Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения понятия «идеология»

Поиск

Исторически политическая идеология возникла с государством, как определение взглядов, в качестве всеобщих, разумных и общезначимых для всех. В научный оборот он был введен французский философом, экономистом и политическим деятелем Антуаном Дестютом де Траси (1754-1836), одним из представителей позднего поколения французских просветителей. В своем труде «Этюд» о способности мыслить он использовал термин идеология, чтобы охарактеризовать науку об идеях.

Позднее в многотомном сочинении «Элементы идеологии» он более подробно развил это понятие. Дестют де Траси характеризовал идеологию как науку об идеях, о том, как они возникают, и о законах человеческого мышления. По его мнению, эта наука должна быть такой же точной, как и все естественные науки. Термин идеология широко использовался в произведениях и других французских ученых того времени Вольнея, Кабаниса, Гара, Джерандо, Ланселина и т.д.

В науке сложились различные взгляды на такое духовное явление как идеология. В частности, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего, обозначение различного рода идей, существующих не в пустом пространстве, а коренящихся в классовых интересах1. Немецкий социолог К. Мангейм также понимал ее как разновидность ложного, «апологетического» сознания, которое будучи «трансцендентным» по природе, играет по отношению к действительности роль стабилизирующего, охранительного фактора 2.

Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти.

Как мы видим все же большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идеология — это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.

В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как “служанку власти”, не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.

Во Франции при Наполеоне термин приобрел негативный оттенок. Термин был истолкован как ложное сознание, искаженно отражающее мир. По мнению Наполеона Бонапарта (1769-1821), любая идеология не имеет ни содержания, ни смысла, ибо она не выражает никаких потребностей, тенденций и интересов общественного развития. Соответственно и идеологами он считал оторванных от жизни людей. Он причислял к ним теоретиков, у которых отсутствует чувство реальности, доктринеров, не сообразующихся с действительностью.

Прошли столетия и в XX веке идеологию стали определять как совокупность идей и систем взглядов на власть, государственное устройство, способы и принципы политического управления обществом.

Место идеологии в политической жизни общества

Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии при­обретают четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры, эф­фективные в достижении определенных целей, делается непосредственный выход на властные механизмы пре­образований.

Особую роль идеологии приобретают в период революционных потрясений; когда в массовое полити­ческое действие вовлекаются огромные слои населения. Например, Движение Реформации в XVI веке. Английская (1642-1649 гг.) и Французская (17889-1794 гг.), буржуазные ре­волюции раскрыли роль идеологии как детерминанты политики.

Современная политическая история показала, как идеологические представления мобилизу­ют, направляют и активизируют деятельность людей. Идеологические принципы придают значение как кол­лективной, так и индивидуальной деятельности. Они способствуют превращению социальных слоев, этниче­ских общностей в самостоятельных субъектов историче­ского действия. Поэтому политические силы своей важ­нейшей задачей считают выработку идеологических концепций, способных стать ориентационно-мотивационной моделью социального поведения.

Основные идеологии современности

В политической науке выделяют и анализируют следующие основные и распространенные идеологии: консерватизм (неоконсерватизм), либерализм (неолиберализм), социализм (социал-демократизм), идеологию фашизма, тоталитарные идеологии, националистические, религиозные и др1. Рассмотрим некоторые из них.

Консерватизм

Консерватизм- это учение, идейно-политическое движение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм общественной жизни и государства, ценностей, воплощенных; в семье, нации, религии, собственности 2. Консерватизм – это одно из наиболее влиятельных течений. Он возник как негативная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления – Ж. де Местр (1754-1821 гг.), Л. де Бональд (1754-1840 гг.), Э. Берк (1729-1797 гг) пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. В центре внимания консерватизма ставят такие понятия и ценности как: порядок, дисциплину, традицию, которая помогает удерживать власть. Это направление защищает традиции, предполагает выбирать реформы, которые прилегают к этим традициям. Это явление человеческой жизни и деятельности.

Идеями консерватизма являются:

1. Несовершенство общества и человека.

2. Традиции и необходимость максимального укрепления семьи и государства.

3. Идея национализма.

4. Непременная борьба с идейным политическим оппонентом. (с новыми русскими)

5. Отрицание науки.

6. Пренебрежение к парламентаризации и выборным органам института власти.

7. Консерваторы либо обходят монополии, либо превозносят социальное неравенство.

В современном консерватизме существуют различные направления. Исследователи выделяют из этих направлений неоконсерватизм.

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ - политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособление к новым условиям общественного развития.

Видные идеологи неоконсерватизма: Дж. Белл (США); Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ); Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др.

Для неоконсерватизма характерно 1:

В мировом плане:   В политической сфере:
  • приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов;
  • защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом.
 
  • функционирование политических институтов представительной демократии;
  • демократия должна быть вертикальной, элитарной;
  • политическая деятельность - профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, признания и специального образования.

 

В экономической области:   Суть социальной политики
  • ограничение вмешательства государства в рыночную экономику;
  • содействие частной инициативе с помощью представления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке.
  создание условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".

 

Либерализм

Либерализм - учение, идейно-политическое движение, которое ориентировано на организацию общественной жизни, основанную на признании политических и экономических прав индивида, на ограничении роли государства в обществе. Либерализму присущи такие понятия как: свобода, конкуренция, права человека.

Ведущие идеологи классического либерализма: Д.Локк (1632-1704 гг.); А.Смитт (1723-1790 гг.); Ш.Л.Монтескье (1689-1755 гг.); И.Кант (1724-1804 гг.); А. де Токвиль (1805-1859 гг.); Г.Джефферсон (1743-1826 гг.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.28 (0.01 с.)