Государственное регулирование экономического роста.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование экономического роста.



При переходе к рын-й эк-ке роль гос-го рег-ия более значимая чем в условиях сложившегося рын-го хоз-ва. В рын-й эк-ке гос-во не осущ-т непосредственно управление эк-й сферой. Регулятором хозяй-х отношений яв-ся рынок. Эффективно работающий рын-й механизм позволяет успешно решать многие проблемы соц-о-эк-го развития. Однако практика многих стран, осущес-х переход от плановой эк-ки к рын-й, показала, что прогресс в эк-м развитии нев-но обеспечить без эффективного гос-го вмешательства, а благосостояние об-ва не может быть достигнуто лишь с помощью р-го механизма.

Сле-но, макроэк-я политика го-ва, должна включать меры не только по стабилизации эк-ки, но и эк-му росту. С этой целью гос-во влияет на источники и факторы эк-го роста, в том числе и накопления. Норма накопления возрастает, когда политика гос-ва направлена на привлечение инвестиций на капитальные вложения для осущ-я расширения, технического перевооружения, реконструкции или модернизации основного капитала. Если в стране запасы основного капитала ниже равновесного уровня, то политика гос-ва должна быть направлена на увел-е нормы сбережений и инвестиций. Увеличить норму сбережений возможно через государ-е сбережения или косвенно через создание стимулов для накопления частных сбережений.

В связи с этим за государством сохраняются функции:

· эмиссии денег, денежно - кредитного и налогово-бюджетного регулирования;

· формирования устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функцион-ние финансовых институтов;

· развития науки, иннова-й деят-ти и информационных технологий;

· проведения активной внешнеэкономической политики;

· форм-ния производственной, соц-й и экон-й инфраструктур общегос-го значения, обесп-я условий для эк-го роста, пов-е благосост-я нас-я;

· разработки и реализации стратегии соц-о-экон-го развития.

Для рег-ния социально–эк-х процессов гос-во исп-т с-му методов и инструментов, к-е меняются в зав-ти от сложившейся социально-эк-й ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития. Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функц-ния субъектов хоз-ния всех форм собст-ти и рыночной инфраст-ры, а также антимонопольном регулировании.

Административные методы эк-го рег-ния управления экономикой включают прямое управление и косвенное рег-ние. К прямому – относят законы, указы, распоряжения и институты гос-ва их применяющие, согласно которым исполнители обязаны действовать без права выбора вариантов своих действий. С помощью админист-х мер осущ-ся контроль за расходованием бюджетных средств, установлением цен монополистами, защита нац-х интересов в системе внешнеэк-й деят-ти, в области охраны окр-й среды и соц-й защиты населения.

Косвенное рег-ние эк-ки осущ-ся эк-ми методами. С этой целью используется:

· бюджетно-налоговая политика;

· денежно-кредитная политика;

· ценовое регулирование;

· амортизационная политика.

· научное прогнозирование экономического роста;

· индикативное планирование экономического развития;

· субсидирование инвестиционной деятельности с целью влияния на фазы циклов;

· дифференциация налогов, установление льгот, налоговых ставок, ссудного процента;

· политика в области занятости и безработицы;

· валютная политика и т.д.

Прямые методы регулирования предполагают установление государственных заказов, квот, выдачу лицензий, прямое бюджетное финансирование и др.меры. Особой формой осуществления стабильного развития экономики, поддержание сложившейся структуры и пропорций является разработка и принятия государственных программ в соответствии с определенной на длительную перспективу стратегией устойчивого социального и экономического развития страны.


39. Социальная политика: объекты, субъекты принципы, …

Социальная политика — это согласованная деятель­ность экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества.

Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

Субъекты социальной политики — те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы. Основным субъектом, координирующим эту дея­тельность, выступает государство.

Социальная политика пронизывает все уровни об­щественной и экономической деятельности. Можно говорить о социальной политике на микроуровне, т.е. о социальной политике фирмы, корпорации, о деятельности различных, в том числе и благотворительных, организаций. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика.

