Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пол-ка эк роста, её направления и методы. Пол-ка эк-го роста в РБСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие эк роста дополняет более совершенное понятие устойчив эк рост. Переход к модели устойчив эк роста как к нов глобал стратегии обеспечивает выживание человечества. По инициативе ООН все страны мира должны перейти к модели устойчив развития. Под устойчив развитием понимается непрерывное поддержание развития социальной, экономической и экологической сфер в их рациональном взаимодействии. Идет речь об обеспечении потребности настоящих и возможности будущих поколений удовлетворить свои потребности. В нац стратегии усточив развития РБ, концепции соц-эк развития страны до 2015-20 гг предусм-ся решающий ряд практических задач, влияющих на эк рост, реализация приоретеного направления развития экономики страны. Приорететные направления: 1) формир-е эф-ной сис-мы здравоохранения, 2) активизация инновац и инвестиц деят-ти, 3) наращ-ие экспорта товаров и услуг, 4) дальнейш развитие жилищ строит-ва с макс использ-ем внебюджет источников финансирования, 5) развит агропром комплекса и сопряженных отраслей. РБ располаг долговремен факторами эк роста такими, как: высококвалифицир кадровым потенциалом, значит пром и агропром потенциалом, запасами отдел минерально-сырьевых ресурсов. Есть и проблемы, сдерживающие эк рост: 1) огранич собствен сырьевая база, 2) сильная зависимость от поставок энергорес-сов 3) выс энергоемкость эк-ки 4) неразвит рыночная инфраструктура 5) проблема рац-го использ-я невозобнов рес-сов и восстан возобновляемых рес-сов 6) несоверш структура эк-ки (малая доля услуг в ВВП). Модель эк развития РБ основ-ся на сочетании инструментов рыноч эк-ки с действен мех-ми гос регулирования и реализация сильной соц пол-ки. В РБ будет продолж модернизация произ-ва и наращ экспортного потенциала в таких отраслях: машиностроение, с/х, пищевая пром-ть, деревообработка.; инвестиции будут направ-ся на приобретение нового оборудования и соврем технологий; будет расшир-ся доля услуг: транспортных, логистики, туризма, здравоохранения, консалтинговых и др. сегодня РБ наход-ся на 58 месте из 168 по легкости ведения бизнеса. 54. Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни. Социальная политика — это система мер, напр-х на достижение соц. целей и результатов, связанных с повышением обще-ого благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспеч-ем соц-но-полит-ой стабильности, социального партнерства в обществе. Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями. Субъектами социальной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует ее: ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане. Важнейшая функция социальной политики — стимулирующая, - содействие процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствования отношений занятости. Это предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работающего в созданном продукте. Стабилизирующая функция социальной политики предполагает перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий как для населения в целом, так и для каждой из его социальных групп. Упор при этом делается на выплату пенсий и пособий нетрудоспособным, малоимущим, безработным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения. Социальная политика осуществляется на разных уровнях: • микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников; • макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов; • интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем. С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни. Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфраструктурой. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития; утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии. Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона, потребности его жителей. На этом уровне разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Деятельность субъектов муниципальной социальной политики направлена на решение конкретных проблем населения. Именно на данном уровне легче оценить реальные потребности и возможности человека, проверить степень эффективности оказываемых социальных услуг. Социальная политика базируется на ряде принципов — основных исходных положений, на которых строится деятельность государства в социальной области. Принцип социальной справедливости. С 1ой стороны, справедливость — это вознаграждение за личный труд и успех, или распределительный тип справедливости. С другой стороны — обеспеч-ие всем членам общ-ва одинаковых возможностей независимо от их индивидуальных и социальных различий. Это уравнительный тип справедливости. Реализация первого типа справедливости, дифференциация населения по заслугам, является важнейшим условием прогрессивного формирования общества. Обоснованное неравенство обусловливает повышение экономической эффективности, однако уменьшает шансы тех, кто по не зависящим от них причинам не может осуществлять активную деятельность. Кроме того, крайняя степень дифференц-ии и неравенства может привести к деградации производительных сил, нестабильности и социальным конфликтам. Данный принцип социальной политики, таким образом, содержит оба типа справедливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой — сохраняющееся неравенство. Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии это сделать сами. Принцип солидарности предполагает, что общество должно решать возникающие проблемы как единая система, внутри которой посредством механизма налогов и трансфертов осуществляется перераспределение финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей. Реализация принципа соц. компенсации обеспечивает правовую и соц. защищенность граждан, которая выражается в получении ими льгот и социальном обслуживании. Соблюдение принципа социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантир-ого минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни. Осуществление социальной политики также основано на реализации принципа всеобщности, предполагающего, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества с учетом дифференцированного подхода к ним. Выделяют два осн. типа соц. политики — бисмарковский и бевериджский. Бисмарковский тип социальной политики в большей степени реализует распределительный тип социальной справедливости, так как в нем делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров с нанимателями. Страховые фонды управляются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета. Малообеспеченные семьи получают помощь по муниципальной линии. Бевериджский тип социальной политики основан на принципе национальной солидарности. Он предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков (болезни, старости, получения травмы и т.п.), а средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета. Социальная политика, проводимая различными странами, многообразна. В ее рамках можно выделить ряд основных направлений: политика доходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры; социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционная политика. Все направления связаны между собой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальной политики.
