Лекция №10: Мировые политические идеологии




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №10: Мировые политические идеологии



Лекция №10: Мировые политические идеологии

Понятие политической идеологии

Основные идеологические течения в современном мире

Идеологический дискурс

Основные идеологические направления в современной России

· Ключевые понятия и категории: Либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм, антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма, титоизм, маоизм, ортодоксальный иудаизм, сикхизм, исламский фундамен­тализм, «комьюнити», феминизм

Понятие политической идеологии

· Сущность и функции политической идеологии

Политическая идеология есть одна из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие «духовного княжения» (Макиавелли) той или иной политической силы.

 

Со времени появления соответствующего термина (его ввел фран­цузский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различ­ные взгляды на это духовное явление.

Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего, форму иллю­зорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений.

К. Мангейм также понимал ее как совокупность лож­ных представлений. Однако большее внимание он уделял ее способности спла­чивать людей, аккумулировать их политическую энергию.

 

Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем.

 

Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал.

 

Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Паретои др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти.

 

В то же время, несмотря на признание весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли были представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.

 

И все же большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

 

Следовательно, политическая идеология - это разновидность корпоративного сознания, отражающая групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.

Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием.

 

Таким образом, основными функциями политической идеологии являются:

· овладение общественным сознанием;

· внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;

· создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития.

 

Политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

 

С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой - нибудь определенной социальной (национальной) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения(например, идеология анархизма, фашизма).

 

Любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру.

· Уровни политической идеологии

Необходимо различать следующие уровни функционирова­ния политической идеологии:

— теоретико-концептуальный,на котором формулируются ос­новные положения, раскрывающие ценности и идеалы опреде­ленного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития.

программно-политический,на котором социально-философ­ские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты. И если политичес­кие принципы формируют приверженцев и предполагают дискус­сии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предпола­гающей подавление (нейтрализацию) оппонентов.

 

—актуализированный,который характеризует степень освое­ния гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантом усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены по­литических позиций до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров.

Идеологии, обладаю­щие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «то­тальными» (К. Мангейм).

Те же системы политических требовании и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас).

Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения, ведет к деидеологизации политики и замещению функций идеологии другими способами духовной интеграции общества (например, на основе применения техник политической рекламы, паблик рилейшнз, информационного лоббизма и др.).

 

Основные идеологические течения в современном мире

· Либерализм и неолиберализм

Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских про­светителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII—XVIII вв.

Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства.

Поэтомуведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также убеждение о равноправии соперничающих в политике «профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых» не может иметь «морального превосходства и практического преобладания над другими».

С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма.

Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека.

Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений.

 

Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тотальной опорой на государство или с социально ориентированными идея­ми, утверждавшими большую ответственность общества за благо­состояние людей, нежели отдельного индивида, либо с представ­лениями, напрочь отрицавшими социальную направленность дея­тельности государства («консервативный либерализм»).

 

В целом же, усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности ли­берализма к экономическим и политическим реалиям второй по­ловины XX в., заставило говорить о его исторически обновленной форме — неолиберализме.

В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в по­литическом процессе, демократизации процедуры принятия уп­равленческих решений.

Именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, лег­ли в основу многих национальных идеологий, ориентиров нео­консерватизма и христианско-демократической идеологии.На ли­беральной основе развились многообразные теории политическо­го участия, демократического элитизма.

 

И видимо, эти грандиозные исторические изменения, вызванные влиянием ли­берально-демократических ценностей, позволили ряду зарубеж­ных теоретиков (например, Ф. Фукуяме) полагать, что мировое сообщество уверенно движется к «концу истории», т.е. универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан и потому способных решить все фундаментальные проблемы человеческого сообщества.

 

· Консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку.

 

Предпосылкой возникновения этих базовых представлений стали «успехи» либерализма после Великой Французской революции 1789г.

Потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления — Ж. де Местор, Л. де Бональди особенно Э. Беркпытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.

Их система воззрений базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения.

По их мнению, сохранение прошлого способно снять все напряжение настоящего и потому должно рассматриваться как моральный долг по отношению к будущим поколениям.Эти принципы отрицали оптимизм либеральной идеологии относительно общественного прогресса, тот дух индивидуальной свободы, который, с точки зрения консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.

 

На основе этих подходовсформировались характерные для консервативной идеологии политические ориентиры:

- отношение к конституции как к проявлению высших принципов (которые не могут произвольно изменяться человеком), воплощающих неписаное божественное право,

- убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда,

- понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы.

 

Защищая ценности и институты индустриального общества, консерватизм, как и либерализм, стал противиться государственному вмешательству в экономику, способному затормозить развитие свободного рынка, конкуренции.

 

Эти идеи и принципы заметно модифицировались в процессе общественного прогресса.

Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спровоцировало появление различного рода реакционных консервативных течений:

антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма, которые выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию.

 

В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике (защите) капиталистического образа жизни, возникли новые формы этой идеологии.

 

Так, попытки обосновать «третий» путь общественного развития, вызвали к жизни разнообразные национальные формы консерватизма, а также технократический (А. Гелен, X. Шельски, Г. Фрейер), христианско-католический, «реформаторский» консерватизм.

Эти идейные течения решительно ставили вопрос об укреплении законности, государственной дисциплины и порядка, не призна­вали инициированных реформ. Консерваторы, в стремлении с собственных позиций пересмотреть идею демократии, предлага­ли даже дополнить выборность народных представителей выдви­жением в органы управления наиболее «достойных» (с точки зре­ния властей) граждан.

Последние десятилетия обозначили явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакцион­ного толка (например, «новые правые» во Франции), а с другой — к большей склонности к либеральным ценностям, что наиболее ярко про­явилось в неоконсерватизме — идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973—1974 гг., массовые молодежные движения протеста и Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.

 

В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям постиндустриального общества.

Усиление зависимости человека от технической среды, ускоренный темп жизни и нарушение духовного и экологического равновесия — все это породило серьезный кризис в общественном мнении западных стран, поставило под сомнение многие первичные ценности европейской цивилизации.

 

В этих условиях неоконсерватизм и предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности.

Ответственность за сохранение в этих условиях чело­веческого начала возлагалась на самого индивида, который должен, прежде всего, рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан.

Такая позиция должна была поддерживать в нем жизнестойкость и инициативу и одновременно препят­ствовать превращению государства в «дойную корову», развращающую человека своей помощью.

Эта модель отличалась от либеральной, сориентированной на предоставленного самому себе индивида, которому надлежит самостоятельно отыскивать смысл бытия, «договариваться» с государством и т.д.

Основные усилия теоретики неоконсерватизма Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Кристалл тратили на разработку программ, преодолевающих дефицит управляемости обществом (из-за чрезмерного вовлечения в политику населения), защищающих государство от социальных «перегрузок», модернизирующих механизмы защиты элитизма, совершенствующих средства урегулиро­вания конфликтов и пр.

 

Предлагаемые неоконсерватизмом программы эко­номического роста и сохранения политической стабильности не могли решить многие вопросы общественного развития государств.

Од­нако главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к дей­ствительности с моральными принципами, дал людям ясную фор­мулу взаимоотношений между социально ответственным индиви­дом и политически стабильным государством.

Неоконсерватизм обнажил те черты консервативной идеоло­гии и образа мысли, которые сегодня оказались способными за­щитить человека на новом технологическом витке индустриаль­ной системы, определить приоритеты индивидуальной и обще­ственной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса.

На такой идей­ной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистичес­кие представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений.

И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-кон­сервативная в Японии, консервативная в Англии), круг привер­женцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.

 

· Социализм

Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теорети­ческое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в.

Большое значение для их концептуализации имели эгалитаристские идеи французского мыслителя Ж.Ж. Руссо и воз­зрения его соотечественника Ф. Бабёфа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.

В целом социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неоди­накового вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества.

 

В качестве заменяю­щих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и прин­ципов социального равенства (неравенства) и справедливости.

Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистическая, ни религиозные и другие идеологии, стоящие на принципах сохранения привилегированного положение для «коренного населения», приверженцев «подлинной веры», «гегемона исторического процесса» и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса

 

Общество должно крайне ­внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, стремящихся закрепить чье-либо социальное превосходство в ущерб другим гражданам и не желающих останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей.

Такое отношение к фашизму позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной иде­ологии.

 

· Национальные идеологии

В странах, где идет процесс становления национальных общностей серьезную политическую роль играют национальные идеологии.

Так, Западная Европа пережила бум национальных идеологий в конце XIX — первой трети XX в.

И в настоящее время процесс европейской интеграции, поддерживаемый соответствующими институтами (Европарламентом, Евросоветом и др.), обусловил едва ли не повсеместное — особенно в Нидерландах, Бельгии, Люксембурге — преобладание евроцентризма над национальными пристрастиями людей.

Идеологический дискурс

· Идеологический дискурс: основные тенденции

Реальное сосуществование и постоян­ное взаимодействие разнообразных идеологических течений обозначаются в политической науке понятием «дискурс».

Оно предполагает целый спектр возможных вариантов духовного взаимодействия: от взаимного дистанцирования идеологий до их объединения и соответствующего синтеза тех или иных идеалов, норм, политических требований.

Причем как в мировом, так и региональном масштабе, в рамках отдельно взятой страны могут складываться самые разнообразные и противоречивые тенденции идеологического диалога. Но духовный климат, образовавшийся в том или ином государстве, как правило, всегда испытывает влияние более масштабных идейных веяний, свойственных мировым политическим процессам.

