Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судебная система Республики Беларусь
1. Образование и развитие судебной системы: а) история судебных органов в дореволюционный (1917 г.) период; б) развитие судебной системы в послереволюционный период. 2. Конституционный Суд Республики Беларусь 3. Суды общей юрисдикции (общие суды). 4. Хозяйственные суды. 5. Международный арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Республики Беларусь. 6. Третейские и товарищеские суды.
Образование и развитие судебной системы. А) История судебных органов в дореволюционный период.
История развития законодательства Беларуси о судебной власти, развитии судебной системы в период с пятнадцатого по двадцатый век неразрывно связана развитием законодательства Великого княжества Литовского, Речи Посполитой и Российской империи, в период ее нахождения в составе этих государств. Основными источниками по истории судебных органов являются актовые книги, содержащие материалы о деятельности следующих судов. Коронный трибунал Речи Посполитой. Образован в 1578 году как высший апелляционный суд, в который непосредственно апеллировали на решения земских и гродских (городских) судов. Главный Литовский трибунал. Высший апелляционный суд, определения которого имели силу сеймовых постановлений. Особенностью этих постановлений было то, что их не мог отменить даже король. Учрежден в 1581 году при короле Стефане Батории. Состоял из 46 судей-депутатов. Рассматривал апелляции на решения земских, гродских и подкоморских судов. Трибунал исполнял также нотариальные обязанности. Скарбовый трибунал ВКЛ. Административное и судебное учреждение Великого княжества Литовского с 1591 года. Трибунал рассматривал дела о казенных недоимках и другие. Ликвидирован в 1764 году. Задворный асессорский суд ВКЛ. Великокняжеский суд ВКЛ ХVI – XVIII вв. Название «Задворный асессорский суд» утвердилось к началу XVIII в., так как дела рассматривались в отсутствие великого князя (за двором). Данный суд рассматривал вопросы по имущественным делам шляхты, духовенства. Магистраты. В конце XV в. учреждены в Великом княжестве Литовском как органы городского самоуправления. В состав магистрата входили войт, бурмистры, радцы, лавники и писарь. Магистраты просуществовали в Беларуси до конца XVIII в. и были упразднены после присоединения Беларуси к Российской империи указами Екатерины II. Как городовые магистраты действовали в Восточной Беларуси с 1773 года, в Центральной и Западной Беларуси - с 1795 года. Были ликвидированы в 1866 году.
Гродские и замковые суды. Эти суды свое название получили от места заседания в городах, замках. Учреждались в ХV в. в каждом повете. Возглавлялись старостами и подстаростами, в воеводствах – воеводами. Рассматривали уголовные и гражданские дела шляхты и податных сословий ВКЛ. Ликвидированы в 1795 году с передачей функций уездным судам. В материалах этих судов находятся: манифест польского короля Станислава августа судебным учреждениям Польши и Великого княжества Литовского о правах и обязанностях чиновников, работе судов, порядке подачи апелляций, привилеи (копии) польских королей о предоставлении городам и местечкам магдебургского права, акты о бесчинствах польских солдат в городах и селах и другое. Земские (поветовые) суды. Образовывались в каждом повете в XV в. Состояли из судьи, подсудка и писаря. Они подвергались реорганизации и с 1797 по 1831 действовали уже как земские поветовые суды. В полномочия Земских судов входило разбирательство гражданских и уголовных дел, выполнение нотариальных действий. Каптуровые суды. Учреждены в 1572 году как временные судебные органы в период междуцарствий, после смерти короля до выбора нового. В их обязанности входило разбирательство уголовных и гражданских дел. Данные суды просуществовали более века и были ликвидированы в 1768 году. Подкормские суды. По второму статуту Великого княжества Литовского образованы в 1566 году. В каждом повете избиралось четыре кандидата, один из которых утверждался королем. Рассматривали дела, поступавшие из гродского и земского судов, отдельные дела по земельным спорам, дела о вводе во владение имениями и др. Апелляции подавались в Главный трибунал ВКЛ. Ликвидированы уже в период российской империи в 1832 году. Комиссарские суды. Это были временные суды, назначавшиеся королем для рассмотрения споров, возникающих между администрацией королевских имений, частными владельцами и магистратами. Апелляции подавались в задворный асессорский суд Великого княжества Литовского. В полномочия комиссарских судов входило и установление границ лесничеств, магистратов, монастырей. Рассматривались дела о волнениях крестьян и другие.
