Чадаева Светлана Владимировна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чадаева Светлана Владимировна



П О Л И Т О Л О Г И Я

(для студентов бакалавриата)

Подготовила

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

НПА

Чадаева Светлана Владимировна

2012 год

 

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Наименование темы Количество учебных часов Самостоятельное изучение
Всего Лекции Семинары Практ. Зан.
1. Политология как наука и учебный предмет     - -  
2. Основные идеологические доктрины современности   -   -  
3.Политическая власть   - -    
4. Политическая система общества   -   -  
5. Государство как политический институт   - -    
6 Правовое государство и гражданское общество. Социальное государство       -  
7. Политические режимы и их типология       -  
8. Политические партии и движения       -  
9 Политические элиты и политическое лидерство   -   -  
10. Политическое сознание и политическая культура       -  
11. Политический процесс и политическое поведение   -   -  
12. Политика и международное отношение   -   -  
13. Политические конфликты   -   -  
14. Научно-теоретическая конференция «Политические процессы в современной России».     - - -
ИТОГО          
Зачет          

 

 

ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

 

ПЛАН

1. Политология: объект и предмет политологии.

2. Политология как наука и учебная дисциплина.

3. Методы политологии.

 

 

1. Политология: объект и предмет политологии

2.

Политическая наука - это совокупность знаний о политике, образованной развитой системой специализированных научных дисциплин, изучающих политические явления и процессы.

Компонентами политологии являются:

а) политическая теория (теория политики и история политических идей);
б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных);
в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение);
г ) международные отношения (международные организации и мировая политика).

Объектом политологии является полити­ка во всем ее многообразии.

Предметом политологии являются свой­ства политики как сферы общества, тенденции и факторы ее изме­нения и развития. Иными словами, предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни1.

Задачей политологии является также объясне­ние мотивации и поведения людей, воссоздающих и (или) изменяю­щих в каждой конкретной ситуации политические институциональ­ные отношения и политическую культуру2.

В отечественной научной литературе отчетливо сложились две позиции по отношению к политологии.

Первая: политология - это одна из наук о политике. В этом качестве она имеет предметом своего изучения институциональные стороны политической жизни, прежде всего механизмы власти в государстве3.

Согласно второй позиции, политология представляет интеграционное, комплексное, междисциплинарное знание.

Если понимать политологию как междисциплинарное знание, то в этом случае она предстает в качестве разветвленной структуры наук о политике и будет включать в себя следующие направления:

- политическая философия (философия политики), которая выявляет наиболее общие закономерности политической жизни, создает мировоззренческую и методологическую базу исследования, осуществляет формирование понятийного аппарата политической науки;
- теория политики. Более конкретная отрасль, которая развивается на базе обобщения эмпирического материала. У теории политики есть свои внутренние структурные звенья: теория международных отношений, теория бюрократии и элит и т.п.;
- история политических учений, изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах в различные исторические эпохи;
- политическая социология. Выявляет связь политики и различных сфер жизнедеятельности человеческого общества. Изучает конкретные политические явления и процессы, используя сбор, обобщение и анализ эмпирических данных;
- политическая психология, исследующая политическое поведение и его мотивацию (особенно в массовых формах);
- политическая антропология, которая устанавливает связь политики с социобиологическими качествами человека. Ее приоритетное направление - выявление особенностей политической культуры того или иного народа, "национального духа";
- политическая география. Изучает зависимость политических процессов от экономико-географических, климатических и других природных факторов

3.

2. Политология как наука и учебная дисциплина

Исторически изучение политики изменялось от восточной и античной философской и социально-политической мысли к формиро­ванию в конце XIX веке самостоя­тельных политологических научных направлений и дисциплин, например таких как: политическая философия, теория государства, политическая история и др.

Среди первых научных учреждений, специализирующихся на исследовани­ях в области политической науки, стали:

1. созданная в 1871 г. Свободная школа политической науки во Франции (в настоящее время — Институт политических исследова­ний Парижского университета);

2 организованная в 1880 г. — Школа политических наук в Колум­бийском университете (США);

3. созданная в 1895 г. — Лондонская школа экономической и политической науки;

4. в 1903 г. была создана Американская ассоциация поли­тической науки, объединившая политологов США и положившая начало созда­нию подобных ассоциаций и в других странах мира1.

