Государственная инновационная политика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная инновационная политика.



Государственная инновационная политика – отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Принципы государственной инновационной политики:

· обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

· концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

· создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

· создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

· активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;

· укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Основные направления государственной инновационной политики:

1. Государственная поддержка и стимулирование инвесторов наукоемких, высокотехнологичных производств.

2. Создание механизма внешнеэкономической поддержки по формированию условий для совместной деятельности отечественных и зарубежных организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции с учетом дальнейшей ее реализации на внешнем рынке.

3. Планирование в бюджетах разных уровней прямых государственных инвестиций для инновационных программ и проектов, имеющих государственные приоритеты.

4. Развитие системы лизинга для привлечения наукоемкого оборудования.

5. Стимулирование участия инновационно-активных предприятий в международных конкурсах.

Цели и задачи государственной инновационной политики.

Государственная инновационная политика – совокупность форм, методов и направлений воздействия гос-ва на произ-во с целью выпуска новых видов продукции и технологий, а также расширение на этой основе рынка сбыта отечественных товаров.

Основные цели государственной инновационной политики РФ:

- создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;

- повышение эффективности производства и конкурентоспособ­ности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

- содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в иннова­ционной сфере;

- расширение государственной поддержки инновационной деятель­ности, повышение эффективности использования государственных Ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

- содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;

Основные задачи:

- опр-ие и реализация приоритетов гос. ИП;

- создание и развитие инфраструктуры ИД;

- осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и развитию внешнеэкономической ИД;

- обеспечение взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы в развитии инновационной деятельности.

Методы государственного регулирования инновационной деятельности.

- формирование институциональных и нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере

- гос-ная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое высокотехнологическое произ-во

- совершенствование налоговой с-мы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деят-ти всеми субъектами независимо от форм собст-ти и видов финансирования

- внещнеэкономическая поддержка

- обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфрастр-ры, покупки оборудования в целях реализации высокоэф-ных инновационных проектов под гарантией произ-ва

- консолидация усилий органов гос-ной власти и частных инвесторов на орг-ции взаимодействия с о странами-членами ЕС, СНГ и другими гос-ми

- развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования

- участие инновационно-активных орг-ций в м/н конкурсах, выставках

- выделение прямых гос-ных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный ха-р

 

71. Инновационный процесс: этапы, сущность, содержание.

Инновационный процесс – процесс преобразования научного знания в инновацию, процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу.

Инновационный процесс включает 4 этапа:

1. Фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

2. прикладные научно-исследовательские работы - направленны на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.

3. опытно-конструкторские работы - применение результатов прикладных научно-исследовательских работ для создания или модернизации образцов новой техники, материала технологии.

Опытно-конструкторские работы - переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Результаты опытно-конструкторских работ могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю.

4. коммерциализация нововведения. Нововведение запускается в производство, затем выходит на рынок и далее шествует по основным фазам жизненного цикла товара.

Формы инновационного процесса:

- простой внутриорганизационный (натуральный) - создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае, не принимает непосредственно товарной формы

- простой межорганизационный (товарный) - отделение функции создателя новшества от функции его потребителя

- расширенный - создание новых производителей нововведения.

Сущность инновационных процессов.

Инновационный процесс - процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.

Этап 1. Фундаментальные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. Цель фундаментальных исследований — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.

Этап 2. Прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, в том числе имеющих коммерческое значение.

Этап 3. Опытно-конструкторские работы - применение результатов прикладных исследований для создания образцов новой техники, материала, технологии. Опытно-конструкторские работы — это завершающая стадия научных исследований, переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.

К опытно-конструкторским работам относятся:

• эскизно-техническое проектирование;

• выпуск рабочей проектно-конструкторской документации, в том числе чертежи на детали, сборочные соединения, изделие в целом;

• изготовление и испытание опытных образцов;

• разработка определённой конструкции инженерного объекта или технической системы;

• разработка идей и вариантов нового объекта;

• разработка технологических процессов;

• определение наименования продукта, товарного знака, маркировки, упаковки.

Жизненный цикл инновации.

Жизненный цикл нового продукта состоит из семи стадий:

• разработка нового продукта - производитель организует инновационный процесс

• выход на рынок - период внедрения нового продукта на рынок. Продукт начинает приносить деньги. Продолжительность стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов.

