Состояние общества и социальной инфраструктуры 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние общества и социальной инфраструктуры



 

Состояние социальной сферы является одним из ключевых показателей развития города, так как оно отражает уровень и качество жизни населения, а также определяет степень гражданской инициативы в соответствии с культурно-образовательным потенциалом города.

Среди внешних факторов, определяющих развитие социальной сферы города, следует выделить следующие:

§ глобализация социокультурного пространства,

§ переход к рынку, сопровождающийся трансформацией системы ценностей, преобладающих в обществе,

§ изменение институциональной среды,

§ ухудшение экологической ситуации на глобальном и местном уровнях.

Специфическими характеристиками Казани, которые можно отнести к внутренним факторам состояния городской социальной среды, являются:

§ неразвитость гражданского общества, что проявляется в низкой социальной активности горожан, в недостаточном развитии местного самоуправления, в противоречии межгрупповых интересов,

§ кризис системы ценностей, в частности, усиление конфликтности общества, криминализация, наркотизация населения, снижение толерантности,

§ социальная дифференциация и территориальная сегрегация общества, низкая доля среднего класса в социальной структуре, утрата традиций городского сообщества, неравный доступ к социальным услугам различных слоев населения.

На эти проблемы накладывает свой отпечаток и полиэтничная среда, характерная для Казани.

Учитывая многоплановость социальных вопросов, целесообразно рассматривать общую проблематику применительно к основным секторам и отраслям социальной сферы:

§ образование,

§ культура и средства массовой информации,

§ здоровье населения,

§ социальная защита,

§ социальная структура,

§ гражданское общество и власть.

 

Сфера "Образование". В настоящее время в городе сложилась система непрерывного образования, охватывающая всю сеть образовательных услуг, предоставляемых населению в области дошкольного, школьного, детского и взрослого дополнительного, начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Дошкольная сеть города насчитывает 306 детских садов на 38 336 мест, в том числе 281 – общего типа, 22 – специализированных. В 49 дошкольных учреждениях дети воспитываются и обучаются на татарском языке, в 257 учреждениях смешанное обучение: в 1322 группах - на русском языке и в 416 - на татарском языке. В 51 дошкольном учреждении оказываются услуги по обучению английскому, татарскому языкам, изобразительному искусству, ритмике и хореографии, плаванию, восточным единоборствам, по подготовке к школе, а также лечебно-оздоровительные услуги.

Сеть общеобразовательных школ города насчитывает 207 школ на 130 825 мест, из них только 2 – негосударственные. Преобладают школы общего профиля (99), кроме того, существует 29 гимназий, работающих по программам повышенного уровня (гуманитарной направленности), 2 прогимназии (детский сад - школа), 14 лицеев (естественно-математического, юридического, гуманитарного профиля), 11 школ с углубленным изучением иностранных языков, 28 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 24 школы/школы-интернаты другого типа. В 43 школах города обучение ведется на татарском языке, из них: 11 – общеобразовательные; 11 – с углубленным изучением отдельных предметов, 21 – гимназия и лицей. В 136 школах с русским языком обучения организовано 278 классов, где используется татарский язык; 4891 класс - русский язык; а также 27 русско-татарских школ. В 34 школах Казани оказываются дополнительные платные услуги по обучению иностранным языкам, по художественно- эстетическому и спортивному воспитанию, по подготовке к поступлению в вузы, по оздоровлению детей.

Сеть дополнительного образования детей насчитывает 235 учреждений. Платные услугу оказываются в 18 учреждениях дополнительного образования, в том числе по развивающему обучению детей до 7 лет.

Сеть начального профессионального образования насчитывает 30 учреждений – на 12 805 учащихся. Структура подготовки квалифицированных рабочих со средним образованием включает 12 направлений по отраслям и 77 специальностей.

Сеть среднего профессионального образования насчитывает 23 учебных заведения, в том числе 1 негосударственное, в целом на 19060 учащихся.

