Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ГЛАВА 8. Инновационная политикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
> Содержание н направления инновационной политики > Создание благоприятных условий нововведений > Приоритеты государства в области инновационной политики > Оптимизация инновационной политики на предприятии > Этапы формирования инновационной политики на предприятии > Организационное обеспечение инновационного развития на основе центров ответственности > Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта: метол написания сценариев; метод игр: метод Дельфи. Содержание и направления инновационной политики Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений его воздействия на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также на расширение рынков сбыта отечественных товаров на этой основе. Под государственной инновационной политикой понимается также комплекс целей и методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением эффективности инновационных процессов. Государственная инновационная политика должна носить комплексный и взаимосвязанный характер, спонтанные, изолированные меры по стимулированию инноваций малорезультативны. Поскольку в современных условиях инновации «пронизывают» все стороны экономической жизни, государственная инновационная политика становится основной составляющей государственного регулирования социально-экономических процессов. Меры инновационной политики государства можно разделить на создающие благоприятную для инноваций социально-экономическую среду и непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы. Инновационная политика имеет временной и пространственный аспекты. Временной аспект определяет действия государства в области инноваций на текущий период времени и на длительную перспективу. Поэтому инновационная политика подразделяется на текущую и на долговременную политику. Текущая политика заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности. Долговременная инновационная политика направлена прежде всего на решение важных отраслевых задач, требующих больших затрат времени, рабочей силы и капитала. Она охватывает достаточно продолжительный период времени.
Цели и направления инновационной политики государства определяются прежде всего характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Все отрасли в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы: 1) имеющие мировую конкурентоспособность; 2) потенциально конкурентоспособные на мировом рынке; 3) неконкурентоспособные на мировом рынке. Первая группа отраслей охватывает те, которые обладают большим конкурентоспособным потенциалом и давно работают на мировом рынке. Они выпускают конкурентоспособную продукцию. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность. Они должны постоянно повышать свой производственно-экономический потенциал, чтобы удержаться на мировом рынке в период кризисов. Отрасли второй группы выпускают продукцию, которая по многим параметрам близка к конкурентоспособной на мировом рынке. У них есть все возможности, чтобы выйти на мировой рынок и закрепиться на нем. Для этого им нужны определенная поддержка и помощь государства. К этим отраслям относятся оборонная промышленность, машиностроение и др. Отрасли третьей группы выпускают продукцию, которая на мировом рынке не находит спроса. Поэтому они ориентированы главным образом на внутренний рынок. Как правило, эти отрасли имеют низкий производственно-экономический потенциал, незначительный объем производства, малорентабельны. Поэтому для выхода на мировой рынок им требуются большие затраты капитала, новая кадровая политика и т. п. Инновационная политика государства для каждой из этих групп отраслей должна осуществляться дифференцированно. Организационный механизм выработки и реализации государственной инновационной политики должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных сторон и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования и др.
Непосредственное принятие решений в области экономического регулирования инновационных процессов осуществляется государственными структурами. Общие принципы построения системы государственных органов и их подразделений, занятых вопросами выработки и реализации инновационной политики, включают отражение инновационных проблем в деятельности всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), обеспечение координации как по вертикали, так и по горизонтали, оптимальное сочетание централизации и децентрализации. Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как непосредственно, инициируя нововведения и выступая участником инновационных процессов, так и опосредованно, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм. По характеру государственного воздействия на научную и инновационную деятельность различают методы прямого и косвенного регулирования, проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической политики. Прямое регулирование включает прежде всего бюджетное финансирование научной сферы, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам). Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении организаций, ориентированных на инновационную деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса и престижа образования и науки. При этом государство не контролирует конкретные научные проекты. Таким образом, ключевым элементом реформирования системы государственного управления инновационной сферой становится совершенствование механизмов финансирования, организации научных исследований и налоговой политики, а именно: • выделение средств из федерального бюджета на финансирование НИОКР гражданского назначения в размере 3 % его расходной части с ежегодным увеличением этой доли по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран; • обеспечение устойчивого государственного финансирования Российской академии наук. Российской академии медицинских наук. Российской академии сельскохозяйственных наук. Российской академии образования. Российской академии архитектуры и строительных наук. Российской академии художеств, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов и других высших учебных заведений, научных библиотек, музеев и информационных центров; • обеспечение множественности источников финансирования НИОКР путем активной поддержки целевых государственных фондов; • создание благоприятных условий для инвестирования в науку средств промышленными предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами;
