Характерные черты судебной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты судебной власти.



 

Для выполнения своего предназначения судебная власть должна обладать определенными, только ей присущими свойствами. К ним относятся: самостоятельность и независимость; полнота и исключительность; верховенство в системе юстиции; объективность и беспристрастность; политическая нейтральность; легитимность.

Все эти свойства судебной власти связаны между собой и разграничение некоторых из них возможно только теоретически. Они наличествуют объективно, переплетаясь и дополняя друг друга, и проявляются в полномочиях судебной власти, ее организации и формировании, статусе судей и процедуре деятельности, взаимодействии с другими ветвями власти, обеспечивая выполнение возложенных на суд задач.

Самостоятельность и независимость судебной власти проявляется в ее организационном отграничении от других ветвей власти, осуществлении судебных функций независимо от посторонних влияний при соблюдении тайны совещания при вынесении решений на основе закона и внутреннего убеждения, сформированного в результате всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Самостоятельность, как и независимость судебной власти, выражается в отсутствии административного подчинения нижестоящих судов вышестоящим, как это имеет место в системе органов исполнительной власти. Решения суда не подлежат утверждению и, вступив в законную силу, становятся общеобязательными для исполнения не всей территории республики. Самостоятельность судебной власти осуществляется в пределах и порядке, предусмотренных законом, а независимость судей сочетается с их подчинением закону. Судебная власть должна не создавать, а применять нормы права к конкретным жизненным случаям и отношениям.

Полнота и исключительность судебной власти означает полноту ее полномочий при осуществлении правосудия, полновластие суда при разрешении подведомственных споров и конфликтов. Судебная власть не делит функцию правосудия ни с какой иной властью, то есть является исключительной по своему характеру. Это проявляется и в общеобязательности вступивших в силу решений суда, невозможности их отмены даже высшими органами государственной власти и управления. Только вышестоящие судебные инстанции в предусмотренном законом порядке при наличии законных оснований вправе проверить и прокорректировать судебные решения, вынесенные органами судебной власти.

Объективность и беспристрастность суда являются неотъемлемыми свойствами судебной власти, без которых она превращается в судилище и произвол, неприемлемые для правового, демократического государства. Этот принцип требует непредвзятого, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, собирания и проверки как обвинительных, так и оправдательных доказательств. При лично, прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела судья (суд) подлежит отводу или должен заявить себе самоотвод.

Верховенство судебной власти определяется прежде всего тем, что она формируется высшей, верховной властью. Суды осуществляют принадлежащую им власть от имени государства, независимо от чьей-либо воли, в точном соответствии с Конституцией и законами. Судьи в конституционном порядке наделяются полномочиями по отправлению правосудия. Верховенство судебной власти проявляется в ведущем, лидирующем ее положении в системе юстиции. Она контролирует досудебное производство и принимает окончательное решение по юридическим вопросам, отнесенным к ее компетенции. Судебная власть проверяет законность действий нотариальных органов и судебных исполнителей. Судебной власти принадлежит окончательное, авторитетное слово по вопросам конституционности законов, декретов, указов Президента.

Политическая нейтральность судебной власти проявляется в том, что суды и судьи, как арбитры в разрешении правовых споров и конфликтов в обществе, должны быть вне политики и политической борьбы. Судьи не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, чтобы избежать политических влияний и пристрастий. Они не вправе поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или иных политических акциях, то есть активно заниматься политической деятельностью.

Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, поскольку депутатская деятельность носит политический характер. Полномочия судьи приостанавливаются в период его участия в избирательной кампании в качестве кандидата в Президенты, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов – на время его участия в избирательной кампании. Требования политической нейтральности закреплены в ст.123 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей Республики Беларусь».

