Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пятая управленческая революцияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Промышленная революция и классический капитализм оставались временем буржуа. Менеджер не стал еще профессионалом. Только эпоха монополистического капитализма создала первые школы бизнеса и систему профессионального обучения руководителей. С появлением класса профессиональных менеджеров и отделением его от класса капиталистов стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в менеджменте, о пятой революции в управлении. Основное её содержание: превращение менеджеров сначала в профессиональную группу, а затем в отдельный социальный класс. Индустриальная революция доказала, что чисто управленческие функции так же важны, как финансовые и технические. Карл Маркс, написавший «Капитал» в конце 1860-х гг., не верил в историческую перспективу капиталиста, в его способность эффективно управлять сверхсложной экономикой и высокотехнологичным производством. Всё больше людей начинают осознавать, что сам капиталист в управлении производством - фигура второстепенная. На смену ему по-Марксу должен прийти пролетариат. Макс Вебер видел его преемником бюрократию. Сегодня бюрократия - мощный фактор развития во всех странах мира. Различие взглядов социолога М.Вебера и экономиста К.Маркса весьма примечательно. Зарождение акционерного капитала, появление огромных корпораций, централизация банков и транспортных сетей делали излишней фигуру индивидуального собственника. Его место занимает бюрократ - государственный чиновник. Укрупнение предприятий и появление акционерной формы собственности способствуют вытеснению капиталиста из производства также, как ручной труд вытесняется машинным. Маркс и Энгельс призывают капиталиста «уйти в отставку», уступить свое место рабочему классу. Формируется теория социалистической революции. Вебер предлагает капиталисту уступить место менеджерам и бюрократам. Формируются основы теории менеджерской революции и социологии бюрократии. Зарождение теории менеджерской революции Веберовская концепция бюрократии послужила теоретической платформой менеджерской революции. В конце XIX - начале XX века, когда Вебер создавал социологию бюрократии, теоретики германской социал-демократии Э.Бернштейн и К.Шмидт выдвинули гипотезу о том, что собственность в своей корпоративной форме есть признак наступающего процесса отчуждения сущности капитализма. Согласно этой теории, класс капиталистов постепенно вытесняется административной стратой, интересы которой противоположны интересам собственников. М.Вебер тогда уже писал об усилении роли администрации в государственном и частном секторах экономики. Администрация уже захватила господствующие высоты в общественной жизни и превратилась в самостоятельную социальную группу. Сословная сплоченность бюрократии объективна. В бюрократизированном обществе повышается социальная значимость «чина», почтение должности, защищаемая административно-правовыми нормами. Рост бюрократии отражал тот факт, что в капитализме XX века управление производством перестало служить прямой функцией собственности на орудия труда. Сама собственность теряет индивидуально-частный характер, становясь корпоративно-коллективной. Бюрократы, монополизируют технику управления и каналы коммуникации, засекречивают информацию под предлогом служебной тайны. Они создают такие механизмы поддержания иерархической структуры, которые исключают конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам. Бюрократия несовместима с участием всех или большинства членов организации в принятии управленческих решений. Она считает только себя компетентной в таких действиях, полагая, что управление - функция профессионалов. Чиновники - это те, кто прошел специальную подготовку и занимается управлением всю жизнь. Таким образом, усложнение управления производством приводит к монопольному захвату ключевых позиций «статусной группой», имеющей свою идеологию и систему ценностей. Происходит бюрократизация управленческого аппарата. Бюрократия превращается в господствующий элемент социальной структуры, в такой жизнеспособный элемент, что практически не поддается уничтожению. Из всего многообразия социальных действий на производстве единственно рациональными и законными признаются те из них, которые осуществляются самой бюрократией или служат поддержанию ее статус-кво. Античный менеджмент Греции Политически античная цивилизация начинается с полиса (города-государства), экономически - с агоры (рыночной площади), лимена (гавани с портом) и комы (деревни). Для маленькой