Государственная инновационная политика: этапы становления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная инновационная политика: этапы становления



Весь период становления и развития системы государственной регуляции инновационной активности в развитых странах можно условно разделить на три этапа.
1. Начальный этап (из середины 40-х до конца 60-х годов) охватывает два направления государственной политики, которые между собой были недостаточно скоординированы и организационно разделены на научный и промышленный. Первое направление государственной политики было направлено в поддержку НДЦКР в высшей школе, подготовку научных кадров и проведение фундаментальных исследований в государственных лабораториях.
Второе направление было нацелено на регуляцию отраслевой структуры производства, поддержку НДЦКР предприятий и совместимых с собственным сектором исследований.
Научно-техническая политика этого периода очерчивалась ограниченным кругом заданий, первыми звеньями инновационного процесса, накоплением знаний и ресурсов, и практически не рассматривались пути, направленные на практическое использование полученных результатов.
Начиная с 70-х годов, внимание к проблемам нововведения усилилось в связи с серьезными трудностями, которые возникли во время промышленного освоения результатов научно технологических разработок в рамках крупномасштабных стратегических программ атомного, авиакосмического и телекоммуникационного профилей. Именно в этот период возникло понятие инновационной политики, появились вопросы поиска и разрабатывания новых средств стимулирования НДЦКР, ускорения внедрения, в производство полученных результатов. Увеличился круг организаций, которые привлекались в сферу государственного вмешательства, возникла необходимость объединения научной и технической политики с другими направлениями государственной регуляции, экономической, промышленной, энергетической и социальной, а также со средствами в сфере подготовки и использования рабочей силы. Поиск новых путей стимулирования инновационного развития положил начало созданию центров нововведений, кооперации учебных заведений и промышленных фирм, в осуществлении НДДКР (создания технопарков и другие организационные форм взаимосвязи науки и производства).
Третий этап (из 80-х до конца 90-х годов) характеризуется формированием законодательных основ инновационной политики, ее нормативной базы, которая имеет стратегический характер, расширением методов стимулирования инновационной деятельности; созданием новых организационных форм проведения совместимых междунациональных научных исследований; повышением мобильности научных кадров; последующим развитием информационной технологии как фактора экономического роста в XXI ст. Следует отметить, что западные ученые информацию рассматривают не как простую совокупность данных, а как те возможности, что непосредственно имеет человек, который владеет соответствующими знаниями и умениями, способностью к усовершенствованию, свободного сотрудничества с другими людьми.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Госинновационная политика - это составная часть соц-экономической политики, которая выражает отношение гос-ва к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов госвласти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Представляется в разрабатываемых правительством РФ концепции социально-экономического развития на долгосрочную и среднесрочную перспективу.

Принципы ГИП РФ: *приоритетное значение инновационной деятельности для повышения уровня технологического развития производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения; *обеспечение госрегулирования инновационной деятельности; создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции; *создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности; *активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере *укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате инновационной деятельности.

Формирование и осуществление ГИП обеспечивают органы исполнительной власти, назначаемые Правительством (Федеральное агентство по науке и инновациям). Инновационная политика SРФ формируется и реализуется органами госвласти субъектов с учетом ГИП и интересов регионов.

Основные механизмы: *финансово-кредитные механизмы (развитие венчурного инвестирования; поддержка и стимулирование инвесторов; оказание финансовой поддержки патентной и изобретательской деятельности) *механизмы, обусловленные законодательными и НПА (законодательных и нормативно-правовых актов, учитывающих особенности налогообложения и налоговые льготы для предприятий и организаций; поддержка сбора и распространение информации об инновационных потребностях и результатах научно-технической и инновационной деятельности; разработка механизмов использования интеллектуальной собственности) *институциональные преобразования (направлены прежде всего на развитие высокотехнологичных производств в отраслях промышленности; образования центров науки и высоких технологий на основе крупных научных организаций; формирования совместно с вузами инновационно-технологических центров *механизмы в сфере образования.

 


 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РБ

Государственная инновационная политика формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

свободы научного, технического творчества и защиты интеллектуальной собственности;

направленности инновационной деятельности на достижение приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь;

стимулирования субъектов инновационной деятельности;

экономической эффективности и результативности государственной поддержки субъектов инновационной деятельности;

выделения бюджетных средств на конкурсной основе для реализации инновационных проектов.

Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

 

Основными задачами государственной инновационной политики являются:

обеспечение экономического и социального развития Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие национальной экономики;

стимулирование авторов инноваций (в том числе материальное), защита их личных неимущественных и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе при выполнении исследований и разработок в рамках трудовых отношений;

стимулирование создания и развития организаций, осуществляющих инновационную деятельность;

содействие созданию и развитию рынка инноваций и его инфраструктуры;

содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры;

развитие государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности;

перспективное планирование и прогнозирование инновационного развития;

организация обучения и подготовки кадров в сфере инновационной деятельности;

обеспечение государственных интересов (обороны и национальной безопасности) в сфере инновационной деятельности. Государственная инновационная политика формируется Президентом Республики Беларусь с участием Совета Министров Республики Беларусь на основе государственных прогнозов социально-экономического развития


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.008 с.)