Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие кадрового потенциала предприятия, его структура.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Кадровый потенциал в широком смысле - умения и навыки работников, которые могут быть использованы для повышения его эффективности в различных сферах производства, в целях получения дохода или достижения социального эффекта. В узком - временно свободные или резервные трудовые места, которые потенциально могут быть заняты специалистами в результате их развития и обучения. В структуре кадрового потенциала можно выделить: 1) Физические способности, 2) Интеллектуальные способности, 3) Социальные отношения и связи. 4) Социальная общность работников. 5) Интегративный потенциал. Значительный фактор формирования потенциала - профессиональный опыт, получаемый в период трудовой деятельности. Структура кадров предприятия: Персонал предприятия (кадры) – совокупность работников, входящих в его списочный состав. 1. Рабочие - лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг. Рабочие делятся на основные - непосредственно связаны с производством продукции, вспомогательные – с обслуживанием производства. 2. Руководители - работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. низового звена - начальники небольших цехов, руководители подразделений внутри функциональных отделов и служб. среднего звена – директора предприятий, генеральные директора объединений, начальники крупных цехов. высшего звена – руководители финансово-промышленных групп, генеральные директора крупных объединений, руководители функциональных отделов министерств, ведомств и их заместители. 3. Специалисты - работники, интеллектуального труда (бухгалтеры, экономисты, инженеры). 4. Служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. Агенты по снабжению, кассиры, делопроизводители. От характера трудовой деятельности персонал подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации. Профессия – вид деятельности, требующий определенных знаний и трудовых навыков, которые приобретаются путем общего или специального образования и практического опыта. Специальность – вид деятельности в рамках профессии, имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Квалификация - уровень знаний и трудовых навыков работника по специальности, который отображается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.
Организация процесса найма персонала на предприятии. Наем на работу - ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Это комплекс организационных мероприятий, включает все этапы набора кадров, оценку, отбор кадров и прием сотрудников на работу. 1. Подбор. Источники - внешние (СМИ, рекламные агентства, ВУЗы), внутренние (перемещение, совмещение). 1. Получение обращения (резюме, заявление, анкета), 2. Учет и регистрация, 3. Анализ предоставленных документов, 4. запрос в учреждение о претенденте, 5. Направление и рассмотрение док-тов в соотв отдел, 6. Возвращение этих док-тов в отдел кадров, 7. Отказ или приглашение к собеседованию 2. Отбор 1. Оформление в установленном порядке анкетных данных, 2. Анализ документов и подготовка к собеседованию, 3. Собеседование, 4. Освидетельствование профпригодности, 5. Медицинский контроль и аппаратные исследования, 6. Анализ рез-тов воспитания и вынесение заключения о профпригодности, 7. Принятие решения о найме на работу Подход к отбору персонала: 1. Британский – личная беседа с кандидатом, выяснение родословной, традиций семьи и организации, место получения образования. 2. Немецкий – предварительная подготовка кандидатом документов с обязательными письменными рекомендациями известных руководителей, учёных. 3. Американский – проверка интеллектуальных способностей, психологическое тестирование с использованием компьютера и наблюдение за кандидатом в неформальной обстановке. 4. Китайский – письменный экзамен, написание сочинения, анализ практических ситуаций. 3. найм на работу. Заключается трудовой договор или контракт. Наем осуществляется: - при создании фирмы; - при расширении фирмы; - при замене работников, уволившихся из фирмы. Маркетинг персонала. Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Элементы: · маркетинг - основной принцип управления, ориентированного на рынок; · маркетинг - метод систематизированного поиска решений; · маркетинг - средство достижения конкурентных преимуществ. Маркетинг персонала организации - определение потребности организации в персонале в количественном и качественном аспектах. Обязательно проведение анализа внешних и внутренних факторов: • внешние факторы: ситуация на рынке труда, развитие технологии, особенности социальных потребностей, развитие законодательства, кадровая политика организаций-конкурентов; • внутренние факторы: цели организации, финансовые ресурсы, кадровый потенциал, источники покрытия кадровой потребности. Основные составляющие маркетинга персонала: • разработка качественных требований к персоналу; • определение количественной и качественной потребности в персонале; • расчет затрат на приобретение и использование персонала; • деловая оценка персонала; • анализ и контроль эффективности распределения трудовых ресурсов организации по должностным позициям.
