ТОП 10:

Теории, описывающие принятие политических решений



Основоположником теории принятия решений принято считать Аристотеля.

Модели принятия политических решений:

1. Бихевиоралистская модель. Принятие полит решения- форма человеческого поведения, которое регулируется псих механизмами( стимулы, мотивы, установки, реакции) Есть 3 уровня: а) макрополитический- распределение меж людьми ключевых ресурсов посредством гос институтов. Б) микроуровень- индивид поведение чел-ка, на кот влияют псих кач-ва лич-ти, кот сказываются на любом решении.в) мезоуровень- обеспечивает соединение частных мотивов с общественным интересом.

2. Модель, на основе «концепции общественного выбора». Применение стилей экономич мышления к анализу полит поведения. В основе лежит использование концепции рынка голосов и специфич гос политики. База- эгоистичный, макс утилитарно мыслящий индивидуум. Образуется рынок голосов ,и политики должны вести свою деят-ть так, как понравится избирателям.

3. Модель всеобъемлющей рациональности. Смит,Бентам Акторы стремятся максимизировать свои выгоды и минимизировать издержки; акторы имеют осознанные интересы и определ цели, которых они стремятся достигнуть при помощи оптимальных средств; акторы обладают необходимой для принятия решений инфой об альтернативных и возможных следствиях их реализации. Прежде чем принять решение, необходимо пройти многоступенчатый анализ.

4. Когнитивистская модель ограниченной реальности. Г. Саймон. Когнитивистский подход к принятию решений должен состоять в выявлении и структурировании проблемы, в сборе и переработке инфы. Основной агент принятия решений- гос организация, как иерархический институт, включ в себя индивидов и их группы, объединен общими целями. Это групповые и составные решения,а не индивидуальные. Политическое решение-не просто обработка и производство инфы, так же совокуп-ть операций по формированию набора вариантов решения в соответствии с предварительно определ целями и критериями эффективности.

5. Модель инкрементализма. Линдблом. Определение политики- процесс взаимного приспособления и конкуренции игроков, ведущих меж собой трудную борьбу. Основное значение при выборе решения имеют различия в интересах индивидов и групп, участвующих в принятии любого гос акта. Теоритич анализ играет в принятии решения незначит роль, из-за дефицита знаний, инфы и ресурсов, времени, огранич возможностей человеч интеллекта , и неопредел соц среды,которая плохо поддается контролю. Следует двигаться медленно, разбивая крупные проблемы на более мелкие. При сравнении альтернативных вариантов решения нужно исходить из единства взаимных целей, средств их достижения .

6. Модель бюрократической политики. В отлич от рациональньной модели рассматривает гос-во как что-о разнородное, состоящее из определ набора департаметнов и агенств, каждое из кот преследует свои цели и пытается определять политику в соответств со своими интересами. Правительство- набор интересов,а гос политика- результат компромисса между ними. Это модель сделки. Все эти правительственные организации ориентируются на общественный интерес, но видят его под различными углами зрения.

7. Модель социально- экономических детерминант. Гос политика развивается в ответ на определ изменения в социально- экономич состоянии общества. Соц- экономич переменные явл-ся более важными детерминантами гос политики. Поэтому, каждому периоду развития гос-ва , кот обладает специфич характеристиками экономич состояния, соответствует определ гос политика, отличающаяся от гос политики других периодов экономич развития.

8. Неомарксистская модель. Господствующий класс(буржуазия) использует гос аппарат, как рычаг влияния на принятие публичных решений, при помощи крупного бизнеса и супер связей в правительстве. Упор идет на привилегированность крупных экономич акторов , что часто приводит к недооценке или игнору роли политич , гос и общественных функционеров в принятии гос решений. Госурарство- посредник между различ конфликтующими интересами.

9. Неокорпоративизм. Шмиттер. Неокорпоративизм- согласование общественных интересов в процессе определения политики. Правительственные органы- активные регуляторы взаимоотношений между различными соц группами и их политич ассоциациями. При гос ораганах появляется система консультативных органов, которые объединяют разных представителей по интересам и разруливают конфликт, вырабатывают компромисс и варианты полит решений.

 

Теория рационального выбора

В политическую науку теория рационального выбора пришла из экономической науки. «Отцами-основателями» теории рационального выбора считаются Э. Даунс (сформулировал основные положения теории в своем труде труд «Экономическая теория демократии»), Д. Блэк (ввел в политическую науку понятие предпочтений, описал механизм их трансляции в результаты деятельности), Г. Симон (обосновал концепцию ограниченной рациональности и продемонстрировал возможности применения парадигмы рационального выбора), а также Л. Шаплей, М. Шубик, В. Райкера, M. Олсон, Дж. Бьюкенен, Г. Таллок (разрабатывали «теорию игр»).

Методологические предпосылки:

- интересы индивида определяюся им самим.Он своей деят-ю производит институты и отношения.поэтому политика,общество,полит структуры вторичны по отношению к индивиду.

- эгоизм индивила, максимизировать выгоду. Все ведут себя так,как им выгодно.Голосуешь,за кого выгодно,принимаешь закон,который выгодно и тд.

- рациональность индивидов, располагать свои предпочтения в соответствии с макс. выгодой. Соотносит ожидаемые рез-ты и старается макс. выгоду и мин. затраты. Рационализация-обладание информацией,если не обладаешь,значит частично рационализирован.

- обмен деятельностью. Поведение каждого индивида осуществляется под влиянием действия институтов. Сами эти институциональные условия создаются людьми, но исходным при этом является согласие людей на осуществление обмена деятельностью. В процессе деятельности индивиды скорее не приспосабливаются к институтам, а пытаются их изменить в соответствии со своими интересами. Институты же в свою очередь могут изменить порядок предпочтений, но это означает лишь то, что измененный порядок оказался выгодным для политических акторов при данных условиях.

Сторонники теории общественного выбора исходят из того, что и в группе индивид ведет себя эгоистично и рационально. Он не станет добровольно прилагать особых усилий для достижения общих целей, а будет пытаться пользоваться общественными благами бесплатно (феномен «зайца» в общественном транспорте). Это происходит, потому что природа коллективных благ включает в себя такие характеристики, как неисключаемость (то есть никто не может быть отстранен от пользования общественными благами) и неконкурентность (потребление этого блага большим количеством людей не приводит к снижению его полезности). Сторонники теории игр исходят из того, что политическая борьба за выигрыш, а также допущения теории рационального выбора об универсальности таких качеств политических акторов, как эгоизм и рациональность, делают политический процесс подобным игре с нулевой или ненулевой суммой. Как известно из курса общей политологии, теория игр описывает взаимодействие акторов путем определенного набора сценариев игр. Целью такого анализа является поиск таких условий игры, при которых участники выбирают определенные стратегии поведения, например, выгодные сразу всем участникам.

Теория рационального выбора имеет достаточно широкую область применения. Она используется для анализа поведения избирателей, парламентской деятельности и формирования коалиций, международных отношений и т.д., широко применяется при моделировании политических процессов. Теория рационального выбора возникла из анализа структуры индивидуального выбора. Она объясняет политическую конституцию как результат дискуссии, проводимой свободными индивидами, стремящимися установить для всех участников политического процесса приемлемые правила игры в их собственных долгосрочных интересах. Индивид рационально соглашается играть по правилам вовсе не для того, чтобы связать свободу своих действий, но с тем, чтобы связать свободу действий других участников. Правила же обеспечивают каждого игрока необходимой (но не достаточной) информацией относительно поведения других игроков.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.137.4 (0.005 с.)