Главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.



Первые попытки очертить идеал этого общественного устройства предпринимались мыслителями Нового времени Т. Мором и Т. Кампанеллой, а в конце XVIII — начале XIX в. так называемыми утопическими социалистами Сен-Симоном, Фурье и Оуэном.

 

В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, связав его осуществление с процессом исторического становления более отдаленного общества «всеобщего изобилия» — ком­мунизма.

В. И. Ленин, пытаясь соединить эти идеи с рабочим движе­нием в России и разработав учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуазной государственной машины», «диктатуре пролетариата» и т.д., рассматривал социализм как непосредственную политическую цель деятельности партии «нового типа».

Пытаясь обосновать, почему революции происходят в менее, а не в более развитых капиталистических странах, стремясь создать новое общество в соответствии с марксистской доктри­ной, Ленин и его соратники стали проводниками фундаменталист­ского течения в «научном социализме».

 

В то же время ряд немецких теоретиков (К. Каутский, А, Бебель, Э. Бернштейн), позитивно трактуя роль государства (демократической республики) в обществен­ных преобразованиях и утверждая приоритет мирных, эволюционных средств достижения целей, стали основоположниками тео­ретического ревизионизма в «научном» обосновании социализма, положив начало социал-демократической идеологии.

 

Теоретическое противоборство марксистско-ленинской и со­циал-демократической идеологий на протяжении всего XXв. породило ряд существенных различий в попытках реализации принципов «социально справедливого общества».

 

Так, ленинский фундаментализм послужил основой для воз­никновения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и геноцида гражданского населения.

Стремление укрепить социалистический строй без присутствия иностранных войск (как это случилось в Восточной Европе) в быв­шей Югославии породило так называемый титоизм (И. Тито — гене­ральный секретарь СКЮ, а впоследствии Президент Югослав­ской Республики).

Эту версию социализма отличали установки на мирное сосуществование с капиталистическими государствами, при­знание внутренних конфликтов и противоречий социалистического строительства, необходимости ведения борьбы с главным внутренним врагом — бюрократией, стремление установить рыночные отношения и ограничить роль коммунистической партии.

 

Попытка реализовать идеи социализма в послевоенном Китае породила еще одну прикладную разновидность социализма — маоизм (по имени генерального секретаря КПК Мао Цзедуна).

Отри­цая священные для марксистов «общие закономерности» социа­листического строительства, Мао тем не менее взял за основу сталинскую идею о необходимости борьбы с внешними и внутренними врагами, раскрасив ее теорией «партизанской борьбы» (сделавшей маоизм весьма популярным в ряде стран Индокитая, Африки и Латинской Америки).

Главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, призванное «перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Эти пути продвижения к «светлому буду­щему» были оплачены массовыми жертвами китайского населения (особенно во времена «культурной революции»).

 

Характерной чертой ХХ столетия были настойчивые стремления многих мыслителей модерни­зировать и теоретическую основу социалистической идеологии.

Так, австро-марксисты М. Адлер и О. Бауэрпытались создать «интегративную» концепцию социализма, объединяющую идеи коммунизма и социал-демократии;

А. Шафф и Г. Петрович обосновывали доктрину «гуманистического» марксизма;разрабатывались теории «экологи­ческого» и «христианского» социализмаи т.д.

Однако при всей привлекательности идей социальной справедливости расхождение теории социализма с реальными тенденциями мирового развития в XX в., а самое главное, их явная склонность к силовых средствам управления, неразрывная связь с имиджем тоталитарных режимов Сталина, Кастро, Чаушеску значительно ослабили политическое влияние этой идеологии в современном мире.

Наибольшее влияние на общественное сознание в XX в. (в ос­новном в европейских странах) оказала социал-демократическая идеология, отстаивающая приоритеты социального и меж­государственного мира и связывающая идеалы справедливого об­щественного устройства с принципами свободы и солидарности.

Проповедуе­мая социал-демократией концепция «социального партнерства» (заменившая и усовершенствовавшая концепцию классовой борь­бы) в условиях стабильного политического развития стала весьма привлекательной программой политического движения.

Однако неосуществленность выдвигавшихся ими моделей «демократичес­кого социализма», трудности, связанные с реализацией «государ­ства всеобщего благоденствия», смена общественного строя в боль­шинстве стран «реального социализма» и др. негативно сказались на влиянии социал-демократии в мире.

 

· Фашизм

Сегодня в политической науке сложилось двоякое понимание фашизма. Одни понимают под ним конкретные разновидности по­литических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20—30-х гг.

Ро­доначальником фашизма явился бывший лидер левого крыла ита­льянских социалистов Б. Муссолини.

 

Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и концепции «органистского государства» (оправдывающего агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний на­ционализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.

 

Характерной разновидностью фашизма был и национал-соци­ализм Гитлера (А. Шикльгрубера).

Немецкая версия фашизма от­личалась большей долей реакционного иррационализма(«герман­ский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом.

Использовав идеи расового превос­ходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фих­те, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа — «арии».

Была провозглашена политика поддержки государств «культуросозидающих рас» (к настоящим ариям были отнесены немцы, англичане и ряд се­верных европейских народов), ограничения жизненного простран­ства для этносов, «поддерживающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки) и беспощадного уничтожения «культуроразрушающих» народов(негров, евреев, цыган).

 

Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой оправдывала и предполагала политику экспансионизма, дискриминации и террора.

 

Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания, помимо названных государств, также во франкистской Испании, Японии 30—40-х гг., Португалии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943 - 1955), Греции конца 60-х, в отдельные периоды правления и Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.

Другая точка зрения интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую определенного идейного содержания и формирующуюся там и тогда, где и когда на первый план в идейных и практических устремлениях политических сил выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора заслоняют задачи захвата и использования власти.

 

Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой для фашизма являлись бы доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества.

Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистическая, ни религиозные и другие идеологии, стоящие на принципах сохранения привилегированного положение для «коренного населения», приверженцев «подлинной веры», «гегемона исторического процесса» и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса

 

Общество должно крайне ­внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, стремящихся закрепить чье-либо социальное превосходство в ущерб другим гражданам и не желающих останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей.

Такое отношение к фашизму позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной иде­ологии.

 

· Национальные идеологии

В странах, где идет процесс становления национальных общностей серьезную политическую роль играют национальные идеологии.

Так, Западная Европа пережила бум национальных идеологий в конце XIX — первой трети XX в.

И в настоящее время процесс европейской интеграции, поддерживаемый соответствующими институтами (Европарламентом, Евросоветом и др.), обусловил едва ли не повсеместное — особенно в Нидерландах, Бельгии, Люксембурге — преобладание евроцентризма над национальными пристрастиями людей.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.009 с.)