Совестный суд. Основным предназначением данного суда было примирение конфликтующих сторон. В случае несогласия на примирение дело передавалось в обычные суды.
В каждой губернии создавались сословные суды для рассмотрения в апелляционном порядке уголовных и гражданских дел: ● дворян – верхний земский суд; ● горожан - губернский магистрат (или ратуша); ● государственных, экономических, помещичьих крестьян, однодворцев – верхняя расправа. Председатели этих судов назначались Сенатом, а заседатели избирались соответствующими сословиями. В каждом уезде действовали сословные суды первой инстанции: уездный суд для дворян, городской магистрат (или ратуша) – для горожан и нижняя расправа для непомещичьих крестьян. При уездных судах и городовых магистратах создавались соответствующие сословные органы опеки. Это были: - дворянская опека в составе уездного предводителя дворянства, уездного судьи и заседателей; - сиротский суд в составе городского головы, членов магистрата и городского старосты. Их задачей было сохранение собственности в случае, если владельцами были вдовы, малолетние или лица, которые «проматывали» свое состояние. Над такими назначались опекуны, которые управляли опекаемым имуществом за пять процентов с его доходов. Дворянские опеки и сиротские суды осуществляли надзор за состоянием опек, разбирали жалобы на опекунов. Действовали эти суды в основном до 1797 года за исключением уездных судов, функции которых после ликвидации вначале исполняли земские и поветовые суды, затем с 1831 года палаты уголовного и гражданского судов, а с 1883 года окружные суды по уголовным и гражданским делам. Данные суды были ликвидированы в 1917 году. В полномочия этих судов входило рассмотрение вопросов: - по обвинению крестьян в уклонении от рекрутской повинности; - о признании права наследства; - о совершении купчих и дарственных крепостей, закладных на крестьян; - дела о конфискации имений за участие в восстаниях (1830 и 1863 годов); - дела о разделе имений между помещиками; - исковые дела по долгам, контрактам, закладным и дарственным и др. В соответствии с судебно-правовой реформой 1864 года в Российской Империи вводились две системы судебных учреждений: ● суды с избираемыми судьями – мировые суды; ● суды с назначаемыми судьями – окружные суды и судебные палаты. Вплоть до Октябрьской революции продолжала сохраняться ранее установленная система судебных органов: судебные палаты, окружные и волостные суды, мировые суды и их съезды, прокуроры окружных судов, а также нотариальные учреждения.
Б) Развитие судебной системы в послереволюционный период.
Судебная система Беларуси прошла сложный, противоречивый путь развития. Можно выделить несколько этапов в истории судебной системы, первый из которых охватывает 1917—1921 гг. — годы революционного слома, упразднения старой судебной системы и создания нового советского суда.
В дореволюционной России действовала достаточно прогрессивная судебная система, введенная Судебными уставами 1864 г. Они декларировали такие демократические принципы и институты, как несменяемость судей, их независимость от администрации, выборность мирового суда, суд присяжных заседателей, институт адвокатуры и др. Действовали местные и общие суды. К первым относились волостные суды, мировые суды и съезды мировых судей, ко вторым — окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат с его многочисленными департаментами. Функционировали и специализированные суды (коммерческие, детские, церковные, военные и т.д.). Новая власть считала необходимым полностью упразднить старую судебную систему. В Белоруссии на местах стали создаваться новые суды, которые и были первым шагом в организации советской судебной системы на новых пролетарских основах. Исходным правовым документом советской власти в области судебного строительства явился Декрет Совнаркома РСФСР о суде от 24 ноября (7 декабря) 1917 г., который в последующих нормативных актах именовался Декретом о суде №1. Законодательно закрепив упразднение старой судебной системы, он предусмотрел организацию новых советских судов на началах выборности судей, участие в судебном разбирательстве заседателей, коллегиальность, гласность процесса и др. Сразу же после обнародования Декрета началось создание местных судов и революционных трибуналов. Первые учреждались для рассмотрения отнесенных к их подсудности гражданских дел и дел об общеуголовных преступлениях, вторые — для рассмотрения дел о контрреволюционных и иных особо опасных для советского государства преступлениях и являлись чрезвычайными (исключительными) судами. Позднее в соответствии с Декретом о суде № 2 были образованы окружные народные суды, рассматривавшие дела, превышавшие подсудность местного народного суда. Предусмотренные этим декретом областные народные суды и Верховный судебный контроль созданы не были. В Беларуси, входившей до января 1919 г. в состав Российской Федерации, были проведены в жизнь и другие декреты ВЦИК и СНК об организации общих судов и революционных трибуналов. Большую роль в истории советского суда сыграл Декрет (Положение) о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г., учредивший единый народный суд в трех составах: народный судья, народный судья и два народных заседателя и народный судья и шесть народных заседателей. В каждом из судебных округов для рассмотрения кассационных жалоб на решения и приговоры народных судов создавался Совет народных судей, выполнявший одновременно функции судебного контроля.