Социальная по­литика призвана содействовать развитию отношений справедливости в обществе, формировать систему со­циальной защиты, а также обеспечивать условия для роста благосостояния и проведения определенной по­литики доходов. Цель социальной политики государства — формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов. Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики — стимулирующую и стабилизирующую. Реализация первой функции предполагает: стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду; учет доли каждого работника в созданном продукте. Реализация второй функции достигается на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп. Реализация этих принципов требует больших усилий и определенного времени, решения целого комплекса сложных и противоречивых задач.

В соответствии с этими функциями в рамках социальной политики следует решить следую­щие задачи:

· подготовка и реализация программ занятости;

· помощь наиболее социально уязвимым слоям на­селения;

· обеспечение доступности ценностей культуры;

· развитие образования, медицины, социального страхования.

Социальная политика базируется на ряде принципов.

Принцип социальной справедливости. В соответствии с этим принципом социальной политики государство должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей, но для тех членов общества, которые наиболее активны, способны и работоспособны, государство должно создать возможность получать за свой труд больший объем благ.

Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами. Реализация этого принципа осуществляется через механизм налогов и трансфертов, посредством перераспределения финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.

Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода.

Социальная политика должна также обеспечивать возможность самореализации человека, свободного выбора в приложении его способностей, в том числе и на рынке труда. По существу, социальная политика должна обеспечивать развитие человеческого потенциала в широком смысле этого слова.


Уровень и качество жизни

Результативность социальной политики можно оценить, если сравнить уровень и качество жизни на­селения различных стран. Применительно к конкрет­ной стране имеет смысл анализ изменения социаль­ной ситуации за определенный период времени. Важ­ное значение имеет недопущение формирования "со­циального дна", возникновения диспропорций, сохра­нение и укрепление социального мира.

Уровень жизни — это степень обеспеченности насе­ления материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мо­тивом деятельности человека. Вполне нормально, ес­ли их рост вызывает рост уровня жизни.

Для оценки уровня жизни используется совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промыш­ленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.

Среди показателей уровня жизни можно выделить обобщающие показатели объем потреб­ляемых благ и услуг и распределение населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рациона пи­тания и т.п.).

Среди перечисленных показателей важнейшим является показатель уровня реальных доходов насе­ления.

Точкой отсчета при определении жизненного уровня является "потребительская корзина" - на­бор товаров и услуг, удовлетворяющих функциональные потребности человека в определен­ные отрезки времени исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возмож­ностей экономики. Выделяют минимальный, рациональный и оптимальный уровень потребления. Минимальный уровень потребления - такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Рациональный уровень потребления - количество и структура потребления, наиболее благоприятная для индивида. Минимальный уровень потребленияопределяет так называемую "черту бедности". Бедность - это обеспеченность человека ниже прожиточного минимума.

"Потребительская корзина" формируется по ос­новным статьям расходов:

· питание;

· одежда, белье, обувь;

· предметы санитарии, гигиены, лекарства;

· мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;

· жилищно-коммунальные услуги;

· культурно-просветительные мероприятия и отдых;

· бытовые услуги, транспорт, связь;

· содержание детей в дошкольных учреждениях;

· налоги, обязательные платежи, накопления;

· прочие расходы.

Минимальная "потребительская корзина" рассчи­тывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский на­бор, понижение которого социально не приемлемо. Минимальная "потребительская корзина" по отдель­ным социально-демографическим группам рассчиты­вается для семьи из четырех человек с двумя детьми, одиночки в трудоспособном возрасте, пенсионера, мо­лодой семьи с одним ребенком, студента и лежит в ос­нове определения среднедушевого минимального пот­ребительского бюджета и прожиточного минимума.

Среднедушевой среднемесячный минимальный потребительский бюджет определяется в республике как 1/4 от минимального потребительского бюджета для семьи из четырех человек.

От минимального уровня потребления следует от­личать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования че­ловека.

Категория " уровень жизни населения" не ограничивается лишь рамками доходов, а, следовательно, потреблением населения. По рекомендации ООН, уровень жизни представляет собой систему нескольких элементов: здоровье, в т.ч. демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организации труда; образование, в т.ч. грамотность; жилище, включая его благоустройство; социальное обеспечение, человеческие свободы.

