Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бюджетно-налоговая политика РБСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эффективной считается та фискальная политика, кот. обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет, при наименьших затратах по их сбору. Для определения эффективности используют различные показатели: - уровень или норма налогообложения. Надо всегда сравнивать с темпом роста ВВП. Нал нагрузка = ∑нал. поступл/ВВП. - предельная нал ставка = ∆доходы/∆ВВП - налоговый мультипликатор, т.е. разделение между MPC и MPS (MPC/MPS) - уровень нал нагрузки по отраслям предприятий. В 2011 году величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь составила 26,8 процента к ВВП и по сравнению с 2010 годом сократилась на 0,5 процентного пункта. Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, упрощением порядка исчисления налоговых обязательств, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета. Кроме того в РБ высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете, большое количество взимаемых налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики. Наблюдается слабая координация ФП с другими формами госрегулирования. Сильный налоговый пресс стимулирует уклонения от уплаты налогов; ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, снижает налоговые поступления в бюджет, способствует утечке отечественного капитала из страны. Предприятиям и организациям наряду с налогами приходится выплачивать сборы во внебюджетные фонды, которые значительно повышают себестоимость и цены на отечественную продукцию. Все эти недостатки обусловливают необходимость поэтапного реформирования фискальной системы по следующим направлениям: - Сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы; расширение налоговой базы за счет роста экономики; расширение сферы платных услуг, развитие малого и среднего бизнеса. - Господдержка приоритетных экспортно-финансовых отраслей экономики. - Реализация системы миним. социальных стандартов в сфере потребления, образования и здравоохранения. - Сокращение расходов бюджета за счет отказа от финансирования нерентабельных и хронически убыточных предприятий. - Развитие наукоемких производств и инноваций. - Повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. 28 Понятие и цели денежно-кредитной политики. В основе монет. политики (МП) лежит теория денег и их влияние на состояние эк-ки в целом. Значение и роль МП в условиях рынка является дискуссионным вопросом между двумя различными подходами в теории денег: неокейнсеанским и монетаристским подходами. Неокейнсеанцы и монет-ты признают, что сост-ие денежной сферы и проводимая госуд-ом МП активно влияет на сост-ие нац. экономики, но они по-разному оценивают значение этого влияния и сам его механизм. Неокейн-ы в основу ден-кред. регулирования кладут определ. уровень % ст, а монет-ы спрос и предложение денег т.е регулирование денежной массы. В соврем. условиях теория монетарного регулирования представляет собой синтез этих двух учений, в которой учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в МП преобладает монетаристский подход, в кратк-ом периоде эффек-ым явл. воздействие на %ст. в целях быстрого эк. маневрирования (неокейнс-ий подход). МП явл. важнейшим направлением эк. политики гос-ва по макроэконом. регулированию эк-ки. МП представляет собой комплексное воздействие взаимосвяз-ых мероприятий, предпринимаемых правительством по регулированию деловой активности путем использования кредита и денежного обращения. Целями МП явл. те же, что и фискальной(обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, обеспечение эк.роста, снижение темпов инфляции). Более конкретными целями политики ЦБ явл: контроль за объемом ден. массы в обращении и объемом кредита; контроль за ст. % и постоянное ее регулирование с учетом состояния эк-ки; установление и регулирование обменного курса нац. валюты. Денежный оборот, регулируемый ЦБ, осуществляется путем проведения политики кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредит. экспансия ЦБ осуществляется путем пополнения ресурсами коммерч. банков, котор. в результате выдаваемых кредитов хозяйствующим субъектам увеличивают общую массу денег в обороте. Кредит. рестрикция осуществляется тем же ЦБ путем ограничения возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым ограничивая насыщение экономики. Для эфф-го осуществления МП важное значение имеет стабильность и эфф-ая деятельность банковской системы, которая обеспечивает непрерывность функционирования сферы пр-ва и потребления.
