Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1. Предмет, функции и методы изучения истории

Поиск

Тема № 1. Предмет, функции и методы изучения истории

История как наука. Предмет курса «История», его место в системе гуманитарных дисциплин, хронологические рамки и периодизация. Понятие исторического процесса.

Зарождение истории: мифы, былины, легенды и др. Первое историческое сочинение Геродота, его значение.

Функции исторической науки: познавательная, социальной памяти, практически-политическая, мировоззренческая и воспитательная.

Историческая наука в России в XVIII – первой половине XIX в.: В.Н. Татищев; М.В. Ломоносов; Н.М. Карамзин.

Современная методология изучения общественного развития. Формационный (К. Маркс; Ф. Энгельс; М.Н. Покровский) и цивилизационный подходы к изучению истории (Н.Я. Данилевский; О. Шпенглер. А. Дж. Тойнби). Теория модернизации. Роль природно-климатического фактора в истории общества. В.О. Ключевский. А.Л. Чижевский. Л.Н. Гумилев. Принципы исторического познания: объективности и историзма.

Виды исторических источников. Общая характеристика литературы по курсу.

 

Тема № 2. История России IX – XVI в.

Общекультурные черты древнего славянства. Этногенез сла­вян. Венеды. Анты. Склавины. Дулебы. Миграции славян. Их взаимоотношения с соседними народами. Разло­жение первобытно-общинных отношений у славян.

Роль природно-климатического и геополитического факторов в экономическом и социокультурном развитии славян. Образование Древнерусского государства - Киевская Русь. Норманнская тео­рия и антинорманизм. Принятие христианства на Руси и его зна­чение. Владимир Святославович. Административно-политическое устройство государства. Развитие правовых отношений. Культура древнерусского государства.

Древ­няя Русь и Европа: общие тенденции и существенные особенности развития. Расцвет Киевской Руси. Деятель­ность Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Особенности об­щественно-политического устройства Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской боярской республики. Феода­лизация древнерусского общества, особенности феодализма на Руси. Экономические предпосылки политической раздробленности русских земель, кризиса и распада раннефеодального государства. Культура Руси периода феодальной раздробленности.

Связи народов Северного Кавказа с древнерусскими княжествами. Древнерусские памятники на территории Предкавказья.

Образование монгольской империи. Чингисхан. Нашествие монголо-татар на Русь, его влияние на развитие древнерусского общества. Особенности вассальной зависимости от Золотой Орды. Две основные линии в политике русских князей по отношению к ханам Золотой Орды. Политическое устройство русских земель, формы их государственности.

Территория Северного Кавказа в составе Золотой Орды; г. Маджар.

Внешняя политика русских земель периода феодальной раздробленности. Причины появления в Прибалтике рыцарских орденов. Агрессия литовского княжества против западных княжеств Руси. Борь­ба северо-западной Руси против агрессии немецких и шведских феодалов. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Ярославич (Невский).

Преодоление раздробленности и создание национальных государств. Причины усиления Москвы, начало «собирания» земель. Иван Ка­лита. Куликовская битва и её значение в объединительном про­цессе. Дмитрий Донской. Расширение Московского княжества и превращение его в общерусский центр. Изменение структуры уп­равления и аппарата великокняжеской власти. Судебник 1497 г. Российское централизованное государство как результат объеди­нительного движения на рубеже ХV-ХVI вв. Определение основ­ных направлений внешней политики Московского государства.

 

Тема № 4. Россия в середине XVII – XVIII вв.

Тема № 11. Россия в постсоветский период

Образовательные технологии.

В процессе преподавания дисциплины «История» используются следующие образовательные технологии:

¨ лекции с использованием современных технических средств обучения;

¨ семинары в виде диспута, разбора конкретных ситуаций, конкурса слайд-презентаций и т.д., на которых основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

¨ письменные и устные домашние задания;

¨ обсуждение подготовленных студентами докладов презентаций;

¨ индивидуальное консультирование преподавателя;

¨ самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних заданий, выполнение творческой работы, работа с электронными учебно-методическими материалами и сайтами, подготовка к текущему и итоговому контролю;

¨ выполнение творческих заданий.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

 

1. Идеологическая направленность взглядов историков Шлецера, Байера. Миллера:

великорусская княжеская династия имеет скандинавское происхождение

государственность на Русь принесли норманны, славяне не способны к самостоятельному государственному развитию

норманны ускорили процесс образования государства у восточных славян

 

2. В IX в. восточные славяне были:

мусульманами

язычниками

христианами

исповедовали иудаизм

 

3. Соответствие между элементами групп

Род;

Соседская община;

Родовая община;

 

Объединение родственников с подчинением младших старшим;

Поселение людей, не связанных родственными узами, но занимающих определенную, ограниченную территорию, коллективно обрабатывающих землю;

каждая семья имеет право на свою долю общинной собственности;

Поселение, все члены которого объединены кровно-родственными узами, ведут совместное хозяйство.

