Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В соответствии с целью определены задачи реформирования

Поиск

Цель реформирования — приведен национальной системы бухгалтерского учета в соответствие требованиям рыночной экономики и МСФО.

Реформа проводится по следующим направлениям:

— совершенствование нормативно-правового регулиро­вания;

— формирование нормативной базы (национальных стан­дартов) в соответствии с планом внедрения положений по бух­галтерскому учету в практику, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. № 587-р;

— методическое обеспечение (инструкции, методические рекомендации, комментарии и т.п.);

— кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специали­стов бухгалтерского учета);

— международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях, взаимодействие с на­циональными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответству­ющей деятельности).

По каждому направлению Программа содержит перечень вопросов, которые необходимо решить. В приложении приве­ден план мероприятий по реализации реформ бухгалтерского учета, которые должны были быть проведены к 2000 г. по меся­цам. Так, по первому направлению (совершенствование норма­тивно-правового регулирования) внесены изменения в феде­ральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» по вопросу проведения аттестации бухгалтеров. Резуль­татом выполнения второго направления (формирование норма­тивной базы) явились разработанные и уточненные положения по бухгалтерскому учету и отчетности, введение в практику но­вого Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, издание на русском языке международных стан­дартов финансовой отчетности и словаря терминов, употребля­емых в них. По третьему направлению (методическое обеспе­чение) разработаны и утверждены методические рекомендации в разрезе отдельных положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства с учетом требова­ний МСФО, пересмотрены формы первичных документов и ре­гистров бухгалтерского учета. В рамках четвертого направления (кадровое обеспечение) разработаны Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, новые образовательные стандарты для подготовки специалистов по бухгалтерскому учет издается учебно-методическая литература. В части последнее направления (международное сотрудничество) Институт профессиональных бухгалтеров России взаимодействует с международными профессиональными организациями и Координационным советом по методологии бухгалтерского учета.

Однако не все положения, принятые в Программе, выполнены в срок и в том виде, в котором они были задуманы. Так, настоящего времени не разработаны методические рекомендации по учету затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг, утверждение которых планировалось в августе 1998 г. Находится в работе ряд положений по бухгалтерской учету: «Реорганизация организаций» (в 2003 г. приняты методические указания), «Аренда основных средств» (не разработав до настоящего времени). Планом внедрения стандартов по бухгалтерскому учету были предусмотрены положения, которая вышли в свет, но в виде методических указаний, т.е. статус документов был понижен. К таким методическим указаниям Q. носятся «Прибыль на акцию», «Сводная бухгалтерская отчетность», «Доверительное управление имуществом». Много споров в профессиональной среде вызвал проект Кодекса профессиональной этики. После долгих дискуссий проект был направлен на доработку и принят с поправками 24 мая 1999 г. |

Среди проблем, мешающих выполнению программы, можно назвать следующие:

— неблагоприятная экономическая обстановка в стране (кризис 1998г

невыполнение графика разработки законодательных актов по многим направлениям, что задерживало принятие V, которых национальных стандартов по бухгалтерскому учету (пример, по нематериальным активам — часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации, по налоговым расчетам специальная часть Налогового кодекса Российской Федерации)| по реорганизации — федеральный закон «Об унитарных предприятиях», по государственной помощи — Федеральный закон «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» и т.д.);

Концепция развития бухгалтерского уче­та и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, разрабо­танная по решению Правительства, на­правлена на повышение качества инфор­мации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гаран­тированного доступа к ней заинтересован­ным пользователям, Концепция была одобрена приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180.

За последние годы в области бухгал­терского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные из­менения, во многом предопределенные названной Программой реформирования бухгалтерского учета 1998 г.

Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного ин­струмента реформирования бухгалтер­ского учета и отчетности были приняты международные стандарты финансовой отчетности. В бухгалтерской отчетности раскрывается информация об аффинированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономика Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектор готовят консолидированную финансовую отчетность по МСФ или иным международно признаваемым стандартам. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.

В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии бухгалтерского учета и отчетности, имеются серьезные проблемы, которые проявляются:

— в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

— в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

— в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

— в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах я за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом ведет налоговый учет;

— в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

— в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в ре­гулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в раз­витии бухгалтерской и аудиторской профессии;

— в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навы­ков использования информации, подготовленной по МСФО. Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничи­вает возможности полезного использования этой информации.

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные пра­вовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтер­ского учета и отчетности. В профессиональном сообществе на­коплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к ис­пользованию МСФО.

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на сред­несрочную перспективу (2004—2010 гг.) является создание при­емлемых условий и предпосылок последовательного и успеш­ного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации, в ча­стности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономиче­ских решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Бухгалтерский учет и отчетность необходимо развивать по следующим основным направлениям:

— повышение качества информации, формируемой в бух­галтерском учете и отчетности;

— создание инфраструктуры применения МСФО;

— изменение системы регулирования бухгалтерского учёта и отчетности;

— усиление контроля качества бухгалтерской отчетности

— существенное повышение квалификации специалистов занятых организацией и ведением бухгалтерского учетаи отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает в себя также статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единств» этой системы, является первичный учет как источник данные для последующего накапливания, систематизации и обобщений их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.

В процессе развития особую актуальность для поддержание единства и целостности системы бухгалтерского учета и отчетности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков pas вития (неадекватность реальной экономической ситуации, не сопоставимость информации, непоследовательность регулирования, однобокость развития и др.). Предотвращение и/ смягчение последствий этих рисков требует осуществлен органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер.

Как показывает отечественный и мировой опыт, развития бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тес ной связи с изменениями экономической ситуации в стране и oтвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбо­ра и обработки информации.

Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частно­сти переход на МСФО, должны происходить постепенно с уче­том возможностей, потребностей и готовности профессиональ­ной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Предусмотренные Концепцией основные направления раз­вития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем от­раслям и сферам экономики Российской Федерации. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, банковской си­стеме) имеет определенные особенности.

В бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249. Главная задача в этой области заключается в привиде­нии принципов и требований бухгалтерского учета и отчетно­сти в бюджетной сфере в соответствие условиям деятельности субъектов этой сферы в рыночной экономике, а также принци­пам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики. Основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать международные стандарты финансовой отчетности для об­щественного сектора (МСФООС).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.33.136 (0.011 с.)