В отличие от уровня жизни качество жизни оценить достаточно сложно, так как, во-первых, этот показатель выступает как своеобразная интегративная оценка. Во-вторых, качественные параметры достаточно сложно поддаются количественному измерению.

К основным показателям качества жизни относятся: условия и безопасность труда; наличие и использо­вание свободного времени; состояние экологии; здо­ровье и физическое развитие населения и т.д.

Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться в отдельных странах и регионах.

Факторами, обусловливающими количественные и качественные показатели результативности социальной политики, выступают: состояние националь­ной экономики, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции и культура.

Результативность социальной политики проявляется в системе социальных индикаторов или нормативов - количественных показателях состояния и динамики социальных процессов в обществе. Система социальных индикаторов состоит из четырех больших групп. Главными из них являются данные, служащие для оценки уровня жизни:

· денежные доходы населения и их динамика;

· реальные доходы и расходы на потребление;

· дифференциация реальных доходов по социальным группам населения;

· распространение и глубина бедности.

Социальная политика включает ряд направлений: политика обеспечения занятости; политика регулирования доходов; политика социальных гарантий; политика социальной защиты; политика развития социального партнерства; политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.


41. Доходы населения, их классификация, расслоение общества…

Доходы населения являются одним из наиболее значимых индикатором уровня жизни в стране. Доходы населения — средства, поступающие в распоряжение людей от общества и его институтов согласно результатам функционирования принадлежащих им факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательства. Доход может быть получен от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций.

Несмотря на различия форм доходов, каждая из которых имеет собственную сущность, все доходы могут быть представлены в трёх основных видах: номинальный, реальный, располагаемый.

Номинальный доход - сумма денежных доходов, получаемых в течение определённого периода времени, он не учитывает динамику цен. Реальный доход- количество товаров и услуг, которое отдельное лицо или группа лиц могут купить на свой номинальный доход в течение определённого периода времени; номинальный доход с поправкой на изменение уровня цен. Располагаемый доход - доход, который может быть использован для расходов на личное потребление и на личные сбережения; личный доход – это доход за минус индивидуальных налогов.

Доходы могут быть легитимными, то есть получаемыми законным путем, или нелегитимными. Доходы, получаемые от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, имеющие криминальное происхождение, являются незаконными, получаемыми нелегально, а значит, нелегитимныме.

На уровень доходов населения непосредственное влияние оказывает состояние экономики страны, проводимая социальная политика. Вместе с тем нельзя исключать на уровень доходов населения влияние индивидуальных свойств людей, имеющих существенное значение для труда и трудовых отношений, особенно их работоспособности и трудолюбия, установки на благосостояние как на ценность и цель жизни, склонности к лидерству, предрасположенности к индивидуальной или совместной работе и т.п. Из числа факторов, оказывающих влияние на уровень доходов нельзя исключить также влияние везения и удачи.

Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают социальное неравенство и экономическое. Сущность социального неравенства заключатся в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально-значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство всегда владеет большей частью национального богатства. Это явление известно также как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей всегда существует обратная зависимость.

 


42.Измерение уровня неравенства в распределении доходов…

Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают социальное неравенство и экономическое. Сущность социального неравенства заключатся в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально-значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство всегда владеет большей частью национального богатства. Это явление известно также как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей всегда существует обратная зависимость.

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов, для количественной оценки которой применяются различные показатели. Данные показатели позволяют увидеть, насколько интенсивно протекает процесс дифференциации доходов. К ним относят:

· распределение населения по уровню среднедушевых доходов - показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;

· распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения - показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из двадцатипроцентных (десятипроцентных) групп населения.

· децильный коэффициент дифференциации доходов - соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее или наименее обеспеченного населения.

Для измерения уровня неравенства в распределении доходов используются так называемые кривая Лоренца и индексы Джини.

М
С
В
АР
450
Количество семей, %
Рис. 9.1. Кривая Лоренца
Кривая Лоренца
 
 

Для ее построе­ния на горизонтальной оси откладывают процент се­мей, располагающих определенным уровнем дохода, а на вертикальной — долю совокупного дохода, прихо­дящегося на соответствующую часть семей (рис. 9.1).

