Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория рац.ожиданий,кр.Филлипса

Поиск

В начале 70-х Лукас и Саржент утверждали,что рабочие и фирмы,исп-я имеющуюся у них инфу прошлого периода могут точно прогнозировать проводимую гос.эк.политику по отношению к инфляции и в своих действиях будут учитывать её, чтобы не повредить своим интересам. Если предположить,что рабочие через профсоюзы правильно прогнозируют уроверь Р и инфл., то при заключении контракта они потребуют роста з/пл теми темпами,которыми будут увеличиваться цены и инфляция => но в этих условиях гос.стим.политика АD будет нейтрализована и приведет лишь к росту цен и номин. з/пл.

Предположим первоначальное равновесие находилось в точке А(НА УРОВНЕ P1) При спросе АD1 и AS1 и при стабильном уровне цен P1, то согласно теории рац.ожиданий эк.субъекты,правильно оценивая воздействия AD на цены нейтрализуют рост пр-ва. Краткосрочная кривая AS не может смещаться вправо,т.к. субъекты предскажут рост уровня цен. Поэтому новое равновесие будет достигаться в точке С(НА УРОВНЕ P2) При спросе АD2 и AS2,но более высоком уровне цен P2,но при том же V пр.
Вывод: анализ долгосрочной кривой Филипса в рамках теории адаптивных и рац.ожиданий показывает,что в усл. полной занятости посредством стимулирования AD неизбежно приведет росту инфляции(цен).


 

38. Эк.политика стим S и теория эк-ки S. Кривая Лаффера.
Сторонники этой(^) теории утверждают,что стимулирование AD неэффективно. Эта политика доказала свою несостоятельность в условиях стагфляции поразившей развитые страны в начале 70-х 20в. Сторнонники считаю необходимым стимулировать AS
Факторы стим. AS 1) создание условий для реализации возможностей рын.мех-ма, который по их мнению способен эф-но размещать и исп. ресурсы без вмешательства гос-ва 2) содействие развитию свободного предпринимательства 3) соз.эфф программф поддержания занятости и повышения квалификации работников 4) стимулир конкуренции 5)проведение налоговых реформ
5 пункт сторонники считают важнейшим стимулом роста инвестиций в эк-ку расширение пр-ва и созд новых раб мест.

 


Опираясь на кривую Лаффера они считали, что самым действенным фактором это снижение налоговых ставок
T-сумма налоговых поступлений t-ставка налога в %
Лаффер считал что по мере роста ставки налога от 0 до 100% налоговые поступления сначала увеличиваются до Т макс. но потом несмотря на увеличение t, они уменьшаются Лаффер объяснил это, тем, рост t после опр. величины сдерживает эк. активность => уменьшает t.
Снижение налогов по мнению сторонников могут создать дополнительные стимулы к расширению пр-ва, росту инвестиций, сбережений к росту занятости и т.д.
Экономисты НЕ согласные с данной теорией указывают,на тот факт, что налог.стимулы могут привести к росту пр-ва лишь в долгосрочном периоде,т.к. это:
1) зависит от чувствительности эк-ки к изменении. нал. ставок
2) от склонности людей к потреблению и сбережении.
3) на практике может быть сложно определить.на каком участке криво Лаффера нах-ся экономика.
4)снижение нал может привести к расширению AD и что оно будет превышать S,что приведет к дефициту бюджета.
однако идеи лаффера использовали и используют многие страны на практике

Стабилизационная политика

СП – комплекс мероприятий направленных на преодоление негативных шоков S, смягчение цикличности колеб. экономики и стим. деловой активности субъектов хозяйствования.
2 подхода к провед СП
1) кейнсианский(напр на упр AD)
2) сторонников теории эк-ки S
Не зависимо от того, какой стононе отдается предаочтение,для начала необходимо отпр ту фазу цикла в которой находится экономика и какой СП отдать предпочтение. Это можно сделать,используя данные по динамике показетелй эк. конъюнктуры, которая предоставляется статистическими организациями.
К примеру о дипресии в кризисе говорят такие факты
1) падение пр-ва,прибыли фирм, % ставки
2) увеличение ур-ня безработицв,кол-во банкротств
3) увеличение тов.запасов и т.д.
При проведении СП гос-во может исп-вать стимулирующую БН и ДК политику которые по-разному влияют на структуру AD. БН политика через увеличение гос.расходов(закупки,трансферты) и увелич.потребительскиз расх.=>увелич. V производства и цен. ДК политика – уменьшение % ставок стимулирует D на инвестиции которые используются для увеличения V пр-ва и уменьшения P на товары. Также при СП политике используются такие рычаги как уменьшение налогов, % ставки, предоставляются различные льготы,создаются условия для увеличения деловой активности развития предпринимательства.
Гос-вом проводится СП путем ШОКОВОЙ ТЕРАПИИ (быстрое преобразование производства) – уменьшение гос.расходов и темпов увеличении денежной массы, удается к уменьшить инфляцию,но это приведет к спаду пр-ва и резкому увеличению безработицы или путем более мягкого преобразования(политика ГРАДУАЛИЗМА)- постепенное уменьшение гос.расходов. и проведения мягкой монетарной политики.
Разумная СП будет способствовать увеличению деловой активности. Эффективность СП не может оставаться эффективной на протяж. длительного времени, особенно в усл.глобализации мир.эк-ки поэтому гос-во проводит активную эк.политику,которая реагирует как на текущее так и на прогнозируемое сост. эк-ки.