• развитие конкурсных принципов распределения средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю над использованием средств; • поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере научно-технических и опытно-конструкторских разработок: • введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности: • создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия российских ученых в международных проектах; • создание благоприятных условий для работы общественных научных объединений. Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Наиболее существенное влияние инновационной деятельности проявляется в следующих направлениях. 1. Влияние инноваций на макроэкономические показатели. Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве первичных ресурсов - рабочей силы, материальных составляющих, земли и т. д.: под интенсивными - повышение качества потребляемых ресурсов и увеличение интенсивности их использования. В современную эпоху возможности роста выпуска продукции и услуг посредством повышения занятости трудоспособного населении и вовлечения в экономический оборот новых природных ресурсов становятся все более ограниченными. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. В свою очередь, рост квалификации кадров и производительности труда, эффективности материалов и оборудования определяется достижениями науки и техники, передовым опытом и степенью их использования в хозяйстве, т.е. распространением нововведений. Вклад НТПв прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%. 2. Воздействие на структуру общественного производства. Под влиянием инновационных процессов меняется и структура экономики. За счет роста эффективности использования ресурсов часть их высвобождается и перераспределяется в другие сферы деятельности. Так, сокращается доля занятых в сельском хозяйстве, резко возрастает доля занятых в сфере услуг. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других.
3. Развитие новых, более динамичных форм организации производства и системы государственного регулирования. Инновации изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре основных хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимосвязей между ними. Происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности. Развиваются технологии управления - вертикальные воздействия во все большей мере дополняются и заменяются горизонтальными связями. 4. Изменение структуры потребления. Воздействие инновационных процессов испытывает не только производство, но и практически все стороны общественной жизни. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. 5. Влияние инноваций на социальную стабильность. Инновационные процессы приобретают все большее социальное значение. Наряду с тем, что уже отмеченный генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить уровень жизни населения, инновации способствуют также решению проблем занятости путем создания новых высокооплачиваемых рабочих мест. Это, в свою очередь, способствует повышению уровня образования и здравоохранения. 6. Улучшение экологического состояния в стране. Интенсивность инновационных процессов в современном мире значительно обострила экологические проблемы. Научно-технические достижения в виде инноваций позволяют уменьшить использование невосполнимых ресурсов и вредные выбросы путем рационализации структуры производства и потребления. Эти проблемы особенно актуальны в свете принятия мировым сообществом концепции устойчивого развития в XXI в., предусматривающей стабильное экологическое равновесие. 7. Развитие международного научного, технического и экономического сотрудничества. Кооперация различных стран в инновационной сфере наблюдается в различных формах - объединении ресурсов с целью получения новых научно-технических результатов, международном трансферте технологий как в овеществленной, так и в неовеществленной форме, создании мировой научно-инновационной инфраструктуры, распространении инноваций, имеющих глобальный характер по самой своей сути. При современных масштабах НТП многие инновационные проекты не под силу осуществить одной, лаже наиболее развитой стране. Однако полноценная интеграция в мировые инновационные процессы невозможна без наличия у страны адекватной научно-технологической базы, а также механизмов, обеспечивающих восприятие инноваций из-за рубежа. Уровень и эффективность включения страны в международное разделение труда характеризуются ее позицией на мировых рынках товаров и услуг, а также наличием квалифицированных специалистов. Эта позиция во все меньшей степени определяется преимуществами, которые дает обладание природными ресурсами или другими временными преимуществами экстенсивного характера, и во все большей степени - инновациями, обеспечивающими конкурентоспособность продукции.
