Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состояние общества и социальной инфраструктурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Состояние социальной сферы является одним из ключевых показателей развития города, так как оно отражает уровень и качество жизни населения, а также определяет степень гражданской инициативы в соответствии с культурно-образовательным потенциалом города. Среди внешних факторов, определяющих развитие социальной сферы города, следует выделить следующие: § глобализация социокультурного пространства, § переход к рынку, сопровождающийся трансформацией системы ценностей, преобладающих в обществе, § изменение институциональной среды, § ухудшение экологической ситуации на глобальном и местном уровнях. Специфическими характеристиками Казани, которые можно отнести к внутренним факторам состояния городской социальной среды, являются: § неразвитость гражданского общества, что проявляется в низкой социальной активности горожан, в недостаточном развитии местного самоуправления, в противоречии межгрупповых интересов, § кризис системы ценностей, в частности, усиление конфликтности общества, криминализация, наркотизация населения, снижение толерантности, § социальная дифференциация и территориальная сегрегация общества, низкая доля среднего класса в социальной структуре, утрата традиций городского сообщества, неравный доступ к социальным услугам различных слоев населения. На эти проблемы накладывает свой отпечаток и полиэтничная среда, характерная для Казани. Учитывая многоплановость социальных вопросов, целесообразно рассматривать общую проблематику применительно к основным секторам и отраслям социальной сферы: § образование, § культура и средства массовой информации, § здоровье населения, § социальная защита, § социальная структура, § гражданское общество и власть.
Сфера "Образование". В настоящее время в городе сложилась система непрерывного образования, охватывающая всю сеть образовательных услуг, предоставляемых населению в области дошкольного, школьного, детского и взрослого дополнительного, начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Дошкольная сеть города насчитывает 306 детских садов на 38 336 мест, в том числе 281 – общего типа, 22 – специализированных. В 49 дошкольных учреждениях дети воспитываются и обучаются на татарском языке, в 257 учреждениях смешанное обучение: в 1322 группах - на русском языке и в 416 - на татарском языке. В 51 дошкольном учреждении оказываются услуги по обучению английскому, татарскому языкам, изобразительному искусству, ритмике и хореографии, плаванию, восточным единоборствам, по подготовке к школе, а также лечебно-оздоровительные услуги. Сеть общеобразовательных школ города насчитывает 207 школ на 130 825 мест, из них только 2 – негосударственные. Преобладают школы общего профиля (99), кроме того, существует 29 гимназий, работающих по программам повышенного уровня (гуманитарной направленности), 2 прогимназии (детский сад - школа), 14 лицеев (естественно-математического, юридического, гуманитарного профиля), 11 школ с углубленным изучением иностранных языков, 28 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 24 школы/школы-интернаты другого типа. В 43 школах города обучение ведется на татарском языке, из них: 11 – общеобразовательные; 11 – с углубленным изучением отдельных предметов, 21 – гимназия и лицей. В 136 школах с русским языком обучения организовано 278 классов, где используется татарский язык; 4891 класс - русский язык; а также 27 русско-татарских школ. В 34 школах Казани оказываются дополнительные платные услуги по обучению иностранным языкам, по художественно- эстетическому и спортивному воспитанию, по подготовке к поступлению в вузы, по оздоровлению детей. Сеть дополнительного образования детей насчитывает 235 учреждений. Платные услугу оказываются в 18 учреждениях дополнительного образования, в том числе по развивающему обучению детей до 7 лет. Сеть начального профессионального образования насчитывает 30 учреждений – на 12 805 учащихся. Структура подготовки квалифицированных рабочих со средним образованием включает 12 направлений по отраслям и 77 специальностей. Сеть среднего профессионального образования насчитывает 23 учебных заведения, в том числе 1 негосударственное, в целом на 19060 учащихся. В Казани действует 30 вузов на 95 438 мест, в том числе 12 негосударственных. Основной язык обучения - русский, в то же время 3 362 студента в 9 вузах обучаются на двуязычной основе. Платные услуги оказываются всеми вузами. Структура подготовки специалистов включает более 80 направлений высшего образования и более 200 специальностей. За последние 5 лет число студентов вузов увеличилось на 45%, при этом преобладает дневная форма обучения (63%), заочно учатся 31% студентов. В целом положительная тенденция расширения круга лиц, получающих высшее образование, сопровождается значительным превышением числа студентов над нормативным числом мест в вузах Казани (на 10 тыс.), что не может не сказаться на общих условиях и качестве обучения. Таблица 3.1.1.