29 Создание банковской системой «новых денег». Банковский мульт-ор. Денежная база. Денежный мульт-тор. Деят-ть банков напр-на на получ-е прибыли и они стремятся к тому, чтобы все фин ресы приносили % дох. Поэт практически все имеющиеся депозиты (вклады хоз-их субъектов и частных лиц) банки исп для предоставл ссуд хоз-им субъектам, котор. в них нужд или приобрет Цб приносящ дох в виде %. Одновременно ЦБ требует от коммерч. банков определ. часть депозитов сохранять в виде обязательных резервов. Размер резерва обычно равен определ. % обязательств банка по вкладам, который он должен иметь в виде вклада в ЦБ или в виде кассовой наличности. Это называется резервной нормой. Резервная норма определ-ся отношением размера обяз-ых резервов коммерч. банка к обязательствам банка по бессрочным вкладам. Размер норматива обяз-ых резервов зависит от надежности банка, видов его обяз-в, а так же срока исполнения обяз-в. В наст. время в разных странах и разных банках доля наличных денег необход-х на случай выдачи вкладчику колебл-ся от 3-15% от общей суммы вкладов. Сумма эта называется резервной. Резер. требования явл. частичными, т.е меньше 100% от депозитов, что дает возмож-ть банков. системе производить кредитование. Способность коммерч. банков предоставл. кредиты зависит от наличия избыточных резервов, котор. определ-ся как разница между всеми фактич.-ми резервами и обязат-ми резервами. Именно путем кредитования коммерч. банками созд-ся большая часть денег, используемых в эк-ке. Главной целью создания резерва явл. не предоставление коммерч. банкам ликвидности (т.е возврата вкладов), а служит средством воздействия ЦБ на способность коммерч. банков к кредитованию. Чем выше ЦБ устанавливает норму обязат-ых резервов, тем меньшая доля ден. ср-в может быть использ-на коммерч. банками для кредитных операция и наоборот. Следовательно банков. кредитование ограничивается кол-вом резервов, котор. банк считает необходимыми, или обязуется в юридическом порядке содержать. Конкретно оценить масштабы расширения ден. массы в результате создания коммерч. банками новых денег позволяет банковский мультипликатор (депозитный мульт). Он рассчитывается по формуле: ; где rr – обязат. норма банковских резервов. Банковский мульт. предст. собой величину, обратную норме обязат. резервов и выражает максим. кол-во денег, котор. могут быть созданы одной ден. единицей избыт. резервов и при данной норме обязат. резервов. Максим. кол-во денег, котор. может быть создано системой коммерч. банков на основе появления нового депозитного вклада определ-ся по фор-ле: , где D1 - новый депозитный вклад. Процесс создания банками денег получил название кредитно-банковской мультипликации. Этот механизм следует рассматривать как идеал. схему в условиях, когда все хоз-ие субъекты полученные деньги хранят в банкох и не изымают своих вкладов. А банки выдают кредиты с учетом установл. нормы обязат-х резервов. ВЫВОД: возможность создания коммерч. банками новых денег зависит как от общей суммы депозит, так и от нормы обязат. резервов. Денежная база, денежный мультипликатор. На предложение денег и связанную с ним ден. базу оказывают влияние: 1. соотнош меж наличн деньг и депозитами, кот завис от решений эк субов. 2. от МП, проводимой ЦБ по установлению нормы банковского %. Ден. база – наличность, наход-ся вне банковской системы и резервы коммерч. банков, хранящиеся в ЦБ. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты и увеличивать предложение денег. Ден. база определ-ся по формуле: Mh=CU+R, где Mh -денежная база, СU -наличность, R -резервы. Предлож ден – агрегат М1, в РБ – М0, определяется по формуле: MS=CU+D(M1), где D – депозиты до востребования. Для опрден. мульт: разделить предл дене на ден базу. Ден. база < предл ден т.