Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа курса «отечественная история»

Поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для подготовки к практическим занятиям

по дисциплине

"ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ"

для студентов всех направлений и специальностей,

реализуемых в МГСУ

МОСКВА 2009


СОСТАВИТЕЛИ:

К.и.н. О.М. Бызова, к.и.н. Т.Л. Пантелеева

 

 

Под общей редакцией кандидата исторических наук, профессора, зав. кафедрой истории и культурологии Т.А. Молоковой

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ПРОГРАММА КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ». 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ... 7

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. 7

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ. 18

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ». 19


ВВЕДЕНИЕ

История – это рассказ о прошлом. Все, что развивалось и менялось: вселенная, Земля, цивилизация, отдельный человек – все имеет свою историю. Осваиваясь в мире и преобразуя его, человек всегда осознавал необходимость хранить память о своих предках, учитывать опыт предшествующих поколений, беречь свидетельства о прошлом своей земли.

Превращение исторических знаний в историческую науку – длительный процесс, который начался в античную эпоху («отцом истории» считают Геродота, V век до н.э.) и продолжался до XIX века, когда сформировался комплекс основных (источниковедение, историография, археология и др.) и вспомогательных (палеография, метрология, хронология, геральдика, нумизматика и др.) дисциплин, обеспечивающий научный подход к изучению истории.

Важность изучения мировой и Отечественной истории определяется теми функциями, которые выполняет историческая наука:

§ Познавательная – поиск закономерностей исторического развития;

§ Воспитательная – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств;

§ Социальная память – идентификация и ориентация общества, личности;

§ Прогностическая – предвидение будущего;

§ Практически рекомендательная – выработка научно-обоснованного политического курса.

К числу наиболее распространенных методов исторического познания относятся: идеографический (описание); сравнительный (сопоставление исторических объектов в пространстве и времени); типологический (классификация явлений, событий); ретроспективный (последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины событий); историко-генетический (изучение исторических явлений с точки зрения их внутренней динамики, т.е. зарождение, основные этапы развития и итоги); проблемно- хронологический (последовательность и взаимосвязь событий) и др. Все эти методы имеют общенаучный характер и формируют необходимые навыки мышления и самостоятельного анализа общественно-политических явлений.

Цели и задачи учебной дисциплины «Отечественная история»

«Отечественная история» входит в перечень обязательных дисциплин государственного образовательного стандарта Российской Федерации. Учебная дисциплина «Отечественная история» имеет своей целью: дать научное представление об основных этапах и содержании Отечественной истории, овладеть теоретическими основами и методологией ее изучения, сформировать историческое сознание, привить навыки исторического мышления. Преподавание истории будущим инженерам-строителям ведется с учетом профиля вуза.

Изучение курса предусматривает органическое взаимопроникновение всеобщей и Отечественной истории. Познание общественно-исторических процессов в курсе «Отечественная история» носит историко-аналитический характер, они рассматриваются в проблемно-хронологическом плане, изучение основано на фактическом материале Отечественной и мировой истории IX-XXI вв.

Задачи дисциплины:

1) выявить актуальные проблемы исторического развития России, ключевые моменты истории, оказавшие существенное влияние на жизнь российского народа;

2) показать на примерах различных исторических эпох и периодов органическую взаимосвязь российской и мировой истории, определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

3) проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие, уяснить историческое место и выбор пути развития России на современном этапе.

В результате освоения дисциплины «Отечественная история» студент должен:

Знать:

- Отечественную историю как единый многогранный (экономический, политический, социальный и духовный) процесс на различных этапах ее развития;

- закономерности развития мировой цивилизации, место и роль России в мировом сообществе; географические, этносоциальные и культурные факторы становления и развития Российского государства, самобытный характер его формирования;

- иметь представление о системе исторического знания, его месте в формировании научной картины мира и социально-профессиональных качеств будущего специалиста.

Уметь:

- анализировать исторические события и процессы, всесторонне и объективно их оценивать, не допуская нигилистического и поверхностного отношения к прошлому, извлекая из него необходимые уроки;

- обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому страны; самостоятельно анализировать события новейшей истории России с учетом ее историко-культурных традиций;

- применять методы исторического анализа в социальной практике и профессиональной деятельности.