 

40. Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь.

В мировой эк-ке выделяют 2 осн. типа возд. на уровень занятости:
1. Активная политика занятости(АПЗ)
1)соз. новых раб.мест.
2) обучение переподготовка, и повыш. квалифик. безработных и предоставление им подх.места работы
3) орг общ работ
4)стим. разв малого и среднего бизнеса
5)проведение мер по предупр-ию необоснов-х увольнений раб-ов
2. Пассивная ПЗ:
1) оказание мат.помощи безработным и выплата пособий по безработице
2) осущ.доплат на иждевенцев
3) продажа недорогих тов. 1 необходимости
4)орг питания безработных
Особенности гос. ПЗ в РБ
В сфере занятости ситуация в РБ стабильна,несмотря на сокращение спроса на раб силу и увеличение численности работников наблюдается практ-ки во всех отраслях за искл. с/х,где набл. отток труд ресурсов.

Также набл.
1) медленное обновл.раб мест
2) умень образов-проф уровня безработных
3)высокая молодежная и женская безработица
Основными источниками поступления раб сил на рынок в РБ:
1)увольнения по причине текучести кадров
2)лица занятого в д/х и нужд в трудоустройстве
Направления ПЗ:
1)стим. со стороны гос-во,созд новых раб мест и их модернизация
2) содействие раз.малого бизнеса и частично предъпринимательства
3) содействие трудоустройству t незанятых работников


 

41.Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь.

Антиинфл. политика при открытой инфл-ции зависит от причин её появления и темпов роста цен. При гиперинфл-ции привести темпы роста ден. массы в соответствии с темпами роста реального ВВП невозможно посредством стимулир-щей бюджетно-налоговой пол-ки. Гиперинфл. делает пр-во убыточным, сводя на нет финансовые и налоговые льготы. Погасить гиперинфл. можно лишь монетарными методами: путем минимизации и темпов роста ден. массы и введения жестких рамок изменений её объемов в течение года – такая полнота называется таргентирование ден. массы. Сокращение ден. массы проводится путем ограничения скорости обращения денег, повышение нормы обязат. резервов, временное прекращение эмиссии. Для прекращения доп. эмиссии денег необходимо 1)урегулировать структурный дефицит бюджета, сократив прежде всего непроизводит. расходы и прекратить индексацию доходов населения, такие меры непопулярны, поэтому проводить их может только прав-во, имеющее доверие у населения. 2)Вторым шагом после погашения гиперинфл. монетарными методами явл-ся балансирование темпов роста пр-ва, платежеспособного спроса и темпов роста цен. Вариантомтакого балансирования явл-ся пол-ка цен и з/п. Она заключается в ограничении движения цен, ростом минимальн. ставки з/п, кот. привязывается к изменению производит-ти труда. Это устранит инфляцион. ожидание и ограничит монополизацию производителей, профсоюзов. Одновременно с этим необходимо сохранить жесткую монетарную пол-ку и не допускать роста дефицита бюджета. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфл. до регулируемого, предсказуемого уровня. 3)Необходимо стимулировать расширение совокуп. предложения(рост ВВП) на основе роста производит-ти труда путем внедрения достижений НТП, используя снижение налогов(издержек), стимулирование инвестицион. расходов путем снижения %-ной ставки. При этом необходимо отдавать предпочтение не бюджетному финансированию, а созданию условий для роста производит-ти труда, внедрению новых технологий, инновационному преобразованию производственной и др. сфер экономики. Эти меры приведут к росту объема пр-ва, сокращению безработицы, снижению среднего ур-ня цен и темпов инфл-ции. Для снижения инфл-ции необходимо скоординировать действия прав-ва и бизнеса(реального сектора эк-ки). Прав-во должно стабилизировать гос. расходы и налоговую сис-му, обеспечить увеличение одинаковыми темпами ден. массы и нац. дохода. Не допускать в свою страну импортн. инфл. из др. стран. Бизнесу необходимо обеспечить темп увеличения з/п, не превышающей темпы роста производ-ти труда. Полностью избавиться от инфл-ции невозможно по причине наличия монополизма ЦБ, монополизма профсоюзов на установление оплаты труда и бизнеса. Поэтому стоит задача снизить темпы до минимального и предсказуемого ур-ня. Антиинфл. пол-ка в РБ направлена на: 1)ограничение монетарных ф-ров инфл-ции. Идет речь о регулировании объема и структуры ден. массы, проведении эффективной % пол-ки по кредитам и депозитам, сокращение скорости обращения денег, регулировании доходов населения и использовании не денежных ср-в расходов(векселей и нов. эл. денег), ограничении бюджетных дефицитов. 2)структурное регулирование рынка тов-ов и услуг, совершенствование сис-мы ценообразования. Идет речь о гос. регулировании цен на продукты и услуги, на товары первой необходимости, на товары монетаристов. Регулирование импорта тов-ов и услуг. Регулирование закупочных цен, ур-ня рентабельности, стр-ры спроса и предложения, ограничение инфл. ожиданий. 3)ограничение издержек и ресурсосбережение. Предусматривается регулир-е з/п в составе изд. пр-ва, поиск путей удешевления и замены импортных энергоресурсов. Снижение материала и энергоемкости пр-ции на основе новых технологий. Регул-е %-ных ставок налоговой сис-мы и др. обязат. платежей, сокращение трансакционных издержек. 4)отказ от мер гос. поддержки и защиты неконкурентных отраслей и предприятий. 5)всемирное поощрение развития малого и среднего бизнеса. 6)минимиз-я негативн. возд-ия на нац. эк-ку со стороны внешних инфляцион. ф-ров(уравновеш-ие плат. баланса, стабил-я вал. курса). 7)повыш-е ур-ня сбереж-й, путем повышения % ставок по вкладам.