Становление политической науки в императорской России характеризовалось определенными особенностями и понятными сложностями. Официальный полити­ческий курс и характер государственного устройства страны должны были вос­приниматься населением как единственно возможные, к тому же освященные тра­дицией и церковью, а также охраняемые законом. В XIX—начале XX вв., вплоть до создания многопартийной Государственной Думы в 1906 г., теоретические политики в вузах могли рассматриваться только в рамках правовых дисциплин на юриди­ческих факультетах ведущих российских университетов, например в таких кур­сах, как история политических и правовых учений, философия права, общая теории права. Иначе говоря, их мог обсуждать только узкий круг будущих специалистов в форме некоего «приложения» к праву и обычно с официальной точки зрения.

К концу ХIХ в. относится открытие в Император­ской академии в Санкт-Петербурге направления «истории и политических наук». На рубеже ХIХ-ХХ вв. Россия дала миру целую плеяду блестящих теоретиков права и политики, большая часть которых имела университетское правовое, философское или историческое образование: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевкий, В.И. Ленин, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Г.В. Плеханов, А.И. Стронин, Б.Н. Чичерин и др1.

Работы, посвященные ана­лизу политики и ее законов, появляются и в начале XX в. Бурные события того времени заставляли искать ответы на животрепещу­щие вопросы о политическом настоящем и будущем страны. При­надлежавшие к различным идейным течениям такие ученые как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.М. Ковалевский, М.Я. Острогор­ский, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и многие другие, ана­лизировали в своих работах проблемы власти, государства, революции, политической судьбы Отечества.

Важным этапом в развитии мировой политической науки явился период после Второй мировой войны. В 1948 г. изучение политической науки было рекомендовано ЮНЕСКО, что создало необходимые предпосылки для ее постепенного признания и утверждения в университетах и академических института подавляющего большинства стран мира. С 1949 г. при ЮНЕСКО функционирует Международная ассоциация политической науки (МАПН), поддерживаюйщая связи с десятками национальных ассоциаций, включая российскую, действующую с середины 50-х гг. XX в2.

Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия ввела поли­тологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Прави­тельства РФ политология определена и как учебная дисциплина в вузах. С 1989 г. в ведущих университетах России и научно-исследовательских институтах РАН функционируют аспирантуры и специализированные советы, в которых защищаются кандидатские и докторские диссертации по политическим наукам.

Как наука о политике политология «охватывает» весь спектр по­литической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сфера­ми общественной жизни. Предметом изучения и исследования по­литологии выступают такие основные слагаемые политики, как по­литические институты, политические процессы, политические от­ношения, политическая идеология и культура, политическая дея­тельность.

В последнее время в мировой политической науке растет интерес к методам феноменологии, герменевтики, семантики, т. е. к методам, которые пытаются объяснить явления социальной и политической жизни, прежде всего, исходя из способности человека придавать сво­им действиям определенные смыслы и значения. Данное направление в политической науке получило название постмодернистского. Его отличает стремление исследователей понять, как люди определяют смысловое содержание политических действий, почему так, а не иначе интерпретируют политические события, как результаты ин­терпретации сказываются на их реальном поведении.

Важными проблемами современной политологии являются такие проблемы, как:

- политическая власть, ее сущность и структура;

- политические системы и режимы современности;

-формы правления и государственного устройства;

-политическая стабильность и поли­тический риск;

-партийные и избирательные системы;

-политические права и свободы человека и гражданина;

-гражданское общество и правовое государство;

-политическое поведение и политическая культура личности;

-политическая коммуникация и средства массо­вой информации;

-религиозные и национальные аспекты политики;

-средства и методы урегулирования политических конфликтов и кри­зисов;

-международные политические отношения, геополитика, по­литическая глобалистика и др.

Конечно, к изучению и исследованию названных и других проблем политики в силу их сложности и много­гранности имеют отношение не только политология, но и другие со­циальные и гуманитарные науки. Например, такие как: философия, социология, психо­логия, экономическая теория, юридические, исторические науки.

Практически невозможен научный анализ политики без использо­вания общих философских категорий диалектики, философского анализа объективного и субъективного в политическом процессе, понимания ценностных аспектов власти.

Много общего между политологией и социологией. В частности, вопрос о том, как отражается политический процесс в сознании людей, чем мотивируется политическое поведение той или иной со­циальной группы, какова социальная база политической власти, яв­ляется предметом исследования социологии, политической социо­логии.