Послевузовское образование в форме аспирантуры предоставляют 14 государственных и негосударственных вузов, где обучается 1 977 аспирантов. В 10 учреждениях Академии наук Республики Татарстан и Казанского научного центра Российской академии наук обучается 370 аспирантов. Докторантура действует в 6 вузах, где обучается 75 докторантов. В настоящее время в городе существуют различные формы и виды образования для взрослых. Кроме формального образования (общее, среднее, профессионально-техническое, среднепрофессиональное, высшее образование), послевузовского профессионального образования (аспирантура и докторантура), повышения квалификации и переподготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в институтах, на факультетах и курсах переподготовки и повышения квалификации, как самостоятельных, так и при высших учебных заведениях, сложилась сеть учреждений неформального образования для взрослых (профессионально направленные и общекультурные курсы обучения в народных университетах, в лекториях общества «Знание», курсы интенсивного обучения и пр.). Дополнительное профессиональное образование и переподготовка взрослых проводятся в 18 центрах обучения на 9 370 мест. Несмотря на развитость системы образования, в данной отрасли могут быть выделены следующие ключевые проблемы: § Снижение качества образования и низкая материально-техническая обеспеченность учреждений образовательной сферы. По мнению жителей Казани, основная проблема городской школьной системы связана с необходимостью повышения качества образования, так считают 30% участников специального опроса,[3] § Неразвитость коммерческого сектора образовательных услуг: из 198 средних образовательных учреждений города лишь 1,5% относится к негосударственному сектору. § Дефицит квалифицированных кадров, диспропорции на рынке труда. § Слабый охват населения дополнительным образованием, отсутствие банка данных образовательных услуг.
Сфера «Культура и средства массовой информации». В Казани насчитывается 173 учреждения и организации культуры и искусства, в том числе негосударственной формы собственности. В настоящее время в городе 7 театров, Татарская государственная филармония им. Г. Тукая, Государственный Большой концертный зал Республики Татарстан им. С.Сайдашева, Казанская государственная консерватория им. Н. Жиганова, а также 149 музеев. В соответствии с действующими нормативами Казань хорошо обеспечена музыкальными и художественными школами (на 109,6%), музеями - 135,5%, и библиотеками (104,4%). Несколько хуже обстоят дела с обеспеченностью населения дворцами и домами культуры, центрами досуга - 68,3%, концертными залами -11%. Следует отметить, что в последние годы наблюдается снижение общего уровня духовности горожан, которое отражается в вакууме ценностей, в отчужденности основной части населения от системы учреждений культурно-досуговой сферы. Отчасти это связано с проблемами финансовой доступности данных учреждений, на что указали в ходе опроса 37% горожан. В связи с этим может быть сформулирован следующий круг проблем: § Происходит отставание развития объектов социокультурной сферы от темпов развития и увеличения территории города. Отмечается значительная территориальная дифференциация в доступности объектов социально-культурной сферы, сосредоточенность их в центральной части города, что создает неудобства для жителей окраинных микрорайонов. § Существует проблема оснащенности учреждений культуры современным оборудованием из-за дефицита бюджетных и иных финансовых средств, направляемых на содержание и развитие учреждений культуры различной ведомственной принадлежности. § Ухудшается состояние ряда памятников архитектуры, истории и культуры в результате недостаточного финансирования этих объектов. § Ослабевает интерес к клубным и кружковым формам культурной деятельности, что связано с расширением потребления продукции массовой культуры (телевидение, видео). § В деятельности учреждений культурной сферы при наличии общих целей и задач наблюдается корпоративность, замкнутость, нарушение обмена информацией. § Происходит процесс «размывания» сугубо городской культуры за счет притока в город сельского населения и разобщенности городской интеллигенции. § Отмечается недостаточная информативность СМИ в части освещения вопросов городской жизни, в том числе из-за их слабой технической оснащенности и высокой стоимости коммуникационных услуг.