Указанные меры реализуются в программах и прогнозах, разрабатываемых на 5 и более лет, а также в ежегодно утверждаемых направлениях ден.-кредитн. пол-ки НацБ. В них и опред-ся основные монетарные ф-ры снижения инфл-ции.

42.Открытая экономика и ее основные взаимосвязи. Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия.

В условиях глобализации нац. эк-ка отдельной страны всё больше зависит от рез-тов взаимодействия с др. странами. Процесс и рез-ты этого взаимодействия рассматриваются теорией откр. эк-ки. Открытой явл-ся эк-ка, в кот. прав-во данной страны не препятствует свободному перемещению тов-ов, услуг, валюты и ф-ров пр-ва. Все граждане страны могут без ограничений совершать операции на мировом рынке тов-ов и кап-ла. Различают большую и малую откр. эк-ку. Большая отличается от малой тем, что изменения экономич. конъюнктуры, происходящие в ней, влияют на эк-ку др. стран, вовлеченных в хоз. связи. Эти изменения могут влиять на ур-нь цен на тов-ры, на мировую %-ную ставку и т.д. Малая откр. эк-ка принимает мир. %-ную ставку и ур-нь цен как данность и не в состоянии повлиять на них. Открытость эк-ки опред-ся суммой экспорта и импорта по отнош. к ВВП в % и величиной экспорта на 1 жителя страны и долей иностран. инвестиций в общем объеме инвестиций в нац. эк-ку. Открытость нац. эк-ки со всеми ее достижениями и проблемами отражается в платежном балансе и проявл-ся через экспорт и импорт тов-ов и услуг. Приток и отток кап-ла, купле-продажа валют согласно классификации МВФ составляющими элементами платежного баланса явл-ся.: счет(баланс) текущ. операций, счет движ-я капитала, забалансовый счет изменения офиц. резервов. Объектом макроэк. анализа явл. ВВП, состоящий из внутрен. и зарубеж. расходов-доходов от реал-ии тов-ов и услуг, произведен. на основе использования нац. ф-ров пр-ва. Согласно кейнс. теории это отражается в основном тождестве нац. счетов: U=C+I+G+Xn; Xn=Ex-Im данное тождество указывает на одну из причин почему сальдо счета тек. операций играет важную роль в междунар. эк-ке любой страны. Т.к. правая часть данного тожд-ва представл. собой совместные расходы на пр-цию, произведен. внутри страны, то изменения в экспорте могут повлечь за собой изменения в совокуп. выпуске и занятости. Осн. тожд-во нац. счетов показывает также, как связаны между собой величины совокуп. выпуска внутрен. расходы и сальдо счета тек. операций платеж. баланса. Xn=U-(C+G+I); C+I+G=A. Сумма в скобках–внутрен. абсорбция(А). Абсорбция–это часть ВВП, реализуемая отечествен. дом. хоз-вам, фирмам и прав-ву данной страны. Используя даную технологию можно изложить сальдо счета тек. операций, как разницу между доходом и абсорбцией Xn=U-A. Если величина выпуска превышает внутрен. расходы-страна экспортирует разницу. Величина чистого экспорта и сальдо счета тек. операций явл. положит-ной. Если величина выпуска снижается так, что она не покрывает внутрен. расходов, то страна импортирует разницу–в этом случае величина чист. экспорта и сальдо счета тек. операций явл. отрицат. и страна вынуждена занимать необходимую сумму за рубежом. Для анализа макроэк. равновесия в откр. эк-ке и его изменений необходимо использовать взаимосвязи счетов плат. баланса и счетов, отражающих доходы и расходы, связан. с выпуском пр-ции. Взаимосвязь счета тек. операций и счета движ. кап-ла может быть представлена алгебраически путем послед. преобразования осн. тожд-ва нац. счетов. U=C+I+G+Xn; U-C-G=I+Xn в левой части ур-ния получим величину нац. сбережения(Sn), переписав данное ур-ние получим след.: I-Sn=-Xn. Данная форма записи осн. тожд-ва нац. счетов показывает взаимосвязь междунар. потоков средств, предназаначен. для накапливания кап-ла(инвестиции-сбережения и междунар. потоков тов-ов и услуг). Величина инвестиций и сбережений(I-Sn) представл. избыток внутрен. инвестиций над внутрен. сбережениями и характеризует счет движения кап-ла, кот. показывает объем инвестиций, финансируемых за счет иностран. займов. Счет тек. операций фиксирует средства, получ. из