Еще больше общих вопросов у политологии с право­выми дисциплинами, например, такими как международное право и государственное право. Предметом анализа этих дисциплин являются правовая система общества, механизм власти, конституционные нормы и принципы. Отличие этих дисциплин заключается в том, что право — это дисциплина в большей степени описательная и прикладная, тогда как политология — дисциплина преимущественно теоретическая.

В политике сталкиваются группы интересов, охватывающих различные сферы жизнедеятельности общества - экономику, госу­дарственное устройство и право, социальную сферу, этнонациональные и религиозные отношения, традиционные социальные структуры. Значительное влияние на нее оказывают национально-исторические и социокультурные традиции общества, психологи­ческий генотип нации.

Благодаря своему системному характеру по­литическая наука в настоящее время оказалась на перекрестке междисципли­нарного знания, которое охватывает различные науки.

Но в отличие от других областей поли­тического знания, политология имеет цель:

- проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления,

- выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние, и внешние связи и отношения,

- определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах,

- наметить ближайшие и конечные перспек­тивы ее дальнейшего развития,

- выработать объективные критерии социального измерения политики.

Разумеется, при этом необходимо иметь в виду, что политологию можно условно разграничить на теоретическую и прикладную, эти стороны, или уровни, как бы дополняют и обогащают друг друга.

Теоретическое исследование политики отличается от приклад­ного ее анализа, прежде всего, следующими целями: если первое ставит основной задачей познание и лучшее понимание политичес­кой жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики. Приклад­ная политология прямо отвечает на вопросы: «для чего?» и «как?». Она может быть представлена как совокупность теоретических мо­делей, методологических принципов, методов и процедур исследо­вания, а также политологических технологий, конкретных про­грамм и рекомендаций, ориентированных на практическое приме­нение, достижение реального политического эффекта.

Прикладная политология исследует основные субъекты полити­ческих событий, их иерархию, классы и внутриклассовые образова­ния, партии, толпу и политическую аудиторию, социальные, этни­ческие и религиозные группы, роль участников политических собы­тий в принятии политических решений и их реализации.

К приклад­ным отраслям политологии можно отнести концепции государст­венного управления, партийной стратегии и тактики, ситуационного политического анализа. В частности, весьма актуальной является в настоящее время теория политических технологий (технология вы­работки и принятия политического решения; технология проведе­ния референдума, избирательной кампании и т.д.).

 

Методы политологии

Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов. Методы - это средства анализа, способы проверки и оценки теории.

Основные типы методов и уровни методологии политических ис­следований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли.

Периодизация развития методологии полити­ческой науки может быть представлена следующим образом;

1) классический период (до XIX в.), связанный преимущественнос дедуктивным, логико-философским и морально-аксеологическим подходами;

2) институциональный период (XIX — начало XXв.) — на ведушие позиции выходят историко-сравнительный и нормативно-ин­ституциональный методы;

3) бихевиористский период (20—70-е гг. XX в.), когда стали активно внедряться количественные методы;

4) в последней трети XX в. наступил новый, постбихевиористский этап, характеризующийся сочетанием «традиционных» и «новых» методов.

Споры о приоритетных подходах продолжаются до сих пор, ос­новными течениями в рамках методологии политической науки по-прежнему являются «традиционалистское» и «бихевиористское»1.

В политологии используются три группы методов:

-теоретиче­ские,

-эмпирические,

-общенаучные (логические).

 

Теоретические методы

Теоретические методы представляют собой сложные абстракт­ные конструкции политической реальности и политического пове­дения. Они предназначены для извлечения такого знания о поли­тике, которое недоступно непосредственному наблюдению. Теоре­тические методы формируют категориальный аппарат науки.

Теоретические методы в политологии можно разделить на две группы.

Первая группа методов предназначена для познания и ана­литического конструирования политической реальности.

Вторая группа - для объяснения политического поведения.

Эти группы методов ре­шают две разные познавательные задачи: первая стремится выра­ботать оптимальный способ познания объективных политических образований, вторая — найти механизмы понимания политической деятельности отдельных индивидов.

К первой группе теоретических методов относятся: структурализм.

функционализм. системный анализ, топологический метод.

Рассмотрим эти методы в отдельности.

