Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 30. Политический конфликт. Причины, динамика и урегулирование.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Политический конфликт – конкурентное взаимодействие двух и более сторон (индивидов, групп, организаций, государств), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов власти. Причины политических конфликтов: · противоречия между социально-политическими статусами, неравномерное распределение ресурсов в обществе, интерес захвата и удержания власти; · разногласия между людьми относительно их духовных ценностей и верований (конфликт между коммунистами и демократами, христианами и мусульманами); · механизм идентификации – осознания людьми своей принадлежности к той или иной социальной группе, противопоставление "мы – они". Функции конфликтов: · социального прогресса (урегулирование конфликтов, как правило, приводит к переходу на более высокий уровень социально-политических отношений); · информационно-коммуникативная (конфликт позволяет противникам узнать о требованиях друг к другу и в процессе их согласования разрешить кризисную ситуацию); · интегративная (внешний конфликт служит средством сплочения группы перед угрозой общей опасности); · амортизационно-регулировочная (это способ переключить недовольство масс с властных структур на некие этнические или политические группы, перевести его в более безопасное для власти русло). В странах с гибкой, развитой системой социального представительства выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными. Властные структуры, как правило, стремятся предупреждать конфликты, а в случае их возникновения – разрешать преимущественно мирными средствами. Мощным сдерживающим фактором в предупреждении конфликтов до сих пор служит военная сила. В конфликтной ситуации властные структуры придерживаются, как правило, следующих вариантов стратегии: · переговоры, которые становятся возможными, когда есть хотя бы минимальная сфера совпадения интересов противоборствующих сторон; · конфронтация, которая становится неизбежной при полном отсутствии готовности пойти на соглашение или при возникновении неуправляемой, чреватой тяжелыми последствиями, ситуации; · отрицание самого факта конфликта, преуменьшение его значения, уклонение от столкновения, нежелание четко обозначить свою позицию в данной ситуации или вмешиваться в процесс конфликтного взаимодействия сторон. Управление конфликтом может осуществляться путем · урегулирования (снятия остроты противоборства сторон при сохранении причины конфликта; урегулирование может быть полным или частичным); · разрешения (исчерпания самого предмета спора, исключающего опасность рецидива разногласий). Практика показывает, что в случае политического конфликта предпочтительнее урегулирование, так как причины по-литических разногласий чаще всего оказываются в принципе неустранимыми (часто они кроются в сознании людей, политической мифологии или идеологии, политических событиях далекого прошлого). Урегулирование политического конфликта достигается путем примирения сторон. Пути примирения: 1. Достижение взаимного согласия путем: · компромисса; · взаимных уступок; · истощения ресурсов конфликтующих сторон; · обретения взаимного уважения, понимания прав и интересов соперника; 2. На основе принуждения в силу · явного превосходства сил и ресурсов одной из сторон; · изоляции одной стороны конфликта в результате ее поражения; · уничтожения противника. Задачи, решаемые в процессе урегулирования конфликта: · воспрепятствовать возникновению конфликта или его разрастанию; вывести все теневые (латентные) стороны конфликта в открытую форму (институциональзация конфликта); · свести к минимуму степень социального возбуждения, вызываемого конфликтом, в смежных областях общественной жизни, чтобы не вызвать более широкие социальные потрясения. Окончание конфликта ставит перед его участниками еще одну важную задачу – такую интерпретацию результатов примирения, которая не унизила бы ни одну из сторон конфликта.
Вопрос 31.Политическая модернизация. Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры. При этом под современными политическими институтами и практиками следует понимать не слепок с политических институтов стран развитой демократии, а те политические институты и практики, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление политический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Эти институты и практики могут соответствовать моделям современных демократических институтов или отличаться в различной степени: от отвержения «чужих» образцов до принятия формы при ее наполнении изначально несвойственным ей содержанием. При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранять политическую стабильность как важнейшее условие общественного развития в целом, а с другой – расширять возможности и формы политического участия, массовую базу реформ. Препятствовать процессу политической модернизации могут две основные причины. Первая – отставание от изменений в других сферах жизнедеятельности общества. Другая причина состоит в том, что к быстро протекающей демократизации может оказаться не подготовленным уровень развития гражданского общества и политической культуры социума. Способствуют же успешной модернизации два фактора: внутренняя готовность модернизирующегося общества к глубоким политическим реформам, ограничивающим власть бюрократии и устанавливающие адекватные «правила игры» для основных политических акторов; желание и способность наиболее развитых стран мира оказать этому сообществу эффективную экономическую и политическую помощь, смягчив тяжесть проводимых реформ. Социальный механизм и динамика политической модернизации выглядят следующим образом. Стимулом для начала модернизации служит некая совокупность внутренних и внешних факторов, побуждающих правящую элиту приступить к реформам. Преобразования могут затрагивать экономические и социальные институты, но не касаться традиционной политической системы. Следовательно, допускается принципиальная возможность осуществления социально-экономической модернизации «сверху», в рамках старых политических институтов и под руководством традиционной элиты. Однако для того чтобы «транзит» завершился успешно, необходимо соблюсти целый ряд условий и, прежде всего, обеспечить равновесие между изменениями в различных сферах жизни общества. Определяющим условием является готовность правящей элиты проводить не только технико-экономическую, но и политическую модернизацию. Особо отмечается значение среднего класса, состоящего из предпринимателей, управляющих, офицеров, гражданских служащих, юристов, учителей, университетских преподавателей. Именно интеллигенция первой усваивает новые политические идеи и способствует их распространению в обществе..
