Классификация науки по области исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация науки по области исследования



1.Естественная наука — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку природных явлений. Происхождение естественных наук связано с применением философского натурализма к научным исследованиям. Принципы натурализма требуют изучать и использовать законы природы, не привнося в них законы, вводимые человеком, то есть, исключая произвол человеческой воли.

2.Техническая наука — комплекс наук, исследующих явления, важные для развития техники, либо её саму (изучает техносферу). Эволюционировали из ремёсел. Огромный вклад в развитие технических наук сделали великие инженеры древности: Архимед, Герон, Папп, Витрувий, Леонардо да Винчи. Одной из первых технических наук стала механика, которая долгое время существовала в тени физики и архитектуры. С начала индустриальной революции появилась необходимость академического изучения техники и технологий. Началась сциентизация инженерного знания. В XIX веке появилась электротехника, а в XX веке — радиотехника, космонавтика, робототехника и так далее.

3.Гуманитарная наука — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и точным наукам на основании критериев предмета и метода. Если в других науках важна конкретность, то в гуманитарных, если и важна такая точность, например описания исторического события, то и важна многогранность и даже безграничность такого произведения (описания), так, чтобы, по возможности, каждый человек находил в нём нечто своё, получая при этом определённое эстетическое удовлетворение.


 

Классификация науки по отношению к потребностям производства.

1.Фундаментальная наука — область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений, и поиск закономерностей, руководящих ими и ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, протекание процессов, обусловленных ими; — затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, — служит расширению теоретических, концептуальных представлений, в частности — детерминаци идео- и формообразующей сущности предмета их изучения, получение конкретных представлений о законах природы, — мироздания как такового во всех его проявлениях, в том числе и охватывающих сферы интеллектуальные, духовные и социальные.

2. Прикладные исследования и наука – научные исследования, направленные на решение социально-практических проблем.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, то есть в широком смысле – теоретическое отражение действительности. Цель прикладных наук – применение фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.

Научные разработки


Хар-ые черты современной науки

Современная наука это: 1. Специфический вид познавательной деятельности. 2. Особая форма общественного сознания, отражающая мир в форме научных представлений, понятий, теорий. 3. Отрасль духовного производства, в которой заняты миллионы людей, и продукцией которого являются истины, принципы, законы, теории. 4. Социальный институт со своей структурой и функциями, системой ценностей, идеалами и нормами.

Современная наука - сама оказывается удивительным феноменом, радикально отличающимся от того ее образа, который сложился в предыдущие века. Не зря ее часто называют «большой наукой».

Выделяют следующие ее основные черты:

• Резко возросшее количество ученых;

• Рост научной информации;

• Мир современной науки;

• Возможности науки;

• Ученый как особая профессия;

• Внимание к науке со стороны государства;

• Деформация науки под воздействием общества.

Современная наука — очень сложный и динамичный фактор общественного развития. Наука делает открытия, рождает новые гипотезы и теории, совершенствует методы и технологии, увеличивает темпы НТП, рождая мировоззренческие установки, которые зачастую включают в себя оппозиционные ориентиры.


 

Зачатки знаний в древности

В Месопотамии существовали школы, называемые эддубба, что означало «дом табличек», директора ее называли «отец дома табличек», а учителей -«старшие братья». Были в школах и надзиратели, которых называли «владею­щие хлыстом», что иллюстрирует некоторые особенности месопотамской системы обучения. В школе ученики осваивали письменность путем копирования сначала отдельных знаков, а затем целых текстов. Обучение происходило с раннего утра до позднего вечера и длилось много лет. Готовили в таких школах прежде всего писцов.

При эддубба создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали и частные собрания «глиняных книг». Крупные храмы и дворцы правителей нередко имели большие библиотеки. Самая известная из них - библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853 г. при раскопках холма возле деревни Куюнджик на левом берегу Тигра. Собрание Ашшурбанапала - это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием, по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых или частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Определенных успехов в Древнем Двуречье достигла математика. Шумеры создали шестидесятеричную систему счета, в основе которой лежали числа 1, 60, 600, 3600. В дальнейшем возникла десятеричная система счета с числами 1, 10, 100 в основе. Древние жители Междуречья знали четыре правила арифметики, дроби, умели решать алгебраические уравнения с возведением в квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. Знакомы они были с элементами геометрии, знали число п, умели вычислять длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Была выработана метрическая система и система мер веса. Максимальной мерой веса был талант (30,3 кг), а минимальной -шеум (зерно - 0,046 г).

Значительного развития в Месопотамии достигла астрономия. Был создан лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней. Расхождение лунного календаря с солнечным ежегодно составляло 11 дней, поэтому каждые три года требовалась вставка дополнительного, тринадцатого месяца. В Двуречье велись наблюдения за движением Солнца, Луны, Венеры и других планет. Предсказывались и фиксировались солнечные и лунные затмения, отмечались появления комет, метеоритов, землетрясения. Пользовались солнечными и водяными часами. День начинали не с восхода, а с захода солнца. Он делился на 12 частей по два часа каждая, дни складывались в 7-дневную неделю. Астрономия в Двуречье была тесно связана с астрологией.

Медицина в Месопотамии не достигла такого высокого уровня развития, как в Египте, и была тесно связана с магией. Болезнями «ведали» демоны подземного мира, главой которых был бог чумы Ирра, распоряжавшийся 60-ю недугами. В Месопотамии были терапевты, хирурги, акушерки, ветеринары. Они лечили многие болезни: снимали катаракту с глаз, вскрывали нарывы, сращивали переломы, помогали при заболеваниях печени, желудка, кишечника, умели выявлять симптомы, поставить диагноз. Сохранились медицинские справочники, пособия, рецептурные сборники. Одним из наиболее древних является «Ниппурский справочник врача» (XXIV в. до н.э.), содержащий 15 рецептур, среди которых есть весьма сложные припарки, мази и микстуры. Следует отметить, что врачи часто не знали, какое лекарство применить, и пробовали разные: в книгах предлагается до семидесяти рецептов лечения одной болезни.

В Древней Месопотамии появились зачатки знаний в области природоведения и географии. Сохранились классификационные списки животных, растений, минералов. Составлялись списки городов, стран, рек, гор, каналов. Создавались планы и карты городов. Известна даже карта мира времен Саргона Аккадского XIV в. до н.э.), дошедшая до нас в нововавилонской копии, с изображением на глиняной табличке круга Земли, обвитого «Горькой рекой» и пересеченной рекой Евфрат, кружков, обозначающих местоположение крупных городов, треугольников, символизирующих отдаленные страны.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.006 с.)