заграницы в обмен на отечествен. чист. экспорт тов-ов и услуг. Поэтому величина Xn отражает счет тек. операций. Из осн. тожд-ва нац. счетов следует, что счет движ. кап-ла и счет тек. операций уравновешивают друг друга Xn=-(I-Sn)=Sn-I если инвестиции превышают нац. сбережения(I>Sn), то изменения инвестиций должны финансироваться из-за рубежа за счет иностран. займов и наоборот. В откр. эк-ке важное знач. имеет взаимосвязь сбережений и инвестиций и баланс счета тек. операций. В откр. эк-ке сбережения и инвестиции могут отличаться Sn=I+Xn. Данное ур-ние показывает различия между откр. и закр. эк-кой. В отличие от закр., откр. с выгодн.инвестицион. возможностями не нуждается для их использования в увеличении собственных рес-сов, т.к. сущ. множество возможностей увеличивать инвестиции и займы из-за рубежа. Рост междунар. заимствований порождает проблему внешнего долга и источников его финансирования. Если суммарное сальдо счета тек. операций и счета движ-я капитала сводится с дефицитом, то нехватка иностран. валюты компенсируется за счет снижения официальных междунар. резервов(ОМР). ОМР- иностран. активы, кот. находятся в ЦБ в качестве источника, предохраняющего эк-ку от экономич. катастрофы. К официальным резервам относится монетарное золото, спец. права заимствования выпускаемые МВФ, иностран. валюта и др. иностран. официальные активы. Большая часть офиц. резервов приходится на основные иностран. валюты. Изменение офиц. валютн. резервов выступает регулированием дефицита платежного баланса. ЦБ часто продает или покупает междунар. резервы на фондовых рынках с целью оказания воздействия на макроэкономич. условия в эк-ке своих стран. Сделки подобного типа наз-ся официальной валютной интервенцией. Использование валютных резервов для регулирования плат. баланс имеет свои резервы. И в долгоср. плане при хроническом дефиците плат. баланса по счету тек. операций может привести к его кризису. Изменение офиц. резервов отражается под чертой в плат. балансе.

 

43.Применение модели «совокуп доходы – совокуп расходы» для анализа открыт. эк-ки: мультипл-тор малой открытой экономики.

1)Модель «доходы-расходы» дает возможность провести анализ влияния макроэк. пол-ки на состояние плат. баланса в откр. эк-ке. На рис.1 равновесие плат баланса в т.Е, где чист. экспорт(Xn)=0, доход ОЕ. Если в стране А предлож. денег увеличится, это повлечет за собой рост спроса на тов-ры и увеличение выпуска, снижение %-ной ставки и рост инвестиций. Кр. S-I0 сдвинется в полож. S-I1 на величину CB и повлечет за собой рост дохода на величину ЕА, а также увеличение спроса на импорт. Одновременно предположим, что в стране в В предлож. денег останется неизмен. и не будет стимулов к измен. инвестиц. и доходов. Рез-том явится то, что стр. В не может вызвать рост экспорта из стр. А. В стр. А возникнет дефицит плат. баланса в размере АВ. Такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока валютн. курс будет фиксирован, а дефицит плат. баланса стерилизуется. Стерилизация-действия ЦБ, направлен. на устранение изменений в ден. массе, вызван. дефицитом или излишком плат. баланса внутри страны. Для компенсации снижен. ден. массы, являющейся следствием дефицита плат. баланса прав-во через ЦБ может осущ-лять операции на откр. рынке, т.е. купле-продажа фин. активов. При дефиците плат. баланса возможности применения стерилизации ограничены имеющимися валютн. резервами, кот. рано или поздно истощаются, поэтому пол-ка стерилизации лишь, как времен. мера. Для сохранения валютн. резервов ЦБ стр. А должен прекратить стерилизацию, что приведет к сокращ-ю предлож. денег в этой стране, но мировое предлож. денег останется неизмен., это даст возможность к росту предлож. денег в стр. В и как следствие и росту дохода. Рост дохода в стр. В приведет к росту экспорта стр. А и будет способствовать уменьш. или ликвидации дефицита плат. баланса стр А. 2)Модель «доходы-расходы» может быть использована для выяснения влияния на доход обесценения реальной валюты рис.2