горной страны Греции море являлось каналом коммуникации и было важнее сухопутных путей. Греки достигли величайших успехов в навигации. Море для них было источником пищи, транспортной магистралью, путём к заселению и колонизации окружающего мира, средством получения прибыли, а главное - школой практического управления. Искусство управления по-гречески называлось «кибернетика», управление кораблем, или кораблевождение - «кибернесис». Главное действующее лицо на море (кормчий) звался «кибернетес». Этим словом обозначали иногда руководителя, правителя. Порядок на корабле греков представлял собой образец организованной системы управления: четкое разделение обязанностей между множеством исполнителей, согласованность и координация деятельности. По существу, управление на античном корабле является первой моделью рациональной организации мобильного торгового предприятия, образцом малого бизнеса. От кормчего, матросов и купцов требовались изобретательность, предприимчивость, умение сочетать неустанный поиск нового и чувства риска. Греки на своих кораблях не просто перевозили товары, она распространяли на другие регионы свои ценности, культуру, стили и методы управления. Морское дело являлось искусством, требовавшим профессионализма и компетентности. Порт был образцом деловитости и профессионализма. Торговцы, корабелы, строители, разнорабочие, финансисты - это персонал еще одного сложно управляемого предприятия. В порту производился обмен и размен денег, действовала налоговая служба, страховали от кораблекрушения, давали кредиты, разгружали грузы, заключали сделки. Управление у греков обозначалось и другими терминами: в военной области это «койранео» (руководить сражением). В быту- «ойкономика» (заведованиедомашним хозяйством), от которого берет начало современное понятие «экономика». Афиняне строили свою цивилизацию, планомерно соединяя государственную и частную собственность. Опорой частного сектора было малое семейное хозяйство, использовавшее личный труд селянина и его семьи (ойкос). Современный менеджмент прославили не теория и научные концепции, не многочисленные школы бизнеса, обеспеченные по последнему слову науки. Современный менеджмент прославили те корпорации, которые сумели, благодаря умелому руководству и трудолюбивому персоналу, выбиться из аутсайдеров в национальные лидеры. Прежде нерентабельные и бесперспективные компании вдруг превращаются в мощные корпорации. Примеров тому тысячи. Греция дала человечеству самый первый и самый наглядный урок такого рода. Каким образом самое нерентабельное, бесперспективное дело за достаточно короткое время греки превратили в самый прибыльный бизнес? Десятилетиями они бились над тем, как научиться выращивать лучшие сорта пшеницы на неплодородной и засушливой земле. Опыт убедил греков в том, что для повседневного спроса достаточно использовать не слишком продуктивные местные сорта ячменя и пшеницы, а для праздничной выпечки (фигурных кренделей и булочек) - привозные хлебные злаки. На экспорт же они отправляли то, что росло у них, и чего не было в других странах - оливки, виноград, финики, груши. Любая отрасль производства в античной Греции, будь то земледелие, торговля, строительство, ремесла - превращалась в область «прикладной математики». Греки учитывали каждую мелочь: например, в виноградарстве, - какое удобрение необходимо внести для данного сорта в конкретной почве, чтобы не повредить аромату вина и добиться наивысшей эффективности, как наиболее рационально разместить на ограниченном участке максимальное число виноградных лоз, какпрорыть траншеи нужной глубины и соединить их в оросительную систему, которая не разрушила бы горных склонов и структуры почвы. Грек - ремесленник, торговец, земледелец - внимателен к любому новшеству, любому усовершенствованию (и отечественному, и заграничному), способному хоть ненамного повысить производительность и качество продукции. Именно рядовой исполнитель в своей повседневной деятельности закладывает фундамент высокой культуры труда и рациональной организации управления. В трактаты античных философов нет и намёка на пренебрежение к физическому труду. Платон, Гераклит, Аристотель прославляют компетентную и честную работу, подчеркивают фундаментальное значение труда, если он разумен и правильно организован. Таков труд земледельца, в котором древнегреческие мыслители усматривают опору полисной системы. Но не таков труд раба, отчужденного от средств производства и смысла труда. Он не может служить образцом заинтересованного, инициативного отношения к работе. Формируя свою цивилизацию принципиально нового