Бюджетно-налоговая политика РБ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетно-налоговая политика РБ



Эффективной считается та фискальная политика, кот. обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет, при наименьших затратах по их сбору. Для определения эффективности используют различные показатели:

- уровень или норма налогообложения. Надо всегда сравнивать с темпом роста ВВП. Нал нагрузка = ∑нал. поступл/ВВП.

- предельная нал ставка = ∆доходы/∆ВВП

- налоговый мультипликатор, т.е. разделение между MPC и MPS (MPC/MPS)

- уровень нал нагрузки по отраслям предприятий.

В 2011 году величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь составила 26,8 процента к ВВП и по сравнению с 2010 годом сократилась на 0,5 процентного пункта. Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, упрощением порядка исчисления налоговых обязательств, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета.

Кроме того в РБ высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете, большое количество взимаемых налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики. Наблюдается слабая координация ФП с другими формами госрегулирования. Сильный налоговый пресс стимулирует уклонения от уплаты налогов; ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, снижает налоговые поступления в бюджет, способствует утечке отечественного капитала из страны. Предприятиям и организациям наряду с налогами приходится выплачивать сборы во внебюджетные фонды, которые значительно повышают себестоимость и цены на отечественную продукцию.

Все эти недостатки обусловливают необходимость поэтапного реформирования фискальной системы по следующим направлениям:

- Сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы; расширение налоговой базы за счет роста экономики; расширение сферы платных услуг, развитие малого и среднего бизнеса.

- Господдержка приоритетных экспортно-финансовых отраслей экономики.

- Реализация системы миним. социальных стандартов в сфере потребления, образования и здравоохранения.

- Сокращение расходов бюджета за счет отказа от финансирования нерентабельных и хронически убыточных предприятий.

- Развитие наукоемких производств и инноваций.

- Повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.


28 Понятие и цели денежно-кредитной политики.

В основе монет. политики (МП) лежит теория денег и их влияние на состояние эк-ки в целом. Значение и роль МП в условиях рынка является дискуссионным вопросом между двумя различными подходами в теории денег: неокейнсеанским и монетаристским подходами.

Неокейнсеанцы и монет-ты признают, что сост-ие денежной сферы и проводимая госуд-ом МП активно влияет на сост-ие нац. экономики, но они по-разному оценивают значение этого влияния и сам его механизм.

Неокейн-ы в основу ден-кред. регулирования кладут определ. уровень % ст, а монет-ы спрос и предложение денег т.е регулирование денежной массы.

В соврем. условиях теория монетарного регулирования представляет собой синтез этих двух учений, в которой учтены рациональные моменты каждой из теорий.

В долгосрочном периоде в МП преобладает монетаристский подход, в кратк-ом периоде эффек-ым явл. воздействие на %ст. в целях быстрого эк. маневрирования (неокейнс-ий подход).

МП явл. важнейшим направлением эк. политики гос-ва по макроэконом. регулированию эк-ки. МП представляет собой комплексное воздействие взаимосвяз-ых мероприятий, предпринимаемых правительством по регулированию деловой активности путем использования кредита и денежного обращения.

Целями МП явл. те же, что и фискальной( обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, обеспечение эк.роста, снижение темпов инфляции). Более конкретными целями политики ЦБ явл: контроль за объемом ден. массы в обращении и объемом кредита; контроль за ст. % и постоянное ее регулирование с учетом состояния эк-ки; установление и регулирование обменного курса нац. валюты.

Денежный оборот, регулируемый ЦБ, осуществляется путем проведения политики кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Кредит. экспансия ЦБ осуществляется путем пополнения ресурсами коммерч. банков, котор. в результате выдаваемых кредитов хозяйствующим субъектам увеличивают общую массу денег в обороте.

Кредит. рестрикция осуществляется тем же ЦБ путем ограничения возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым ограничивая насыщение экономики.

Для эфф-го осуществления МП важное значение имеет стабильность и эфф-ая деятельность банковской системы, которая обеспечивает непрерывность функционирования сферы пр-ва и потребления.

 

29 Создание банковской системой «новых денег». Банковский мульт-ор. Денежная база. Денежный мульт-тор.