Вопрос 25.Политические идеологии. Типы и принципы. Политическая идеология - «система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Типы политических идеологий В отечественной и зарубежной литературе указывается на такие основные виды современных политических идеологий: ü Коммунистическая (марксизм- ленинизм); ü Социал-демократизм; ü Неолиберализм; ü Неоконсерватизм. Коммунистическая (социалистическая) идеология, безусловно, нуждается в критическом переосмыслении в свете современного мирового опыта кризиса модели государственного социализма, что делается самими марксистами в последние годы. Речь не идет в данном случае о положительной или отрицательной оценке содержания новых взглядов. Констатируется сам факт позитивной критики данной идеологической системы. Главные принципы коммунистической идеологии – это равенство независимо от трудового вклада, человек человеку – это друг, товарищ и брат. Ключевые идеи: · социальное равенство и создание условий для всестороннего развития личности; · ликвидация частной собственности; · классовая борьба; · социальная революция и установление диктатуры пролетариата; · пролетарский интернационализм ("Пролетарии всех стран, объединяйтесь!"). Черты коммунистической идеологии: · целостность, тотальность и претензия на монопольное обладание истиной; · утопизм, обещающий создание совершенного общества; · мессианизм – вера в грядущее освобождение человечества новым Мессией – пролетариатом во главе с коммунистической партией; · радикализм, проявляющийся в революционности и склонности к применению насилия; · двойственность (наличие внутренних противоречий между философским материализмом и политическим идеализмом; декларируемым гуманизмом и широкой практикой насилия; претензией на строгую научность и крайним догматизмом, канонизированием трудов основоположников).
Социал-демократическая идеология. Ее исторический первоисточник- марксизм. Социальная база преимущественно трудящиеся слои населения, интеллигенция и некоторая часть предпринимателей развитых капиталистических стран. В отличие от коммунистической идеологии современный социал-демократизм идеология реформистского толка, за что он подвергался критике. Социал-демократы признавали и признают реальную возможность постепенной трансформации экономики и общественных отношений капитализма в социалистическое общество. Основополагающими принципами являются свобода как результат «индивидуальных» совместных усилий; справедливость, что означает «прекращение всякой дискриминации личности», а также равенство в правах и возможностях»; солидарность как практическое выражение «общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости». Усвоив отдельные принципы марксистской теории (а также идеалы христианского социализма), современная социал-демократия в то же время делает упор на социальную справедливость, национализацию стратегически важных предприятий, государственное вмешательство в экономику, социальное партнерство между трудящимися и работодателями, демократическое общество, идеологический плюрализм, убежденность в принципах свободы. Неолиберализм - современная форма либерализма - идейно- политического течения, объединяющего сторонников буржуазно- парламентского строя и связанных с ним свобод в экономической, политической и других сферах жизни. Служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства, как воплощения естественного довода между свободными индивидами. Он продолжает набирать очки в нынешних условиях, поскольку современный научно- технический прогресс предполагает возрастание роли индивидуальных способностей человека, личной свободы и ответственности. Неолиберализм- идеология политических партий, опирающихся на достаточно широкие круги населения, преимущественно же- на слои предпринимателей, защищая прежде всего их интересы. Программная цель либерально- демократической партии- создание правового государства с президентской формой правления, рыночной экономикой. Декларируется полная свобода для предпринимательства, в любых формах и видах свобода рыночных отношений. Принципы: принципы свободы личности, её высокая самоценности и право на самореализацию, а также признание её ответственности перед обществом, свобода частного предпринимательства и рынка, признании активной роли государства в регулировании экономики и проведении социальной политики
Неоконсерватизм имеет своим историческим предшественником классический консерватизм. Это один из современных, широко распространенных видов идеологии. Он отстаивает традиционные идеи, идеалы и принципы, отвергает любые революционные ломки общества как живого организма, который изменяется на основе преемственности и постепенного обновления. Ключевые ценности консерватизама: семья, религия, собственность, традиция. Важнейшие идеи неоконсерватизма: · сокращение государственного вмешательства в экономику; · сокращение государственных социальных программ, нарушающих естественное социальное неравенство; · приоритет национальных интересов и опора на сильное государство.
Политическая идеология - понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций; Роль идеологий в жизни общества обусловлена функциями, которые они выполняют: 1) ориентационная задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности 2) мобилизационная, предлагая идеалы более совершенного общества, мобилизуют на их реализацию; 3) интегративная, противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором; 4) амортизационная предлагаемые идеалы вы ступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации; 5) выражения и защиты интересов определенной социальной группы, поскольку политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам других групп.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.62 (0.012 с.) |