Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности административно-территориальной организации современных государств1

Поиск

Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет из себя постоянный союз суверенных государств, созданных для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей. Каждый член конфедерации, сохраняя государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Для осуществления согласованной политики государства, входящие в состав конфедерации, создают один или несколько специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти соответствующих государств. Отсутствует единая налоговая и правовая системы. Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из сторон. Примером конфедерации в прошлом могут служить США (1776-1787), Швейцария (1815-1848), Германский союз (1815-1848). Некоторые черты конфедерации прослеживаются сегодня в Европейском Союзе.

Унитарное государство - это форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она имеет наибольшее распространение в мире. Примером могут служить такие страны как Финляндия, Франция, Испания, Великобритания, Япония и многие другие. В унитарном государстве действует единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны; централизованная судебная система; единая система высших органов государственной власти; единое гражданство и единая система права. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью. В настоящее время существует несколько унитарных государств (Великобритания, Испания, Италия, Дания, Франция), устройство которых характеризуется наличием административной автономии для отдельных территорий, например, в состав Великобритании входят Шотландия и Северная Ирландия, которые пользуются ограниченной автономией.

Федерация - государственный союз относительно самостоятельных государственных образований (штатов, республик, кантонов, земель), характеризующийся наличием двух уровней суверенитета, государственных органов - федеративных и субъектов федерации. Федерация является достаточно распространенной формой государственного устройства (Россия, США, Канада, Бразилия, Танзания и др.)1

Федеративное устройство Российской Федерации основано (См. схема 3).

Схема 32.

Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (См. схема 4).

Схема4

Государственное устройство России1

Форма государственного правления

При рассмотрении государства выделяется форма государственного правления, под которой понимается способ организации верховной государственной власти, а также процедуры образования ее институтов и норм их взаимоотношений с населением. В этом плане государства делятся на монархии и республики.

 

Монархия

 

Монархия (греч. monarchia - единовластие ) представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В средние века она стала основной формой государственного правления.

В современном обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления (Швеция, Бельгия, Великобритания, Япония и т.д.). Только на Востоке, в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и т.д.) монархии существуют до сих пор в почти неизменном виде1.

Монархии обладают рядом существенных признаков.

Первый признаксуществование единоличного главы государства (императора, царя, короля), пользующегося своей властью пожизненно. Монарх обладает всей полнотой власти, его власть суверенна и верховна. В руках монарха концентрируется законодательная, исполнительная и судебная власть.

Второй признакпередача власти монарха по наследству. Население к акту передачи власти не имеет никакого отношения.

Третий признак — юридическая безответственность монарха. Как правило, монарх не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления.

Различные сочетания указанных признаков дают разные виды монархий: абсолютную монархию или конституционную в форме дуалистической и парламентской монархий.

Абсолютная монархия

 

Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, когда вся государственная власть сосредоточена в руках монарха, при этом отсутствуют какие-либо представительные учреждения, ограничивающие его власть. Внутреннюю и внешнюю политику монарх проводит с помощью чиновников и министров, ответственных перед ним. Народ не участвует в управлении государством, он полностью бесправен.

Абсолютные монархии, зародившиеся в рабовладельческих обществах, постепенно эволюционируют в конституционные. Конституционные монархии характерны для буржуазного общества. Они являются такой формой правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом. В период своего зарождения и на протяжении многих веков парламенты выражали интересы «третьего сословия». Ограничения власти монарха фиксировались в конституции, которую принимал парламент и не был вправе изменить монарх. Конституционная монархия существует в виде двух разновидностей: парламентской и дуалистической 1.

 

Парламентская монархия

 

Парламентская монархия (Великобритания, Япония и мн. др.) — это форма правления, при которой существует ограничение власти монарха. Монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Он царствует, но не правит. Законодательная власть сосредоточена у парламента, а исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром2.

Дуалистическая монархия

 

Дуалистическая монархия характеризуется разделением власти между правительством, которое формируется монархом и ответственно перед ним, и парламентом, избираемым народом. Дуалистическая монархия как форма правления существовала в Германии в 1871—1918 гг. Однако в современных условиях она практически изживает себя3.

Иные принципы организации и функционирования власти лежат в основе республики. Она является одной из ранних форм правления и окончательно сформировалась еще в Афинском государстве.

 

Республика

 

Республика (лат. respublica от res - дело и publica - общество) представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок1.

Республика характеризуется рядом отличительных признаков.

Первый признаквыборность высших органов государственной власти населением на определенный срок. Источником власти является народ, по поручению которого осуществляется власть.

Второй признакразделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Институты трех ветвей власти выполняют различные функции по управлению государством: парламент принимает законы, правительство и его органы выполняют их, а судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов.

Третий признакюридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией. Республики бывают парламентскими и президентскими. Различия между ними обусловлены соотношением полномочий президента, парламента и правительства, принципами отношений между ними2.

Различают в современном мире парламентские и президентские республик

Парламентская республика (Италия, Испания, ФРГ и др.)

Парламентская республика (Италия, Испания, ФРГ и др.) представляет собой такую форму правления, при которой единственно демократическим законным институтом является парламент, а власть правительства находится в полной зависимости от парламентского вотума доверия. Парламентские системы могут включать и институт президентства. Президент избирается либо прямым народным голосованием, либо депутатами парламента, однако он не имеет возможности серьезно соперничать с премьер-министром во всем, что касается властных полномочий.

 

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина и др.)

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина и др.) президент как глава исполнительной власти, наделенный значительными конституционными полномочиями, включая контроль за составом правительства и администрации, избирается прямым голосованием на определенный срок и не зависит от вотума доверия парламента. Государственное управление строится на основе жесткого разделения властей. Президент управляет, а парламент принимает законы. Президент является не только «держателем» исполнительной власти, но и символическим главой государства.

 

Существует и полупрезидентская республика как, например, во Франции. Президент не совмещает статус главы государства со статусом главы правительства, хотя члены правительства ответственны перед ним. Правительство должно получить вотум доверия в парламенте. В случае отсутствия вотума доверия правительственной программе со стороны парламента президент вправе распустить парламент и объявить досрочные парламентские выборы. Главным отличительным признаком смешанной республики является принцип двойной ответственности правительства — перед президентом и парламентом1.

 

Политический режим

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико.

Политический режим - это реально сложившиеся в обществе формы, методы и способы осуществления политической власти.

В зависимости от демократизма форм и методов осуществления государственной власти режимы могут быть: демократическими; антидемократическими (тоталитарными, авторитарными.

 

Демократический режим

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа.

2) Периодическая выборность основных органов государства.

3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства.

4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством и др.

Недемократические режимы

Недемократические режимы делятся на два типа: тоталитарный, авторитарный.

Тоталитарный режим

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов “ TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Тоталитарными являются режимы, при которых:

1) есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

2) партия организована недемократическим способом - она строится вокруг лидера.

3) доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию.

4 ) тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

5) при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль.

Авторитарный режим

По своим характерным чертам авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2) Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3) опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения.

4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику.

6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что, авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах.

ТЕМА 6. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

 

План

1. Правовое государство: понятие и признаки.

2. Гражданское общество: понятие и структурные элементы.

3. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

4. Социальное государство.

 

 

  1. Правовое государство: понятие и признаки

Правовое государство – государство, основанное на верховенстве закона, в котором функционирует режим конституционного правления, существует реальное разделение ветвей власти, развитая и эффективная судебная власть, созданы условия для обеспечения прав и свобод человека и гражданина, реализуется принцип взаимной ответственности личности и государства1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.32 (0.011 с.)