Структурализм. В основе этого метода лежит убеждение, что в обществе и в политике есть устойчивые социальные и полити­ческие образования — структуры. Это могут быть: институты, нормы, группы, общности, статусы, роли — то, что существует помимо воли и сознания отдельных людей. Устойчивость структур позволяет вычленять их из политичес­кой реальности, изучать каждую в отдельности. Такой методо­логический прием широко используется, например, при анали­зе политических институтов, когда каждый из них рассматри­вается как некая самостоятельная целостность. Поведение конкретных людей в рамках структурализма обычно не прини­мается во внимание, так как считается, что индивид действует, прежде всего, подчиняясь требованиям той или иной структу­ры. Разновидностью структуралистского метода является институциональный, ориентированный на изучение такого важ­ного компонента политики, как политические институты.

Функционализм в отличие от структуралистского подхода ак­центирует внимание на выявлении факторов взаимозависимос­ти политических институтов, организаций и других элементов политической реальности. Функция рассматривается как объек­тивное требование, предъявляемое целым к своим частям, как возникающая между ними позитивная связь, зависимость. В рам­ках классического функционализма появление какого-либо политического института объясняется вызреванием в обществе, в политической системе соответствующих потребностей. А логи­ка анализа сводится к выявлению функций, выполняемых теми или иными политическими структурами. Речь может, к приме­ру, идти о функциях государства, функциях партий, функциях политической культуры и т. д.

Системный анализ ориентирует исследователей на конструи­рование политики как структурированной целостности, взаимодействующей со своей окружающей средой, прежде всего с другими социальными сферами общества. Опираясь на обще­методологические принципы теории систем, кибернетики, си­нергетики, ученые, использующие этот метод, исследуют факто­ры стабильности и изменчивости политических отношений, ка­налы взаимовлияния политической системы и окружающей среды, механизмы функционирования и развития политической системы.

Топологический метод (от греч. topos — место) — это когда по­литика рассматривается в категориях политического простран­ства или политического поля. Предполагается, что каждый че­ловек обладает какими-то ресурсами, капиталом (уровень обра­зования, материальное положение, статус в политической иерархии и т. п.), которые определяют его место в социальном и политическом пространствах. Люди, обладающие похожими, одинаковыми ресурсами, занимают в социальном и политиче­ском пространствах близкие позиции, тяготеют друг к другу. В результате в обществе складываются группы, объективно от­личающиеся друг от друга и занимающие в политическом про­странстве более или менее выгодные позиции. Занимаемая в по­литическом пространстве позиция в силу своей объективности влияет и на индивидуальное поведение человека, определяет его образ жизни, стремления, политические предпочтения. Этот ме­тод используется при описании положения политической эли­ты в обществе, а также различных социальных и политических групп. Благодаря этому методу более ясной становится карти­на возникающих в обществе конфликтов, когда противостояние описывается как стремление образовавшихся групп изменить свое положение в политическом пространстве1.

Вторая группа теоретических методов ориентирована на объяс­нение политического поведения. Часто эту группу называют бихе­виористским (от англ. behaviour— поведение), или поведенческим методом. На самом деле методов, моделирующих поведение челове­ка, много. Они создавались главным образом социологами и пси­хологами, но в настоящее время успешно применяются при изуче­нии различных видов политических действий.

Ко второй группе относятся: бихевиоризм, теории рационального выбора, психодинамические теории личности, когнитивные теории..

Рассмотрим эти методы.

Бихевиоризм — это методологический подход, основанный аме­риканским психологом Б. Ф. Скиннером. В основе этого под­хода лежит предположение, что поведение человека есть реак­ция на различные раздражители, стимулы. В поздних версиях бихевиористский подход обрел более сложную форму, реакция человека на стимулы стала рассматриваться как ложный, опос­редованный сознанием процесс, что, однако, не изменило сути этого метода. В политологии с помощью этого метода обычно описывают изменения в политическом поведении людей, свя­зывая их с изменениями условий жизни, принятием полити­ческих решений и т. д.

Теории рационального выбора. В основе этой методологической схемы лежит мнение о существовании универсального стрем­ления человека к получению максимального вознаграждения за минимальные усилия— «закон выгоды». Рациональность человека проявляется в его способности выбирать из различ­ных вариантов поведения тот, который в наибольшей степени отвечает его интересам и позволяет проще достичь поставлен­ ной цели. Человек вступает во взаимодействие, надеясь полу­чить что-то взамен: материальное вознаграждение, личную бе­зопасность, любовь, статус и т. д. В политологии этот подход ча­сто используется для описания отношений власти, когда подчинение объясняется как стремление человека получить в об­мен какие-либо ресурсы (эмоциональные, материальные и т. д.), для объяснения электорального выбора, когда предполагается, что человек отдает голос тому кандидату, программа которого в наибольшей степени отвечает его интересам, и т, п.