Образование Белорусской ССР в области судебного строительства было отмечено опубликованием в середине января 1919 г. постановления Народного комиссариата юстиции республики об организации народного суда. Оно подтвердило упразднение в БССР старых судебно-следственных учреждений и объявило о создании органов пролетарского правосудия. В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции получают широкое распространение революционные трибуналы различных видов и наименований. Эти годы иногда называют годами «трибунальской юстиции». Действовали следующие виды этих судов: 1) губернские революционные трибуналы во главе с Кассационным трибуналом при ВЦИК и Верховный революционный трибунал при ВЦИК; 2) революционные военные трибуналы во главе с Революционным военным трибуналом при Революционном военном совете республики; 3) революционные военные железнодорожные трибуналы — с Главным военным железнодорожным трибуналом при Народном комиссариате путей сообщения. После образования БССР в январе 1919 г. в республике наряду с народными судами функционировали Минский, Витебский и Могилевский революционные трибуналы. В Литовско-Белорусской республике, созданной в феврале 1919 г., действовали Революционные военные трибуналы Беллитармии и Западного фронта. В декабреЛ920), были учреждены Революционный трибунал Беларуси и Кассационный трибунал при ЦИК БССР. Осенью, 1922 г. они были упразднены и на их основе образованы Высший и Высший кассационный Второй период истории советского суда в БССР — 1922—1935 гг. В связи с переходом к новой экономической политике после окончания гражданской войны республика приступила к восстановлению народного хозяйства.- В целях укрепления законности и развития советской демократии в БССР были осуществлены меры, имевшие общественно-политическое значение. 1922 год был знаменательным годом в истории советской юстиции. Осуществляется первая кодификация права, учреждаются прокуратура и адвокатура. Осенью того же года в республике была проведена частичная реформа суда, в результате которой система судов стала трехзвенной: народные суды, Высший Суд и Высший кассационный Суд. 30 марта 1923 г. вторая сессия ЦИК БССР приняла Положение о судоустройстве, обобщающее опыт судебного строительства в республике. В БССР создается судебная система, действовавшая впоследствии многие десятилетия, а именно: народный суд, высший Суд (в дальнейшем реорганизованный в окружные, а затем областные суды) и Верховный Суд. Наряду с системой общих судов предусматривалось действие: военных трибуналов — по делам о преступлениях, совершённых в армии; особых сессий народного суда - по трудовым делам; земельных комиссий — по земельным делам; арбитражная комиссия — по спорам между социалистическими предприятиями (организациями).