исторического типа, греки учились красиво и со вкусом работать и жить. Без излишеств и восточной роскоши, скромно и изысканно. Разумное и простое отношение к быту, к жилищу и костюму, предметам обихода исподволь формировало у греков специфическую психологию и особенный политический стиль поведения. Прирожденное стремление окружать себя удобными, пригодными для динамичной, открытой полисной жизни вещами, чувствовалось во всем: манере неспешно и философски углубленно рассуждать, привычках передвигаться, общаться, одеваться, трудиться. Во всем чувствовались основательность и рациональность. Поэтому у греков в почете был интеллектуальный и высокопрофессиональный труд. Осуждению подвергались те, кто тратил чужое, не зарабатывая своего. В истории известен случай: Демокрит получил от отца наследство и за десять лет путешествуя в свое удовольствие растратил его. Такое поведение греки сочли тяжким грехом и потребовали сурового наказания для Демокрита. Защищаясь, он произнес в суде длинную, убедительную речь, доказав, что по итогам путешествия он написал серьезную книгу. Только тогда греки оправдали философа, занимавшегося путешествиями ради научных изысканий. Греческая культура, выражаясь современным языком, - цивилизация венчурных фирм. В архаическом полисе превалируют мелкие (мастер, несколько учеников, от 5 до 30 рабов) ремесленные мастерские - эргастерии. Крупных мастерских (100-120 рабов) было немного. В сельском хозяйстве господствуют мелкие семейные фермы. Население самих полисов колебалось от тысячи до нескольких десятков тысяч человек. Политически активная часть полиса, состоящая из свободных и полноправных граждан, достигших 30 лет, была еще меньше. Все они разбивались на множество партий, родовых и культовых объединений, увеселительных клубов, деловых товариществ, неформальных обществ, профессиональных корпораций. Не было в истории мира страны, где активность частных ассоциаций была бы выше, чем в Древней Греции. Цивилизацией венчурных фирм античную Грецию можно назвать и по инициативности и риску, предприимчивости и новаторству, деловитости и рационализму, научно-практическому, изобретательскому подходу к любой работе. Инновационный стиль управления, умение быстро перестраиваться и добиваться успеха на новом поприще также характеризуют менеджмент античной Греции. Культура духа и культура труда тесно связаны были с культурой бизнеса. Великолепные храмы и бессмертные произведения искусства возникли, когда сложился цивилизованный рынок, и сформировалась рациональная система управления. Варвар не станет любоваться изящными постройками, они ему не понятны. Они нужны цивилизованному и компетентному торговцу, корабельщику, ремесленнику, землевладельцу. На таких людей был ориентирован и цивилизованный политический строй, учитывающий ценность голоса каждого гражданина и умеющий ценить свободу слова. Греция воспитала несколько поколений компетентных, инициативных, с высоким уровнем мотивации граждан, с удовольствием участвовавших в управлении делами полиса. Партисипативный менеджмент не надо было насаждать «сверху», к нему не надо было призывать, его не надо было внедрять. На агору приходили для того, чтобы узнать не только о падении или повышении цен на товары, но и о политических новостях, принять участие в заседании народного собрания, обратиться по своим делам в суд, побеседовать с философами, послушать ораторов. Это была повседневная жизнь рынка, но рынка цивилизованного. Современный термин «цивилизация» произошел от латинского «civitas». Так римляне называли греческий полис. Цивилизация и есть гражданская община или, выражаясь словами К.Маркса, гражданское общество, которое проявилось в полном своем великолепии только с зарождением буржуазии. Т.о., начальной точкой цивилизации служит гражданская община древних греков. Цивилизация стала возможной лишь с возникновением товарно-денежных отношений, формированием особого типа деловых людей, новой формой трудовой этики и основ рационального менеджмента.
Социально–экономические предпосылки возникновения научного управления. Структура и основное содержание «классической школы научного менеджмента»: научный менеджмент США, синтетическая концепция английского научного менеджмента, административная теория А. Файоля, социология управления М. Вебера. Предпосылки возникновения «школы человеческих отношений». Хотторнские эксперименты Э. Мэйо. Формирование бихевиористского направления (А. Маслоу, Д. Макклелланд, Ф. Герцберг, В. Врум, Д. Макгрегор, Р. Лайкерт, Ф. Фидлер).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.195 (0.013 с.) |