 

4. Первым правителем Киевской Руси был:

Аскольд

Олег

Рюрик

 

5. Последовательность

Рюрик

Олег

Игорь

Ольга

Святослав

Владимир Святославович

Ярослав Мудрый

Владимир Мономах

6. Монголо-татары взяли Киев:

1238 г.

1240 г.

1237 г.

 

7. Соответствие между элементами групп

1223 г.

1242 г.

1240 г.

битва на Калке

Ледовое побоище

Невская битва

 

8. Первым русским царем был:

Иван IV

Иван III

Василий II

 

9. Автором термина "Избранная Рада" был:

Иван Пересветов

Алексей Адашев

Андрей Курбский

 

10. К периоду опричнины относится:

взятие Казани

разорение Новгорода

начало Ливонской войны

 

11. Термин "урочные лета" означает:

запрет на крестьянский переход в Юрьев день

срок сыска беглых крестьян

неурожайные годы

 

12. "Первым собирателем земли русской" называют:

Ивана Калиту

Дмитрия Донского

Александра Невского

 

13. Иван Калита добился от Золотой Орды:

разрешение на постройку Московского Кремля

освобождения православного духовенства от дани

отмены баскачества

 

14. Монгольское иго:

способствовало быстрому преодолению феодальной раздробленности и образованию централизованного государства

замедлило экономическое, политическое и культурное развитие Руси

практически не повлияло на развитие Руси

 

15. Объединение русских земель вокруг Москвы завершил:

Дмитрий Донской

Иван III

Василий III.

 

16. Итогом реформ, осуществленных Иваном IV и Избранной Радой в середине ХVI в., было:

образовалась Российская империя

была осуществлена децентрализация управления государством

произошло усиление централизации власти в Российском государстве

 

17. Формирование абсолютизма в России началось

при Иване IV

при Михаиле Федоровиче

при Алексее Михайловиче

 

18. Хронологические рамки Ливонской войны:

1552-1569 гг.

1558-1583 гг.

1562-1572 гг.

 

19. Функция Разрядного приказа была следующей:

учет земель, обеспечения поместьями служилых дворян

сбор налогов

организация военного дела и военной службы благородных сословий

 

20. Киевский князь, который остался в народной предании под именем Красное Солнышко:

Святослав

Изослав

Владимир Святославович

 

21. Последним представителем династии Рюриковичей был русский царь:

Борис Годунов

Федор Иванович

Иван Грозный

 

22. Основным направление внешней политики России в последние годы правления Петра I было:

дальневосточное (связанное с подготовкой экспедиции В. Беринга)

балканское (сближение России и Черногории)

южное (Кавказское)

 

23. Политика «просвещенного абсолютизма», это:

реформы Петра I

политика правительства Екатерины П

освобождение крестьян от крепостной зависимости Александром П

 

24. Причинами дворцовых переворотов в период 1725-1762 гг. являлись:

отсутствие четкого порядка престолонаследия

народные волнения

высокая роль гвардии при дворе

недовольство дворян петровскими реформами

 

25. Самым дешевым транспортом в России в начале XIX в. был:

Гужевой

Железнодорожный

Водный

 

26. Александр I сменил на троне:

Николая I

Павла I

Петра III

Екатерину II

 

27. Численность интеллигенции второй половины XIX в. пополнялась в основном за счет:

Низших слоев населения

Привилегированных слоев населения

Дворянства

Разных слоев населения

 

28. Председателем редакционных комиссий по проекту освобождения крестьян был назначен:

В.Н. Назимов

вел. кн. Константин Николаевич

Я.И. Ростовцев

Ю.Ф. Самарин

 

29. После завершения промышленного переворота к 80-м г. XIX в. Россия:

Превратилась в промышленную державу

Оставалась аграрной страной

Стала индустриальной страной

Стала индустриально-аграрной страной

 

30. Самый многочисленный класс в общественной структуре страны в пореформенные годы:

промышленный пролетариат

крестьянство

 

31. Особенности развития капитализма в России:

развитие экономики только за счет русского капитала

ускоренное всестороннее развитие страны

капитализм в России не имел своих особенностей

влияние иностранного капитала

 

32. К причинам Отечественной войны 1812 г. относятся:

Политика Наполеона по отношению к Польше

Нарушение Россией континентальной блокады Англии

Междинастические разногласия между императорской семьей Романовых и Наполеоном

 

33. Последовательность

Смоленское сражение

Битва под Бородино

Сражение под Малоярославцем

"Битва народов" под Лейпцигом

Вступление русских войск в Париж

Венский конгресс

 

34. Войска Наполеона вторглись на территорию России:

12 июня 1812г.