Деят-ть банков напр-на на получ-е прибыли и они стремятся к тому, чтобы все фин ресы приносили % дох. Поэт практически все имеющиеся депозиты (вклады хоз-их субъектов и частных лиц) банки исп для предоставл ссуд хоз-им субъектам, котор. в них нужд или приобрет Цб приносящ дох в виде %.

Одновременно ЦБ требует от коммерч. банков определ. часть депозитов сохранять в виде обязательных резервов. Размер резерва обычно равен определ. % обязательств банка по вкладам, который он должен иметь в виде вклада в ЦБ или в виде кассовой наличности. Это называется резервной нормой. Резервная норма определ-ся отношением размера обяз-ых резервов коммерч. банка к обязательствам банка по бессрочным вкладам. Размер норматива обяз-ых резервов зависит от надежности банка, видов его обяз-в, а так же срока исполнения обяз-в.

В наст. время в разных странах и разных банках доля наличных денег необход-х на случай выдачи вкладчику колебл-ся от 3-15% от общей суммы вкладов. Сумма эта называется резервной.

Резер. требования явл. частичными, т.е меньше 100% от депозитов, что дает возмож-ть банков. системе производить кредитование. Способность коммерч. банков предоставл. кредиты зависит от наличия избыточных резервов, котор. определ-ся как разница между всеми фактич.-ми резервами и обязат-ми резервами. Именно путем кредитования коммерч. банками созд-ся большая часть денег, используемых в эк-ке.

Главной целью создания резерва явл. не предоставление коммерч. банкам ликвидности (т.е возврата вкладов), а служит средством воздействия ЦБ на способность коммерч. банков к кредитованию. Чем выше ЦБ устанавливает норму обязат-ых резервов , тем меньшая доля ден. ср-в может быть использ-на коммерч. банками для кредитных операция и наоборот. Следовательно банков. кредитование ограничивается кол-вом резервов, котор. банк считает необходимыми, или обязуется в юридическом порядке содержать. Конкретно оценить масштабы расширения ден. массы в результате создания коммерч. банками новых денег позволяет банковский мультипликатор (депозитный мульт). Он рассчитывается по формуле: ; где rr – обязат. норма банковских резервов. Банковский мульт. предст. собой величину, обратную норме обязат. резервов и выражает максим. кол-во денег, котор. могут быть созданы одной ден. единицей избыт. резервов и при данной норме обязат. резервов. Максим. кол-во денег, котор. может быть создано системой коммерч. банков на основе появления нового депозитного вклада определ-ся по фор-ле: , где D1- новый депозитный вклад.

Процесс создания банками денег получил название кредитно-банковской мультипликации. Этот механизм следует рассматривать как идеал. схему в условиях, когда все хоз-ие субъекты полученные деньги хранят в банкох и не изымают своих вкладов. А банки выдают кредиты с учетом установл. нормы обязат-х резервов.

ВЫВОД: возможность создания коммерч. банками новых денег зависит как от общей суммы депозит, так и от нормы обязат. резервов.

Денежная база, денежный мультипликатор.

На предложение денег и связанную с ним ден. базу оказывают влияние:

1. соотнош меж наличн деньг и депозитами, кот завис от решений эк субов.

2. от МП, проводимой ЦБ по установлению нормы банковского %.

Ден. база – наличность, наход-ся вне банковской системы и резервы коммерч. банков, хранящиеся в ЦБ. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты и увеличивать предложение денег. Ден. база определ-ся по формуле: Mh=CU+R, где Mh-денежная база, СU-наличность, R-резервы.

Предлож ден – агрегат М1, в РБ – М0, определяется по формуле: MS=CU+D(M1), где D – депозиты до востребования. Для опрден. мульт: разделить предл дене на ден базу. Ден. база < предл ден т.к коммерч. банки способны созд нов деньги. Ден. мульт-р опред-ся по формуле:

Разделив полученное выражение в числителе и знаменателе на стоимость депозитов( D) получим: , где: Cd – коэффициент депонирования, rd – норма резервирования

Величина Cd определ-ся главным образом поведением населения, решающим в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты.