Здоровье населения определяется спецификой крупного города и, в первую очередь, находится под влиянием экологической ситуации. К основным проблемам здесь следует отнести появление ряда неблагоприятных тенденций в медико-статистических и демографических показателях, отражающих состояние здоровья населения Казани. Последние 10 лет характеризуется отрицательными изменениями основных параметров воспроизводства населения города. Рождаемость снизилась с 13,5 до 7,9 на 1000 населения (снижение на 40%), смертность возросла с 10,1 до 14,0 на 1000 населения (рост на 39%). С 1992 года коэффициент естественного прироста имеет отрицательную динамику (- 6,1 в 2001 г.). В то же время с 2000 г. наметилась тенденция к росту показателей рождаемости на 13% (8,9 на 1000 населения). Неблагоприятные изменения в показателях воспроизводства сказались и на возрастном составе населения города: § уменьшилась численность детей до 17,5% (или на 8% в сравнении с 1995 годом); § увеличилась доля лиц старше трудоспособного возраста - до 21% (на 3% в сравнении с 1995 годом). На протяжении ряда лет на первом месте среди причин смерти горожан стоят болезни системы кровообращения, в основном инфаркты миокарда и инсульты, на втором месте - злокачественные новообразования. Ежегодно от рака умирает около 2000 жителей города. Отмечается рост смертности лиц трудоспособного возраста (30-49 лет), среди которых доля мужчин составляет 80%. Продолжает оставаться высоким уровень общей заболеваемости всего населения, он составляет 940 случаев на 1000 населения (для сравнения, в РТ – 760,3), в том числе среди детского населения Казани 18 14,6 случаев (в РТ – 1228,2). Количество обращений за медицинской помощью на 1 жителя составило в 2002 году 15,1. В стационары города ежегодно госпитализируется более 200 000 человек. Кроме того, бригадами станции скорой и неотложной медицинской помощи обслуживается до 1000 вызовов в сутки. Ежегодно в городе регистрируется более 1,5 миллионов случаев заболеваний населения острыми и хроническими болезнями. В структуре первичной заболеваемости горожан ведущее место занимают поражения органов дыхания, причем у детей они диагностируются в 2 раза чаще, чем у взрослых. Значительную долю занимают несчастные случаи и травмы. Ежегодно каждый девятый горожанин попадает в медицинские учреждения с травмами и отравлениями. Особенно быстрыми темпами растет заболеваемость врожденными аномалиями, болезнями мочеполовой системы, системы кровообращения, а также болезнями нервной системы и органов чувств. Отмечается высокая заболеваемость туберкулезом, венерическими болезнями. Тревогу вызывает состояние здоровья будущих матерей, рост уровня заболеваемости новорожденных. Среди основных проблем в данной области можно выделить следующие: § Снижение качества медицинских услуг, неразвитость рынка частных медицинских услуг, наличие административных и правовых барьеров в организации и оказании медицинских услуг на рыночной основе. На необходимость повышения качества медицинского обслуживания указали в ходе опроса 48% горожан. § Разобщенность и нескоординированность медицинских учреждений по уровням территориального охвата, что осложняет их взаимодействие и мешает формированию эффективной структуры городского здравоохранения. § Неблагоприятные условия труда приводят к профессиональной и производственной заболеваемости горожан, что отражается на уровне инвалидности и смертности трудоспособного населения. § Неблагоприятная экологическая обстановка, в частности, город не имеет достаточно надежного источника питьевого водоснабжения при наличии потенциально-опасных для экологии и здоровья населения промышленных объектов.
В области социальной защиты населения прослеживаются следующие тенденции и проблемы, существующие в городе: § В настоящее время около половины населения города составляют лица нетрудоспособного возраста (дети, пенсионеры, инвалиды), нуждающиеся в различных видах социальной помощи. § Важнейшим приоритетом в области социальной политики города является повышение уровня жизни социально уязвимых категорий населения. Так, в 2002 году численность горожан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составила 23%. 19% казанцев имели доходы в пределах прожиточного минимума (1199,6 руб. на 1 сентября 2002 г.). Около 52,9% населения имели доходы ниже минимального потребительского бюджета – от 1 215,6 до 3 569,3 руб. Лишь 5,1% горожан имели уровень рационального бюджета – 11,8 тыс. руб. в месяц. В ходе проведенного опроса большинство респондентов -жителей города высказалось за увеличение объема предоставляемой социальной помощи (35% респондентов), чтобы ее получали все, кто в ней нуждается (28% респондентов). § Нынешний этап развития характеризуется новыми социально-экономическими реалиями, которые обуславливают появление проблем социальной защиты иного качества и уровня, например, реформирование жилищно-коммунального комплекса, которое влечет за собой повышение оплаты за жилье и коммунальные услуги, значительное увеличение нагрузки данных платежей на семейный бюджет. Эта проблема требует адекватных мер социальной защиты малоимущих слоев населения в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг. § Недостаточно развитая сеть учреждений социального обслуживания, из-за чего многие нуждающиеся не охвачены необходимыми социальными услугами. § Пассивность участия институтов гражданского общества и самого населения в сфере социальной защиты. Неразвитость социальной самопомощи и взаимной поддержки граждан. § Отсутствие обоснованных критериев и норм предоставления социальной помощи и поиска новых адекватных решений социальных проблем.
