Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урегулирование политических конфликтов: традиции и новацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политический конфликт – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Урегулирование политического конфликта - деятельность субъектов политических отношений, направленная на нейтрализацию возникшего и осознанного противоречия, ведущего к конфликтным действиям, либо недопущение разрушительного воздействия уже текущего конфликта на ту или иную сторону общественной системы. Основными путями урегулирования политических конфликтов являются: - отрицание или замалчивание имеющихся конфликтов (замалчивание расстрела митингующих рабочих г. Новочеркасска в 1962 году); - применение насильственных репрессивных мер к одному или всем конфликтующим субъектам; - урегулирование с помощью правовых и моральных норм, если противоборствующие стороны выражают согласие; - перевод конфликта в «мирное» русло и устранение его непосредственных причин; - осуществление реформ, призванных частично или полностью урегулировать политический конфликт, его упредить; - объявление взаимного моратория на действия, обостряющие конф-т; - достижение компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок: если соглашение навязывается сложившимися обстоятельствами, то их относят к вынужденным; если соглашение соответствует какой-либо части политических интересов всех взаимодействующих сил, то их можно относить к добровольным. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции. - уклонение от конфликта, избегание конфликтных ситуаций: т.е. ожидание благоприятного момента для выдвижения требований. - откладывание конфликта, т.е. уход со сцены открытой политической борьбы, оставление победителю в его полное владение своей территории, сдача своих позиций; -компромисс между конфликтующими сторонами: может быть эффективным в том случае, когда отношения между участниками конфликта носят неантагонистический характер, когда стороны имеют какой-то общий интерес. Взаимозависимость сторон в конфликте «вынуждает» их искать общие интересы. Такую стратегию в конфликте Т. Шеллинг называет теорией взаимозависимых решений. Примером подобных конфликтов являются «газовые» и «нефтяные» конфликты между Россией и Украиной (конец 2005 г.) и между Россией и Белоруссией (конец 2006 — начало 2007 г.).
Пример урегулирования горизонтального конф-та м/у исполнительной и законодательной ветвями власти: если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конф-т заходит в тупик, то используются следующие варианты урегулирования такого конф-та: обращение в конституционный суд; отставка правительства; роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов; организация и проведение референдума по спорным вопросам и др.
Возможны и другие способы урегулирования конфликта, например силовые. Так, военный конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами был прекращен методом принуждения. Миротворческие силы (НАТО, ООН) буквально принудили конфликтующие стороны сесть за стол переговоров.
В современных условиях наиболее распространенным средством достижения примирения сторон политического конфликта являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту политического конфликта, помогает понять аргументы оппонента и, следовательно, более адекватно оценить истинное соотношение сил, условия примирения. 2 вариант Предупреждение пол конфл 1. наличие эффективной нормативно-правовой системы, в которой на законодательном уровне заложены основные правовые нормы как для предотвращения политических конфликтов, так и для их урегулирования и разрешения. На уровне отдельной политической системы (государства) основу такой правовой системы составляет конституция и другие основополагающие законодательные акты, на уровне международных отношений — различные двусторонние, многосторонние и общие международные правовые акты. Наличие нормативно-правовой системы позволяет решать многие возникающие между политическими субъектами противоречия, а в случае возникновения конфликта — оперативно институционализировать его; 2. готовность всех субъектов политического процесса соблюдать существующую систему правовых норм; 3. организация и проведение мониторинга по выявлению потенциально конфликтных зон и принятие мер по предотвращению конфликтов. В случае возникновения конфликта необходимо: · выявить причины и мотивы конфликта, его объективную и субъективную составляющие; · определить реальных субъектов, имеющих свой интерес в конфликте; · выявить конфликтную установку сторон — их цели и ожидания, намерения; · оценить состояние внешних условий, в которых развивается конфликт, например наличие объективных критериев для институционализации конфликта или «внешних» факторов влияния на конфликт. Следующий этап в урегулировании и разрешении политического конфликта предполагает ряд последовательных процедур, таких как: · ииституционализация конфликта — определение общих правил и принципов в разрешении конфликта; · легитимизация - готовность конфликтующих сторон соблюдать принятые нормы и правила в процессе разрешения конфликта; · структурирование конфликтующих групп - выявление (субъективация) носителей преследуемых в конфликте интересов и определение количественных и качественных характеристик участников конфликта; · редукция - последовательное ослабление конфликта за счет перевода его на другой уровень. Рассмотрим несколько принципов в урегулировании политического конфликта: Принцип постепенности