В Казани действует 30 вузов на 95 438 мест, в том числе 12 негосударственных. Основной язык обучения - русский, в то же время 3 362 студента в 9 вузах обучаются на двуязычной основе. Платные услуги оказываются всеми вузами. Структура подготовки специалистов включает более 80 направлений высшего образования и более 200 специальностей.

За последние 5 лет число студентов вузов увеличилось на 45%, при этом преобладает дневная форма обучения (63%), заочно учатся 31% студентов. В целом положительная тенденция расширения круга лиц, получающих высшее образование, сопровождается значительным превышением числа студентов над нормативным числом мест в вузах Казани (на 10 тыс.), что не может не сказаться на общих условиях и качестве обучения.

Таблица 3.1.1.
Динамика численности студентов вузов г. Казани, чел

Год Всего Форма обучения
дневная заочная вечерняя
68 566 47 294 17 209 4 209
72 709 49 423 18 763 4 523
79 394 53 118 21 120 5 156
95 438 60 813 27 371 7 254
101 716 64 528 30 775 6 413
105 672 66 740 31 812 7 120

 

Послевузовское образование в форме аспирантуры предоставляют 14 государственных и негосударственных вузов, где обучается 1 977 аспирантов. В 10 учреждениях Академии наук Республики Татарстан и Казанского научного центра Российской академии наук обучается 370 аспирантов. Докторантура действует в 6 вузах, где обучается 75 докторантов.

В настоящее время в городе существуют различные формы и виды образования для взрослых. Кроме формального образования (общее, среднее, профессионально-техническое, среднепрофессиональное, высшее образование), послевузовского профессионального образования (аспирантура и докторантура), повышения квалификации и переподготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в институтах, на факультетах и курсах переподготовки и повышения квалификации, как самостоятельных, так и при высших учебных заведениях, сложилась сеть учреждений неформального образования для взрослых (профессионально направленные и общекультурные курсы обучения в народных университетах, в лекториях общества «Знание», курсы интенсивного обучения и пр.). Дополнительное профессиональное образование и переподготовка взрослых проводятся в 18 центрах обучения на 9 370 мест.

Несмотря на развитость системы образования, в данной отрасли могут быть выделены следующие ключевые проблемы:

§ Снижение качества образования и низкая материально-техническая обеспеченность учреждений образовательной сферы. По мнению жителей Казани, основная проблема городской школьной системы связана с необходимостью повышения качества образования, так считают 30% участников специального опроса,[3]

§ Неразвитость коммерческого сектора образовательных услуг: из 198 средних образовательных учреждений города лишь 1,5% относится к негосударственному сектору.

§ Дефицит квалифицированных кадров, диспропорции на рынке труда.

§ Слабый охват населения дополнительным образованием, отсутствие банка данных образовательных услуг.

 

Сфера «Культура и средства массовой информации». В Казани насчитывается 173 учреждения и организации культуры и искусства, в том числе негосударственной формы собственности. В настоящее время в городе 7 театров, Татарская государственная филармония им. Г. Тукая, Государственный Большой концертный зал Республики Татарстан им. С.Сайдашева, Казанская государственная консерватория им. Н. Жиганова, а также 149 музеев.

В соответствии с действующими нормативами Казань хорошо обеспечена музыкальными и художественными школами (на 109,6%), музеями - 135,5%, и библиотеками (104,4%). Несколько хуже обстоят дела с обеспеченностью населения дворцами и домами культуры, центрами досуга - 68,3%, концертными залами -11%.

Следует отметить, что в последние годы наблюдается снижение общего уровня духовности горожан, которое отражается в вакууме ценностей, в отчужденности основной части населения от системы учреждений культурно-досуговой сферы. Отчасти это связано с проблемами финансовой доступности данных учреждений, на что указали в ходе опроса 37% горожан.

В связи с этим может быть сформулирован следующий круг проблем:

§ Происходит отставание развития объектов социокультурной сферы от темпов развития и увеличения территории города. Отмечается значительная территориальная дифференциация в доступности объектов социально-культурной сферы, сосредоточенность их в центральной части города, что создает неудобства для жителей окраинных микрорайонов.

