Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления государственной политики как конфликтогенаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государственная политика классифицируется по таким основаниям: сферы общественной жизни - экономическая, социальная и пр.; уровни реализации политики - международная, общегосударственная, региональная, местная; функции политики - внешняя, внутренняя; структура и объемы воздействия - отраслевая, структурная, территориальная. По объектам воздействия каждый вид политики подразделяется на отдельные направления. По характеру субъект-объектных отношений и уровню конфликтности различают распределительную, перераспределительную, регулирующую (протекционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику. Государственная экономическая политика - совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых органами государственной власти и управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны и решения социально-экономических проблем. Поскольку в развитом обществе государство учитывает различие целей отдельных социальных групп, курс экономической политики строится не как жесткая прямая линия, а колеблется в определенном "коридоре", выход за пределы которого может нарушить равновесие в обществе. Успешное развитие национального хозяйства требует формирования на основе предвидения и прогнозирования процессов, протекающих в его рамках, соответствующей экономической политики, выбора рациональной стратегии и тактики ее реализации как на государственном, так и на региональном уровне. Особенностями государственной экономической политики являются: отражение экономических интересов населения страны в целом и нацеленность на решение общенациональных хозяйственных проблем; учет многообразия условий функционирования хозяйствующих субъектов; использование для реализации различных средств, в том числе принуждения. Экономическая политика определяет основные направления и принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических целей государства. Она характеризуется определенными целями, на достижение которых направлена, механизмами принятия решений, сферами реализации (экономика, техника, международные отношения и т.п.). Цели экономической политики многоплановы, ориентированы на достижение общенациональных целей. Сложились различные подходы к определению целей экономической политики. Сторонники одного из них считают, что для стран, экономика которых ориентирована на рыночные отношения, цели экономической политики связаны с регулированием процессов, не поддающихся влиянию рыночных механизмов хозяйствования. Цели государственной экономической политики, с точки зрения прагматического подхода, заключаются в создании и поддержании стабильной экономической системы. Главными целями государственной экономической политики считаются: рациональное использование ресурсного потенциала страны, обеспечение экономического роста и безопасности страны, создание условий для повышения благосостояния населения. В процессе формирования системы целей экономической политики обязательно учитывается взаимосвязь составляющих эту систему элементов (цели не могут быть взаимоисключающими). Совокупность приоритетов экономической политики образует ее генеральную линию (курс), официальные представления о которой содержатся в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации. Этот документ разрабатывается как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу, и определяет цели этого развития, а также пути и средства их достижения, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне. Элементы Концепции освещаются в одном из разделов послания, с которым Президент Российской Федерации ежегодно обращается к Федеральному Собранию. Важнейшими приоритетами современной российской экономической политики можно считать: o развитие государственных и рыночных механизмов достижения сбалансированности экономики, обеспечения ее необходимыми ресурсами; o всемерное стимулирование научно-технического прогресса, внедрения новых технологий и инноваций, модернизации экономики; o формирование эффективной структуры национального производственно-хозяйственного комплекса, включающего набор базовых, оборонных, а также высокотехнологичных отраслей, обеспечивающих стране переход к постиндустриальной стадии развития; o создание конкурентоспособных предприятий, занятие достойного места на мировом рынке; o содействие интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций и формирование крупных межотраслевых структур; o создание условий, стимулирующих повышение эффективности производства; o ведение активной борьбы с монополизмом, организованной преступностью; o активизация инвестиционных процессов, позволяющая осуществить структурную перестройку российской экономики. Эффективность экономической политики зависит не только от обоснованности предусматриваемых ею мероприятий, но и от их восприятия населением, которое обусловлено: o соответствием сложившимся в обществе нормам (традиционный курс встречают более благожелательно); o учетом политического расклада сил, производственно-технического потенциала общества, состояния социальной структуры, институционального порядка общегосударственного и местного управления и т.д.; o фактором времени (сначала многое воспринимается частью населения с энтузиазмом, затем начинают критиковать и сторонники); o особенностями природы человека. Реализация государственной экономической политики связана с применением различных инструментов, поэтому различают фискальную (финансово-бюджетную), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. Инструментами соответственно выступают: налоги, трансферты и пр.; общая масса денег, норма резервирования и пр.; таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз капитала, товара, экспортно-импортные тарифы. Вопросы изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране решаются в рамках структурно-инвестиционной экономической политики. Инновационная экономическая политика рассматривает вопросы практического применения в экономике новейших достижений человеческой цивилизации. Конверсионная политика ориентирована на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых существенно уменьшается. В условиях мирового системного экономического кризиса основным направлением деятельности государства является антициклическая политика, обеспечивающая устойчивость социально-экономического