Основным звеном судебной системы был народный суд. Народный судья единолично или с участием двух народных заседателей осуществлял свою деятельность по отправлению правосудия в пределах уезда или городского района. Кассационной инстанцией для народных судов являлся Высший Суд, действовавший в качестве суда первой инстанции по отнесенным к его ведению делам и выполнявший функции судебного контроля. Верховный Суд являлся высшим судебным органом республики: осуществлял надзор за судебной, деятельностью всех нижестоящих судов, кроме военных трибуналов. В 1924 и 1925 гг. были приняты новые Положения о судоустройстве БССР, которые в полном соответствии с Основами судоустройства СССР и союзных республик от 29 октября 1924 г. — первым общесоюзным законом о судебной организации — сформулировали задачи правосудия, определили организацию судебных учреждений. В связи с укрупнением БССР и введением нового административно-территориального деления вместо Высшего Суда были организованы окружные суды, а также расширены полномочия Верховного Суда республики. Образование Союза ССР 30 декабря 1922 г. положило начало созданию общесоюзных органов юстиции, первым из которых был Верховный Суд Союза ССР. Он был учрежден 6 июля 1923 г. постановлением второй сессии ЦИК СССР в целях объединения судебных систем союзных республик, обеспечения единства судебной практики в масштабе страны. Высший судебный орган Союза ССР был наделен широкими полномочиями: действовал в качестве суда первой инстанции по делам, имевшим исключительное значение, затрагивавшим интересы двух или нескольких союзных республик, а также дела по обвинению высших должностных лиц страны в преступлениях по должности; кассационной инстанции в отношении военных трибуналов; надзорной инстанции в отношении верховных судов союзных республик; давал судам руководящие разъяснения и толкования общесоюзного законодательства. С 1923 по 1933 г. он осуществлял конституционный контроль за соответствием Конституции Союза ССР постановлений ЦИК и СНК союзных республик, а также постановлений Совета народных комиссаров СССР, центральных органов и отдельных общесоюзных наркоматов, кроме постановлений ЦИК СССР и его Президиума. Впоследствии эта функция перешла к Прокуратуре СССР. В 1934 г. Верховный Суд СССР получил право отменять незаконные акты правосудия верховных судов союзных республик. По первой инстанции Верховный Суд СССР рассмотрел за эти годы много дел, имевших особое общественно-политическое значение: дело провокатора Малиновского, дело об убийстве 26 бакинских комиссаров, дело «Промпартии», шахтинское, право троцкистского блока и др. Многие из этих процессов были сфальсифицированы в целях расправы с политическими противниками, с оппозицией сталинскому руководству. В связи с ликвидацией округов в БССР в 1931 г. было принято четвертое Положение о судоустройстве, которое закрепило двухзвенность судебной системы: народные суды и Верховный Суд республики. Вскоре, однако, среднее звено было восстановлено. В 1931 г. окружные суды были реорганизованы в областные суды. В стране установилась трехзвенная судебная система общих судов, действующая до настоящего времени. Жизнь показала, что для нашей республики наиболее целесообразна именно трехзвенная система судов общей юрисдикции. В рассматриваемые годы в Беларуси функционировали национальные камеры народных судов. Они были созданы в плане реализации постановления ЦИК БССР от 15 июля 1924 г. «О практических мероприятиях по проведению национальной политики, которым намечался комплекс мер по развитию белорусского языка и национальной культуры, выдвижению кадров из коренного населения. Организацией этих камер ставилась задача обеспечить национальные меньшинства, компактно проживающие на территорий республики, реальной возможностью участвовать в осуществлении правосудия, приблизить суд к местному населению, сделать его максимально доступным и понятным для трудящихся. Поскольку в республике в то время наиболее многочисленными компактными национальными меньшинствами были евреи, поляки и латыши, для их обслуживания в сфере правосудия были созданы шесть еврейских, три польских и одна латышская национальные камеры. 31 марта 1934 г. они были упразднены, что было вызвано определенными достижениями в области национальной политики, ростом культуры и образования, миграцией населения, обеспечением лиц, не владевших языком судопроизводства, переводчиком и правом выступать в суде на родном языке. В 30-е гг. были созданы и стали действовать транспортные суды. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК'БССР от 27 ноября 1930 г. в Минске организуется линейный железнодорожный суд, в 1934 г. - водный транспортный суд. В 1933 г. линейный суд железнодорожного транспорта, а в 1936 г. - водного транспорта, как и все аналогичные суды в других союзных республиках, были переданы в ведение Верховного Суда СССР. В годы Великой Отечественной войны они реорганизуются в военно-транспортные трибуналы, а в послевоенный период - в единые транспортные суды (линейные и окружные). В 1957 г. они были упразднены, а дела, отнесенные к их подсудности, переданы на рассмотрение судов общей юрисдикции. Третий период в истории советского суда в Беларуси 1936-1957 гг., т.