20 ноября 1805г.

22 июня 1812г.

26 августа 1812г.

 

35. Идеи французских и русских просветителей, знакомство с Европой во время заграничного похода 1813-1814 гг. повлияли на идейное становление:

Декабристов

Народников

Петрашевцев

Социал-демократов

 

36. В Крымской войне против России выступили:

Турция, Франция, Австрия, Сардиния

Турция, Англия, Франция, Корсика

Османская империя, Англия, Франция, Сардиния

Османская империя, Англия, Франция, Пруссия

 

37. В созданный Священный союз первоначально вошли:

все европейские страны

Россия, Англия, Турция

Россия, Пруссия, Австрия, Великобритания

Россия, Пруссии, Австрия

 

38. «Восточный вопрос» означал для России во второй половине ХIХ в.

Кавказскую войну за присоединение Северного Кавказа

включение в состав империи среднеазиатских народов

разрешение проблемы Черного моря и черноморских проливов, поддержку освободительного движения балканских народов

 

39. Соответствие между элементами групп

Крымская война 1853-1856 гг.

Русско-турецкая война 1828-1829 гг.

Русско-иранская война 1826-1828 гг.

Парижский мир

Адрианопольский мир

Туркманчайский мир

 

40. Положительное значение реформ 60-70-х г. состояло в:

Нарастание внутренней социальной напряженности в обществе

Развитии буржуазных отношений в стране

Росте правительственных иностранных займов

Ограничении самодержавной монархии

Ликвидации рабского положения 25 миллионов подданных

 

41. Соответствие между элементами групп

Крестьянская реформа

Военная реформа

Судебная реформа

Городская реформа

1861 г.

1874 г.

1864 г.

1870 г.

 

42. Манифест об освобождении крестьян был подписан императором в 1861 г.:

19 февраля

8 марта

5 марта

5 февраля

 

43. Из буржуазных реформ 60-70-х гг. ХIХ в. самой радикальной и последовательной оказалась:

земская

военная

судебная

 

44. В результате проведения земской реформы в 1864 г.

Столица перенесена из Петербурга в Москву

Власть была ограничена Государственной думой

Были созданы местные органы самоуправления

Были созданы городские магистраты

 

45. В России промышленный переворот завершился

в 1870-е гг.

в 1880-е гг.

в 1890-е гг.

 

46. В результате военной реформы в России в 1874 г.:

вместо дворянского ополчения создана регулярная армия

увеличено число наемных войск

введен рекрутский набор в армию

введена всесословная воинская повинность

 

47. Денежная реформа была проведена в:

1882 г.

1897 г.

1892 г.

1887 г.

 

48. Дарование России общедемократических свобод и законодательного парламента провозгласил

“Манифест” 26 февраля 1903 г.

“Указ” от 6 августа 1905 г.

“Манифест” 17 октября 1905 г.

 

49. После революции 1905-1907 гг. произошли позитивные изменения в России:

несмотря на поражение революции, ее исходом явилась частичная модернизация государственного строя и его дальнейшая эволюция на пути превращения в буржуазную монархию

достигнуто было некоторое улучшение экономического положения рабочих и крестьян

революция потерпела поражение и поэтому не привела ни к каким изменениям в обществе

 

50. Внешнюю политику царизма в годы Первой мировой войны отказались поддержать

все партии

партии либерального лагеря

большевики.

 

51. В России Советская власть была провозглашена

на I Всероссийском съезде Советов (1917 г.)

на II Всероссийском съезде Советов (1917 г.)

на III Всероссийском съезде Советов (1918 г.)