§ Существует проблема оснащенности учреждений культуры современным оборудованием из-за дефицита бюджетных и иных финансовых средств, направляемых на содержание и развитие учреждений культуры различной ведомственной принадлежности.

§ Ухудшается состояние ряда памятников архитектуры, истории и культуры в результате недостаточного финансирования этих объектов.

§ Ослабевает интерес к клубным и кружковым формам культурной деятельности, что связано с расширением потребления продукции массовой культуры (телевидение, видео).

§ В деятельности учреждений культурной сферы при наличии общих целей и задач наблюдается корпоративность, замкнутость, нарушение обмена информацией.

§ Происходит процесс «размывания» сугубо городской культуры за счет притока в город сельского населения и разобщенности городской интеллигенции.

§ Отмечается недостаточная информативность СМИ в части освещения вопросов городской жизни, в том числе из-за их слабой технической оснащенности и высокой стоимости коммуникационных услуг.

 

Здоровье населения определяется спецификой крупного города и, в первую очередь, находится под влиянием экологической ситуации. К основным проблемам здесь следует отнести появление ряда неблагоприятных тенденций в медико-статистических и демографических показателях, отражающих состояние здоровья населения Казани. Последние 10 лет характеризуется отрицательными изменениями основных параметров воспроизводства населения города. Рождаемость снизилась с 13,5 до 7,9 на 1000 населения (снижение на 40%), смертность возросла с 10,1 до 14,0 на 1000 населения (рост на 39%). С 1992 года коэффициент естественного прироста имеет отрицательную динамику (- 6,1 в 2001 г.). В то же время с 2000 г. наметилась тенденция к росту показателей рождаемости на 13% (8,9 на 1000 населения).

Неблагоприятные изменения в показателях воспроизводства сказались и на возрастном составе населения города:

§ уменьшилась численность детей до 17,5% (или на 8% в сравнении с 1995 годом);

§ увеличилась доля лиц старше трудоспособного возраста - до 21% (на 3% в сравнении с 1995 годом).

На протяжении ряда лет на первом месте среди причин смерти горожан стоят болезни системы кровообращения, в основном инфаркты миокарда и инсульты, на втором месте - злокачественные новообразования. Ежегодно от рака умирает около 2000 жителей города. Отмечается рост смертности лиц трудоспособного возраста (30-49 лет), среди которых доля мужчин составляет 80%.

Продолжает оставаться высоким уровень общей заболеваемости всего населения, он составляет 940 случаев на 1000 населения (для сравнения, в РТ – 760,3), в том числе среди детского населения Казани 18 14,6 случаев (в РТ – 1228,2).

Количество обращений за медицинской помощью на 1 жителя составило в 2002 году 15,1. В стационары города ежегодно госпитализируется более 200 000 человек. Кроме того, бригадами станции скорой и неотложной медицинской помощи обслуживается до 1000 вызовов в сутки. Ежегодно в городе регистрируется более 1,5 миллионов случаев заболеваний населения острыми и хроническими болезнями. В структуре первичной заболеваемости горожан ведущее место занимают поражения органов дыхания, причем у детей они диагностируются в 2 раза чаще, чем у взрослых. Значительную долю занимают несчастные случаи и травмы. Ежегодно каждый девятый горожанин попадает в медицинские учреждения с травмами и отравлениями.

Особенно быстрыми темпами растет заболеваемость врожденными аномалиями, болезнями мочеполовой системы, системы кровообращения, а также болезнями нервной системы и органов чувств. Отмечается высокая заболеваемость туберкулезом, венерическими болезнями. Тревогу вызывает состояние здоровья будущих матерей, рост уровня заболеваемости новорожденных.

Среди основных проблем в данной области можно выделить следующие:

§ Снижение качества медицинских услуг, неразвитость рынка частных медицинских услуг, наличие административных и правовых барьеров в организации и оказании медицинских услуг на рыночной основе. На необходимость повышения качества медицинского обслуживания указали в ходе опроса 48% горожан.

§ Разобщенность и нескоординированность медицинских учреждений по уровням территориального охвата, что осложняет их взаимодействие и мешает формированию эффективной структуры городского здравоохранения.