Соединение долей в суммарном доходе для различ­ного процента семей даст нам кривую Лоренца, пока­зывающую степень неравенства в распределении до­ходов.

Теоретическую возможность абсолютного равенст­ва в распределении доходов, когда 20 % семей распола­гают 20 % совокупного дохода, 40 % — 40 % дохода и т.д., отражает прямая АР. Разрыв между линией абсо­лютного равенства АР и линией фактического распре­деления указывает на степень неравенства доходов.

Следует отметить, что денежный доход после вы­чета налогов и с учетом трансфертных платежей рас­пределяется гораздо равномернее. Чем сильнее изогнута кривая Лоренца, тем менее равномерным является распределение доходов в стране.

Кривая Лоренца абсолютного равенства, т.е. совершенно равномерного распределения доходов, принимает форму прямой линии в случае, когда первая группа, например, первые двадцать процентов населения, получают ровно двадцать процентов всех доходов, сорок процентов населения, соответственно, сорок процентов всех доходов и т.д. Чем больше кривая Лоренца, построенная по данным распределения доходов в той или иной стране, отклоняется от линии равномерного распределения доходов, тем сильнее в этой стране неравенство в распределении доходов между различными группами населения.

Количественно степень неравенства в распределе­нии доходов можно вычислить с помощью коэффици­ента Джини, определяемого как отношение площади заштрихованной фигуры М к площади треугольника ABC (рис. 9.1). Очевидно, что чем больше откло­нение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше бу­дет площадь фигуры М и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к единице. В большинстве развитых стран коэффициент Джини колеблется в пределах 0,27—0,33.

К причинам неравенства в распределении доходов прежде всего относятся различия в способностях, уро­вене образования, профессиональных вкусах, владе­нии собственностью, степени рыночной власти, а так­же удача, личные связи, несчастья и дискриминация. Следует отметить, что различия в уровне доходов мо­гут не зависеть от самого работника и качества его труда. К таким факторам относятся размер семьи, со­отношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, природные условия и др.


43. Система соцзащиты населения, ее принципы и методы…

Социальная защита понимается как определен­ные обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции.

Система социальной защиты представляет собой совокупность мер, направленных на выполнение этих обязательств. Действенность и масштаб системы со­циальной защищенности во многом зависят от эконо­мического потенциала той или иной страны, всей со­вокупности макроэкономических условий осущест­вления социальной политики.

Политика социальной защиты представлена в виде системы принципов, нормативов и мер государства, используемых для создания и регулирования условий по обеспечению защиты граждан в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (инфляция, безработица, инвалидность, межнациональные конфликты, преступления против безопасности личности и т.п.)

Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной защиты, которая представляет совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержку жизнедеятельности групп населения и граждан, оказавшихся в ситуациях социального риска. Основными принципами социальной защиты являются:

· гуманность;

· адресность защиты;

· всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к различным социально-демографическим слоям населения;

· гибкость системы;

· надежность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: натуральной и денежной. Денежная форма предполагает различного рода выплаты, натуральная форма социальной защиты - это предоставление бесплатных услуг, продажа по себестоимости товаров, обеспечение одеждой и т.д.

Методы социальной защиты означают конкретные способы её реализации. Основными методами социальной защиты являются:

· социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска;

· социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного или добровольного порядка и в зависимости от их размера;

· социальная поддержка - способ защиты лиц с доходами ниже прожиточного минимума;

· социальное обслуживание семьи и детей (бытовые, медицинские, психолого-педагогические и другие услуги нуждающимся).

Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов. В самом общем виде государственные минимальные социальные стандарты — это установленные органами государственной власти социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах, имеющих приоритетное значение.

Сфера применения этих стандартов включает основные виды выплат населению: заработной платы, пенсий, стипендий, а также бесплатные и общедоступные услуги учреждений социально-культурной сферы, финансируемые за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. В систему стандартов входят государственные минимальные стандарты в области оплаты труда, социального обеспечения, образования, культуры, социального обслуживания населения, обеспечения жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.022 с.)