Понятия «наука», «научная картина мира», «познание». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия «наука», «научная картина мира», «познание».



ПОНЯТИЯ «НАУКА», «НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА», «ПОЗНАНИЕ».

Наука -особый вид деятельности, направленный на получение и подчинение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о действительности.

Научная картина мира - система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построение в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов.

Познание- совокупность процессов, процедур, методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.


 

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объект научной деятельности- любые явления природы, техники и общества.

Субъект научной деятельности- это отдельные личности, все общество и организации.

СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (от лат. sabjectum – лежащий в основании) – в философии науки в настоящее время трактуется в нескольких смыслах: 1) как отдельный ученый, с именем которого связано открытие; 2) как особое сообщество людей – ученых, специально занятых производством знания;3) как все человечество, состоящее из отдельных народов, когда каждый народ,производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает в качестве особого субъекта познавательной деятельности. Субъекты научнойдеятельности имеют специальную подготовку, в ходе которой они использует свой запас знаний, осваивая средства и методы его получения, делает их своимдостоянием на основе своих мировоззренческих, ценностных ориентаций, этических принципов и целевых установок, специфичных для данной области научного познания в исследованиях определённой эпохи. Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим. Это живая личность с ее страстями,интересами, характером, темпераментом, талантом, волей и т.п. Но фактически под субъектом познания все-таки имеют в виду некий безличный логический сгусток интеллектуальной активности.


 

СРЕДСТВА, РЕЗУЛЬТАТ И ФОН НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Средства научной деятельности -мыслительные способности, знания,мнения, эрудиция; всевозможные приборы и установки; специальный язык;специфические методы, которые позволяют изучать новые обьекты.


 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУКИ

Цель науки - теоретическое осмысление действительности.

Задачи науки -открытие законов движения природы, общества и мышления.; сбор, анализ и обобщение фактов; систематизация полученных знаний; обьяснение сущности явлений и процессов; прогнозирование событий, явлений, процессов; установление направлений и форум практического использования полученных знаний.


 

ФУНКЦИИ НАУКИ

Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Производственная функция, которую также можно назвать технико-технологической, необходима для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода «цех», в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.

Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями НТР. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экологического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических наук.

Культурная (образовательная) функция науки сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образования, технологии, методы и форму обучения. Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.


 

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ.

В сфере науки выделяются эмпирические и теоретические знания. В первом случае воспроизводятся эмпирические отношения, во втором – внутренние связи, закономерности. [2]

На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности. Эмпирическое познание отражает внешние, являющиеся свойствами предметов, связи. Оно использует методы наблюдения, экспериментирование, описания и выражает свои результаты в общих представлениях и отдельных понятиях. В отличие от теоретического, эмпирическое познание обслуживает существующие виды практики.[4]

Теоретическое же познание отличается от эмпирического тем, что проникает в сферу внутренних, существенных, его связей. Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Она использует методы абстрагирования, идеализации и моделирования. Теоретическое познание фиксирует свое содержание в формах теорий, элементы которых связываются логическими доказательствами. Теоретическое знание всегда содержит в себе принципиально новые формы производственной и социальной активности.[5] Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то теоретический объект можно, в принципе, описать как угодно детально и получить как угодно далекие следствия из исходных представлений. Если исходные абстракции верны, то и следствия из них будут верны

Несмотря на различие этих двух видов знания именно в науке они объединяются и дополняют друг друга в непрерывном процессе научного познания.


Научные разработки


Зачатки знаний в древности

В Месопотамии существовали школы, называемые эддубба, что означало «дом табличек», директора ее называли «отец дома табличек», а учителей -«старшие братья». Были в школах и надзиратели, которых называли «владею­щие хлыстом», что иллюстрирует некоторые особенности месопотамской системы обучения. В школе ученики осваивали письменность путем копирования сначала отдельных знаков, а затем целых текстов. Обучение происходило с раннего утра до позднего вечера и длилось много лет. Готовили в таких школах прежде всего писцов.