 

52. Особенности Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г.:

Февральская революция в России имела свои особенности и значительно отличалась от буржуазных революций на Западе

особенностей не было. Февральская буржуазно-демократическая революция произошла подобно буржуазным революциям на Западе и к власти пришла буржуазия

 

53. Основные положения программы данной партии включал в себя "Декрет о земле":

эсеровской партии

большевистской партии

кадетской партии

 

54. Итоги Гражданской войны:

общенациональный кризис

сохранение государственной независимости страны, ее суверенитета

экономический подъем

 

55. Одним из важнейших шагов по переходу к мирной жизни после Гражданской войны в России было решение:

вопрос о замене продразверстки продналогом

возвращение земли помещикам

денационализация крупной промышленности

 

56. Паспортная система и обязательная прописка граждан были введены в СССР:

1932 г.

1934 г.

1938 г.

 

57. III Советская Конституция была принята:

1938 г.

1936 г.

1934 г.

 

58. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 завершила

Московская битва

Курская битва

Сталинградская битва

 

 

59. Военными действиями против Японии в 1945 г.. руководил:

Жуков

Ваcилевский

Рокоссовский

 

60. Полный разгром фашистских войск закончен подписанием акта о безоговорочной капитуляции Германии:

8 мая 1945 г.

9 мая 1945 г.

2 мая 1945 г.

 

61. Успешному восстановлению экономики СССР в последний период способствовали:

Энтузиазм советского народа и внутренние экономические факторы

Помощь США в соответствии с планом Маршалла

Помощь других союзников по антигитлеровской коалиции

 

62. В сентябре 1953 г. Первым секретарем ЦК КПСС избран:

Маленков

Булганин

Хрущев

 

63. XX съезд КПСС и его решения:

Осложнили положение правящей партии и обстановку в стране

Не вызвали заметных перемен

Обусловили процесс демократизации государственной и общественной жизни, повышение эффективности партийно-государственного руководства, подъем производственной активности рабочих, колхозников, интеллигенции

 

64. В 1956 г. Н. Хрущев выступил с докладом "О культе личности и его последствиях". На каком съезде партии:

XIX в.

XXI в.

ХХ в.

 

65. "Серым кардиналом партии" в Брежневском руководстве называли:

Андропова

Суслова

Громыко

 

66. Последняя Конституция СССР принята:

1977 г.

1980 г.

1975 г.

 

67. Катастрофа на Чернобыльской АЭС произошла:

1985 г.

1986 г.

1987 г.

 

68. Результаты перестройки в СССР:

Переход страны на более высокий уровень развития общественного производства

Достижение политической стабильности в обществе

Снижение темпов экономического роста, нарастание трудностей и нестабильности в обществе

 

69. В 1990 г. была предложена экономическая программа 500 дней. Ее автор:

Шмелев

Явлинский

Гайдар

 

70. Верхней палатой законодательного собрания РФ является:

Государственный Совет

Федеральное собрание

Совет Федерации

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

 

1. Скифы на Северном Кавказе.

2. Происхождение древнейших русских городов.

3. Исторические портреты киевских князей IX-X вв.

4. Княжение Ярослава Мудрого как период расцвета Древнерусского государства.

5. Русь между Востоком и Западом.

6. Особенности формирова­ния централизованного государства в Северо-Восточной Руси.

7. Средневековый город древней Руси и Западной Европы.

8. Земские Соборы в истории России XVI – XVII вв.

9. Смута – время альтернатив.

10. Культура и быт Руси второй половины XIV-XVI вв.

11. Северная война и ее влияние на ход европейских реформ в России.

12. «Галицынская альтернатива» петровских реформ.

13. Гвардейские полки в истории «дворцовых переворотов».

14. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

15. Российские просветители XVIII в. и их идеи общественного развития.

16. Внешняя политика России при Александре I.

17. Отечественная война 1812 г.

18. Русская культура в первой половине XIX в.

19. Россия и Кавказ в первой половине XIX в.

20. Ставропольская губерния в пореформенные годы.

21. Модернизация экономики страны в 80-90-е гг. XIX в.

22. Общее и особенное в развитии российских городов в конце ХIХ в. и в первые десятилетия ХХ в.

23. Организация и деятельность революционного народничества в России.

24. Рабочее движение и распространение марксизма в России.

25. История российского парламентаризма. I-IV Государственные думы.

26. Ставропольская губерния в период революции 1905 – 1907 гг.

27. Аграрная реформа в Ставропольской губернии.

28. Западный фронт в Первой мировой войне. Отношение России с союзниками.

29.Либералы и царизм в годы Первой мировой войны.

30.Итоги Первой мировой войны. Складывание Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречивость.

31. Системный кризис самодержавия в России.

32. Октябрьская революция и политические партии.

33. Большевики и армия в 1917 г.

