Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки возникновения стратегического управления.

Поиск

Стратегический менеджмент - область науки и практики управления, целью которого является обеспечение развития организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды.

Выделяют четыре этапа в развитии корпоративного управления:

1. Бюджетирование. До второй мировой войны, специальных служб планирования, особенно долгосрочного, в фирмах не создавалось. Формальное планирование ограничивалось составлением ежегодных финансовых смет (бюджетов по статьям расходов). Бюджеты составлялись по каждой из крупных производственно-хозяйственных функций; по отдельным структурным единицам. Особенность бюджетно-финансовых методов - краткосрочный характер и внутренняя направленность.

2. Долгосрочное планирование. В 50-60-х 20 в. характерные условия хозяйствования американских компаний - высокие темпы роста товарных рынков, высокая предсказуемость тенденций развития национального хозяйства => необходимость расширения горизонта планирования, создание условия для развития долгосрочного планирования.

Идея метода - составление прогноза продаж фирмы на несколько лет вперед. Долгосрочное планирование основывалось на экстраполяции тенденций развития фирмы. Прогноз сбыта базировался на экстраполяции продаж в предыдущие годы => определялись функциональные планы по производству, маркетингу, снабжению => все планы агрегировались в единый финансовый план корпорации. Главная задача менеджеров - выявление финансовых проблем, ограничивающих рост фирмы.

Метод «планирования от достигнутого» использовался в условиях централизованного управления советской экономикой. Главные ориентиры для предприятий - заданные сверху объемы производства, достижение которых лимитировалось ограниченными ресурсами.

3. Стратегическое планирование. В конце 60-х экономическая обстановка во многих промышленно развитых странах изменилась. По мере нарастания кризисных явлений и усиления м/нар конкуренции прогнозы на основе экстраполяции стали расходиться с реальными цифрами, наиболее типичное явление - постановка оптимистических целей, с которыми не сходились реальные итоги. ТО долгосрочное планирование не работает в условиях динамично изменяющейся внешней среды и жесткой конкуренции.

Система стратегического планирования – отсутствие предположения, что будущее должно быть лучше прошлого, и отвергается предпосылка о возможности изучения будущего методом экстраполяции. Главное в стратегическом планировании - анализ внутренних возможностей организации и внешних конкурентных сил, поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации. ТО цель стратегического планирования - улучшение реакции организации на динамику рынка и поведение конкурентов.

4. Стратегический менеджмент. К 90-м годам большинство корпораций начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент - процесс принятия и осуществления комплекса стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование организации на изменение внешних факторов, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития. Центральное звено стратегического менеджмента - стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.

 

Основные школы стратегий.

По Минтцбергу существуют школы: дизайна, планирования, позиционирования, предпринимательства, когнитивная, обучения, власти, культуры, окружающей среды и конфигурации.

Школа дизайна.

− процесс разработки стратегии осмысленный, продуманный, возглавляемый руководителем;

− он приводит к созданию уникальной и лучшей по результатам моделирования, простой стратегии;

− реализация стратегии начинается, после того как та полностью сформулирована;

− стратегия - результат моделирования, наилучшее решение выбранное из множества альтернатив;

− модель - результат оценки сильных и слабых сторон компании (внутренняя среда), и возможности и угроз (внешняя среда).

Инструмент - SWOT-анализ.

Недостатки 1) пренебрежение обучением; 2) жёсткая связь стратегии и структуры; 3) точное определение стратегии приводит к утрате гибкости; 4) определение и формулировка стратегии происходит в отрыве от деятельности.

Школа планирования.

− стратегия – осознанный процесс планирования, формально отражающийся в соответствующих схемах, таблицах и поддерживающийся соответствующими методами;

− ответственность за исполнение стратегии возлагается на высшее руководство;

− по завершению процесса планирования мы имеем возможность её контролировать согласно конкретным показателям.

Недостатки 1) ошибка предопределения – в реальной жизни знания о будущих состояниях окружающей среды весьма ограничены; 2) ошибка разделения – отсутствие стыковки между иерархическими уровнями планирования (декларируемая стыковка оказывается недостаточно эффективной); 3) ошибка формализации – в процессе разработки и реализация стратегии не все показатели могут быть формализованы и учтены.

Школа позиционирования. Стратегии - специфически общие, рыночные позиции, которые являются одновременно и экономическими и конкурентными. Главная задача руководства – правильно позиционировать положения компании или бизнеса, что автоматически приводит к появлению «готовой к употреблению стратегии»

Основная модель школы – модель конкуренции Портера, инструмент – матрица БКГ.

Недостатки: 1) ориентация на крупный бизнес; 2) чрезмерное увеличение расчётами; 3) попытка однозначно формализовать положения компании; 4) отказ от уникальности стратегии как перспективы развития компании.

Школа предпринимательства. Процесс разработки и реализации стратегии - видение, которое обращено вперёд (будущее), назад (прошлое), вглубь (внутренняя среда организации) и вовне (внешняя среда). Данное видение основано на интуиции, предпринимательской смекалке и находит выражение в интуитивно понятных руководителю целях.

Когнитивная школа. Процесс разработки и реализации стратегии - процесс мышления, протекающий в сознании стратега. Основа стратегии - информация, которая кодируется и циркулирует между членами коллектива согласно определённым законам

Школа обучения. Стратегический процесс - приспособление к не предсказуемо меняющимся условиям внешней среды. Идеи, способствующие этому, могут возникнуть у любого индивида, не зависимо от его места в организационной иерархии. Задача руководителя - создание оргкультуры, которая способствует продвижению идей способствующих адаптации организации.

Школа власти. Стратегия - результат взаимодействия людей, преследующих свой сугубо корыстные интересы. С этой целью создаются формальные и не формальные группы, стремящиеся получить контроль над большим количеством ресурсов. Стратегия - равнодействующая между интересами и действиями различных групп.

Школа культуры. Стратегия - результат социального взаимодействия, она основана на общих принципах для членов организации, убеждениях и «пониманиях». В оценке вариантов развития и методов достижения целей, важны не осознанные представления членов коллектива о правильных действиях. Роль руководства пассивная - не разработка стратегии, а создание в коллективе определённого микроклимата который способствует консервации существующих стратегий.

Школа окружающей среды. Стратегия – результат воздействия на организацию внешних сил. Организации существуют в определённых ограниченных, относительно стабильных условиях - экологических нишах. Когда ниша перестаёт существовать, организации погибают, либо трансформируются до неузнаваемости.

Школа конфигурации (Структурная школа). Обобщает наработки предыдущих школ и рассматривает организации как объекты, в существовании которых периоды стабильности сменяются периодами крупных перемен.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.011 с.)