Демонстрировать способность и готовность:

- выявлять актуальные проблемы исторического развития России, на исторически значимых примерах показывать органическую взаимосвязь российской и мировой истории;

- ценить героизм и мужество российского народа в защите интересов страны на различных этапах ее истории; понимать неразрывное единство прошлого, настоящего, будущего и свою ответственность за судьбу Отечества;

- формировать активную гражданскую позицию, соответствующую национальной идеи Российской Федерации; участвовать в преобразованиях, происходящих в современной России.

ПРОГРАММА КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Тема 1. Введение в курс «Отечественной истории».

Сущность, формы, функции исторического знания. Предмет истории как научной дисциплины. Роль истории в системе социогуманитарного образования. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Методология и теория исторической науки.

Цель и задачи курса «Отечественная история». Структура курса.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Периодизация мировой и Отечественной истории. Факторы, обусловившие специфику российской истории.

Тема 2. Зарождение и основные этапы становления российской государственности (IX-XV вв.).

Восточные славяне, их расселение, быт и нравы. Проблема этногенеза восточных славян. Объективные и субъективные предпосылки образования Древнерусского государства. Объединение восточнославянских племен под властью киевских князей. Особенности социально-экономического и политического развития Древней Руси. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Принятие христианства, его значение для становления российской государственности и культуры. Феодальная раздробленность на Руси, ее политические и экономические причины.

Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Борьба с иноземными завоевателями за независимость в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Объединение земель вокруг Москвы. Роль московских князей в создании централизованного государства (Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III). Историческое значение образования единого государства.

Тема 5. Россия в XIX в.

Внутренняя политика XIX в. Попытки модернизации России при Александре I. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественно-политическую ситуацию в стране. Царствование Николая I: торжество консервативно-охранительных тенденций. Предпосылки и подготовка реформ 1860-1870-х гг. Крестьянская реформа 1861 г. Реформы местного управления, судебная, военная, образования, печати; их содержание и историческое значение. Социально-экономическое развитие в пореформенный период. Особенности капитализма в России.

Освободительное движение и эволюция общественно-политической мысли в XIX в. Декабристы. Идейные споры между славянофилами и западниками о судьбах России. Социальные корни и идеология народничества. Зарождение рабочего и социал-демократического движения в России.

Внешняя политика России в XIX в. Участие России в наполеоновских войнах. «Восточный вопрос» во внешней политике России. Крымская война. Присоединение Финляндии, Польши, Бессарабии, Кавказа, Средней Азии, Дальнего Востока, продажа Аляски.

Тема 8. СССР в 1941-1991 гг.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Причины, войны, планы и цели Германии. Периодизация и основные события Великой Отечественной войны. Поражение Германии. Разгром Японии. Закономерность и цена победы СССР в Великой Отечественной войне. Уроки истории, значение Победы.

Мировое сообщество в послевоенный период: борьба сверхдержав на лидерство, “холодная война”. Ядерное оружие как новый фактор международной политики. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

Послевоенное восстановление и развитие СССР в 1945-1953 гг. Хрущевская «оттепель» 1953-1964 гг.: планы и реальность. Экономическое и социально-политическое развитие СССР в 1964-1985 гг. нарастание негативных явлений, необходимость преобразований. Сущность, основные этапы и последствия экономических реформ 1985-1991 гг. Изменение внешнеполитического курса. Реформа политической системы. ГКЧП (август 1991 г.). Кризис и распад СССР.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

К практическим занятиям студенты готовят материалы для устного выступления и участия в дискуссии по актуальным проблемам Отечественной истории. На практических занятиях осуществляется промежуточный контроль знаний студентов в форме тестирования, контрольных вопросов, самостоятельных работ. Поэтому подготовка к практическим занятиям должна включать в себя:

- изучение лекционного материала;

- проработку плана занятия с учетом методических указаний по самостоятельной работе, самопроверка остаточных школьных знаний, в том числе работа с терминами и понятиями;

- работу с учебной литературой с целью восполнить существующие недостатки знаний;

- работу со специальной литературой и интернетресурсами с целью углубить и детализировать знания по отдельным проблемам и подготовить устное сообщение в соответствии с выбранной студентом темой.

Устное сообщение рассчитано на 8-10 минут и предполагает самостоятельное изложение материала по актуальной проблеме Отечественной истории. При этом студент должен четко сформулировать основные идеи своего доклада, привести систему аргументов, продемонстрировать речевую культуру, навыки ведения дискуссии (ответить на вопросы студентов и преподавателя), сделать выводы по теме. В письменном виде предоставляется развернутый план (план-тезисы) выступления с указанием использованных источников (общая и специальная литература, интернетресурсы).