ЦБ для уменьшения дефицита плат. баланса проводит обесценение нац. валюты вместо стерилизации. На графике изобр-на ситуация, при кот. стр. А имеет дефицит плат. баланса в размере АЕ и ее валюта становится дешевле, чем в стр. В. Обесценение валюты страны А обознач., что потребуется большее кол-во валюты этой стр. для приобретения валюты стр. В. Будет удорожание тов-ов стр. В, выражен. в валюте стр. А. В стр.А снизится импорт и возрастет экспорт и кр.Xn0 сдвинется вверх в полож-е Xn1. При неизмен. доходе обесценения валюты стр.А достаточно, чтобы выровнять первонач. дефицит плат. баланса АЕ. Однако доход возрастет до ур-ня AN и вызовет соответ. рост импорта. Дефицит плат. баланса уменьшится с АЕ до ND. Для достижения полного равновесия плат. баланса необходимо ещё больше обесценивать нац. валюту стр.А, чтобы Xn0 достигло Xn2 и равновесие установилось в т.С. 3)Модель «доходы-расходы» дает возможность проанализир. взаимосвязь валютного курса и макроэк. равновесия рис.3. Изменение цен реагирует на состояние совокуп. спроса. Высок. спрос влияет на цены в сторону их повышения и наоборот. Крив. сов. спроса показ. зависимость выпуска дохода от каждого знач. индекса цен. Предположим первонач. цены устанавливались на ур-не Р1, сов.:спрос-ОU1, если ур-нь цен будет снижен до Р0, то равновесие переместится с ОU1 в ОU0, т.е. сов. спрос возрастет. Снижение ур-ня цен в откр. эк-ке данной стр. при неизмен. обменном курсе и неизмен. ур-не цен в др. странах приведет к тому, что товары данной стр. будут дешевле тов-ов др. стран и сов. спрос будет расти. Отрезок ОU0-показывает величину дохода при усл. полного использования рес-сов данной страны(что определяется вертикальной линией АS), а пересечение кр.АS и AD явл. точкой долгоср. равновесия, кот. соответ. проводимой макроэк. пол-ке и обмен курсу, кот. отражен. кр. сов. спроса. Если ур-нь цен составляет Р1 и сов. спрос=т.B соответ-но доход будет равен ОU1- это будет соответ. дефляцион. разрыву в размере BN0 между фактич. и возм-м ур-нем пр-ва. При неизмен. ур-не цен эк-ка будет находиться в т.С, но складывающиеся рецессионные условия будут оказывать давление в сторону понижения цен. В рез-те пониж. цен пр-во будет расти и эк-ка будет двиг-ся вдоль кр.сов.спроса от т.В к т.А. При ур-не цен Р2 сов. спрос соcтавит N1 и возникнет инфляцион. разрыв СN1. Если эк-ка будет производить больше пр-ции, чем показано отрезком ОU0 за счет более интенсивн. использования рес-сов, то доход может достигнуть величины ОU2. Рост доходов будет оказывать давление на рост цен. Цены будут расти и выпуск постепенно будет снижаться, если он был выше U0. В исходном положении плат. баланс был равновесным, но более высок. ур-нь цен внутри страны обусловит его дефицит. Если дефицит не стерилизуется, деньги уходят из эк-ки. Ур-нь пр-ва начинает сокращаться, а дефицит плат. баланса будет исчезать, когда цены возвращ. к своему первонач. ур-ню. Таким образом долгоср. макроэк. равновесие будет без стерилизации в т.А и ур-не цен Р0. След-но ур-нь цен явл. определяющим ф-ром формирования валютного курса. Рост цен в нац. эк-ке

будет означать падение курса нац. валюты, т.к. за прежнее кол-во иностр. валюты бюдет предлагаться большее кол-во нац. валюты. Падение валютн. курса сделает нац. тов-ры относ-но более тяжелыми и облегчает экспорт, а импорт становится более дорогим.