развития. Наиболее общая функция государства в процессе регулирования экономики - обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма циклического развития. С этой целью государство проводит антициклическую политику, включающую комплекс законодательных актов, административных мер воздействия на спрос и предложение с целью вывода экономики из кризисного состояния. Стержнем реализации антициклической политики служит госбюджет. Фискальная экономическая политика. Государственное управление финансовыми ресурсами государства (государственной казной) сопряжено с формированием и реализацией фискальной политики. Фискальная политика осуществляется по следующей схеме: привлечение необходимых государству денежных средств - распределение этих средств - обеспечение применения средств по назначению. Этот вид экономической политики государства включает такие направления, как бюджетная политика, налоговая политика, политика доходов и расходов. Инструментами фискальной политики являются налоги, государственные расходы, трансферты, посредством которых государство регулирует величину и вектор денежных потоков, влияет на совокупный спрос и предложение, противодействует чрезмерным колебаниям основных экономических параметров. Влияние государства на объем и структуру совокупного спроса велико, так как государство является самым крупным покупателем как на внешнем, так и внутреннем рынке (экономически развитые страны тратят на закупки порядка 1/4 и 1/2 ВВП). Косвенное влияние на спрос со стороны домашних хозяйств, частных предпринимателей государство оказывает посредством налогов, трансфертных платежей (пенсии, пособия). Фискальная политика слагается из следующих элементов: бюджетной политики (в свою очередь, представлена политикой государственных расходов и политикой государственных доходов), налоговой политики. В целом фискальная политика представляет собой совокупность инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения. Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Бюджетная политика заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. Монетарная экономическая политика - это непосредственное или опосредованное регулирование со стороны государства денежной массы и денежного обращения в стране. В отличие от фискальной экономической политики цели монетарной политики более узкие и связаны только со стабилизацией денежного обращения. В зависимости от цели в качестве задач монетарной политики выделяют стабилизацию уровня цен, поддержание определенного уровня инфляции, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы, поддержание курса национальной валюты. Инструментами в данном случае являются общая масса и доступность денег, кредита, учетная ставка ЦБ РФ, ставка рефинансирования и пр. Исходя из способа воздействия на денежную массу, различают жесткий и мягкий типы монетарной политики. Действия государства, направленные на сокращение денежной массы, ограничение эмиссии, поддержание высоких процентных ставок на получение денег в кредит, характеризуют жесткую монетарную политику. Обратная ситуация, т.е. предоставление дешевых кредитов, увеличение денежной массы, характерна для мягкой монетарной политики. Элементы, составляющие монетарную политику, таковы: o политика рефинансирования, или учетная политика - воздействие ЦБ РФ через процентную ставку на объем кредитных ресурсов; o операции на открытом рынке - продажа или приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг; o политика резервирования - воздействие ЦБ РФ на величину активной денежной массы ("принуждая" коммерческие банки держать часть их активов в виде беспроцентного резерва в ЦБ РФ); o политика обеспечения ликвидности, т.е. изменение массы денег, предоставляемых ЦБ РФ в распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций. Государственная социальная политика - целенаправленная деятельность государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере. Она должна быть соотнесена с конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплена финансовыми ресурсами и рассчитана на определенные этапные социальные результаты. Принципами государственной политики в социальной сфере являются экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства; доверие к регулирующей роли рынка; ответственность государства за "игру" рыночных сил, выработку законодательства, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; социальная справедливость и социальная солидарность общества; гендерное равенство; участие граждан в государственном управлении, общественной и государственной жизни. Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан. Государственная региональная политика - методологически наименее разработанное направление государственной политики России. Принцип размещения производительных сил, исходя из политических и экономических интересов государства, как основа региональной политики СССР был забыт при смене парадигмы развития России. В условиях экономического кризиса 1990-х гг. государство практически не уделяло внимания развитию социально-экономических отношений между регионами. Государственная политика в этой сфере строится в соответствии с "Основными положениями региональной политики в Российской Федерации", утвержденными Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803. Под региональной политикой понимается система целей, задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны и механизм их реализации. В системе правового и институционального обеспечения государственной региональной политики имеется много пробелов и противоречий. Политика бюджетного выравнивания, более десяти лет являющаяся генеральным направлением региональной политики, усугубила социально-экономическую дифференциацию регионов. Значимость и актуальность разработки инновационных мер реализации государственной региональной политики в настоящее время признаны и на государственном, и на региональном уровнях. Альтернатива политике бюджетного выравнивания, активно обсуждаемая сегодня, - политика поляризованного развития, ставшая основой разработанной Минрегионом России "Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации". Суть модели поляризованного развития сводится к концентрации (мобилизации) ресурсов государства и региона в тех точках, где, как ожидается, они принесут наибольшую отдачу. На территории России предполагается выделить несколько опорных регионов ("полюса роста", "локомотивы роста"), исходя из следующих критериев: 1)в регионе наблюдается устойчивая тенденция к росту пассажиро- и грузопотока; 2)наличие в регионе научно-образовательного центра мирового или федерального значения; 3)в данном регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны; 4) данный регион должен иметь высокий научно-технический, интеллектуальный, кадровый и социально-экономический потенциал; 5)регион уже осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны; 6)в данном регионе существует или может сложиться стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса; 7)в перспективе за 10-12 лет данный регион может стать "девелопером" для соседних территорий. Другими принципами новой стратегии государственной региональной политики являются "преференции за реформы", т.