Подготовку к устному выступлению следует начать со знакомства с учебной литературой и методическими указаниями, а затем приступать к изучению дополнительной литературы и источников. В развернутом плане ответа необходимо выделить главные, ключевые моменты доклада, систематизировать фактический материал, используя проблемно-хронологический подход.

В каждой теме часть обязательных вопросов рекомендована для планируемой самостоятельной работы студентов. Эти вопросы необходимо изучать одновременно с подготовкой к практическому занятию, так как все материалы по теме используются при проведении рубежного и итогового контроля. Подробные рекомендации по самостоятельной работе студентов содержатся в специальной брошюре.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Тема 1.

Тема 3

Российская империя в XIX в.

План.

1. Россия в первой половине XIX в.

1.1. Внутренняя политика Александра I.

1.2. Россия в эпоху правления Николая I.

2. «Великие реформы» Александра II. Причины и характер реформ 1860-1870-х гг.

2.1. Крестьянская реформа: подготовка, основные положения, значение.

2.2. Реформы местного управления, суда, просвещения, военные реформы и др.

3. Правительственный курс в 1880-1890-е гг. Контрреформы Александра III.

Самостоятельная работа: 1. Внешняя политика России в XIX в. 2. Общественно-политические движения XIX в.: декабристы, западники и славянофилы, народники.

Объясните понятия и термины: промышленный переворот, внутренний рынок, капиталистые крестьяне, государственные крестьяне, промыслы, наемные рабочие, «вольные хлебопашцы», министерство, континентальная блокада, Отечественная война, Священный союз, Восточный вопрос, аракчеевщина, военные поселения, декабрист, III Отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, кодификация, «теория официальной народности», западники, славянофилы, «Уставная грамота», временнообязанный крестьянин, надел, отрезок, выкупные платежи, отработки, община, круговая порука, переделы земли, земство, состязательный судебный процесс, всеобщая воинская повинность, разночинец, народник, народоволец, контрреформы, земский начальник, циркуляр о «кухаркиных детях».

Вопросы для самоконтроля

1. Когда и почему крепостничество превращается в тормоз развития российской экономики? Когда в России начинается промышленный переворот и в чем его особенности?

2. Сравните замыслы и результаты реформаторской деятельности Александра I. Почему не был осуществлен план Сперанского? Какие реформы были проведены в Польше, Финляндии, Прибалтике, но не осуществлялись на остальной территории Российской империи?

3. Почему, несмотря на осуществление некоторых реформ (укажите каких) при Николае I, время его правления оценивается как торжество консервативной политики?

4. Какую роль в истории России сыграла борьба с Наполеоновской Францией? Почему Восточный вопрос был одним из главных направлений внешней политики России на протяжении всего XIX в.? Какие территории были присоединены к Российской империи в первой половине XIX в.? Во второй половине XIX в.?

5. Почему необходимая стране крестьянская реформа была неоднозначно воспринята в разных слоях общества? Какие условия реформы не соответствовали интересам крестьян? Почему государство опиралось на общинные традиции? Каким образом непоследовательность и двойственность реформы сказалась на дальнейшем развитии страны?

6. Что означает принцип всесословности, взятый за основу при подготовке реформ 1860-1870-х гг.? Каким образом обеспечивалось преобладание дворян в новых органах местного самоуправления? Чем отличался судебный процесс в окружном суде от дореформенного судопроизводства? Значение введения всеобщей воинской повинности? Какая сторона общественной жизни осталась не затронутой преобразованиями Александра II?

7. Чем можно объяснить тот факт, что на протяжении XIX в. периоды проведение реформ чередуются с периодами консервативной политики (реформаторские начинании Александра I – охранительный курс Николая I, Великие реформы Александра II – контрреформы Александра III)?

8. Почему в XIX веке в России зарождается революционная идеология и появляются революционные организации? Существует ли преемственность программных установок декабристов и народников?

 

Тема 6

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ.

Основная литература:

1. Гацунаев К.Н., Пантелеева Т.Л. Бызова О.М. Отечественная история: Учебн. пособие / Под ред. проф. Т.А. Молоковой. 2-е изд., доп. – М.: МГСУ, 2007. – 78 с.