е. предвоенные, военные и первые послевоенные годы. Конституция СССР 1936 г. и Конституция БССР 1937 г. расширили демократические основы правосудия: впервые в советское время на высшем юридическом уровне закрепили принципы организации и деятельности суда: выборность судей и народных заседателей, участие в судебном рассмотрении дел народных заседателей, независимость судей и подчинение их только закону, открытое судебное разбирательство, право обвиняемого на защиту, ведение судопроизводства на национальном языке и др. В отличие от Конституции СССР 1924 г. общесоюзная Конституция 1936 г. отнесла к ведению Союза ССР все законодательство о судоустройстве. 16 августа 1938 г. вторая сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Союзные республики, в том числе БССР, в течение двадцати лет не имели права принимать свои нормативные акты по судоустройству, так как проводилась жесткая централизация по всем направлениям государственного строительства. Принятый общесоюзный закон о судоустройстве нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, он проводил демократизацию судебной системы на основе развития конституционных принципов, а с другой стороны — ограничивал полномочия судов союзных республик. В частности, Верховный Суд БССР, как и верховные суды других союзных республик, лишался права законодательной инициативы, права давать руководящие разъяснения по применению республиканского законодательства, сужались надзорные полномочия вышестоящих судов. По Закону «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» 1938 г. действовали два вида судов: общесоюзные (Верховный Суд СССР, военные трибуналы, суды водного и железнодорожного транспорта) и суды союзных республик. К последним были отнесены верховные суды союзных республик, верховные суды автономных республик, краевые, областные, городские суды (на правах областных), суды автономных областей и автономных округов, народные суды. Соответственно в БССР действовали: Верховный Суд БССР, областные и народные суды. Высшим судебным органом страны, в том числе БССР, являлся Верховный Суд Союза ССР, права которого были этим законом существенно расширены. Он был наделен неограниченными полномочиями по пересмотру любых судебных решений, вынесенных любым судом страны, по-прежнему был наделен правом давать руководящие разъяснения по спорным вопросам судебной практики, выполнял функции кассационной инстанции в отношении специальных судов, рассматривал дела по первой инстанции. В 20-50-е гг. в БССР, как и по всей стране, проводились массовые политические репрессии. В попрании прав человека принимали участие правоохранительные органы и суды. После смерти Сталина были приняты меры к ликвидации последствий культа личности, восстановлению режима законности и правопорядка. Четвертый период истории развития суда в БССР — 1958-1976 гг. В эти годы в соответствий с законом «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов» от 11 февраля 1957 г. были приняты Основы законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Положение о военных трибуналах 25 декабря 1958г. На основе общесоюзного закона о судебной организации союзные республики, в том числе и БССР, приняли свои законодательные акты по судоустройству. Это соответствовало установке на расширение суверенных прав союзных республик. Высший судебный орган страны, возглавляя систему судов, действовавших на территории СССР, стал пересматривать в порядке надзора решения, приговоры и постановления верховных судов союзных республик, если они противоречили общесоюзному законодательству или нарушали интересы других союзных республик. Верховный Суд БССР, как и верховные суды других союзных республик, был вновь наделен правом законодательной инициативы и правом давать судам республики разъяснения по вопросам применения законодательства Белорусской ССР при рассмотрении гражданских и уголовных дел. Совершенствование организационных форм судебной системы выразилось в организации районных (городских) народных судов вместо ранее действовавших участковых. Одно из важных направлений деятельности вышестоящих судов в это время — реабилитация жертв политических репрессий, восстановление их прав и возмещение ущерба. Новый рубеж в развитии суда знаменует принятие Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г. Они развили конституционные основы правосудия, ввели специальные статьи, посвященные адвокатуре и государственному арбитражу. Было обновлено и приведено в соответствие с конституционными актами все законодательство о судоустройстве и судопроизводстве, прокурорском надзоре, адвокатуре и др. 30 ноября 1979 г. Верховный Совет Союза ССР принял законы о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, об адвокатуре в СССР и. о государственном арбитраже, а летом 1980 г. — Закон о внесении изменений и дополнений, вытекающих из Конституции СССР, в Основы законодательства о судоустройстве и Положение о военных трибуналах. На основе названных общесоюзных законов 8 ноября 198Рг. в БССР были приняты Закон о судоустройстве, Закон о выборах районных (городских) народных судов, Закон о порядке отзыва народных судей и народных заседателей народных судов. Следующий этап в развитии суда в БССР - 1986-1991 гг., когда в условиях взятого партией курса на перестройку, расширение демократии и гласности, создание правового государства начался процесс проведения в стране правовой реформы, повышения роли суда, укрепления гарантий судопроизводства и улучшения деятельности всей системы юстиции. Укреплению судейской независимости способствовало внесение изменений и дополнений в Конституцию СССР и