Методологические основы менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основы менеджмента.



Методология - учение о методах познания.

Общие основы методологии менеджмента: 1) диалектический подход (позволяет рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии); 2) абстрагирование, 3) принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Конкретные основы методологии менеджмента:

- экономические науки: экономическая теория, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика;

- системный подход - является методологией общей теории систем. Система - совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

- кибернетический подход (является методологией общей теории управления (кибернетики)) - исследование системы на основе принципов кибернетики. В частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых и обратных связей, изучения процессов управления;

- ситуационный подход. Ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию;

- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. Типы прогнозов: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, определение различных сценариев развития ситуации;

- теория принятия решений - исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений;

- теория организации - отвечает на вопросы: зачем нужны, какими бывают организации и как создаются, функционируют, изменяются; изучает влияние, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, получение необходимых результатов;

- психология - изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, мотивация, удовлетворенность работой, отношение к труду, формы поведения;

- социология - изучает общество; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; роли, конфликты, организационную культуру;

- социальная психология – изучает закономерности поведения человека в социальной организации; взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности; возникновения и разрешения межличностных конфликтов; поведения и социально-психологической адаптации.

- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право;

В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования.

Методы – способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний.

Методы менеджмента – система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Основные методы проведения исследований в менеджменте: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование, интервьюирование; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.

 

Сущность менеджмента, объект и предмет менеджмента как науки.

Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Т.о. совокупность научных знаний и практических навыков, позволяющих осуществить процесс управления.

Менеджмент содержит присущие только ему категории и научные понятия, отражающие сущность управленческого труда:

управление - как процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей;

объект управления - люди, техника и технологии, предприятие и др.;

субъект управления - личность или кибернетическое устройство;

организация как сфера деятельности менеджера - единство людей, образующих коллектив и определенные условия их деятельности;

функции менеджмента - планирование, координация, мотивация и контроль;

стиль управления – совокупность конкретных способов и приемов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.

Менеджмент как практика управления включает: упр-е производством, упр-е маркетингом, упр-е финансовой деятельностью, упр-е кадрами, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности.

Предмет м-та как науки управления - исследования законов и закономерностей жизнед-ти организаций и отношений м/у работниками в процессе упр-я.

Различные научные подходы к управлению.

Существует четыре основных подхода к управлению организациями:

Подход с позиций выделения различных школ в управлении - управление рассматривается с четырех различных точек зрения: школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении.

Процессный подход - управление как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций.

Системный подход - организация как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход - методы управления могут меняться в зависимости от ситуации. Не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самый эффективный метод - метод, который более всего соответствует данной ситуации.

 

Принципы менеджмента.

1) сочетание научности и творчества - деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках, но в некоторых случаях принятие управленческого решения основывается на интуиции или импровизации;

2) целенаправленность - управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели, разрешение создавшихся проблем;

3) сочетание специализации и универсальности - необходимость индивидуального подхода к решению проблемы с одной стороны, а с другой - разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования;

4) последовательность - строго определенная последовательность выполняемых действий во времени и пространстве, нарушение которой может привести к неразберихе в работе и затягиванию выполнения задач;

5) непрерывность - каждый вид деятельности является основой для следующего;

6) сочетание централизованного руководства и самоуправления - принятие решений на местах в соответствии с распоряжениями и указаниями менеджера;

7) концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, способностях их взаимодействия в коллективе ориентируется на создание благоприятной психологической атмосферы, определенной оргкультуры, с помощью которых облегчается процесс принятия решений, и увеличивается эффективность работы;

8) обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы - недопустимость превышения прав над ответственностью. Диспропорция в обратную сторону подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников, т.к.инициатива оказывается наказуема;

9) состязательность участников управления позволяет лично заинтересовать работников на основе материального, морального и организационного поощрения работника, достигшего наиболее высоких результатов;

10) предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений – при участии в данном процессе руководителей (работников) разных уровней принятое решение более охотно и легко выполняется, чем то которое в приказном порядке спускается от руководства.

Структура и состав основных функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, координация, контроль).

Процесс управления состоит из пяти функций: планирования, организации, мотивации, контроля и координации.

Планирование - предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Функция планирования отвечает на три вопроса: 1. Где мы находимся в настоящее время? 2. Куда мы хотим двигаться? 3. Как мы собираемся сделать это?

Планирование - один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов.

Организация. Задача - формирование структуры организации, обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. Организация - создание реальных условий для достижения запланированных целей.

Мотивация - деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Контроль - процесс, обеспечивающий достижение целей организации, необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем, может использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если результаты отличаются от установленных стандартов.

Координация. Задача - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Часто используются отчеты, собрания, компьютерная связь, документы. С помощью этих форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организация, мотивации и контроля), а так же действие руководителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.188.171 (0.012 с.)