Социальная структура. Отличительной особенностью является то, что Казань многонациональный город, имеющий большой успешный опыт в решении национальных вопросов. В городе учреждена Ассоциация национально-культурных организаций, которая объединяет 32 субъекта. Их деятельность направлена, в первую очередь, на решение проблем возрождения и развития языка, культуры, традиций и обычаев своих народов. Значительное место в деятельности данных организаций занимает реализация принципов «народной дипломатии» - использование инициатив членов национально-культурных обществ для расширения всесторонних (культурных, научно-технических, экономических) связей. Социальная структура Казани за последнее десятилетие значительно изменилась, что связано с общими трансформационными процессами, происходящими в России. Прежде всего, это привело к резкой дифференциации уровня жизни населения. Как уже было сказано, в городе преобладают низкодоходные группы населения и несколько замедлен процесс формирования среднего класса. Отмечается тенденция маргинализации населения. Кроме того, в Казани можно выделить пространственную сегрегацию по сегментам «центр» – «окраины». Город разделен на "спальные" и "рабочие» районы, что, в свою очередь, усиливает сегрегационные процессы. Казань представляет собой сложную, но устойчивую среду проживания людей, которая разделяется на неоднородные "богатые" и "бедные" сегменты. Для направления «Гражданское общество и власть» характерны следующие особенности: § В течение последних 5 лет в Казани шло активное развитие элементов гражданского общества. Общее число общественных организаций и объединений увеличилось с 544 до 1473 в 2002 г. За это время сформировались достаточно крупные сегменты гражданского общества различной направленности: 231 организация инвалидов и ветеранов, 143 спортивных организаций, 149 некоммерческих фондов, 122 политических организаций. В то же время важно отметить недостаточную развитость гражданских инициатив со стороны общественных организаций. Наблюдается некоторая пассивность и индифферентность людей к политическим и социально-культурным проблемам города. § Для Казани характерна недостаточная развитость местного самоуправления. § Казань - многоэтнический город. В данном контексте существуют две тенденции: с одной стороны, происходит межэтническая интеграция, с другой - сегрегационные процессы. Это объясняется внутренней направленностью этносов на самосохранение («выживание»), развитие этнической культуры и самосознания в условиях мультикультурного и полиэтничного города. § Статус Казани как столичного города изначально содержит в себе определенные противоречия и необходимость учета интересов регионального и локального уровней. 3.1.2. Цели развития общества и социальной инфраструктуры Исходя из анализа сложившихся тенденций и выявленных проблем, можно формулировать социальную цель Казани - всестороннее развитие личности на основе улучшения качества, доступности и разнообразия услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения; развитие гражданского общества, прежде всего - системы местного самоуправления. На основе этой цели определены цели каждого выделенного направления: образование, культура и Рис.3.1.1. Структура и взаимосвязь целей развития общества и социальной инфраструктуры средства массовой информации, здоровье население, социальная защита, социальная структура, гражданское общество и власть (рис. 3.1.1.).
Цель 1. Создание столичной образовательной системы, соответствующей современным требованиям, укрепление позиции Казани как университетского центра В современных условиях решающим фактором конкурентоспособности сообщества любого уровня как государственного, так и локально-территориального (городского) является качество человеческого капитала. Уровень образования, профессиональной подготовки и квалификации населения создают основу для успешного развития территории. Технические и технологические вызовы ХХl века требуют особого внимания к сфере образования. Сегодня Казань может быть признана конкурентоспособной по показателю общей образованности населения, но в перспективе, когда основную роль в экономике станут играть представители поколений, получившие образование в 90-х, начале 2000-х годах, городу может угрожать потеря конкурентоспособности. Качество человеческого капитала может стать одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане. В связи с этим Стратегия предусматривает меры по совершенствованию условий получения и повышения качества образования на основе развития единого образовательного пространства. Центральным элементом этой системы должны стать вузы города, на базе которых будут формироваться комплексы «школа-вуз» для повышения уровня образования в средней школе и профессиональной ориентации школьников. Кроме того, вузы должны стать центрами многоуровневой системы непрерывного образования. Система непрерывного образования в городе будет охватывать всю сеть образовательных услуг, предоставляемых населению в области дошкольного, школьного, детского и взрослого дополнительного, начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Особенно актуальными являются образовательные программы для специалистов разного уровня подготовки с целью повышения квалификации или переподготовки в соответствии с потребностями рынка труда. В решении этой задачи главная роль отводится вузам города и различным образовательным структурам, создаваемым для этих целей при высших учебных заведениях. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с широким базовым уровнем образованности, способным переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Первостепенной задачей становится воспитание нового компьютернограмотного поколения, а также повышение компьютерной грамотности специалистов, учителей и преподавателей. Задачей среднесрочного периода, предусмотренной Стратегией, является интеграция городской образовательной системы в мировое информационно-образовательное пространство. Реализация этой задачи запланирована на основе мер, связанных с созданием единой городской информационно-образовательной сети, образовательного Web-сервера, с внедрением дистанционных методов обучения в школах, техникумах и вузах.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.73 (0.011 с.) |