8. Влияние инновационной политики на национальную безопасность. Способность к инновациям в настоящее время стала одной из важнейших составляющих безопасности государств. Это положение имеет как внешний, так и внутренний аспекты. Что касается первого, речь здесь идет об обеспечении научно-технологической безопасности, т.е. о наличии у страны достаточно мощного научно-инновационного потенциала, позволяющего противостоять любому диктату извне, связанному с ограничением доступа к передовым технологиям, разрывом основных сложившихся технологических цепей. Особенно велико значение развития научно-инновационного потенциала для укрепления обороноспособности страны. Внутренний аспект вопроса связан с распространением нововведений, позволяющих предотвратить катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты, другие противоправные действия, а также свести к минимуму их негативные последствия. В силу ограниченности ресурсов, которые общество и государство могут выделить на развитие науки, техники и на инновации, возникает проблема определения государственных приоритетов в данной области. Приоритетные направления развития науки и техники - тематические области науки и техники, которые имеют первостепенное значение для достижения текущих и перспективных целей социально-экономического и научно-техническою развития. Они формируются под воздействием прежде всего национальных социально-экономических приоритетов, учета политических, экологических и иных факторов: отличаются интенсивными темпами развития, более высокой концентрацией трудовых, материальных и финансовых ресурсов. В зависимости от масштаба выделяются глобальные (общемировые), международные и национальные приоритеты государства в области инноваций. Выбор приоритетов и избирательная поддержка на их основе конкретных направлений исследований и разработок и связанных с ними отдельных научных организаций является основным элементом государственной научно-технической политики. Приоритетные направления реализуются в виде крупных межотраслевых проектов создания, освоения и распространения технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также проектов развития фундаментальных исследований, научно-технического обеспечения социальных программ, международного сотрудничества. Преимущественной государственной поддержкой пользуются инновационные процессы в областях, являющихся приоритетными в отношении обшей социально-экономической политики государства, а также имеющих первостепенное значение для достижения общенациональных целей. В этой связи для России в современных условиях особую роль приобретают инновационные проекты в таких областях, как производство и переработка продовольствия, топливно-энергетический комплекс, химия, производство новых материалов, информационно-коммуникационные системы, транспорт, освоение космического пространства, биотехнологии, рационализация природопользования, медицина, социально-культурное развитие. Выбор приоритетных областей диктуется как мировой практикой, так и спецификой социально-экономического и культурно-исторического развития страны, остротой проблем текущего этапа. При выборе государственных приоритетов в области научно-инновационного развития невозможно полностью исключить субъективизм. Полому перед государством стоит задача обеспечить независимую экспертизу инновационных проектов. Желательно, чтобы в процедурах экспертизы участвовали представители всех заинтересованных сторон - разработчиков, заказчиков. государственных органов, научного сообщества, общественных организаций и т. п. Существует несколько методик получения агрегированных экспертных оценок, например метод Дельфи. В качестве критериев выбора инновационных приоритетов на государственном уровне могут выступать: • совокупная коммерческая эффективность проекта; • общегосударственная, социальная значимость нововведения:; • степень научной и технической новизны; • нацеленность на решение актуальной технической или технологической задачи в соответствующей области; • межотраслевая направленность, способность инновации придать импульс спектру новых технологий в смежных областях; • вклад в укрепление позиций страны на международной арене, на мировых рынках товаров и услуг; • наличие кадрового обеспечения, стимулирование роста интеллектуального потенциала; • степень информационного и патентно-лицензионного обеспечения; • возможность привлечения различных источников финансирования; • наличие организационно-управленческих механизмов реализации проекта; • характер воздействия на состояние окружающей среды; • уровень риска. Процедура выбора приоритетов должна быть построена таким образом, чтобы учесть взаимосвязи между направлениями, а также не упустить из виду новые области с высоким инновационным потенциалом, но не имеющие пока необходимых для лоббирования финансовых средств и организационных структур. В этой связи большое значение имеют исследования, основанные на изучении публикационных потоков, библиографических ссылок, патентных и других информационных массивов. Практическими формами реализации государственных приоритетов в инновационной сфере являются целевые программы, государственные научно-технические программы, организация государственных НИИ, лабораторий, центров, государственные заказы на проведение соответствующих НИОКР. бюджетное финансирование внедрения нововведений, дотирование производства и потребления инновационной продукции и услуг и т.п.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.54.188 (0.012 с.) |