• развитие рынка - рост объема продаж продукта на рынке.

• стабилизация рынка - рынок насыщен продуктом. Объем продажи достиг определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет

• уменьшение рынка - спад сбыта продукта, еще существует спрос на данный продукт, существуют предпосылки к увеличению объема продажи продукта.

• подъем рынка - производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта, проводить дополнительные мероприятия, рекламную шумиху. Все это позволяет увеличить объем продажи продукта на какой-то период времени.

• падение рынка - резкое снижение объема продажи продукта. Полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям

 

Инновационные стратегии.

1. Наступательная – хар-на для фирм, основывающих свою д-ть на пр-пах предприним-ой конкуренции. Она свойственна малым ин-ым фирмам.

2. Оборонительная - направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии - активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

3. Имитационная - используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.

Классификация ролевых стратегических функций организаций: виоленты, патиенты, эксплеренты, коммутанты.

Виоленты - крупные компании с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской базой. Деятельность виолентов ориентирована на массовый рынок и удовлетворяет массовые, стандартные потребности. Виоленты обладают высоким инновационным потенциалом.

1 «гордый лев». Компания активно развивается в выбранном направлении. Однако высокая динамика развития сопровождается неустойчивостью положения компании в молодой, развивающейся отрасли. С течением времени развитие виолента замедляется, а его положение на рынке стабилизируется.

2 «Могучий слон» - фирма, обладающая широко развитой инфраструктурой, сетью филиалов. Наличие ресурсов и устойчивая конкурентная позиция позволяют осуществлять инвестирование различных перспективных направлений. Виолент способствует продвижению востребованных рынком инноваций и извлекает максимальную прибыль из применения нововведения в различных отраслях экономики.

3 «неповоротливый бегемот». Виолент превращается в «неповоротливого бегемота» из-за чрезмерной диверсификации своей деятельности. Широко диверсифицированной компанией трудно управлять, появляются убыточные бизнесы, фирма теряет устойчивость. На данном этапе виолент должен предпринимать шаги по восстановлению своей финансовой устойчивости, включая действия по изменению структуры диверсифицированного портфеля.

Патиенты (хитрые лисы) - компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок. Патиент занимает узкую рыночную нишу и обслуживает нестандартных потребителей. Это крупные, малые или средние фирмы. Фирма-патиент выбирает создание продукта со специфическими характеристиками. В силу уникальности инновационного продукта, конкуренция в занимаемом ею сегменте невысока, а это создает дополнительные преимущества.

Характерно сосредоточение внимания на узком рыночном сегменте. Развитие компании происходит до границ сегмента. Далее перед патиентом открываются две возможности: либо осуществить диверсификацию, т.е. освоить новый вид деятельности и превратиться в виолента, либо постепенно уменьшать масштабы деятельности и затем уйти с рынка. Из-за узкой специализации своей деятельности патиент сильно зависит от рыночной конъюнктуры, что является слабой стороной «хитрой лисы». Другая проблема малой или средней фирмы-патиента заключается в опасности ее поглощения виолентом..

Эксплеренты (первые ласточки) - компании, цель существования которых заключается в постоянной разработке радикальных новшеств. Это малые инновационные фирмы. Особенность эксплерента - его инновационный потенциал включает в основном интеллектуальные ресурсы, с помощью которых разрабатываются инновационные продукты. Финансового и материально-технического обеспечения эксплеренту не хватает, поэтому осуществить продвижение и масштабное распространение своей разработки он не в состоянии. Эксплеренты - это фирмы-новаторы, осуществляющие начальные этапы инновационного процесса. В связи с дефицитом ресурсов «первые ласточки» нуждаются в финансовой поддержке. Если помощь предоставляется, то происходит стремительное развитие эксплерента. Эксплерент превращается в виолента. При отсутствии поддержки эксплерент быстро вытесняется с рынка, после чего возможно банкротство, утрата автономности.

Коммутанты (серые мыши) - фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции. Стратегия подражательства характерна для многих мелких компаний. Их деятельность в основном связана с производством легальных копий продуктов известных компаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.110.162 (0.042 с.)