Норма резервирования зависит от нормы обязат. резервов и от депозитов. Теперь предложение денег можно представить как:

Полученн уравнен - функцией предлож денег, кот показ: предл. денег нах в прям завис от велич ден базы и ден мульт.

Ден. мульт-ор показывает, как изменится предл. денег при увеличении ден. базы на единицу. Увеличен коэф-та депонир и нормы резервов уменьша ден. мульт и наоборот. Из сказанного- >что ден. база оказ мультиплик-щее воздейств на предл денег. Поэтому ее часто называют деньгами высокой эффективности (повышенной силы). Знач, велич ден. мульт завис от нормы обязат резе-ов, кот устанавл. ЦБ и коэф депонир-я, кот завис от поведен нас. ВЫВОД: модель предложения денег позволяет рассчитать ден. мульт-ор и показ, что величн ден. предлож нахв прям завис от ден. базы и от коэф депонир,и в обр завис от нормы банк резервир.

30 Инструменты ден.-кредитной политики. Прямые и косвенные инструменты.

Инструменты МП корректируют величину ден. массы, воздействуя либо на ден. базу, либо на мульт-ор, тем самым в значительной мере определ-т эфф-ть МП.

Различают инструменты Мп прямого и косвенного регулирования. К инструментам прямого регулирования относят:

1. прямое леметирование кредитов, т.е. установление верхнего предела кредитной эмиссии для коммерческих банков.

2. леметирование %ст. путем установления предельного значения ее по депозитам или сберегательным вкладам.

3. ограничение потребительского и ипотечного кредитования.

К косвенным методам относятся: операции на открытом рынке, изменение нормы обязат. резервов, изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), интервенции на валютном рынке.

1 Операции на открытом рынке: явл. важнейшим направлением МП банка во многих странах с развитым рынком ценных бумаг. Этот механизм предполагает куплю-продажу ЦБ-ом ценных бумаг обычно краткосрочных гос. облигаций по заранее установленному курсу, котор. формируют внутренний долг госу-ва. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерч. банков, то дополнительные деньги поступают в банковскую стстему и начинается процесс мультипликативного расширения ден. масс. Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении. Т.обр., воздействуя на ден. базу через операции на открытом рынке, ЦБ регулирует размер денежной массы в эк-ке.

2 Изменение нормы обязательных резервов: Норма банковск. резервир-я устанавл-сяЦБ в %-ах от объема депозитов, котор. коммерч. банки хранят в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Обязательные резервы выполняют функции страхования вклвдов и служат формой контроля со стороны ЦБ за работой коммерч. банков, регулируя ден. массу, ст. %. Увеличение нормы обязат. резервов: 1. уменьшает ден. ср-ва, котор. могут использ-ть коммерч. банки для активных операций. 2. уменьшает ден. мульт-ор. 3. ведет к сокращению ден. базу и уменьш-ет способность коммерч. банков создавать новые деньги.

Изменяя норму обязат. резервов ЦБ оказ-ет возд-ие на уменьш-ие ден. предложения.

3 Изменение учетной ставки: учетная ставка явл. инструментом, котор. регулирует выдачу кредитов ЦБ коммерч. банкам. Если она повышается, это ведет к сокращ-ю заимствований у ЦБ коммерч-ми банками, что ведет к удорожанию кредитов, а предложение рынков в эк-ке снижается. Учетная ставка ЦБ обычно ниже ставки межбан-го рынка, но получение кредита у ЦБ может быть сопрежено с определ. ограниченияими, в т.ч. связанными с допуском к учетному окну. «Учетное окно» – политика ЦБ по предоставлению кредитов коммерч-им банкам. В отличие от межбанк-го кредита, ссуды ЦБ увеличивают резервы банковской системы, расширяют ден. базу и образуют основу мультипликат-го изменения в предложении денег.

%ст. ЦБ не обязательна для коммерч. банков в сфере кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки явл. для коммерч. банков ориентиром для проведения кредитных операций.

4 Интервенция на валютном рынке: С целью регулирования денежной базы ЦБ может использовать такой инструмент как купля-продажа иностранной валюты. Покупаю ин. валюту ЦБ увеличивает свои валютные резервы и ден. базу, а если продает, то соответственно уменьшает.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.009 с.)