Основные принципы перемещения кадров на предприятии. Ротация кадров. Ротация кадров - перемещение работников с одного рабочего места на другое с целью ознакомления работников с производственными задачами организации. Ротация подразумевает плановое служебное перемещение или существенное изменение должностных обязанностей работника. Перемещать людей по горизонтали необходимо т.к. длительное пребывание в одной должности снижает трудовую мотивацию, свыкается с недостатками, перестает обогащать свою деятельность новыми методами и формами. Ротацию кадров классифицируют по частоте (скорости) перемещений: годовая, помесячная, ежедневная. По уровню специализации - ротация по другой специальности; по смежной специальности; с изменением характера работы, но по той же специальности; ротацию, когда характер работы особо не изменяется. По вертикальному направлению движения - должностной рост и понижение в должности. Межорганизационная (переход в другую организацию) и внутриорганизационную.
Работа с кадровым резервом. Работа с кадровым резервом - повышение квалификации, развитие работника, подготовка к занятию резервируемой должности. Подготовка резерва ведется по специально разработанным программам, включающим теоретическую и индивидуальную подготовку. Теоретическая подготовка: - обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики управления организацией; - повышение образования, связанного с прежней (базовой) подготовкой кандидатов; - обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности управления. Индивидуальная подготовка - задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого конкретного специалиста, зачисленного в кадровый резерв. Индивидуальные планы подготовки разрабатываются резервистами совместно с их непосредственными начальниками, согласуются со службой управления персоналом и утверждаются вышестоящим руководителем. Контроль за выполнением индивидуальных планов осуществляется руководителями подразделений и работником службы персонала, ответственным за подготовку резерва. Результаты контроля отражаются в индивидуальном плане подготовки.
Планирование деловой карьеры работников предприятия. Карьера - результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Планирование карьеры – процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями орг-ии, стратегией и планами ее развития, выражающиеся в составлении программы профессионального роста. Планирование и контроль деловой карьеры - с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный периоды, и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе. Направления карьеры: 1) Профессиональная (обучение, рост, пенсия) 2) Внутриорганизационная (вертикальное - продвижение по иерархии должностей; горизонтальное – ротация, продвижение на равнозначную должность; центростремительное – движение к верхушке власти). 3) Организационная (продвижение из организации в организацию). Этапы планировании деловой карьеры: 1. предварительный - получение среднего и высшего образования (до 25 лет). 2. становления (25-30). Работник осваивает профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. 3. продвижения (30-45). Идет процесс роста квалификации, продвижения по службе, накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, начинается самовыражение как личности. 4. сохранения (45-60) - закрепление достигнутых результатов. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодежи. 5. завершения (60-65). Человек начинает задумываться о пенсии, готовится к уходу с работы. Идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. 6. Пенсионный - карьера завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях, преподавательская деятельность).
54. Профессиональное обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Проф. обучение персонала – целенаправленно организованный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами обучения под руководством преподавателей, наставников, руководителей, специалистов и т.д. Виды обучения персонала: 1. Профессиональная подготовка кадров – организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров, владеющих совокупностью специальных знаний, умений навыков и способов общения. - проф начальная подготовка: направлена на развитие знаний, умений, навыков и способов общения, как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (подготовка бакалавров); - проф специализированная подготовка: предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. 2. Профессиональное совершенствование (повышение квалификации) – обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или к повышением в должности. - совершенствование профессиональных знаний и способностей: направлена на приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, актуализацию и на углубление. - профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе – подготовка к выполнению качественно более сложных задач. Обучаются руководители, что обеспечивает вертикальную мобильность. 3. Переподготовка кадров (переквалификация) – обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда. Концепции обучения персонала: 1. специализированного обучения (имеет отношение к конкретному рабочему месту и ориентирована на перспективу). 2. многопрофильного обучения (повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность персонала). 3. обучения, ориентированного на личность (развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности).