При эддубба создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали и частные собрания «глиняных книг». Крупные храмы и дворцы правителей нередко имели большие библиотеки. Самая известная из них - библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853 г. при раскопках холма возле деревни Куюнджик на левом берегу Тигра. Собрание Ашшурбанапала - это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием, по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых или частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Определенных успехов в Древнем Двуречье достигла математика. Шумеры создали шестидесятеричную систему счета, в основе которой лежали числа 1, 60, 600, 3600. В дальнейшем возникла десятеричная система счета с числами 1, 10, 100 в основе. Древние жители Междуречья знали четыре правила арифметики, дроби, умели решать алгебраические уравнения с возведением в квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. Знакомы они были с элементами геометрии, знали число п, умели вычислять длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Была выработана метрическая система и система мер веса. Максимальной мерой веса был талант (30,3 кг), а минимальной -шеум (зерно - 0,046 г).

Значительного развития в Месопотамии достигла астрономия. Был создан лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней. Расхождение лунного календаря с солнечным ежегодно составляло 11 дней, поэтому каждые три года требовалась вставка дополнительного, тринадцатого месяца. В Двуречье велись наблюдения за движением Солнца, Луны, Венеры и других планет. Предсказывались и фиксировались солнечные и лунные затмения, отмечались появления комет, метеоритов, землетрясения. Пользовались солнечными и водяными часами. День начинали не с восхода, а с захода солнца. Он делился на 12 частей по два часа каждая, дни складывались в 7-дневную неделю. Астрономия в Двуречье была тесно связана с астрологией.

Медицина в Месопотамии не достигла такого высокого уровня развития, как в Египте, и была тесно связана с магией. Болезнями «ведали» демоны подземного мира, главой которых был бог чумы Ирра, распоряжавшийся 60-ю недугами. В Месопотамии были терапевты, хирурги, акушерки, ветеринары. Они лечили многие болезни: снимали катаракту с глаз, вскрывали нарывы, сращивали переломы, помогали при заболеваниях печени, желудка, кишечника, умели выявлять симптомы, поставить диагноз. Сохранились медицинские справочники, пособия, рецептурные сборники. Одним из наиболее древних является «Ниппурский справочник врача» (XXIV в. до н.э.), содержащий 15 рецептур, среди которых есть весьма сложные припарки, мази и микстуры. Следует отметить, что врачи часто не знали, какое лекарство применить, и пробовали разные: в книгах предлагается до семидесяти рецептов лечения одной болезни.

В Древней Месопотамии появились зачатки знаний в области природоведения и географии. Сохранились классификационные списки животных, растений, минералов. Составлялись списки городов, стран, рек, гор, каналов. Создавались планы и карты городов. Известна даже карта мира времен Саргона Аккадского XIV в. до н.э.), дошедшая до нас в нововавилонской копии, с изображением на глиняной табличке круга Земли, обвитого «Горькой рекой» и пересеченной рекой Евфрат, кружков, обозначающих местоположение крупных городов, треугольников, символизирующих отдаленные страны.


 

Наука в средние века.

Средневековое сознание было ориентировано, прежде всего, на межличностные отношения, на эмоциональную сторону жизни. Любая вещь воспринималась с точки зрения ее полезности, без учета ее объективных связей с миром. Точно так же и человек характеризовался не по своим объективным чертам – талант, деловитость, ум и т.д., а через социально-иерархические ценности – власть, авторитет, богатство, престиж. Знание же рассматривалось всего лишь как побочный продукт духовно-религиозной деятельности. Во многих житиях святых мы можем встретить мнение о том, что даже совершенно неученый человек способен получить премудрость и знание напрямую от Бога. Коли так – наука теряла смысл, все стала определять вера. Ценностно-эмоциональное восприятие доминировало над познавательно-рациональным, а точкой отсчета в ценностной системе духовного мира религиозный дуализм поставил антагонистические понятия: добро и зло, Бог и Сатана, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное. Отношение к Богу довлело над отношением к второстепенной, по мнению средневековых людей, природе. Ориентация на выявления ее объективных закономерностей отсутствовала. Но, поскольку производство нового знания – историческая необходимость, то и в крайне консервативном средневековом обществе наука продолжала развиваться.