55.Уровень и качество жизни. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума. Доходы населения. Номинальные и реальные доходы. Факторы, определяющие доходы населения. Уровень жизни – фактически сложившиеся усл-ия жизнедеят-ти и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеч-х массой товаров и услуг. Система показателей уровня жизни населения строится на основе классификации ООН, что позволяет исп-ть её при междунар-х сопоставлениях. Сюда включаются следующие группы показателей: демографические, санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; индексы потребительских цен; наличие транспортных средств; организация отдыха; соц. обеспечение; права человека. Показатели могут измер-ся в натуральных ед-х, текущих или сопоставимых ценах, в процентах или рангах. По методам измерения они делятся на: статистические, осн-е на отчётности; нормативные, разработанные на базе нормативных отчетов; аналитические, получаемые расчётным путем с помощью статистических и нормативных показателей. При изучении уровня жизни используются также данные, полученные в результате опросов населения, и экспертные оценки специалистов. Качество жизни - уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей. Качество и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем первое, будучи более широким понятием, отражает больший спектр потребностей людей. Уровень и качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов населения. Доходы населения — это все ср-ва в натурал. и ден форме, получ-ые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Натуральные доходы вкл-т все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме. Денежные доходы населения представляют собой сумму ден. средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов. Номинальный доход — это вся сумма ден. дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен. Располагаемый доход — это номин-й доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, непосредственно использ-мые населением на потребление и сбережения. Реальный доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реал. дохода зависит от его номин-о уровня, налогов на доходы, цен на потребительские товары. РД=(НД-НП)*1/I где РД — реал доходы, р.; НД — номина-е доходы; НП — налоги и обязательные платежи; I — индекс потребительских цен. В зависимости от циклов жизнедеят-ти человека доходы делятся на получаемые 1) до участия в трудовой деятельности; 2)_от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности; 3) временно неработающими; 4)_после завершения трудовой деятельности. С юридич. точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными (нелегальными). К незак-м доходам относятся доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, имеющие криминальное происхождение и т.п. На величину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов, имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экон-ие, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда. В странах, на чьих территориях имеют место различные климатические условия, особое значение приобретают географические факторы, поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона и, соответственно, предполагает различные уровни доходов. Для Беларуси можно выделить экологический фактор, связанный с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью в дополнительных средствах существования для жителей пострадавших районов. Прожиточный минимум – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Минимальный потребительский бюджет - стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека. 56.Проблема неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Количественное определение неравенства. Децильный и квинтильный коэффициенты. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни. Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей сущ-т обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распр-ся между 80 % населения, причем соотношение 80: 20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий. Степень соц. расслоения опр-ся поср-м расчета ряда коэффициентов. Коэф-т дифференциации доходов, или коэф-т фондов: Кg = d10/d1 это соотношение между средними доходами 10% наиболее богатого населения (d10) и 10% наименее обеспеченного (d1). Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень дифференциации населения. В Республике Беларусь коэффициент фондов составляет 6,9. Различают также децильный, квинтильный и квартальный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов соответственно 10, 20, и 25% самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20, и 25% самого бедного. Оценить степень неравномерности распределения доходов между гражданами можно, построив кривую распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат - кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящей на наименее обеспеченную часть семей. Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е.1% населения располагал 1% доходов, 15% населения - 15% доходов, то кривая Лоренца совпала бы с прямой абсолютного равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45° и превратилась в прямую. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрих-пунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная кривая распределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джинни, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джинни. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяются абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джинни никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, большее 0,4 (40), отражает высокую степень расслоения общества. В современном мире наименьшая дифференциация доходов в мире наблюдается в Норвегии, где 10% самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джинни составляет 0,258. На другом "полюсе" находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джинни - 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304. С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности - состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению. Бедность представляет собой глобальную проблему. Это многоаспектное социально-экономическое явление, связанное с низким уровнем потребления, нестабильностью общественной жизни, малой продолжительностью жизни, слабыми возможностями эффективной реализации трудового потенциала. Крайним проявлением бедности является нищета. Семьи (индивида, домохозяйства) признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80% минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80% их совокупных доходов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.119 (0.014 с.) |