![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности административно-территориальной организации современных государств1Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет из себя постоянный союз суверенных государств, созданных для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей. Каждый член конфедерации, сохраняя государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Для осуществления согласованной политики государства, входящие в состав конфедерации, создают один или несколько специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти соответствующих государств. Отсутствует единая налоговая и правовая системы. Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из сторон. Примером конфедерации в прошлом могут служить США (1776-1787), Швейцария (1815-1848), Германский союз (1815-1848). Некоторые черты конфедерации прослеживаются сегодня в Европейском Союзе. Унитарное государство - это форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она имеет наибольшее распространение в мире. Примером могут служить такие страны как Финляндия, Франция, Испания, Великобритания, Япония и многие другие. В унитарном государстве действует единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны; централизованная судебная система; единая система высших органов государственной власти; единое гражданство и единая система права. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью. В настоящее время существует несколько унитарных государств (Великобритания, Испания, Италия, Дания, Франция), устройство которых характеризуется наличием административной автономии для отдельных территорий, например, в состав Великобритании входят Шотландия и Северная Ирландия, которые пользуются ограниченной автономией. Федерация - государственный союз относительно самостоятельных государственных образований (штатов, республик, кантонов, земель), характеризующийся наличием двух уровней суверенитета, государственных органов - федеративных и субъектов федерации. Федерация является достаточно распространенной формой государственного устройства (Россия, США, Канада, Бразилия, Танзания и др.)1
Федеративное устройство Российской Федерации основано (См. схема 3). Схема 32. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (См. схема 4). Схема4 Государственное устройство России1 Форма государственного правления При рассмотрении государства выделяется форма государственного правления, под которой понимается способ организации верховной государственной власти, а также процедуры образования ее институтов и норм их взаимоотношений с населением. В этом плане государства делятся на монархии и республики.
Монархия
Монархия (греч. monarchia - единовластие ) представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В средние века она стала основной формой государственного правления. В современном обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления (Швеция, Бельгия, Великобритания, Япония и т.д.). Только на Востоке, в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и т.д.) монархии существуют до сих пор в почти неизменном виде1. Монархии обладают рядом существенных признаков. Первый признак — существование единоличного главы государства (императора, царя, короля), пользующегося своей властью пожизненно. Монарх обладает всей полнотой власти, его власть суверенна и верховна. В руках монарха концентрируется законодательная, исполнительная и судебная власть. Второй признак — передача власти монарха по наследству. Население к акту передачи власти не имеет никакого отношения. Третий признак — юридическая безответственность монарха. Как правило, монарх не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления. Различные сочетания указанных признаков дают разные виды монархий: абсолютную монархию или конституционную в форме дуалистической и парламентской монархий.
Абсолютная монархия
Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, когда вся государственная власть сосредоточена в руках монарха, при этом отсутствуют какие-либо представительные учреждения, ограничивающие его власть. Внутреннюю и внешнюю политику монарх проводит с помощью чиновников и министров, ответственных перед ним. Народ не участвует в управлении государством, он полностью бесправен. Абсолютные монархии, зародившиеся в рабовладельческих обществах, постепенно эволюционируют в конституционные. Конституционные монархии характерны для буржуазного общества. Они являются такой формой правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом. В период своего зарождения и на протяжении многих веков парламенты выражали интересы «третьего сословия». Ограничения власти монарха фиксировались в конституции, которую принимал парламент и не был вправе изменить монарх. Конституционная монархия существует в виде двух разновидностей: парламентской и дуалистической 1.
Парламентская монархия
Парламентская монархия (Великобритания, Япония и мн. др.) — это форма правления, при которой существует ограничение власти монарха. Монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Он царствует, но не правит. Законодательная власть сосредоточена у парламента, а исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром2. Дуалистическая монархия
Дуалистическая монархия характеризуется разделением власти между правительством, которое формируется монархом и ответственно перед ним, и парламентом, избираемым народом. Дуалистическая монархия как форма правления существовала в Германии в 1871—1918 гг. Однако в современных условиях она практически изживает себя3. Иные принципы организации и функционирования власти лежат в основе республики. Она является одной из ранних форм правления и окончательно сформировалась еще в Афинском государстве.
Республика
Республика (лат. respublica от res - дело и publica - общество) представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок1. Республика характеризуется рядом отличительных признаков. Первый признак — выборность высших органов государственной власти населением на определенный срок. Источником власти является народ, по поручению которого осуществляется власть. Второй признак — разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Институты трех ветвей власти выполняют различные функции по управлению государством: парламент принимает законы, правительство и его органы выполняют их, а судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов. Третий признак — юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией. Республики бывают парламентскими и президентскими. Различия между ними обусловлены соотношением полномочий президента, парламента и правительства, принципами отношений между ними2. Различают в современном мире парламентские и президентские республик
Парламентская республика (Италия, Испания, ФРГ и др.) Парламентская республика (Италия, Испания, ФРГ и др.) представляет собой такую форму правления, при которой единственно демократическим законным институтом является парламент, а власть правительства находится в полной зависимости от парламентского вотума доверия. Парламентские системы могут включать и институт президентства. Президент избирается либо прямым народным голосованием, либо депутатами парламента, однако он не имеет возможности серьезно соперничать с премьер-министром во всем, что касается властных полномочий.
В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина и др.) В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина и др.) президент как глава исполнительной власти, наделенный значительными конституционными полномочиями, включая контроль за составом правительства и администрации, избирается прямым голосованием на определенный срок и не зависит от вотума доверия парламента. Государственное управление строится на основе жесткого разделения властей. Президент управляет, а парламент принимает законы. Президент является не только «держателем» исполнительной власти, но и символическим главой государства.
Существует и полупрезидентская республика как, например, во Франции. Президент не совмещает статус главы государства со статусом главы правительства, хотя члены правительства ответственны перед ним. Правительство должно получить вотум доверия в парламенте. В случае отсутствия вотума доверия правительственной программе со стороны парламента президент вправе распустить парламент и объявить досрочные парламентские выборы. Главным отличительным признаком смешанной республики является принцип двойной ответственности правительства — перед президентом и парламентом1.
Политический режим С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Политический режим - это реально сложившиеся в обществе формы, методы и способы осуществления политической власти. В зависимости от демократизма форм и методов осуществления государственной власти режимы могут быть: демократическими; антидемократическими (тоталитарными, авторитарными.
Демократический режим Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.
Характерные черты демократического режима: 1) Суверенитет народа. 2) Периодическая выборность основных органов государства. 3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. 4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством и др. Недемократические режимы Недемократические режимы делятся на два типа: тоталитарный, авторитарный. Тоталитарный режим Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов “ TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи. Тоталитарными являются режимы, при которых: 1) есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе; 2) партия организована недемократическим способом - она строится вокруг лидера. 3) доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. 4 ) тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д. 5) при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Авторитарный режим По своим характерным чертам авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Авторитарной политической системе присущи следующие черты: 1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.). 2) Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению. 3) опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. 4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям. 5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. 6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что, авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. ТЕМА 6. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
План 1. Правовое государство: понятие и признаки. 2. Гражданское общество: понятие и структурные элементы. 3. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества. 4. Социальное государство.
Правовое государство – государство, основанное на верховенстве закона, в котором функционирует режим конституционного правления, существует реальное разделение ветвей власти, развитая и эффективная судебная власть, созданы условия для обеспечения прав и свобод человека и гражданина, реализуется принцип взаимной ответственности личности и государства1.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.149.93 (0.009 с.) |