Новым словом в истории образования стали университеты. Возникновение таких светских учебных заведений стало возможным только в эпоху развитого средневековья, когда, благодаря успехам агрономии и ряду изобретений возросло сельскохозяйственное производство (трехпольная система, колесный плуг), расширились ремесло и торговля, начали поощряться облегчающее физический труд изобретательство (кривошип, маховик) и инженерное дело. В каждом из них было четыре факультета: подготовительный или философский (факультет свободных искусств, где обучали основам грамматике, риторике, диалектике, математике, астрономии и музыке), медицинский, юридический и высший, но непопулярный – теологический. Первые университеты появились в Болонье и Оксфорде (XII в.), Париже (1200), Кембридже (1209), Неаполе (1224), Тулузе (1229), Праге (1349), Вене (1365), Гейдельберге (1385).

В средневековой науке можно выделить три традиции познания:

- Схоластическую традицию, опирающуюся на простейшую логику, предание и умозрение, и ставившую основным вопросом соответствие реального бытия понятиям разума.

- Герметическую традицию, опирающуюся на ритуал, магию, рецептурно - манипуляторное и предметно-преобразовательное начала, сверхъестественные силы.Самые яркие воплощения герметизма – средневековые алхимия, астрология, медицина.

- Опытно-эмпирическую традицию, в которой критерием истинности и точкой отсчета был личный опыт.

Среди средневековых ученых схоластического направления можно назвать немало ярких имен, обладатели которых зачастую непримиримо противостояли друг другу:

Иоанн Дунс Скот (1266-1308) – шотландский философ-схоласт, профессор Оксфордского университета, францисканец, автор «Оксфордского сочинения», в котором он утверждал первенство воли над интеллектом и единично-конкретного над абстрактно-всеобщим. Противостоял доминиканской схоластической школе Фомы Аквината.

Оккам Вильям (1285-1349) – английский философ-схоласт, профессор Оксфордского университета, автор трудов «Распорядок», «Свод всей логики», «Об истолковании», францисканец. В своих трудах Оккам подчеркивал значение научного знания. Особо известно в современном естествознании правило «бритвы Оккама», звучащее так: «не умножай число сущностей сверх необходимого». Иначе говоря, несводимые к опытному и интуитивному знанию понятия должны удаляться из науки. В 1327 году Оккам был отлучен папой римским от католической церкви за противостояние учению Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (1225-1274) – монах-доминиканец из Италии, создатель томизма – философской основы католицизма. Фомой Аквинским были сформулированы пять логических доказательств существования Бога. Он рассматривал мир, как иерархическую систему, на нижней ступени которой находится природа, материальный мир, а на высшей – Божественный дух, творящий все сущее. В своих сочинениях «Сумма теологии», «Сумма против язычества» Фома Аквинат утверждал, что природа завершается в благодати, разум в вере, познание – в сверхъестественном откровении. Считал вредной любую науку, которая не направлена на познание Бога. Он сочетал в своем творчестве и исследованиях схоластическое и герметическое направление, будучи философом-схоластом (и даже систематизатором схоластики) и алхимиком. Несмотря на это, в 1323 году был канонизирован, как святой католической церкви.

Нострадамус (1503-1566) – Мишель Нотрдам. Легендарный врач, астролог и лейб-медик при дворе французского короля Карла IX. Всемирную известность получили его стихотворные произведения «Центруии» (Столетия) и «Знамения», в которых в характерной для герметизма иносказательной форме была предсказана история Европы и человеческой цивилизации в целом. Точность предсказаний и дешифровка стихотворных катренов Нострадамуса по сей день вызывает бурные дискуссии не только среди магов и астрологов, но и среди ряда академических ученых. Имеется и множество спекуляций, особенно политических (вспомним пришедшую на этой волне к власти в 1991 г. команду Ельцина), «на темы Нострадамуса», не имеющих ничего общего с реальными текстами.

 


НАУКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

(XIV - XVI вв.) Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли, давший: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Эразм Роттердамский и др. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов. Название эпохи и означает «возрождение античности».

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является его ориентация на искусство: если Средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение – эпохой преимущественно художественно-эстетической. В эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Философское мышление этого периода – антропоцентрическое.

РАЗВИТИЕ НАУКИ

Развитие естествознания в XIV – XVI вв. нанесло по схоластическому мировоззрению не менее сокрушительный удар, чем гуманистическая мысль Возрождения. Новые концепции, выдвинутые наукой, сильно повлияли на новую философию, хотя и зачастую отрицались и преследовались церковью. Гуманистическая направленность Возрож­дения проявлялась в том, что научное мировоззрение эпохи было связано с проблемой человеческого существования.