Реалии XX — начала XXI в. существенно повлияли на характер идеологического взаимодействия как в мире в целом, так и в отдельных странах.

Если вторая половина XIX столетия несла на себе явный отпечаток идейной конкуренции социалистической и либеральной идеологий, то нынешнее время поменяло акценты идейной дискуссии.

 

Главный водораздел оно провело между идейными течениями, защищающими идеалы гуманизма, человечности и демократии, а также доктринами, оправдывающими насилие, физическое принуждение и террор как основополагающие методы реализации своих целей.

Такое положение предопределило и эволюцию идеологических систем: с одной стороны, сближение и даже синтез определенных положений политических доктрин и философий либерализма, консерватизма, социал-демократии, христианско-демократической идеологии, и противостояние им фашистских, экстремистских, шовинистических, ра­систских и иных аналогичных течений — с другой.

Результатом внут­реннего сближения идеологических систем гуманистического направления, в частности на Западе, стало возникновение ряда новых авторитетных идейных течений (неоконсерватизм) или, к примеру, существенное изменение соотношения между традици­онно понимаемыми левыми и правыми политическими течения­ми.

Эти ранее разведенные позиции и ориентации в настоящее время все более сближа­ются и объединяются по вопросам демократии, признания прав человека в качестве главного критерия политики.

Таким образом, их различия касаются по сути част­ных вопросов текущей политики и выражаются скорее в разнице предвыборных обещаний, нежели в сфере принципиальных поли­тических вопросов.

Такая ситуация однозначно ведет к снижению остроты идеологического противоборства.

Например, многие из тех, кто голосует на Западе за те или иные партии, зачастую не считают себя сторонниками провозглашаемых и поддерживаемых ими иде­ологий.

Своеобразный оттенок в картину современного идеологичес­кого дискурса внесли и сторонники технократического направле­ния, отрицающие саму способность социальных доктрин опреде­лять движение государств и политическое поведение людей.

Един­ственной силой, способной на такое, признается только техника.

Как считал видный представитель этого направления X. Шельски, демократия в обществе ста­новится ненужной из-за увеличивающегося могущества не нужда­ющейся в узаконении власти техники.

Нельзя сказать, что такого рода взгляды получили широкое распространение или существен­но влияют на политический рынок. Однако технократические идеи стали неизменными участниками идеологического дискурса по сути, во всех странах.

В целом для устойчивых, стабильных государств демократичес­кой ориентации сегодня в основном характерна приглушенность идеологических споров.

Там же, где борьба за выбор направления социально-политического развития продолжается, где различные группы ведут интенсивный диалог за приоритеты национальной политики, там идейное противоборство между идеологиями только обостряется, а внутренняя напряженность такого спора мешает сближению и внутреннему синтезу.

Дополнительная

1. Абелинскас Э. Консерватизм как мировоззренческая и политическая идеология (опыт обоснования). – Екатеринбург. – 1999.

2. Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегративной идеологии / Тезисы // Полис. – 1997. - № 3.

3. Белл Д. Конец идеологии. Еще раз // Новое время. – 1990. - № 27.

4. Берк Э. Размышления о революции во Франции // Социс – 1991. - № 9.

5. Бутенко А.П. Общенациональная идея для России как средство общественного компромисса // Вестник МГУ. Сер. 12. 1997. № 3.

6. Возможности либерализма в осмыслении современного мира (обзор коллоквиума) // Полис. – 1994. - № 3.

7. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании // Вестник МГУ. Сер.12. 1993. № 4.

8. Гаджиев К.С. Политическая идеология: концептуальный аспект // Вопросы философии. – 1998. - № 12.

9. Дьюи Д. Возрождающийся либерализм // Полис. 1994. № 3.

10. Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного развития (материалы «Круглого стола») // Полис. – 1995. - № 4.

11. Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. – 1992. - № 1-2.

12. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. – Ростов н/Д.., 2000.

13. Маничев С.А. Мифология в политических технологиях / Общество и политика: современные исследования, поиски концепций. Под ред. В.Ю.Большакова.- СПб., 2000.

14. Современный либерализм: Ролз, Бёрлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон /Пер. с англ. – М., 1998.

15. Социалистическое видение современности или современное видение социализма (обзор симпозиума) // Полис. – 1994. - № 5.

 

Темы для рефератов и докладов

1. Диалектика взаимоотношений политической идеологии и политической психологии.

2. Идеологический плюрализм в постсоветской России: состояние и перспективы.

3. Интегративная идеология в России: проблемы и перспективы.

4. Трансформация идеологий в условиях новых информационных технологий.

5. Утопии и мифы в современных политических идеологиях.

 

Лекция №10: Мировые политические идеологии





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.027 с.)