Вопрос 30. Политический конфликт. Причины, динамика и урегулирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 30. Политический конфликт. Причины, динамика и урегулирование.



Политический конфликт – конкурентное взаимодействие двух и более сторон (индивидов, групп, организаций, государств), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов власти.

Причины политических конфликтов:

· противоречия между социально-политическими статусами, неравномерное распределение ресурсов в обществе, интерес захвата и удержания власти;

· разногласия между людьми относительно их духовных ценностей и верований (конфликт между коммунистами и демократами, христианами и мусульманами);

· механизм идентификации – осознания людьми своей принадлежности к той или иной социальной группе, противопоставление "мы – они".

Функции конфликтов:

· социального прогресса (урегулирование конфликтов, как правило, приводит к переходу на более высокий уровень социально-политических отношений);

· информационно-коммуникативная (конфликт позволяет противникам узнать о требованиях друг к другу и в процессе их согласования разрешить кризисную ситуацию);

· интегративная (внешний конфликт служит средством сплочения группы перед угрозой общей опасности);

· амортизационно-регулировочная (это способ переключить недовольство масс с властных структур на некие этнические или политические группы, перевести его в более безопасное для власти русло).

В странах с гибкой, развитой системой социального представительства выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными.

Властные структуры, как правило, стремятся предупреждать конфликты, а в случае их возникновения – разрешать преимущественно мирными средствами. Мощным сдерживающим фактором в предупреждении конфликтов до сих пор служит военная сила.

В конфликтной ситуации властные структуры придерживаются, как правило, следующих вариантов стратегии:

· переговоры, которые становятся возможными, когда есть хотя бы минимальная сфера совпадения интересов противоборствующих сторон;

· конфронтация, которая становится неизбежной при полном отсутствии готовности пойти на соглашение или при возникновении неуправляемой, чреватой тяжелыми последствиями, ситуации;

· отрицание самого факта конфликта, преуменьшение его значения, уклонение от столкновения, нежелание четко обозначить свою позицию в данной ситуации или вмешиваться в процесс конфликтного взаимодействия сторон.

Управление конфликтом может осуществляться путем

· урегулирования (снятия остроты противоборства сторон при сохранении причины конфликта; урегулирование может быть полным или частичным);

· разрешения (исчерпания самого предмета спора, исключающего опасность рецидива разногласий). Практика показывает, что в случае политического конфликта предпочтительнее урегулирование, так как причины по-литических разногласий чаще всего оказываются в принципе неустранимыми (часто они кроются в сознании людей, политической мифологии или идеологии, политических событиях далекого прошлого).

Урегулирование политического конфликта достигается путем примирения сторон. Пути примирения:

1. Достижение взаимного согласия путем:

· компромисса;

· взаимных уступок;

· истощения ресурсов конфликтующих сторон;

· обретения взаимного уважения, понимания прав и интересов соперника;

2. На основе принуждения в силу

· явного превосходства сил и ресурсов одной из сторон;

· изоляции одной стороны конфликта в результате ее поражения;

· уничтожения противника.

Задачи, решаемые в процессе урегулирования конфликта:

· воспрепятствовать возникновению конфликта или его разрастанию;

вывести все теневые (латентные) стороны конфликта в открытую форму (институциональзация конфликта);

· свести к минимуму степень социального возбуждения, вызываемого конфликтом, в смежных областях общественной жизни, чтобы не вызвать более широкие социальные потрясения.

Окончание конфликта ставит перед его участниками еще одну важную задачу – такую интерпретацию результатов примирения, которая не унизила бы ни одну из сторон конфликта.

 

Вопрос 31.Политическая модернизация.

Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры. При этом под современными политическими институтами и практиками следует понимать не слепок с политических институтов стран развитой демократии, а те политические институты и практики, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление политический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Эти институты и практики могут соответствовать моделям современных демократических институтов или отличаться в различной степени: от отвержения «чужих» образцов до принятия формы при ее наполнении изначально несвойственным ей содержанием.

При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранять политическую стабильность как важнейшее условие общественного развития в целом, а с другой – расширять возможности и формы политического участия, массовую базу реформ.

Препятствовать процессу политической модернизации могут две основные причины. Первая – отставание от изменений в других сферах жизнедеятельности общества. Другая причина состоит в том, что к быстро протекающей демократизации может оказаться не подготовленным уровень развития гражданского общества и политической культуры социума.

Способствуют же успешной модернизации два фактора: внутренняя готовность модернизирующегося общества к глубоким политическим реформам, ограничивающим власть бюрократии и устанавливающие адекватные «правила игры» для основных политических акторов; желание и способность наиболее развитых стран мира оказать этому сообществу эффективную экономическую и политическую помощь, смягчив тяжесть проводимых реформ.

Социальный механизм и динамика политической модернизации выглядят следующим образом. Стимулом для начала модернизации служит некая совокупность внутренних и внешних факторов, побуждающих правящую элиту приступить к реформам. Преобразования могут затрагивать экономические и социальные институты, но не касаться традиционной политической системы. Следовательно, допускается принципиальная возможность осуществления социально-экономической модернизации «сверху», в рамках старых политических институтов и под руководством традиционной элиты. Однако для того чтобы «транзит» завершился успешно, необходимо соблюсти целый ряд условий и, прежде всего, обеспечить равновесие между изменениями в различных сферах жизни общества. Определяющим условием является готовность правящей элиты проводить не только технико-экономическую, но и политическую модернизацию.