В XIV - XV вв. начал зарождаться новый капиталистический способ производства. Он требовал нового притока знаний, и ученые обратились к исследованию природы. В противовес средневековой схоластике с ее опорой на авторитеты стал утверждаться опытный метод в науке. Предпочтение отдавалось наблюдению и точному счету. Царицей наук стала математика. В этот период изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты. Галилео Галилей конструировал телескоп и создавал первый термоскоп (прототип термометра). Николай Коперник разрабатывал гелиоцентрическую теорию.

Если в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием стала чувственная телесность, то в науке эта роль отво­дилась рациональной индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность самой индивидуальности оказывалась истинным основанием рационального познания.

Распространение научных знаний, обмен ими между учеными были бы невозможны без изобретения книгопечатания ок. 1445.

Первые достижения в области математики и астрономии относятся к середине 15 в. и связаны во многом с именами Г.Пейербаха и И.Мюллера. Мюллером были созданы новые более совершенные астрономические таблицы– «Эфемериды» (изданы в 1492), которыми пользовались в своих путешествиях Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели. Существенный вклад в развитие алгебры, геометрии внес итальянский математик рубежа веков Л.Пачоли. В 16 в.

Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую картину мира и не только подтвердил вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал, как исходя из такой системы можно объяснить все данные астрономических наблюдений. Коперник объяснил причины попятных движений планет, вычислил расстояния планет от Солнца и периоды их обращений. Объявляя Землю одной из планет, Коперник устранял резкий разрыв между «надлунным» и «подлунным» мирами, характерный для философии Аристотеля. В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей.

Опираясь на опыт, некоторые ученые 16 в высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики. Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики. Его теоретические изыскания были связаны с устройством им гидросооружений, проведением мелиоративных работ, строительством каналов, усовершенствованием шлюзов. Английский врач У.Гилберт положил начало изучению электромагнитных явлений, опубликовав сочинение О магните (1600), где описал его свойства.

В 16 в. получили развитие минералогия, ботаника, которые в эпоху Возрождения были на стадии собирания фактов.

Развитие медицины

Одним из основоположников анатомии был итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи, он одним из первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать их строение, внедряя новые методы исследования (промывание органов проточной водой, распилы костей и матки). Работы Леонардо да Винчи на полвека опередили исследования основоположника современной научной анатомии Андреаса Везалия. Анатомируя человеческие трупы, Везалий убедился, что взгляды Галена на строение тела человека, господствовавшие в Европе в течение 14 столетий, во многом ошибочны, так как они основаны на изучении анатомии обезьяны и других животных. Везалий исправил более 200 ошибок, правильно описал скелет человека, его мышцы и многие внутренние органы. Трудами Везалия открывается «золотой век» в истории анатомии.

Рождение физиологии как науки связано с именем выдающегося английского врача, физиолога и эмбриолога Уильяма Гарвея, ему принадлежит заслуга создания теории кровообращения.

Книгопечатанье

Как и многие другие изобретения, книгопечатание возникло не на пустом месте. Элементы типографской технологии и техники накапливались постепенно. Например, способ размножения вырезанных на деревянной доске изображений был известен в Европе в середине XIV в. Со временем мастера научились вырезать на досках весь текст, чтобы потом делать оттиски-копии на бумаге. Позже его стали набирать из маленьких кубиков, на каждом из которых была только одна буква. Набранную страницу заливали расплавленным свинцом. После его затвердевания получалась готовая форма для оттисков. Первым, кто соединил все эти изобретения в одном устройстве и придумал технологию, обеспечившую печатание, стал немецкий мастер Иоганн Гуттенберг. В России первую типографию основал в 1563 г. Иван Фёдоров. В 1564 г. он вместе со своим соратником Петром Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу - «Апостол».


 

НАУКА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Вторая половина 16-го –вторая половина 19 века.

Философы эпохи Возрождения не находили в себе силы для развернутой критики средневековой схоластики. Они еще до конца не осознавали, что схоластическое мышление мешает развитию науки. И как раз за это взялись философы Нового времени, которые решительно выступили против схоластики как бесплодного мудрствования, подкрепленного авторитетом церкви и Священного писания. Особенность науки Нового времени есть результат своеобразной научной революции, т.к. наука древнего мира была по преимуществу созерцательной и умозрительной наукой. В отличие от нее, наука Нового времени с самого начала сориентирована на активное практическое использование ее результатов.