Оценка кадров, ее виды. Оценка персонала – процедура выявления степени соответствия личных, деловых, профессиональных качеств работников, колич и качеств рез-тов их труда опред требованиям, предъявл должностными инструкциями задачи оценки: - выявление потенциала работника, - оценка проф.компетентности - оценка потенц.возможностей реализации потенциала работников - оценка соответствия результата труда требованиям должности - определение необходимости в обучении - для карьерного роста - для установления размеров вознаграждения Оценка позволяет: - совершенствовать расстановку кадров - улучшить использование кадров - осущ движение кадров. Требования к оценке: - объективность – оперативность – регулярность – гласность - единство требований для всех лиц - простота, четкость, доступность - результативность Показатели деловой оценки: - результативность труда - условия достижения результативности труда (умение планировать, сдача отчета) - проф.поведение - личные качества Процедуры оценки: 1 разработка методики условной оценки 2 форсированная оценочная комиссия 3 определение места и времени проведения оценки 4 установление процедуры проведения итогов 5 решение вопроса информац. и документал.обеспечения 6 проведение оценки 7 подведение итогов 8 подготовка экспертного заключения 9 принятие решения по итогам оценки 3 способа выполнения деловой оценки: - оценка потенциала работника - оценка индивид.вклада - аттестация - комплексная оценка Виды оценки: 1 оценка на вакантные должности 2 текущая оценка Организация аттестации кадров на предприятии. Аттестация персонала организаций -процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда и его результатов и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности. Целью проведения аттестации - рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала, определение степени загрузки работников и использования его по специальности, совершенствование стиля и методов управления персоналом. Аттестация проходит в четыре этапа: подготовительный этап, этап оценки сотрудника и его трудовой деятельности, этап проведения аттестации, этап принятия решения по результатам аттестации. 1. подготовительный этап -издается приказ о проведении аттестации и утверждении состава аттестационной комиссии, разрабатывается положение об аттестации; составляется список сотрудников, подлежащих аттестации; подготавливаются отзывы -характеристики (оценочные листы) и аттестационные листы на аттестуемых; информируется трудовой коллектив о сроках, целях, особенностях и порядке проведения аттестации. 2. этап оценки сотрудника и его трудовой деятельности -в подразделениях, где работают аттестуемые, создаются экспертные группы. В их состав входят: непосредственный руководитель аттестуемого, вышестоящий руководитель, один-два специалиста этого подразделения, работник службы управления персоналом. Экспертная группа по соответствующей методике осуществляет оценку показателей уровня знаний, умений, навыков, качества и результатов труда аттестуемого. 3. Этап проведения аттестации - заседание аттестационной комиссии, на которое приглашаются аттестуемые и их непосредственные руководители; рассмотрение всех материалов, представленных на аттестацию; заслушивание аттестуемых и их руководителей; обсуждение материалов аттестации, формирование заключений и рекомендаций по аттестации работников. Аттестационная комиссия дает одну из оценок: соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы, выполнения рекомендаций аттестационной комиссии и повторной аттестации через год; не соответствует занимаемой должности. 4. этап принятия решений -по результатам аттестации формулируется заключение с учетом: • выводов и предложений, изложенных в отзыве руководителя аттестуемого; • оценок деятельности аттестуемого, роста его квалификации; • оценок деловых, личностных и иных качеств аттестуемого и их соответствия требованиям рабочего места; • мнений каждого члена комиссии, высказанных при обсуждении деятельности аттестуемого; • сравнения материалов предыдущей аттестации с данными на момент аттестации и характера изменений данных; • мнения самого аттестуемого о своей работе, о реализации своих потенциальных возможностей. Особое внимание обращается на соблюдение аттестуемыми трудовой дисциплины, проявление самостоятельности при решении поставленных задач, стремление к самосовершенствованию, профессиональной пригодности сотрудника. Аттестационная комиссия дает рекомендации по продвижению аттестуемого на вышестоящую должность, поощрению за достигнутые успехи, увеличению заработной платы, переводе на другую работу, об освобождении от занимаемой должности и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.63.199 (0.015 с.) |