Мультипликатор малой откр. эк-ки: В усл. откр. эк-ки влияние внешн. торговли проявляется через изменения экспорта и импорта. При этом импорт(IM) и сбережения (S) считаются эндогенными переменными, зависящими от объема дохода, поэтому изменение ур-ня импорта и ур-ня сбережений стимулируется ростом дохода. Экспорт, также как и инвестиции являются экзоген(внешней) переменной, независящей от объема дохода в данной стране и определяется спросом др. стран на ее пр-цию, т.е. связаны с вложениями в нац. эк-ку сбережений и др. стран. Импорт как сбережения явл. утечкой кап-ла из эк-ки данной страны, т.к. средства резидентов расходуются на товары, произведен. в др. странах. Изменения в импорте при изменении дохода отражает пред. Склон-ть к импорту mPim, кот. опред-ся изменением в ур-не импорта в рез-те получения доп. ед. дох. : ; 0<mPim<1. Изменения в ур-не дохода в рез-те роста инвестиций или экспорта отражает мультипликатор малой откр. эк-ки Мх. Аналогичн6о мульти-ру инвестиций мульти-р малой откр. эк-ки обусловлен внутрен. процессами в сфере потребления и может быть определен через ур-нь потребления или сбережения. Учитывая, что потребление и сбережен. =1, то мульти-р малой откр. эк-ки можно записать: . В силу того, что доход тратится на ряду с импортом на внутрен. потреблен. и сбережен., то его увеличение на 1 ведет к росту импорта меньше, чем на 1, т.к. мульти-р в откр. эк-ке меньше, чем в закрытой. Чем меньше сумма(S+mPim), тем больше знач. мульти-ра, а значит сильнее мультипликативное воздействие экспорта на ур-нь дохода. Чем больше растет экспорт, тем меньше пред. склонность к импорту, тем быстрее уменьшается плат. баланс.


 

44. Модель Манделл-Флеминга (модель IS-LM-ВР).

Применительно к малой откр. экон-ке может быть использована модель М-Ф, кот. явл-ся расширенной версией кейнс. модели IS-LM. Эта модель позволяет анализ-ть воздействие макроэк. политики гос-ва как на внутр., так и на внешнее равновесие. Модель состоит из 3 элементов, кот могут быть представлены в виде след. ур-ний: IS = U = C(U-T) + I(r) + G + Xn(U,e), где е - валютный курс

LM = =MD(r,U)

r = r’ (со штрихом – мир. % ставка; r –внутр. % ставка)

Модель М-Ф строится для мал. откр. эк-ки, кот. может получать или предоставлять кредиты люб.размеров на мир. финанс. рынке, не влияя при этом на мир.уровень ставки %. Модель содержит 3 эндогенные переменные: U, r, e. Эта модель может быть изображена 2 графиками.

 

Данный график изображен в координатах U и r. Модель имеет традиционный вид для модели IS-LM. В откр. эк-ке к сдвигу кр. IS приводит изменение обмен. курса нац. валюты (кроме тех факторов, кот. были рассмотрены ранее – рост налогов и т.д). Напр, снижение курса нац.валюты приводит к увеличению чист экспорта и при прочих равных условиях к росту дохода. След, в этом случае кр. IS сдвиг-ся вправо. В модели М-Ф наклон кр. IS зависит не только от пред. склон. к потребл.(МРС) и чувств-ти инвестиций к ставке %, но также от величины предел. склонности к импортированию. Кр.LM на графике имеет положит. наклон. На ее сдвиг влияет изменение номинального предлож. денег. Рост предлож. денег обуславливает сдвиг LM вправо и наоборот. Наклон LM определяется чувствительностью спроса на деньги к уровню дохода и величине % ставки. Новая линия ВР, соответствующая ур-нию r = r’ и изображающая мир. % ставку, явл-ся горизонтальной, т.к. она не отражает влияние внутр. % ставки на мир. в малой откр. экон-ке. ВР имеет полож. наклон, т.к. с увеличением дохода растет импорт и как следствие дефицит плат. баланса. Поэтому необходимо повышать внутр. % ставку, чтобы увеличивать приток капитала и восстанавливать равновесие плат. баланса. Для полной междунар. мобильности капитала необходимо, чтобы внутр.% ставка была равна мировой. В этом случае ВР будет занимать горизонт. положение. На сдвиг кр.ВР могут влиять 1) внешняя задолженность(ее рост – ВР вправо вверх, снижение – ВР вправо вниз) 2) обмен.курс (рост его – ВР вправо, и наоборот), 3) % ставка за рубежом (рост ее – ВР влево, т.к. чистый приток капитала сокращается).