Основные черты науки Нового времени:

- наука основана на опыте и эксперименте.

- неотделима от математики, поскольку выражает закономерные связи в природе с помощью чисел.

- сориентирована на практическую пользу. Именно в Новое время наука становится производительной силой общества, поскольку посредством инженерной деятельности ее открытия целенаправленно внедряются в производство. А со временем она становится движущей силой обновления военной техники.

 

Во второй половине произошло разрушение прежней научной парадигмы. Этой парадигмой, которая стала основой научного знания, явилась механика по ряду причин:

- именно механика оказалась самой популярной наукой, так как на неё был спрос. Поэтому именно вокруг механики трудились представители различных научных направлений и философских взглядов.

- механистическое воззрение на мир достаточно легко воспринималось как истинное и непротиворечивое не только специалистами по механике, но и обыденным сознанием. Ситуация монооснования позволила сформироваться науке как новому явлению в познании мира. Потому что прежние знания были донаучными, они по своей форме и структуре, по уровню системности не могли характеризоваться как наука. Что и помогло становлению механики как основы классической науки.

Естественно, что в этих новых условиях интересы большинства философов перемещаются в область теории познания, логики и методологии науки. И в решении этой задачи философия и наука Нового времени с самого начала шла двумя путями - путем эмпиризма и рационализма.

В силу ряда исторических обстоятельств эмпиризм в Новое время получил свое преимущественное развитие в Англии. Представители эмпиризма Нового времени исходили из того, что основой и источником всех наших знаний о мире является опыт, который мы получаем посредством органов чувств.

Родоначальником английского эмпиризма принято считать Френсиса Бэкона (1561-1626).

Принципиальное отличие Бэкона от мыслителей Возрождения состоит в том, что он полностью отвергает средневековую схоластику.

 

Но основы классической механики закладываются в конце 18 века-начале 19 века. Коперником. Он был революционером, отказавшимся геоцентрической концепции и перешедший к гелиоцентрической концепции. Кеплеру принадлежит открытие кинетических законов движения планеты. Механика благодаря Кеплеру получила статус всеобщей науки и это как раз и способствовало становлению классической науки, уже не только механики. Галилей: его заслуга – указание на роль силы в причине движения. Он при этом остаётся не только механиком земных процессов, но и астрономом. Статус механики как единственного основании науки укрепляется. Галилей кроме того внёс в механику целые разделы. Его считают родоначальником СОПРОМАТА, он заложил основы теоретической механики.

Декарт – естествоиспытатель, выдающийся механик. Его научные исследования начались с изучения шарнира. И это была сугубо частная проблема механики от которой он только потом перешёл к мировоззренческой концепции. Выдвинул ему систему координат. Фактически механика получила прочное основание для решения внутри механических научных проблем. Ещё одно положение механики, это его идея о центробежных и центростремительных силах.

Исаак Ньютон. Собрал сведения о механических процессах в единую систему. Если Копернику отдаётся приоритет потому что он дал толчок развитию новой системы знаний, то Ньютон сформировал систему механики как науки. Ввёл понятие силы, массы, указал на их взаимосвязь. Ему принадлежат идеи всемирного тяготения, открытие второго закона термодинамики. Он открыл трение в жидкостях и газах. До него о трении говорили только применительно к твёрдым телам. Идея всеобщности законов механики получает ещё один серьёзный аргумент. Механика становится царицей наук. Это приводит к стремлению распространить положения механики повсеместно.

Декарт бросил афоризм, который звучал эффектно «человек – это машина». Его идею решил максимально обстоятельно проработать Жульен, но книгу объявили еретической. В этой книге впервые после Средних веков учёный выдвигает идею, что человек есть часть живой природы. Он использует законы механики через тождества человека и растения.

Платон первый поставил человека в ряд живой природы. После него Ламетри. Больше никто не рассматривал человека под этом углом. Это положение очень важно. Потом в 19 веке его очень серьёзно осмыслит Фейербах, но это только через два века.