позволяет сторонам подготовиться к началу непосредственного урегулирования конфликта: выявить точки зрения, снизить напряженность в отношениях, сформировать взаимное доверие сторон друг к друг, проработать различные варианты решений и лишь затем приступить к согласованию окончательного решения. В условиях вооруженного конфликта принцип постепенности предполагает прохождение ряда фаз: · прекращение насильственных действий — снижение уровня противостояния, стабилизация ситуации; · установление диалога, подготовка к проведению переговоров; · начало переговорного процесса; · выполнение достигнутых договоренностей. Принцип синхронности предполагает, что стороны должны находиться одновременно на одной фазе. Существует много способов для завершения политического конфликта: устранение объекта конфликта; замена одного объекта другим; разделение объекта конфликта между сторонами; устранение одной из сторон конфликта; изменение позиций одной или обеих сторон; изменение характеристик объекта; получение новых сведений об объекте или наложение на него дополнительных условий; недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников (например, введение в зону соприкосновения конфликтующих сторон миротворческого контингента); приход участников конфликта к единому решению или обращение их к «арбитру» при условии подчинения любому его решению. В основном они направлены на изменение самой конфликтной ситуации путем либо воздействия на участников конфликта, либо изменения характеристики объекта конфликта и др. Возможны и другие способы завершения конфликта, например силовые. Так, военный конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами был прекращен методом принуждения. Миротворческие силы (НАТО, ООН) буквально принудили конфликтующие стороны сесть за стол переговоров. Возможные варианты урегулирования политических конфликтов Способы урегулирования политических конфликтов в демократической системе зависят, прежде всего, от вида конфликта. Если мы имеем дело с горизонтальным конфликтом, субъектами которого обычно выступают политические институты и организации, функционирующие в рамках существующей политической системы (например, исполнительная и законодательная ветви власти), то данный конфликт является полностью институционализированным и его урегулирование предопределено законодательно закрепленными правилами политической борьбы (например, конституцией). Урегулирование таких конфликтов во многом зависит от существующих правовых норм и от умения политических лидеров находить компромиссы. Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократическом государстве используются следующие варианты его разрешения: · обращение в конституционный суд; · отставка правительства; · роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов; · организация и проведение референдума по спорным вопросам и др. Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно-ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами. Регионы могут не только претендовать на повышение своего социально-экономического и политического статуса, но и стремиться к полной политической независимости. Такие конфликты могут привести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам. Наглядный пример неудачного разрешения такого конфликта — война в Чечне. Успешными примерами разрешения подобных конфликтов в России является заключение договоров между центром и отдельными субъектами РФ, например Татарстаном. Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разрешения являются вертикальные режимные политические конфликты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующих слоев населения и правящей элиты, с другой — оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. Конечной целью режимного политического конфликта является смена (сохранение) существующей политической системы. В таких конфликтах особенно велика цена ошибок и просчетов. Негативное развитие подобного конфликта может привести общество к гражданской войне. Для того чтобы не допустить негативного развития радикального политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации, который позволяет ответить на следующие ключевые вопросы: · Каковы основные причины возникновения конфликта? · Каковы истинные намерения и цели сторон? · Какие силы задействованы в конфликте и какие силы могут принять участие в ходе развития конфликта? · Кому выгодно конфликтное развитие событий? На основании результатов анализа делается прогноз возможного развития событий; определяются возможные варианты урегулирования конфликта; разрабатывается план урегулирования и разрешения конфликта; определяются тактические и стратегические задачи. Реализация плана урегулирования конфликта предполагает следующую последовательность действий: · снижение эмоционального напряжения конфликтующих сторон; · определение предмета спора и локализация конфликта; · выработка правил взаимодействия конфликтующих сторон; · организация диалога между конфликтующими сторонами и информирование общественности о позициях сторон и принимаемых мерах по урегулированию конфликта; · отделение проблемы от субъективной заинтересованности участников конфликта и сосредоточение внимания на се разрешении. Если в результате принятых мер урегулировать или локализовать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, то властные структуры должны быть готовыми применить силу или остановить развитие конфликта под угрозой применения силы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.221 (0.011 с.) |