Особо отмечается значение среднего класса, состоящего из предпринимателей, управляющих, офицеров, гражданских служащих, юристов, учителей, университетских преподавателей. Именно интеллигенция первой усваивает новые политические идеи и способствует их распространению в обществе..

 

Вопрос 25.Политические идеологии. Типы и принципы.

Политическая идеология - «система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии).

Типы политических идеологий

В отечественной и зарубежной литературе указывается на такие основные виды современных политических идеологий:

ü Коммунистическая (марксизм- ленинизм);

ü Социал-демократизм;

ü Неолиберализм;

ü Неоконсерватизм.

Коммунистическая (социалистическая) идеология, безусловно, нуждается в критическом переосмыслении в свете современного мирового опыта кризиса модели государственного социализма, что делается самими марксистами в последние годы. Речь не идет в данном случае о положительной или отрицательной оценке содержания новых взглядов. Констатируется сам факт позитивной критики данной идеологической системы.

Главные принципы коммунистической идеологии – это равенство независимо от трудового вклада, человек человеку – это друг, товарищ и брат.

Ключевые идеи:

· социальное равенство и создание условий для всестороннего развития личности;

· ликвидация частной собственности;

· классовая борьба;

· социальная революция и установление диктатуры пролетариата;

· пролетарский интернационализм ("Пролетарии всех стран, объединяйтесь!").

Черты коммунистической идеологии:

· целостность, тотальность и претензия на монопольное обладание истиной;

· утопизм, обещающий создание совершенного общества;

· мессианизм – вера в грядущее освобождение человечества новым Мессией – пролетариатом во главе с коммунистической партией;

· радикализм, проявляющийся в революционности и склонности к применению насилия;

· двойственность (наличие внутренних противоречий между философским материализмом и политическим идеализмом; декларируемым гуманизмом и широкой практикой насилия; претензией на строгую научность и крайним догматизмом, канонизированием трудов основоположников).

 

Социал-демократическая идеология. Ее исторический первоисточник- марксизм. Социальная база преимущественно трудящиеся слои населения, интеллигенция и некоторая часть предпринимателей развитых капиталистических стран. В отличие от коммунистической идеологии современный социал-демократизм идеология реформистского толка, за что он подвергался критике. Социал-демократы признавали и признают реальную возможность постепенной трансформации экономики и общественных отношений капитализма в социалистическое общество. Основополагающими принципами являются свобода как результат «индивидуальных» совместных усилий; справедливость, что означает «прекращение всякой дискриминации личности», а также равенство в правах и возможностях»; солидарность как практическое выражение «общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости».

Усвоив отдельные принципы марксистской теории (а также идеалы христианского социализма), современная социал-демократия в то же время делает упор на социальную справедливость, национализацию стратегически важных предприятий, государственное вмешательство в экономику, социальное партнерство между трудящимися и работодателями, демократическое общество, идеологический плюрализм, убежденность в принципах свободы.

Неолиберализм - современная форма либерализма - идейно- политического течения, объединяющего сторонников буржуазно- парламентского строя и связанных с ним свобод в экономической, политической и других сферах жизни. Служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства, как воплощения естественного довода между свободными индивидами. Он продолжает набирать очки в нынешних условиях, поскольку современный научно- технический прогресс предполагает возрастание роли индивидуальных способностей человека, личной свободы и ответственности.

Неолиберализм- идеология политических партий, опирающихся на достаточно широкие круги населения, преимущественно же- на слои предпринимателей, защищая прежде всего их интересы. Программная цель либерально- демократической партии- создание правового государства с президентской формой правления, рыночной экономикой. Декларируется полная свобода для предпринимательства, в любых формах и видах свобода рыночных отношений.

Принципы: принципы свободы личности, её высокая самоценности и право на самореализацию, а также признание её ответственности перед обществом, свобода частного предпринимательства и рынка, признании активной роли государства в регулировании экономики и проведении социальной политики

 

Неоконсерватизм имеет своим историческим предшественником классический консерватизм. Это один из современных, широко распространенных видов идеологии. Он отстаивает традиционные идеи, идеалы и принципы, отвергает любые революционные ломки общества как живого организма, который изменяется на основе преемственности и постепенного обновления. Ключевые ценности консерватизама: семья, религия, собственность, традиция. Важнейшие идеи неоконсерватизма:

· сокращение государственного вмешательства в экономику;

· сокращение государственных социальных программ, нарушающих естественное социальное неравенство;

· приоритет национальных интересов и опора на сильное государство.

 

Политическая идеология - понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций; Роль идеологий в жизни общества обусловлена функциями, которые они выполняют:

1) ориентационная задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности

2) мобилизационная, предлагая идеалы более совершенного общества, мобилизуют на их реализацию;

3) интегративная, противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором;

4) амортизационная предлагаемые идеалы вы ступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации;

5) выражения и защиты интересов определенной социальной группы, поскольку политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам других групп.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 174.129.59.198 (0.033 с.)