к коммерч. банки способны созд нов деньги. Ден. мульт-р опред-ся по формуле: Разделив полученное выражение в числителе и знаменателе на стоимость депозитов(D) получим: , где: Cd – коэффициент депонирования, rd – норма резервирования Величина Cd определ-ся главным образом поведением населения, решающим в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Норма резервирования зависит от нормы обязат. резервов и от депозитов. Теперь предложение денег можно представить как: Полученн уравнен - функцией предлож денег, кот показ: предл. денег нах в прям завис от велич ден базы и ден мульт. Ден. мульт-ор показывает, как изменится предл. денег при увеличении ден. базы на единицу. Увеличен коэф-та депонир и нормы резервов уменьша ден. мульт и наоборот. Из сказанного- >что ден. база оказ мультиплик-щее воздейств на предл денег. Поэтому ее часто называют деньгами высокой эффективности (повышенной силы). Знач, велич ден. мульт завис от нормы обязат резе-ов, кот устанавл. ЦБ и коэф депонир-я, кот завис от поведен нас. ВЫВОД: модель предложения денег позволяет рассчитать ден. мульт-ор и показ, что величн ден. предлож нахв прям завис от ден. базы и от коэф депонир,и в обр завис от нормы банк резервир. 30 Инструменты ден.-кредитной политики. Прямые и косвенные инструменты. Инструменты МП корректируют величину ден. массы, воздействуя либо на ден. базу, либо на мульт-ор, тем самым в значительной мере определ-т эфф-ть МП. Различают инструменты Мп прямого и косвенного регулирования. К инструментам прямого регулирования относят: 1. прямое леметирование кредитов, т.е. установление верхнего предела кредитной эмиссии для коммерческих банков. 2. леметирование %ст. путем установления предельного значения ее по депозитам или сберегательным вкладам. 3. ограничение потребительского и ипотечного кредитования. К косвенным методам относятся: операции на открытом рынке, изменение нормы обязат. резервов, изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), интервенции на валютном рынке. 1 Операции на открытом рынке: явл. важнейшим направлением МП банка во многих странах с развитым рынком ценных бумаг. Этот механизм предполагает куплю-продажу ЦБ-ом ценных бумаг обычно краткосрочных гос. облигаций по заранее установленному курсу, котор. формируют внутренний долг госу-ва. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерч. банков, то дополнительные деньги поступают в банковскую стстему и начинается процесс мультипликативного расширения ден. масс. Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении. Т.обр., воздействуя на ден. базу через операции на открытом рынке, ЦБ регулирует размер денежной массы в эк-ке. 2 Изменение нормы обязательных резервов: Норма банковск. резервир-я устанавл-сяЦБ в %-ах от объема депозитов, котор. коммерч. банки хранят в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Обязательные резервы выполняют функции страхования вклвдов и служат формой контроля со стороны ЦБ за работой коммерч. банков, регулируя ден. массу, ст. %. Увеличение нормы обязат. резервов: 1. уменьшает ден. ср-ва, котор. могут использ-ть коммерч. банки для активных операций. 2. уменьшает ден. мульт-ор. 3. ведет к сокращению ден. базу и уменьш-ет способность коммерч. банков создавать новые деньги. Изменяя норму обязат. резервов ЦБ оказ-ет возд-ие на уменьш-ие ден. предложения. 3 Изменение учетной ставки: учетная ставка явл. инструментом, котор. регулирует выдачу кредитов ЦБ коммерч. банкам. Если она повышается, это ведет к сокращ-ю заимствований у ЦБ коммерч-ми банками, что ведет к удорожанию кредитов, а предложение рынков в эк-ке снижается. Учетная ставка ЦБ обычно ниже ставки межбан-го рынка, но получение кредита у ЦБ может быть сопрежено с определ. ограниченияими, в т.ч. связанными с допуском к учетному окну. «Учетное окно» – политика ЦБ по предоставлению кредитов коммерч-им банкам. В отличие от межбанк-го кредита, ссуды ЦБ увеличивают резервы банковской системы, расширяют ден. базу и образуют основу мультипликат-го изменения в предложении денег. %ст. ЦБ не обязательна для коммерч. банков в сфере кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки явл. для коммерч. банков ориентиром для проведения кредитных операций. 4 Интервенция на валютном рынке: С целью регулирования денежной базы ЦБ может использовать такой инструмент как купля-продажа иностранной валюты. Покупаю ин. валюту ЦБ увеличивает свои валютные резервы и ден. базу, а если продает, то соответственно уменьшает.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.101 (0.008 с.) |