Вторая проблема, которая в ту пору носила не только механический аспект, но и сугубо философский, это идея законов сохранения. Ломоносов выдвинул идею закона сохранения вещества и экспериментально доказал. Затем Джоуль показал взаимосвязь экспериментального сохранения энергии. В общем, к 19 веку идея сохранения вещества, энергии приобретают не только точную научную форму, но и убедительное эмпирическое подтверждение.

В начале 19 века складывается впечатление, что механика обосновала всё, с чем человек взаимодействует в действительности, причём её фундаментальные законы выступали базой для разработки научных механистических концепций в других науках. Медицина сердца (отождествляется с двигателем, система проводников).

Появляются концепции, которые не сходятся с механистической концепцией. Теория Дарвина. В науке идея эволюционного развития живой природы принимается как истина. Идеи Дарвина, не вписываются в механистическую систему знаний. Следовательно, появляется в рамках науки брешь, которая показывает не абсолютность механистического видения мира.

Следующий философский удар наносит материалистическое понимание истории. Когда к объяснению общественных процессов не только не приложили законов механики, в них просто нет никакой потребности. Даётся объяснение через взаимодействие человека с природой, имеющее не механистический, а социальный характер. Но отношение к механике как к парадигме познания неживой природы сохраняется.

В 18 веке бурное развитие приобретают мануфактуры. Отличие от фабрики основано на том, что работа основана на применение машинной техники. Поэтому развитие классической науки происходит в 19 веке энергично, ускоренно, так как на науку существует огромный практический спрос. Механика была духовным авторитетом борьбы буржуазии с властью.

Всякая общественная система формирует свои идеи обязательно в определённой увязке с наукой той эпохи. С этой т.з. буржуазная революция как процесс смены социально-политической системы вполне находила в науке свое подтверждение в её классических формах, опирающихся на механику.

Новое время сформировало основы для классической науки до последней четверти 19 века.


 

Сциентизм и антисциентизм

Успехи, достигнутые в современной науке, вызвали неоднозначное отношение к ней со стороны общественной и научной мысли. Оценка роли науки колеблется между сциентизмом (лат. – знание, наука) и антисциентизмом.

Термин «сциентизм» употребляется для обозначения позиции людей, которые чрезмерно преувеличивают знание и роль науки в культуре и обществе в целом. Источником распространения сциентизма послужили крупные успехи естественных и технических наук, которые в эпоху научно-технической революции продемонстрировали силу и мощь рационального знания. Признавая эталоном всякого знания естественнонаучное знание, сциентизм негативно оценивает все иные способы познания, смыкаясь с технократическим (власть техники) взглядом на развитие общества.

Однако в ХХ веке обнаружились негативные последствия научного и технического прогресса, приведшие к глобальному экологическому кризису и другим проблемам современности. Стала ясна неспособность науки разрешать сложные социально-экономические, политические и духовно-нравственные проблемы современного общества, и что наука слишком упрощает и схематизирует изучаемые природные и общественные явления, все это вместе взятое и породило антисциентизм.

Это разочарование в науке породило многочисленные околонаучные направления и течения мысли, которые обычно называют паранаукой (греч. – около, возле), противопоставляя себя существующей науке.

 


 

Недостатки метода

Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ — изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ — изучение особенностей содержания, стиля документа.

Ориентироваться в многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации.

По форме фиксации информация делится на:

письменные документы (сведения изложены в форме текста);

статистические данные (цифровая форма изложения);

иконографическая документация (кино-, фотодокументация);

фонетические документы.

Существуют самые разнообразные методы анализа документов. Самыми распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований является традиционный (классический) и формализованный (количественный).

Традиционный, классический анализ – это все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный анализ документов дает возможность проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Слабостью традиционного анализа документов является субъективизм.

Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило разработку принципиально иного, формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.

Контент-анализ – это метод исследования, применяемый в различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. нол развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналатическое исследование.

Одна из особенностей контент-анализа состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации. Также он используется и при анализе документов: протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров и т. п. Этот метод часто используется спецслужбами.

 


 

АНКЕТИРОВАНИЕ.

Анкета (Франц. – расследование)– опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам1. Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом.

Проводимый опрос должен отвечать ряду требований:

Он не должен длиться более 30 – 40 минут, в противном случае респондент устает, и последние вопросы остаются без полноценных ответов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.106 с.)