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебник. 2-е изд. - М.: Проспект, 2006. – 557 с.

3. История России: Учеб. для техн. вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др. Под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2006. - 614 с.

4. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учеб. для вузов. 4-е изд. – М.: НОРМА, 2008. – 784 с.

5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник. - М.: ТК Велби, 2008. - 672 с.

Дополнительная литература:

1. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004: Учеб. пособ. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 816 с.

2. Имя России. Исторический выбор 2008 / Под ред. член-корр. РАН А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 2008. – 383 с.

3. История России. Справочник / Кириллов В.В., Кулагина Г.М. – М.: Эксмо, 2004. – 560 с.

4. Карамзин Н.М. История государства Российского (любое издание).

5. Кириллов В.В. История России: Учеб. пособ. для студ. высш. уч. заведений. - М.: Юрайт, 2007. – 661 с.

6. Ключевский В.О. Курс русской истории (любое издание).

7. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Хрестоматия. - М.: Проспект, 2008. - 592 с.

8. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г.: Энциклопедия в 5-ти тт. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994-2000.

9. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории (любое издание).

10. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебник для вузов по курсу «Отечественная история». – М.: КДУ, 2005. - 752 с.

11. Сергеев А.Г. Светские и духовные властители Европы за 2000 лет. – М.: Логос, 2003. – 1002 с.

12. Соловьев СМ. История России с древнейших времен (любое издание).

13. Стариков Н.В. История России с древнейших времен до конца XX в.: Справочник. - М.: Приор, 2000. - 463 с.

14. Энциклопедический словарь. История отечества с древнейших времен до наших дней / Иванов Б.Ю., Карев В.М. и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 656 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.

Рекомендуемые сайты содержат источники, научную литературу, информационные материалы по «Отечественной истории».

1. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext - Сайт исторического факультета МГУ, библиотека.

2. http://historydoc.edu.ru – статьи по отдельным проблемам и персоналиям

3. http://rushistory.stsland.ru – источники, литература, исторические карты.

4. http://avorhist.narod.ru, http://old-rus.narod.ru – сайты по истории средневековой Руси

5. http://www.hrono.ru – хронологические таблицы, справочный материал

6. http://memoirs.ru – источники мемуарного характера.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

1. Древние славяне, расселение восточных славян в VI-VIII вв. н.э., общественный строй, культура и быт.

2. Предпосылки и основные этапы формирования Древнерусского государства. Значение Киевской Руси для становления российской государственности.

3. Древнерусское государство (X-XII вв.)

4. Принятие христианства на Руси и его значение.

5. Русские земли в период феодальной раздробленности.

6. Татаро-монгольское нашествие на Русь и его последствия.

7. Объективные и субъективные предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы.

8. Политика первых московских князей. Иван I Калита, Дмитрий Донской.

9. Завершение политического объединения Руси (вторая половина XV – начало XVI вв.). Великие князья Иван III и Василий III.

10. Борьба русских княжеств с золотоордынским игом в XIV – XV вв.

11. Особенности формирования и развития русского централизованного государства в конце XV – начале XVI вв. «Москва – третий Рим».

12. Основные направления внешней политики Российского государства в XVI в.

13. Русское государство в середине XVI в.: реформы «Избранной рады».

14. Опричнина Ивана IV Грозного: причины, содержание политики, последствия.

15. Юридическое оформление крепостного права в России в XVI-XVII вв.

16. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Причины и начало Смуты.

17. Основные этапы и последствия Смутного времени.

18. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

19. Политический строй и государственное управление Российского государства в XVII в.

20. Реформы русской православной церкви в XVII в. и церковный раскол.

21. Социальные движения XVII в. Восстание под предводительством С.Т. Разина.

22. Основные направления внешней политики России в XVII в.

23. Россия в конце XVII в. Предпосылки и необходимость реформ Петра I.

24. Начало преобразований Петра I: цели реформ и методы их проведения.

25. Внешняя политика Петра I.

26. Реформы Петра I в области государственного управления. Утверждение абсолютизма в России.

27. Военные реформы Петра I. Рождение Российской империи.

28. Социально-экономическая политика Петра I, итоги его преобразований.

29. Основные направления внешней политики России в первой половине XVIII в.

30. Эпоха «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.).

31. Царствование Екатерины II. Сущность политики «просвещенного абсолютизма», ее основные черты и противоречия.

32. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.

33. Усиление крепостного гнета и народные движения в XVIII в. Крестьянская война 1773-1775 гг.

34. Царствование Александра I. Попытки модернизации России.

35. Внутренняя политика в царствование Николая I.

36. Европейское направление внешней политики России в начале XIX в. Отечественная война 1812 г.

37. Внешняя политика Российской империи в первой четверти XIX в.

38. Внешняя политика Российской империи во второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Крымская война.

39. Общественно-политическая мысль России в первой четверти XIX в. Движение декабристов.

40. Общественно-политическая мысль России во второй четверти XIX в. Теория «официальной народности», славянофилы и западники.

41. «Восточный вопрос» во внешней политике России. Крымская война 1853-1856 гг..

42. Необходимость, предпосылки и подготовка реформ 1860-1870-х гг.

43. Отмена крепостного права. «Положения 19 февраля 1861 г.».

44. Реформы Александра II в 1860-70-х гг. (местного управления, судебная, военная, образования, печати) и их значение.

45. Народничество 1870-1880-х гг.

46. Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в. Присоединение Средней Азии и Дальнего Востока.

47. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.

48. Контрреформы Александра III.

49. Экономическая модернизация (конец XIX – начало ХХ в.). Реформы С.Ю. Витте.

50. Кризис абсолютной монархии на рубеже XIX – XX вв. Император Николай II.

51. Революция 1905-07 гг.: ее причины, характер, основные этапы, значение.

52. Общественно-политические движения начала XX в. и формирование политических партий в России.

53. Реформаторская деятельность П.А. Столыпина.

54. Внешняя политика России в начале XX века. Русско-японская война.

55. Россия в первой мировой войне.

56. Свержение самодержавия в России. Февральская революция. Причины дальнейшего углубления кризиса в стране летом и осенью 1917 г. Двоевластие, его сущность.

57. Октябрьская революция 1917 г. Первые мероприятия большевистского правительства.

58. Гражданская война в России. Причины победы большевиков.

59. «Военный коммунизм». Формирование экономической и политической системы Советского государства.

60. Образование СССР и развитие союзного государства в 1920-1930-е гг.

61. Новая экономическая политика – НЭП (1921-1929 гг.): сущность, противоречия, итоги.

62. Основные направления и принципы советской внешней политики в 1920-е и начале 1930-х гг.

63. Индустриализация в СССР, ее особенности.

64. Коллективизация в СССР: цели, методы проведения, итоги.

65. Причины свертывания нэпа (1929 г.). Переход к форсированному строительству социализма. Итоги первых пятилеток.

66. Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е гг.

67. Международное положение и внешняя политика СССР накануне второй мировой войны. Советско-германский пакт 1939 г.

68. Начальный период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г.).

69. Коренной перелом в Великой Отечественной и второй мировой войне (19 ноября 1942 г. – конец 1943 г.).

70. Завершающий этап Великой Отечественной войны (1944-1945 гг.). Вклад Советского Союза в победу над фашистской Германией. Разгром Японии.

71. Внешняя политика Советского Союза в послевоенный период, противостояние СССР-США, «холодная война».

72. СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.).

73. Хрущевская «оттепель» (1953-1964 гг.): разоблачение «культа личности» Сталина, итоги внутренней политики Н.С. Хрущева.

74. Период «застоя» (1964-1985 гг.): нарастание негативных явлений в экономике, кризис идеологии.

75. Итоги социально-экономического и политического развития СССР к началу 1980-х гг. Необходимость радикальных реформ.

76. Попытки М.С. Горбачева реформировать «реальный социализм» (1985-1991). Кризис власти и распад СССР.

77. Социально-экономические реформы 1990-х гг. в России и их результаты.

78. Формирование и развитие политической системы России в 1992-2009 гг.

79. Основные направления российской внешней политики в 1992-2009 гг.

80. Стратегия социально-экономического и культурного развития России на современном этапе. Национальные проекты.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для подготовки к практическим занятиям

по дисциплине

"ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ"

для студентов всех направлений и специальностей,

реализуемых в МГСУ

МОСКВА 2009


СОСТАВИТЕЛИ:

К.и.н. О.М. Бызова, к.и.н. Т.Л. Пантелеева

 

 

Под общей редакцией кандидата исторических наук, профессора, зав. кафедрой истории и культурологии Т.А. Молоковой

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ПРОГРАММА КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ». 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ... 7

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. 7

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ. 18

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ». 19


ВВЕДЕНИЕ

История – это рассказ о прошлом. Все, что развивалось и менялось: вселенная, Земля, цивилизация, отдельный человек – все имеет свою историю. Осваиваясь в мире и преобразуя его, человек всегда осознавал необходимость хранить память о своих предках, учитывать опыт предшествующих поколений, беречь свидетельства о прошлом своей земли.