§ Неблагоприятные условия труда приводят к профессиональной и производственной заболеваемости горожан, что отражается на уровне инвалидности и смертности трудоспособного населения.

§ Неблагоприятная экологическая обстановка, в частности, город не имеет достаточно надежного источника питьевого водоснабжения при наличии потенциально-опасных для экологии и здоровья населения промышленных объектов.

 

В области социальной защиты населения прослеживаются следующие тенденции и проблемы, существующие в городе:

§ В настоящее время около половины населения города составляют лица нетрудоспособного возраста (дети, пенсионеры, инвалиды), нуждающиеся в различных видах социальной помощи.
На 1 января 2002 г. численность населения Казани составила 1 098 700 человек, из них 283 837 пенсионеров (25,8%), в том числе 235 730 получателей пенсий по возрасту (83% от общего количества пенсионеров), 37 046 получателей пенсий по инвалидности (13%), 4 339 детей-инвалидов (1,5% от общего количества пенсионеров и 2% от количества детей), около 13 тысяч одиноких пенсионеров. В Казани проживают 183 000 семей, в них насчитывается 230 000 детей (21% жителей города), в том числе многодетных семей 3 992 – в них 14 230 детей, неполных 8972 семей – в них детей 17 297. Количество получателей государственных гарантий, дополни­тельной социальной помощи, установленной на уровне города, и социальных услуг составляет 290 тысяч человек, т.е. 26% населения г. Казани.

§ Важнейшим приоритетом в области социальной политики города является повышение уровня жизни социально уязвимых категорий населения. Так, в 2002 году численность горожан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составила 23%. 19% казанцев имели доходы в пределах прожиточного минимума (1199,6 руб. на 1 сентября 2002 г.). Около 52,9% населения имели доходы ниже минимального потребительского бюджета – от 1 215,6 до 3 569,3 руб. Лишь 5,1% горожан имели уровень рационального бюджета – 11,8 тыс. руб. в месяц. В ходе проведенного опроса большинство респондентов -жителей города высказалось за увеличение объема предоставляемой социальной помощи (35% респондентов), чтобы ее получали все, кто в ней нуждается (28% респондентов).

§ Нынешний этап развития характеризуется новыми социально-экономическими реалиями, которые обуславливают появление проблем социальной защиты иного качества и уровня, например, реформирование жилищно-коммунального комплекса, которое влечет за собой повышение оплаты за жилье и коммунальные услуги, значительное увеличение нагрузки данных платежей на семейный бюджет. Эта проблема требует адекватных мер социальной защиты малоимущих слоев населения в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг.

§ Недостаточно развитая сеть учреждений социального обслуживания, из-за чего многие нуждающиеся не охвачены необходимыми социальными услугами.

§ Пассивность участия институтов гражданского общества и самого населения в сфере социальной защиты. Неразвитость социальной самопомощи и взаимной поддержки граждан.

§ Отсутствие обоснованных критериев и норм предоставления социальной помощи и поиска новых адекватных решений социальных проблем.

 

Социальная структура.Отличительной особенностью является то, что Казань многонациональный город, имеющий большой успешный опыт в решении национальных вопросов. В городе учреждена Ассоциация национально-культурных организаций, которая объединяет 32 субъекта. Их деятельность направлена, в первую очередь, на решение проблем возрождения и развития языка, культуры, традиций и обычаев своих народов. Значительное место в деятельности данных организаций занимает реализация принципов «народной дипломатии» - использование инициатив членов национально-культурных обществ для расширения всесторонних (культурных, научно-технических, экономических) связей.

Социальная структура Казани за последнее десятилетие значительно изменилась, что связано с общими трансформационными процессами, происходящими в России. Прежде всего, это привело к резкой дифференциации уровня жизни населения. Как уже было сказано, в городе преобладают низкодоходные группы населения и несколько замедлен процесс формирования среднего класса. Отмечается тенденция маргинализации населения.

Кроме того, в Казани можно выделить пространственную сегрегацию по сегментам «центр» – «окраины». Город разделен на "спальные" и "рабочие» районы, что, в свою очередь, усиливает сегрегационные процессы. Казань представляет собой сложную, но устойчивую среду проживания людей, которая разделяется на неоднородные "богатые" и "бедные" сегменты.