34. Крестьянство в революциях 1917 г.

35. Современная историография Гражданской войны в России.

36.Интервенция стран Антанты в России, как фактор ужесточения Гражданской войны.

37. Гражданская война на Северном Кавказе.

38. Эволюция экономических взглядов лидеров большевистской партии в 20 гг. Ленинская концепция строительства социалистического общества.

39. Советская национальная политика в 20-е годы. Оценка образования СССР в свете исторического опыта.

40. Внешняя политика Советского государства в 20 гг.

41. Истоки единовластия, авторитаризма в СССР.

42. Социальная структура советского общества в 30-е гг.

43. Противоречивость социально-политического и духовного развития советского общества в 30-е гг. Проблема массовых репрессий.

44. Актуальные вопросы истории Великой Отечественной войны. Проблема «белых пятен».

45. Антигитлеровская коалиция: история и уроки.

46. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

47. Развитие демократических движений в послевоенном мире.

48. Как и с какой целью было создано «Ленинградское дело».

49. Культ личности и идеологизация духовной жизни, её последствия в науке, литературе, искусстве.

50. Общественное сознание советских людей в послевоенное десятилетие.

51. Социально-экономические последствия НТР.

52. Духовная жизнь советского общества в конце 50-х и в 60-е гг.

53. Наш край в послевоенное десятилетие.

54. Экстенсивность или интенсивность: реалии экономической политики Советского государства.

55. Особенности научно-технического прогресса в СССР.

56. Противоречивость духовной жизни в СССР: культура официальная и неофициальная.

57. Афганская война и её отражение в политической жизни страны.

58. Перестройка: возникновение новых политических реалий.

59. Многопартийность в России: приобретения и издержки.

60. Проблемы общечеловеческих ценностей, нравственности, культуры как целостного явления общественной жизни конца ХХ в.

61.Радикальная экономическая реформа: цели, этапы, попытки реализации, причины неудачи.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Предмет и задачи курса “Отечественная история ”.

2. Образование Древнерусского государства.

3. Политическая раздробленность Руси.

4. Борьба Руси с иностранной агрессией в XIII веке. Монголо-татарское нашествие и его последствия.

5. Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV – начале XVI в.

6. Российское государство на рубеже XV-XVI вв.

7. Реформы 50-х годов XVI века и их значение.

8. Опричнина: сущность и последствия.

9. Внешняя политика России в XVI веке Ливонская война.

10. “Смутное время” начала XVII века как кризис российской государственности.

11. Народные восстания в XVII веке.

12. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVII – начале XVIII века.

13. Становление абсолютизма в России (середина XVII – первая четверть XVIII века). Оценка Петра I как государственного деятеля.

14. Внешняя политика России в первой четверти XVIII века. Северная война.

15. Социально-экономическое развитие России в XVIII веке.

16. Реформы Екатерины II. Политика “просвещенного абсолютизма” в России.

17. Крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева.

18. Внешняя политика России во второй половине XVIII века.

19. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века. Начало промышленного переворота.

20. Политическое развитие России в первой половине XIX века.

21. Внешняя политика России в начале XIX века. Отечественная война 1812 г.

22. Движение декабристов и его значение. Общественно-политические движения в России в 30-40-е гг. XIX века.

23. Внешняя политика России в 1815-1856 гг. “Восточный вопрос” и Крымская война.

24. Основные тенденции мирового развития в ХIХ – начале ХХ века.

25. Буржуазные реформы 60-70-х годов ХIХ века в России.

26. Контрреформы 80-90-х годов ХIХ века в России.

27. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-ХХ вв. Особенности российского капитализма.

28. Общественно-политическое развитие России в пореформенный период. Образование политических партий.

29. Причины, характер, особенности и основные этапы первой российской революции.

30. Стратегия и тактика политических партий в годы первой российской революции.

31. Итоги и значение первой российской революции. Опыт российского парламентаризма, I и II Дума.

32. Третьеиюньская политическая система в России.

33. Столыпинская аграрная реформа.

34. Причины возникновения и характер Первой мировой войны.

35. Россия в Первой мировой войне. Роль Восточного фронта.

36. Февральская революция 1917 года. Свержение самодержавия в России.

37. Классы и партии в условиях двоевластия. Альтернативы исторического развития России в 1917 году.

38. Октябрьское 1917 г. вооруженное восстание в Петрограде. II съезд Советов и его Декреты.

39. Место Октябрьской революции 1917 г. в отечественной и мировой истории. Формирование советской государственности в конце 1917 – первой половине 1918 г.

