Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика политического поведения в России в период 90-х годов XX века

Поиск

Наиболее хорошо изучено такое политическое поведение различных социальных групп в современной России, которое выражается в голосовании на выборах. Это связано с наличием такого источника информации, как статистические данные о результатах выборов, относящихся к длительным промежуткам времени, а также возможностью проведения приуроченных к выборам опросов общественного мнения с использованием стандартной методики сбора и обработки информации. “Электоральное поведение” — один из видов политического поведения действия избирателей во время выборов. Эти действия обусловлены потребностями, предпочтениями и целями людей, участвующих в голосовании.

Электоральность складывается из объективных и действительных факторов. Территориальная принадлежность, половозрастная и социально-профессиональная характеристика избирателей являются объективными факторами. На их основе можно выделить соответствующие электораты, например, региональные электораты, круг избирателей по полу, возрасту, социальному положению или материальному достатку. Социально-экономические процессы и их актуализация в деятельности политических объединений выступают действительными факторами. По отношению к реформам, проводящимся в России избиратели делятся на лояльных (“сторонников”) и нелояльных (“противников”). Политико-географический анализ соотношения лояльных и нелояльных избирателей позволяет выделить два типа электорального поведения - устойчивый и неустойчивый.

1. Устойчивый тип электорального поведения характерен для противников проводимых реформ. Эти граждане голосовали на выборах разного уровня за представителей КПРФ, ЛДПР, АПР. Им свойственна активность на выборах и постоянство социально-политических установок (приверженность плановой экономике, централизованному управлению и распределению, государственной охране общественного порядка).

2. Неустойчивый тип электорального поведения поливариантный у одних и тех же избирателей и достаточно изменчивый по отношению к процессам трансформации российского общества. В 1993 г. политические предпочтения россиян распределились следующим образом:

1) агрессивное неприятие как старого порядка, так и нового режима;

2) конструктивно-критическое отношение к существующей власти при нежелании возврата к прежнему строю;

3) радикальное реформирование общества в условиях рыночной экономики;

4) сохранение ведущей роли государства в общественных процессах и плановой экономики;

5) поэтапное реформирование существующих общественных отношений. Эти настроения граждан нашли свое выражение в поддержке на выборах в Государственную Думу в декабре 1993 г. партий националистической, центристской, либеральной, коммунистической ориентации и так называемой партии власти.

Различия в политических предпочтениях российских избирателей были обусловлены их жизненным, экономическим и политическим опытом, а также ожиданиями от проводимых властью реформ. Основным мотивом появления в этот период многообразия политических ориентации граждан послужило разочарование в реальной практике начатых демократами социально-экономических изменений. Демократы и “партия власти” перестали олицетворять идею реформирования общества и дискредитировали веру избирателей в то, что они могут ее осуществить социально приемлемым образом1.

Реальное ухудшение условий жизни большинства населения привело к резкому падению активности избирателей при голосовании и смещению устойчивых предпочтений от демократов к разномастной оппозиции. Исследования политических предпочтении российских избирателей в 1996 г. свидетельствуют об их устойчивости. Большинство населения определилось с желательным для России типом государства. Демократические свободы, рыночная экономика, равноправие народов, соблюдение прав человека - это идеи, которые наполнены общим смыслом для всех избирателей. Реальное размежевание политических ориентации членов общества происходит не в силу различного понимания демократических принципов, а по отношению к практической деятельности политических сил в период пребывания их у власти. Поэтому перед президентскими выборами 1996 г. четко обозначились приверженцы коммунистической партии, воспринимаемой в качестве преемника прежней власти, и сторонники власти нынешней.

Таким образом, многообразие политических предпочтении, наблюдаемое в 1993 г., завершилось четким оформлением двух основных ориентации населения: коммунистов и демократов. Демократические предпочтения избирателей, в отличие от сторонников коммунистической идеи, не получили своего адекватного выражения в выборах в Государственную Думу, поскольку их активность снизилась вследствие непоследовательного проведения экономических реформ. Но идея демократии не исчерпала себя, что подтверждается результатами выборов Президента в 1996 году.

 

ТЕМА 12. ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

План:

1. Международные отношения.

2. Международные организации как субъекты международных отношений.

3. Роль Организации Объединенных Наций (ООН)в системе международных отно­шений.

4. Внешняя политика, её цели и задачи.

5. Современные тенденции международных отношений.

6. Россия в системе современных международных отношений.

Международные отношения

Международные отношения — это совокупность экономи­ческих, политических, правовых, идеологических, дипломатичес­ких, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене 1. Главной особенностью международных отношений является, отсутствие в них единого, центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полиерархии. Поэто­му в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) раз­личные силы (государственные, военные, экономические, полити­ческие, общественные и интеллектуальные)2.

Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудни­чества. Международная или мировая политика является ядром меж­дународных отношений. Международная политика - часть международных отношений; деятельность по обеспечению интересов на международной арене, которая осуществляется государствами, союзами государств, ООН и другими организациями и учреждениями, уполномоченными на это государствами и народами3.

В современной мировой политике действует огромное коли­чество различных участников. Но до сих пор преобладающим оста­ется взгляд, что основными субъектами мировой политики явля­ются государства и группы (союзы) государств.

Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расши­рения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся междуна­родные организации. Они обычно разделяются на межгосударст­венные или межправительственные и неправительственные орга­низации. Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными орга­нами. Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительствен­ные организации имеют более сложную структуру, чем межгосу­дарственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а мо­гут иметь смешанный характер, то есть включать и правительст­венные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.39 (0.01 с.)