Превращение исторических знаний в историческую науку – длительный процесс, который начался в античную эпоху («отцом истории» считают Геродота, V век до н.э.) и продолжался до XIX века, когда сформировался комплекс основных (источниковедение, историография, археология и др.) и вспомогательных (палеография, метрология, хронология, геральдика, нумизматика и др.) дисциплин, обеспечивающий научный подход к изучению истории.

Важность изучения мировой и Отечественной истории определяется теми функциями, которые выполняет историческая наука:

§ Познавательная – поиск закономерностей исторического развития;

§ Воспитательная – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств;

§ Социальная память – идентификация и ориентация общества, личности;

§ Прогностическая – предвидение будущего;

§ Практически рекомендательная – выработка научно-обоснованного политического курса.

К числу наиболее распространенных методов исторического познания относятся: идеографический (описание); сравнительный (сопоставление исторических объектов в пространстве и времени); типологический (классификация явлений, событий); ретроспективный (последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины событий); историко-генетический (изучение исторических явлений с точки зрения их внутренней динамики, т.е. зарождение, основные этапы развития и итоги); проблемно- хронологический (последовательность и взаимосвязь событий) и др. Все эти методы имеют общенаучный характер и формируют необходимые навыки мышления и самостоятельного анализа общественно-политических явлений.

Цели и задачи учебной дисциплины «Отечественная история»

«Отечественная история» входит в перечень обязательных дисциплин государственного образовательного стандарта Российской Федерации. Учебная дисциплина «Отечественная история» имеет своей целью: дать научное представление об основных этапах и содержании Отечественной истории, овладеть теоретическими основами и методологией ее изучения, сформировать историческое сознание, привить навыки исторического мышления. Преподавание истории будущим инженерам-строителям ведется с учетом профиля вуза.

Изучение курса предусматривает органическое взаимопроникновение всеобщей и Отечественной истории. Познание общественно-исторических процессов в курсе «Отечественная история» носит историко-аналитический характер, они рассматриваются в проблемно-хронологическом плане, изучение основано на фактическом материале Отечественной и мировой истории IX-XXI вв.

Задачи дисциплины:

1) выявить актуальные проблемы исторического развития России, ключевые моменты истории, оказавшие существенное влияние на жизнь российского народа;

2) показать на примерах различных исторических эпох и периодов органическую взаимосвязь российской и мировой истории, определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

3) проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие, уяснить историческое место и выбор пути развития России на современном этапе.

В результате освоения дисциплины «Отечественная история» студент должен:

Знать:

- Отечественную историю как единый многогранный (экономический, политический, социальный и духовный) процесс на различных этапах ее развития;

- закономерности развития мировой цивилизации, место и роль России в мировом сообществе; географические, этносоциальные и культурные факторы становления и развития Российского государства, самобытный характер его формирования;

- иметь представление о системе исторического знания, его месте в формировании научной картины мира и социально-профессиональных качеств будущего специалиста.

Уметь:

- анализировать исторические события и процессы, всесторонне и объективно их оценивать, не допуская нигилистического и поверхностного отношения к прошлому, извлекая из него необходимые уроки;

- обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому страны; самостоятельно анализировать события новейшей истории России с учетом ее историко-культурных традиций;

- применять методы исторического анализа в социальной практике и профессиональной деятельности.

Демонстрировать способность и готовность:

- выявлять актуальные проблемы исторического развития России, на исторически значимых примерах показывать органическую взаимосвязь российской и мировой истории;

- ценить героизм и мужество российского народа в защите интересов страны на различных этапах ее истории; понимать неразрывное единство прошлого, настоящего, будущего и свою ответственность за судьбу Отечества;

- формировать активную гражданскую позицию, соответствующую национальной идеи Российской Федерации; участвовать в преобразованиях, происходящих в современной России.

ПРОГРАММА КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.178.162 (0.014 с.)