиц, относящихся к среднему классу. Снижение социальной напряженности.

§ Улучшение основных параметров качества жизни за счет роста доходов, развития систем здравоохранения, культуры, улучшения экологии города. Увеличение среднемесячной зарплаты до эквивалента 350 - 400 долларов США. Повышение средней продолжительности жизни на 3 – 5 лет. Постоянное снижение заболеваемости. Повышение качества образования, в том числе и специального. Приведение загрязнения среды к нормативам.

§ Высокие (до 6 – 7 %) темпы роста ВТП. Рост инвестиций в основной капитал до 7 – 8 % в год.

§ Развитая многоотраслевая структура экономики при специализации на отраслях машиностроения, химической, легкой и пищевой промышленности. Развитые сфера услуг и туризм (с числом занятых, доходящим до уровня промышленности).

§ Эффективное использование интеллектуального потенциала. Строительство ряда крупных инновационных центров.

§ Выход на мировой уровень технологий основных градоформирующих отраслей.

§ Стабильное увеличение экспортного потенциала.

§ Наличие чистой и удобной городской среды на основе совершенствования транспортно-планировочной структуры, рационализации транспортных потоков, деятельности природоохранных ведомств.

Вероятность реализации сценария весьма низкая (не выше 0,1), т.к. город не сформировал достаточного социально-экономического потенциала. При развитии города по данному сценарию, Казань обеспечит себе высокий уровень конкурентоспособности среди городов России, перейдя по этому показателю в состав группы лидеров. Заметно повысится имидж Казани, как в России, так и за рубежом.

 

Сценарий развития на базе реформирования жилищно-коммунальной сферы («Прагматичный»). Данный сценарий относится к числу наиболее целесообразных, с точки зрения обеспеченности экономическими ресурсами и социальной привлекательности, что делает его максимально вероятным прагматичным.

Предполагается, что развитие жилищной сферы и реформа ЖКХ станут стимулом динамичного развития главных подсистем города, включая население, экономику и городскую среду. ЖКХ как главная «точка роста» Казани на период до 2015 г. обуславливает комплекс позитивных последствий, сопровождаемых улучшением состояния городской системы в целом.

Позитивные последствия реформы в максимальной степени проявятся в развитии городского сообщества. Улучшение комфортности проживания основной части населения приведет к повышению уровня жизни. Оно также способствует улучшению основных демографических характеристик населения. Произойдет определенное снижение уровня смертности населения, что улучшит показатели его естественного движения, снизит демографическую нагрузку.

Важнейшим из результатов повышения комфортности проживания станет укрепление здоровья населения за счет снижения общей заболеваемости. Это, при благоприятных экономических условиях, приведет к ощутимому увеличению продолжительности жизни.

Одним из следствий реформы явится снижение социального неравенства за счет улучшения условий обитания, что приведет к некоторому снижению степени конфликтности общества. Развитие деятельности организаций собственников жилья, особенно ТСЖ, приведет к росту социальной активности населения, повышению степени его вовлеченности в деятельность органов местного самоуправления, а, следовательно, к улучшению взаимодействия с органами власти города.

Улучшение бытовых условий и расширение услуг ЖКХ будет объективно способствовать усилению безопасности жителей города и, в конечном итоге, повышению уровня их социальной защищенности. Возрастет материальная культура населения.

В области экономики возникнет достаточно быстро развивающийся сектор. Произойдет рост занятости в сфере обслуживания, сопровождаемый увеличением общих доходов населения, занятого в данной сфере. Существенно повысится квалификация работающих в ЖКХ. Развитие сферы услуг позволит сформировать более диверсифицированную структуру экономики города, а следовательно, повысить ее сбалансированность и устойчивость к кризисным явлениям.

Описанные тенденции приведут к заметному росту бюджетных доходов города за счет:

§ Снижения затрат на эксплуатацию жилья как для населения, так и для бюджета.

§ Более полного сбора оплаты за жилье.

§ Приватизации жилья и сферы ЖКУ.

Это увеличит базу создания новых рабочих мест за счет развития предприятий сферы обслуживания с муниципальной или смешанной формой собственности. Увеличатся объемы инвестирования в экономику города, в т.ч. в социальную инфраструктуру. Будет сформирована развитая система адресных субсидий населению.

Модернизация инфраструктуры и жилищного фонда, улучшение сбора мусора приведет к существенному улучшению состояния экологической среды города. Произойдет заметное улучшение имиджа города, сохранение и усиление его конкурентных позиций за счет повышения стабильности общества, формирования более чистой, удобной и безопасной среды.

Данный сценарий имеет относительно высокую (свыше 0,6) вероятность реализации. Главными предпосылками реализации являются:

§ Последовательное и планомерное проведение реформы ЖКХ, главных мер «Мегапроекта» Стратегии развития Казани.

§ Демонополизация сферы обслуживания.

§ Формирование системы государственного и частного инвестирования развития инфраструктуры и ЖКХ.

§ Участие граждан в управление жилищной сферой.

§ Повышение прозрачности деятельности обеспечивающих монополий.

§ Разработка эффективной системы адресных субсидий.

§ Наличие генерального плана города.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.47 (0.029 с.)