Из граф. видно, что все кр. пересек-ся в т. Е, т.к. внутр.уровень % ставки равен мировой. Это норм. состояние для мал. откр. экон-ки, кот. обеспеч-ся механизмом функц-ния валют. рынка. Предполож, что в мал. откр эк-ке внутр. % ставка выше мировой (рис. 5)

В этом случае активы данной страны будут более привлекательными для иностр. инвесторов и они будут стремиться их приобрести. В результате увелич-ся приток капитала в страну, и если страна использует режим плав. вал. курса. нац. валюты, то чист. приток капитала обусловит повышение курса нац. валюты. Повышение вал.курса приведет к сокращению чист. экспорта и кр.IS будет смещаться влево из положения IS0 до IS1, пока будет существ-ть тенденция к повышению вал.курса, т.е. пока внутр. % ставка не сравняется с мир. Если страна поддерживает фиксир. курс своей валюты и внутр. % ст. окажется выше мир.(рис 6), то в этом случае, чтобы не допустить повышения вал. курса выше официально зафиксир. уровня центр.банка, он должен будет проводить интервенцию на валют. рынке, покупая иностр. валюту и продавая нац. Предлож. денег будет увелич-ся и LM2 сдвинется в LM1 , пока внутр. % ст. не сравняется с мировой и приток капитала не прекратиться. Так. образом, в мал. откр. эк-ке внутр.% ст. при любом режиме вал. курса всегда равна мир. и все 3 кривые графика пересек-ся в одной точке, что означает внутр. и внешн. равновесие.

Модель М-Ф на графике доход-вал.курс U-e (рис.7). На графике изображены только 2 уравнения модели М-Ф (кр.IS, LM), а ставка % явл-ся экзогенной величиной и равна мировой. Когда % ст. задана извне, то кр. LM фиксирует совокуп. доход независимо от уровня обмен. курса, т.к обмен. курс не входит в уравнение кр. LM, и кр. LM принимает вертик. вид. Кр.IS имеет обычный отриц. наклон, т.к. чем выше уровень обмен.курса, тем при прочих равных условиях ниже величина чист. экспорта, а след. и дохода. Предполож, центр. банк устанавл-ет занижен. офиц. курс нац валюты е0 (т. равновесия - Е0). Тогда окажется выгодным наряду с вал.-обмен. операциями на внутр. рынке проводить такие операции на междун. фин. рынке, присваивая курсовую разницу. Спрос на нац. валюту и предлож. нац. валюты будут стимул-ть повышение обмен. курса. В итоге кр. LM0 займет положение LM1, что и приведет к установлению равновесия вал. курса. Равновесие эк-ки установится в т. пересеч. кр IS и LM1 (т. Е1), кот. определяет уровень вал. курса и дохода.

Вывод: Модель М-Ф свидетельствует о том, что экон. показатели развития мал. откр. эк-ки непосредственно зависят от вал. политики, проводимой центр. банком страны. Эта модель может быть использована для анализа последствий макроэк. политики в мал. откр. эк-ке при различн. системах вал. курсов.

45. Макроэкономическая политика в малой открытой экономике при фиксированном валютном курсе в условиях различной мобильности капитала.

Задача достижения внешн. равновесия усложняется таким фактором, как мобильность(М) капитала(К). МК – это интенсивность межстранового перелива К в ответ на колебание внутр % ставки по отношению к ее мир. уровню. На практике степень МК опред-ся уровнем развития институтов фин.рынка и проводимой гос-вом вал. политики. Общими закономер-ми здесь явл-ся: 1) при выс.МК воздействие мер регулир-ния сильнее отражается на состоянии счета К плат. баланса, чем на сост.счета текущ. операций, т.к. изменение на рынке К происходит быстрее, чем изменение в реал. секторе эк-ки. 2) при низк. МК воздействие на состояние плат. баланса происходит сильнее по счету тек. операций 3) при соверш. (абсолют.) МК кривая r r представляет собой горизонт. линию.

Макроэк. пол-ка при фикс. вал. курсе(ФВК) в условиях выс. МК

При ФВК центр. банк (ЦБ) обязуется покупать или продавать нац. валюту по заранее опред. курсу. В этом случае достижение внутр. равновесия приводит к возникновению полож. сальдо или дефицита платежного баланса(ПБ). При дефиците ПБ ЦБ чтобы не допустить обесценения нац. валюты должен проводить интервенции на вал. рынке, продавая иностр. и скупая нац валюту. Это приведет к сокращению вал. резервов, но одновременно меняется и величина ден. массы (предл. денег). Для проведения интервенции на вал. рынке ЦБ должен располагать необход. резервами иностр.валюты. Изменение предл. денег в модели Манделла-Флеминга отражается сдвигом кр.LM.

Последствия стимул. фискал. политики.

Предположим, произошло увеличение гос. расходов. Это вызовет рост сов. спроса и кр.IS1 сдвинется вправо в IS2 (гр.а, рис. 8). Из граф. видно, что в результате этого возрастет доход с U1 до U2 и одновременно увелич-ся ставка % с r1 до r2, т.к. увеличение дохода повысит спрос на деньги. Одновременно более выс. ставка % привлечет в страну иностр. К, что приведет к образованию полож. сальдо счета К. и вцелом ПБ. Приток К в страну порождает тенденцию к росту курса нац. валюты. Поддержание вал. курса е1 на фикс. уровне (граф. б) потребует от ЦБ проведение интервенции на вал. рынке, что приведет к росту ден. массы. Увеличение предл. денег сдвигает кр. LM1 вправо в положение LM2 и % став. уменш-ся.