Для направления«Гражданское общество и власть» характерны следующие особенности:

§ В течение последних 5 лет в Казани шло активное развитие элементов гражданского общества. Общее число общественных организаций и объединений увеличилось с 544 до 1473 в 2002 г. За это время сформировались достаточно крупные сегменты гражданского общества различной направленности: 231 организация инвалидов и ветеранов, 143 спортивных организаций, 149 некоммерческих фондов, 122 политических организаций. В то же время важно отметить недостаточную развитость гражданских инициатив со стороны общественных организаций. Наблюдается некоторая пассивность и индифферентность людей к политическим и социально-культурным проблемам города.

§ Для Казани характерна недостаточная развитость местного самоуправления.

§ Казань - многоэтнический город. В данном контексте существуют две тенденции: с одной стороны, происходит межэтническая интеграция, с другой - сегрегационные процессы. Это объясняется внутренней направленностью этносов на самосохранение («выживание»), развитие этнической культуры и самосознания в условиях мультикультурного и полиэтничного города.

§ Статус Казани как столичного города изначально содержит в себе определенные противоречия и необходимость учета интересов регионального и локального уровней.

3.1.2. Цели развития общества и социальной инфраструктуры

Исходя из анализа сложившихся тенденций и выявленных проблем, можно формулировать социальную цель Казани - всестороннее развитие личности на основе улучшения качества, доступности и разнообразия услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения; развитие гражданского общества, прежде всего - системы местного самоуправления.

На основе этой цели определены цели каждого выделенного направления: образование, культура и

Рис.3.1.1. Структура и взаимосвязь целей развития общества и социальной инфраструктуры

средства массовой информации, здоровье население, социальная защита, социальная структура, гражданское общество и власть (рис. 3.1.1.).

 

Цель 1. Создание столичной образовательной системы, соответствующей современным требованиям, укрепление позиции Казани как университетского центра

В современных условиях решающим фактором конкурентоспособности сообщества любого уровня как государственного, так и локально-территориального (городского) является качество человеческого капитала. Уровень образования, профессиональной подготовки и квалификации населения создают основу для успешного развития территории. Технические и технологические вызовы ХХl века требуют особого внимания к сфере образования.

Сегодня Казань может быть признана конкурентоспособной по показателю общей образованности населения, но в перспективе, когда основную роль в экономике станут играть представители поколений, получившие образование в 90-х, начале 2000-х годах, городу может угрожать потеря конкурентоспособности. Качество человеческого капитала может стать одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане. В связи с этим Стратегия предусматривает меры по совершенствованию условий получения и повышения качества образования на основе развития единого образовательного пространства.Центральным элементом этой системы должны стать вузы города, на базе которых будут формироваться комплексы «школа-вуз» для повышения уровня образования в средней школе и профессиональной ориентации школьников. Кроме того, вузы должны стать центрами многоуровневой системы непрерывного образования. Система непрерывного образования в городе будет охватывать всю сеть образовательных услуг, предоставляемых населению в области дошкольного, школьного, детского и взрослого дополнительного, начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Особенно актуальными являются образовательные программы для специалистов разного уровня подготовки с целью повышения квалификации или переподготовки в соответствии с потребностями рынка труда. В решении этой задачи главная роль отводится вузам города и различным образовательным структурам, создаваемым для этих целей при высших учебных заведениях.

Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с широким базовым уровнем образованности, способным переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Первостепенной задачей становится воспитание нового компьютернограмотного поколения, а также повышение компьютерной грамотности специалистов, учителей и преподавателей. Задачей среднесрочного периода, предусмотренной Стратегией, является интеграция городской образовательной системы в мировое информационно-образовательное пространство. Реализация этой задачи запланирована на основе мер, связанных с созданием единой городской информационно-образовательной сети, образовательного Web-сервера, с внедрением дистанционных методов обучения в школах, техникумах и вузах.





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.251.104 (0.01 с.)