Психодинамические теории личности, как и теории рациональ­ного выбора, объясняют поведение человека внутренними фак­торами, но источник его активности описывается как сложный, далеко не всегда осознаваемый, иррациональный процесс. Психодинамические теории разнообразны и нацеливают политоло­га на познание или, по крайней мере, принятие во внимание сложных внутренних процессов, которые переживает человек, вовлекаемый в политические взаимодействия;

Когнитивные теории указывают, что причины поведения нужно искать в тех ментальных процессах, с помощью которых человек познает и объясняет окружающий мир. Человек действует в за­висимости от того, как он воспринимает, оценивает, интерпрети­рует ситуацию. Характер и формы политических действий опре­деляются ранее сложившимися установками, стереотипами, а так­же процессами восприятия и обработки новой информации.

Мы перечислили лишь часть теоретических методов, использу­емых в политологии. Причина их многообразия — в сложности, противоречивости политики. Наука не изобрела и вряд ли когда изобретет единый универсальный метод познания политических явлений. Внутренний мир, сознание отдельного человека, его моти­вация не могут быть описаны в рамках тех же понятий и катего­рий, что и объективный мир политических отношений, институтов, норм и организаций.

Каждый теоретический метод имеет свои достоинства и огра­ничения.

К достижениям метода относятся создаваемые им воз­можности описать, объяснить, проанализировать тот или иной сег­мент политической реальности.

Например, выделить и рассмотреть политические институты (структурализм), установить связи-зави­симости в политической системе (функционализм), описать меха­низмы функционирования и развития политической системы (сис­темно-функциональный анализ). Но любой теоретический метод не обладает универсальными возможностями описания всего много­образия политической жизни.

В науке неоднократно предпринимались попытки создания обоб­щающего теоретического метода, претендующего на универсальность, вбирающего в себя все лучшие достижения научной мысли.

На­пример, в 1970-е гг. появляется теория неоинституционализма, призванная объединить в рамках единой методологии структура­лизм (институционализм) и теорию рационального выбора1.

 

Эмпирические методы

Эмпирические методы (от греч. emperia— опыт), в отличие от теоретических методов, ориентированы на получение конкретного знания о политической жизни. Эти методы представляют собой слож­ные формализованные процедуры, позволяющие упорядочить про­цесс познания политических явлений, обеспечить валидность (досто­верность) полученной информации о состоянии политического объек­та. С помощью этих методов можно узнать об электоральных предпочтениях населения, о намерениях политических лидеров, о цен­ностных ориентациях и политических установках различных социальных групп, об отношении масс к государственным управленче­ским решениям и об их реакции на политическую пропаганду2.

К эмпирическим методам относятся:

1. Метод наблюдения, являющийся систематизированным, направ­ленным восприятием какого-либо явления, черты и свойства которого фиксируются наблюдателем в соответствии с разрабо­танной методикой.

Например, наблюдение за ходом избиратель­ной кампании, когда фиксируются действия ее основных участ­ников. Метод наблюдения имеет много общего с нашим повсед­невным восприятием, когда мы следим за интересующими нас политическими событиями. Однако научное наблюдение, осу­ществляемое профессионалами по специально разработанным методикам, отличается широтой поля наблюдения, способнос­тью улавливать более разнообразную гамму поступков действу­ющих лиц на политической арене.

2. Опрос. Развитие этого метода в значительной мере повлияло на лицо современной политологии, которая в настоящее время пред­стает не только в виде чисто теоретической дисциплины, объяс­няющей общие тенденции политической жизни, но и в виде науки, способной дать практическое знание о политических на­ строениях, ожиданиях, установках реальных людей. Метод оп­роса, в отличие от наблюдения, позволяет (при правильно разра­ботанной научной методике) узнать о процессах, происходящих в политическом сознании личности: о чем человек мечтает, какой тип государства считает наиболее целесообразным, ка­ким лидерам отдает предпочтение. Эти процессы сознания могут до определенного времени никак не проявляться в политичес­ком поведении людей, но подспудно готовить последних к ка­ким-либо действиям. Опросы могут также дать информацию о поступках, событиях, которые оказались в силу различных причин за пределами научного наблюдения.