Этот процесс продолжается до тех пор, пока внутр.% ставка не сравняется с мировой.

Вывод: в мал. откр. эк-ке при ФВК уровень дох. в результате стим. фиск. пол-ки увелич-ся в большей степени, чем в закр. эк-ке. Это объясн-ся тем, что влияние гос. расходов на уровень дох. дополняется эффектом от увеличения ден. массы. Фиск. политика в этом случае эффективна, т.к. фиксир. % ставка не сокращает размер инвестиций и потребления, но стимул-ет рост произв-ва.

Последствия фиск. пол-ки в условиях низк. МК и ФВК.

Предполож, гос-во проводит стимул. фиск. пол-ку. Это вызовет рост совокуп. спроса. В результате возрастет нац. доход и с ним увелич-ся % ставка, т.к. увеличение нац. дох. повышает спрос на деньги. Рост дох. будет стимул-ть рост спроса на импорт, что вызовет утечку иностр. валюты из эк-ки и возрастет дефицит текущ. счета ПБ. Иностр. К слабо привлек-ся в эк-ку повышением ставки%, т.к. сущ-ет низк. МК и дефицит ПБ будет сохраняться. Это приведет к падению курса нац. валюты. Чтобы сохранить фикс. курс нац. валюты ЦБ должен проводить вал. интервенцию. В результате сократ-ся ден. масса и % ставка увелич-ся. Следствием этого явится снижение инвестиц. активности, совок. спроса, в том числе и на импорт. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока сальдо ПБ не достигнет нуля, т.е. будет достигнуто внутр. и внешн. равновесие. Рост нац. произв-ва в этом случае сократиться.

Вывод: стимул. фиск.пол-ка в условиях низк. МК и ФВК имеет незначит. Эффект в виде роста пр-ва, но знач-но умен-т золотовал-ые рез-вы страны.

Воздействие стим монет. пол-ки при ФВК

Увеличение предлож. денег означает, что кр. LM1 сдвигается в LM2 (рис. 9). % ставка умен-ся до r2 (граф. а), стимулируя расширение инвестиций и увел-ние дохода. Одноврем. снижение внутр.% ставки ниже мировой (r2<r1)(гр.а) приведет к оттоку К из страны и образуется дефицит ПБ. Отток К и дефицит ПБ увелич-ет спрос на иностр. валюту и курс нац.валюты начинает сниж-ся (гр. б, т. Е2). Если ЦБ стремиться поддерживать курс на фикс. уровне е1, то ему необходимо проводить интервенцию на вал. рынке, продавать иностр. и изымать из обращения нац. валюту. В результате ден. маса будет умен-ся и LM2 →LM1, т.е. займет свое прежнее положение. По мере уменьшения объема ден.массы % ст. повышается и отток К прекращается и через некоторое время эк-ка оказывается в исходной ситуации. Все увеличение ден. массы, произошедшее в результате стим. мон. пол-ки, уйдет на покрытие дефиц. ПБ, не оказав влияния на доход.

Вывод: мон. пол-ка при ФВК оказ-ся неэффект., т.к. попытки изменить величину ден. массы нейтрализуются необход. интервенциями на вал. рынке, в результате чего ЦБ теряет вал. резервы.

Последствия мон. пол-ки в усл. низк МК при ФВК

Стим. ден-кред.пол-ка приводит к росту ден. массы, снижению % ставки, росту инвестиций и нац. дохода. Рост дох. вызовет рост спроса на импорт, что приведет к дефициту тек. счета ПБ. Одновременно произойдет отток К (иностр.валюты) из страны. Вследствие снижения % ставки возникнет дефицит счета К ПБ и в целом дефицит ПБ. Для поддержания фикс. вал. курса ЦБ должен проводить интервенции на вал. рынке. Резервы на вал. рынке уменьш-ся, ден маса уменьш-ся, что приведет к росту % ставки, снижению инвестиций и нац. дохода. Сокращение импорта и уменьшение оттока К приведет к улуч-ию ПБ, сальдо кот-го будет стремиться к нулю и эк-ка окажется в исходном положении. Вывод: эффект стим. мон. пол-ки тот же, что и в случае с выс. МК. Увеличение ден. массы нейтрализуется интервенциями на вал. рынке и не оказывает существен. влияния на рост нац. дохода.

46. Макроэкономическая политика в малой открытой экономике при плавающем валютном курсе в условиях различной мобильности капитала.

В условиях высокой мобильности капитала(МК):

При плавающем валютном курсе (ПВК), центр. банк(ЦБ), не вмешиваясь в функц-ние вал. рынка как бы позволяет обмен. курсу нац. валюты (а след. и величине чист. экспорта) изменятся до тех пор, пока дисбаланс платежного баланса(ПБ) не будет ликвидирован. Величина вал. резервов ЦБ (и след. ра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.75.147 (0.018 с.)