40. Гражданская война и иностранная интервенция в России (1918-1921 гг.). Ставрополье в годы Гражданской войны.

41. Идеология, политика и практика “военного коммунизма”.

42. Экономический и социально-политический кризис в Советской республике в 1920-1921 гг.

43. Новая экономическая политика: цели, сущность и результаты.

44. Национально-государственное строительство в 1920-е годы. Образование СССР.

45. Внутрипартийная борьба в 20-е годы (причины, характер). Свертывание нэпа.

46. Начало советской модернизации экономики. Политика индустриализации и ее итоги.

47. Коллективизация сельского хозяйства СССР: цели, этапы, оценка результатов.

48. Характеристика советского общества и политического режима 30-х годов.

49. Внешняя политика СССР в 30-е годы: достижения и просчеты.

50. Вторая мировая война: причины, характер и особенности.

51. Великая Отечественная война: этапы и основные события. Решающая роль СССР в разгроме фашистской Германии.

52. Вклад воинов, трудящихся Ставрополья в достижение Победы в Великой Отечественной войне.

53. Геополитические последствия Второй мировой войны. “Холодная война” и противостояние двух систем.

54. Восстановление народного хозяйства СССР во второй половине 40-х годов.

55. Альтернативы социально-экономического и политического развития СССР в послевоенные годы.

56. ХХ съезд КПСС и его значение. Смягчение политического режима и “оттепель” в духовной жизни.

57. Экономические реформы 50-60-х годов в СССР.

58. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в 70 – начале 80-х гг. Кризис советской модели социализма.

59. Перестройка в СССР: цели, этапы и итоги.

60. Распад СССР и образование СНГ.

61. Политическое развитие России в 1990-е годы.

62. Социально-экономические преобразования в России в 1990-е годы, их итоги и последствия.

63. Внешняя политика России в конце XX – начале XXI в.

64. Экономическое и политическое развитие РФ на современном этапе. Послание Президента РФ Федеральному Собранию.

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «История».

а) основная литература:

 

б) дополнительная литература:

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://www.lants.tellur.ru/history/danilevsky/ Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.)

http://clarino2.narod.ru/ История Великой Руси (Древнерусское государство).

http://www.lrc-lib.ru/ Рукописные памятники Древней Руси.

http://a-nevskiy.narod.ru/ Александр Невский.

http://ivangrozny.boom.ru/glav.html Иван Грозный.

http://www.statehistory.ru/10/Zemskie-sobory/ Даниил Иванов «Земские Соборы».

http://www.rusempire.ru/ Российская империя. История государства Российского.

http://www.cossackdom.com/ «Казачество XV-XXI вв.».

http://decemb.hobby.ru/ Музей декабристов.

http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.

http://ermolov.org.ru/ А.П. Ермолов.

http://narovol.narod.ru/ О народовольцах XIX в.

http://www.istorya.ru/ История России.

http://militera.lib.ru/ Военная литература.

http://www.hrono.ru/dokym/1929kol/index.php. Коллективизация.

http://www.hrono.info/sobyt/1930/ Коллективизация в СССР 1929-1934 гг.

http://proza.rnls.ru/ Лежава И. Коллективизация и голод на Ставрополье.

http://20th.su/ «Музей «20-й век». Мы из СССР».

http://www.alexanderyakovlev.org/almanah Альманах. Россия. ХХ век.

 

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «История».

Тема № 1. Предмет, функции и методы изучения истории

История как наука. Предмет курса «История», его место в системе гуманитарных дисциплин, хронологические рамки и периодизация. Понятие исторического процесса.

Зарождение истории: мифы, былины, легенды и др. Первое историческое сочинение Геродота, его значение.

Функции исторической науки: познавательная, социальной памяти, практически-политическая, мировоззренческая и воспитательная.

Историческая наука в России в XVIII – первой половине XIX в.: В.Н. Татищев; М.В. Ломоносов; Н.М. Карамзин.

Современная методология изучения общественного развития. Формационный (К. Маркс; Ф. Энгельс; М.Н. Покровский) и цивилизационный подходы к изучению истории (Н.Я. Данилевский; О. Шпенглер. А. Дж. Тойнби). Теория модернизации. Роль природно-климатического фактора в истории общества. В.О. Ключевский. А.Л. Чижевский. Л.Н. Гумилев. Принципы исторического познания: объективности и историзма.

Виды исторических источников. Общая характеристика литературы по курсу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.192 (0.013 с.)