е. обеспечение равного доступа населения всех регионов к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан; синхронизация действий, т.е. согласованность основных реформ, проводимых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов, а также направлений государственной поддержки регионов и муниципальных образований; дифференцированность государственной политики регионального развития, т.е. определение различных целей развития для разных регионов; субсидиарность, т.е. децентрализация властных полномочий. Стратегические цели региональной политики на данном этапе развития России таковы: обеспечение глобальной конкурентоспособности страны и регионов; стимулирование процесса новой "регионализации" - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменение структуры экономики; развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения; улучшение экологической ситуации в регионах для сбалансированности экономического развития; повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне. Приоритетами регионального развития России, разработанными в рамках названной Концепции, выступают формирование сета "опорных" регионов; формирование региональных модулей Национальной инновационной системы России; создание условий для модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных экономических (территориальных производственных) кластеров; создание системы управления человеческими ресурсами, развитие региональной занятости населения; улучшение качества государственного и муниципального управления в регионах. Механизмы социально-экономического развития регионов следующие: генеральная схема пространственного развития страны, т.е. функциональное зонирование территории; правовая поддержка развития регионов (ставится необходимость принятия федеральных законов о пространственном развитии Российской Федерации и об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации); информационные (система федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей); организационно-финансовые (Межведомственная комиссия при Минрегионе России, федеральные целевые программы). Принятие и реализация рассмотренной стратегии развития регионов в краткосрочной перспективе позволят достичь следующих результатов: увеличение скорости прохождения управленческих решений федерального уровня на уровень регионов и повышение их результативности; повышение уровня кооперации между регионами и уменьшение барьеров на пути свободного перемещения между ними ключевых ресурсов развития (человеческих, финансовых, управленческих, интеллектуальных и др.); повышение эффективности использования федеральных финансов; закрепление региональной политики в соответствующих институтах (законы, нормы и правила) и организационных структурах; появление рынка доступного жилья и модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства. Многочисленные конфликты и конфликтные ситуации – реальность современного российского общества. Их истоки обусловлены не только становлением и развитием новых социально-экономических и политических структур, но и недавним прошлым, когда в течение продолжительного времени господствующей в нашем обществе была идеологическая установка на «бесконфликтность», гармоническое единство составляющих его индивидов и социальных групп. Это, естественно, способствовало формированию отношения к конфликту как явлению, не присущему советскому обществу.
Главная причина политических конфликтов в современной России связана со стратегией и тактикой перераспределения государственной собственности и власти, что определяет их остроту и ведет к социально-экономической и политической нестабильности и напряженности во всех сферах общества.
Социально-психологический фон, на котором возникают и протекают конфликты, характеризуют следующие факторы:
а) радикальные изменения в социальной структуре общества, проявляющиеся в стремительной дифференциации населения по уровню доходов и идеологической ориентации; б) деформация–смена системы ценностей, распространение образцов западной культуры, индивидуализма, культа силы и т.п.; в) расширение поля социально-этнической напряженности на базе конституционных, территориальных и межнациональных противоречий; г) отсутствие опыта пребывания в конфликте, нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим, радикализм сознания; д) массовые нарушения заложенных в Конституции прав и свобод, прежде всего социально-экономических и на получение правдивой информации о деятельности власти; е) политизация армии, возможность превращения ее в самостоятельную политическую силу с целью наведения порядка или изменения политического режима.
Политические конфликты в сегодняшней России имеют такие особенности:
во-первых, это конфликты в сфере самой власти за обладание реальными рычагами власти; во-вторых, исключительно велика роль власти в конфликтах, возникающих в неполитических сферах, но которые так или иначе, прямо или косвенно затрагивают основы существования данной власти; в-третьих, государство практически всегда выступает в качестве посредника, арбитра.
Определим основные виды политических конфликтов в России:
- между законодательной и исполнительной ветвями власти в процессе становления института президентства; - между элитами финансово-промышленных групп; - внутрипарламентский; - между партиями; - внутри государственно-административного аппарата.
В современных условиях конфликты в России – единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования. Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов. По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.121.234 (0.017 с.) |