Опросы бывают:

а) неформализованные, когда респонденту дается возможность самостоятельно формулировать свои ответы на вопросы иссле­дователя;

б) формализованные, когда респондент выбирает в пред­ложенной ему анкете один из вариантов ответа.

3. Контент-анализ — систематическая числовая обработка, оцен­ка и интерпретация содержания информационного источника (текста). Контент-анализ позволяет выявить, какая информа­ция и в каком объеме содержится в предвыборных плакатах и программных заявлениях кандидата, отражают ли эти документы состояние общественного мнения, потребности и интере­сы масс. Контент-анализ особенно полезен в тех случаях, когда нет возможности провести анкетный опрос, но крайне необхо­дима информация о приоритетных целях той или иной полити­ческой организации, государственного учреждения, политиче­ского лидера.

4. Метод «фокус-группы», или групповой дискуссии, используется для выяснения отношения различных слоев населения к тому или иному событию, явлению. Он представляет собой направля­емое и регулируемое исследователем обсуждение выбранной темы, в котором участвуют подобранные на основе научно обо­снованной выборки люди. Благодаря хорошо продуманной ме­тодике организации групповой дискуссии можно изучить реак­цию населения на выступление политического лидера, на пред­выборное заявление, на политическую рекламу и т. п1.

Эмпирические методы в политологии играют подчиненную роль по отношению к теоретическим методам, задающим общую направ­ленность любого научного исследования, стремящегося не столько к поиску факта, сколько к его объяснению, к поиску зависимостей между фактами, выявлению тенденций развития. Можно, напри­мер, каждую неделю проводить опрос общественного мнения по по­воду электоральных предпочтений населения, но собранный факти­ческий материал не будет представлять собой серьезной научной ценности без выявления множества других факторов, влияющих на электоральный выбор. Исследование же этих факторов требует не просто овладения методикой опросов, а глубокими теоретическими знаниями в этой области.

Функции идеологии

Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием. Таким образом, основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). При этом, помимо рациональных — нередко теоретически обоснованных положений, любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом верований обладает официальная идеология, направляющая реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающая действительность. Особой же предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников.

Консерватизм

Консерватизм- это учение, идейно-политическое движение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм общественной жизни и государства, ценностей, воплощенных; в семье, нации, религии, собственности 2. Консерватизм – это одно из наиболее влиятельных течений. Он возник как негативная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления – Ж. де Местр (1754-1821 гг.), Л. де Бональд (1754-1840 гг.), Э. Берк (1729-1797 гг) пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. В центре внимания консерватизма ставят такие понятия и ценности как: порядок, дисциплину, традицию, которая помогает удерживать власть. Это направление защищает традиции, предполагает выбирать реформы, которые прилегают к этим традициям. Это явление человеческой жизни и деятельности.

Идеями консерватизма являются:

1. Несовершенство общества и человека.

2. Традиции и необходимость максимального укрепления семьи и государства.

3. Идея национализма.

4. Непременная борьба с идейным политическим оппонентом. (с новыми русскими)

5. Отрицание науки.

6. Пренебрежение к парламентаризации и выборным органам института власти.

7. Консерваторы либо обходят монополии, либо превозносят социальное неравенство.

В современном консерватизме существуют различные направления. Исследователи выделяют из этих направлений неоконсерватизм.

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ - политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособление к новым условиям общественного развития.

Видные идеологи неоконсерватизма: Дж. Белл (США); Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ); Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др.

Для неоконсерватизма характерно 1:

В мировом плане:   В политической сфере:
  • приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов;
  • защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом.
 
  • функционирование политических институтов представительной демократии;
  • демократия должна быть вертикальной, элитарной;
  • политическая деятельность - профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, признания и специального образования.

 

В экономической области:   Суть социальной политики
  • ограничение вмешательства государства в рыночную экономику;
  • содействие частной инициативе с помощью представления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке.
  создание условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".

 

Либерализм

Либерализм - учение, идейно-политическое движение, которое ориентировано на организацию общественной жизни, основанную на признании политических и экономических прав индивида, на ограничении роли государства в обществе. Либерализму присущи такие понятия как: свобода, конкуренция, права человека.

Ведущие идеологи классического либерализма: Д.Локк (1632-1704 гг.); А.Смитт (1723-1790 гг.); Ш.Л.Монтескье (1689-1755 гг.); И.Кант (172



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.083 с.)