Конституцию БССР, которые предусматривали избрание судей судов первого и второго звена судебной системы вышестоящими Советами народных депутатов, более продолжительный срок их полномочий (вместо пяти десять лет), отмену подотчетности судей избирателям и органам, их избравшим. Существенный вклад в развитие судебной системы внесли принятые в 4989 т. общесоюзные законы о статусе судей в СССР, об ответственности за неуважение к суду, а также Основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве и ряд других нормативных актов, касающихся судебной организации. В соответствии с ними в БССР в 1990 г. были утверждены Положения о квалификационной аттестации судей, о квалификационных коллегиях судей, о дисциплинарной ответственности судей, отзыве и досрочном освобождении судей и народных заседателей, о принесении ими присяги и др. В связи с принятием Верховным Советом СССР в мае 1990 г. Закона о Высшем арбитражном суде СССР в БССР летом 1991 г. вместо органов государственного арбитража были учреждены хозяйственные суды. Как особый период в развитии суда в Беларуси следует рассматривать годы после обретения республикой государственной независимости. Начался процесс интенсивного государственного строительства, национального возрождения, трудный путь замены институтов и норм политической власти административно-командной системы государственно-правовыми формами и предписаниями, соответствующими новым потребностям общественного развития. С распадом Союза ССР и провозглашением Республикой Беларусь суверенитета начались изменения и в судебной системе. Многие десятилетия, являясь составной частью административно-командной системы, она проводила в правосудии политические решения партии, обеспечивала репрессивную направленность в своей деятельности, оказывала на граждан одностороннее идеологическое влияние. На территории республики, как и в стране в целом, действовала единая, жестко централизованная, привязанная к административно-территориальному делению судебная организация. С середины 30-х гг. и вплоть до распада Союза ССР в БССР действовала трехзвенная система общих судов: народные, областные и Минский городской (с 1978 г.) суды, Верховный Суд БССР. Надзор за деятельностью судов республики, как и всей страны, осуществлял до января 1992 г. Верховный Суд СССР. Военные трибуналы, как общесоюзные суды, в судебную систему БССР не входили, хотя и действовали на ее территории. Однако положение изменилось, когда не стало союзного государства. Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 января 1992 г. военные трибуналы, функционировавшие на ее территории, были включены в республиканскую систему судов. В составе Верховного Суда республики появилась Военная коллегия. В мае 1993 г. военные трибуналы были переименованы в военные суды. Однако этого было недостаточно. Чтобы сделать судебную систему эффективной, способной надежно защищать права и свободы граждан, утверждать законность, гражданский мир и согласие, Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь предложила реформировать судебную систему на следующих исходных началах: 1. Децентрализация за счет функционального разделения организационных форм судебной власти. 2. Максимальное приближение суда к населению, экстерриториальность основного звена судебной организации. 3. Обеспечение компетентности и профессионализма в судебной деятельности. 4. Сочетание единоличного и коллегиального порядка рассмотрения дел. 5. Участие народа в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей. 6. Образование специализированных судов и судебных коллегий. 7. Учреждение избираемого народом мирового суда как низшего звена судебной системы. 8. Восстановление апелляционного суда при сохранении кассационной и надзорной инстанций в системе судов. Не все эти идеи были восприняты законодателем. В частности, о создании мировых и окружных судов, о введении апелляционного порядка пересмотра дел и некоторые другие. Однако даже частичное их воплощение в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» 1995 г. является шагом вперед в совершенствовании организационных форм судебной деятельности, в повышении правового и социального статуса судей, укреплении их независимости, обеспечении права граждан на судебную защиту. Процесс реформирования суда, как и формирования новой правовой системы в целом, не завершен. В этом направлении сделаны лишь первые шаги. Потребуются годы напряженного труда и немалые финансовые затраты, чтобы сполна реализовать новеллы Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» и предусмотренные им подзаконные акты по судебной организации, сделать высокоэффективной всю систему правосудия, способную стать реальным противовесом законодательной и исполнительной властям, обеспечить свободу личности квалифицированной и беспристрастной судебной защитой. Историческое значение для укрепления и развития национальной судебной системы имели решения Первого съезда судей Республики Беларусь, в частности его резолюция. В ней намечена система мер по совершенствованию деятельности судов по осуществлению правосудия, законодательному и кадровому ее обеспечению, укреплению судебной системы, а также отражены новые подходы к процессу дальнейшего реформирования отечественного судоустройства и судопроизводства. Многие из этих мер уже претворены в жизнь, некоторые из них еще ждут своей реализации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.043 с.) |