Государственной власти присуще такое свойство как легитимность, под которой следует понимать совокупность оснований для оправдания господства одних людей над другими. Судебная власть является частью государственной власти и потому ей также свойственна легитимность. Легитимность судебной власти состоит в ее соответствии прогрессивным человеческим ценностям. Судебная власть будет легитимной, если она организована так, чтобы соответствовать основополагающим целям государства, дополнять законодательную и исполнительную власти, быть гарантом их надлежащего функционирования.

Легитимность судебной власти усматривают в ее соответствии закону, установленной им процедуре ее формирования, организации и деятельности. Судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержке и признании авторитета выносимых ею решений.

 

 

Правосудие.

Правосудие является одним из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной. В процессе осуществления правосудия принимаются решения по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, прав и свобод субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений, политических партий и т.д. Поэтому правосудию отведена ведущая и ответственная роль в государственной деятельности.

Правосудие – это самостоятельный вид государственной деятельности, главная и основная функция судебной власти, осуществляемая специальным субъектом – судом.

Судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия народных заседателей посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства (ст.2 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей»).

Компетенция суда проявляется в его деятельности и представляет собой совокупность действий суда, совершаемых в определенной последовательности и образующих судебный процесс. И, таким образом, правосудие – это правоприменительная деятельность суда. При этом правовые нормы образуют основу судебной деятельности, организуют осуществление функции правосудия, придают ей определенную направленность. Правовые нормы являются основным, фундаментальным регулятором правосудия. Право в наибольшей мере вторгается в деятельность по реализации правосудия и упорядочивает поведение субъектов как носителей общественных отношений.

Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначения ему соответствующей меры уголовного наказания. Такова роль правосудия и при определении правовых последствий, вытекающих из рассмотрения споров, связанных с реализацией трудовых, жилищных, семейных, авторских и других имущественных и неимущественных прав, предоставленных гражданину.

Судебные решения, принимаемые в процессе отправления правосудия – приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам, определения, постановления в соответствии с законом наделяются особыми свойствами. Рассмотрим отличительные признаки (свойства) правосудия, к которым относятся следующие:

● правосудие осуществляется только особым органом – судом. Это означает, что правосудие включено в систему государственных функций, которая осуществляется специально созданными для этого органами - судами. Государство в данном случае гарантирует не возлагать функцию правосудия на другие специально созданные государственные органы и наиболее важные с точки зрения государства юридические конфликты будут разрешаться судом, вне желания сторон рассмотреть возникший конфликт другим государственным органом;

● рассмотрение и разрешение дела есть правоприменительная деятельность суда и должно базироваться на конкретных правовых нормах. Вместе с тем, лишь наиболее важные стороны правосудия подвергнуты правовому регулированию, а в остальном государство доверяет суду действовать по своему усмотрению, опираясь на индивидуальное сознание (правосознание – выделено нами И.А., Н.И.) судьи. Каждый шаг судьи невозможно регламентировать и потому в ряде случаев в законе содержатся лишь общие рекомендации о его деятельности. Тем самым ему предоставляется определенная свобода в выборе варианта поведения. В таких случаях суд использует свое усмотрение, но решение, принятое судом исходя из своего усмотрения, влечет те же правовые последствия, что и решение, принятое на основе конкретного правового предписания.

Для обеспечения целесообразного и справедливого судебного решения необходимо сочетание норм права и судебного усмотрения, ограниченного их пределами. Роль судебного усмотрения при осуществлении правосудия определяется уровнем детализации правового регулирования, который избрал законодатель. Этот показатель будет неодинаков и зависит от важности той или иной сферы общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию. По мнению Бибило В.Н. судебное усмотрение выступает «в двух формах (не менее): когда суд из нескольких конкретных правовых норм выбирает одну и применяет её; когда конкретных правовых нормы». Вместе с тем, следует констатировать, что в любом случае суд действует на основе закона.

● осуществление правосудия не произвольно, а посредством конкретных, установленных законом способов (обязательный признак правосудия). Действия суда совершаются в определенной последовательности при соблюдении предусмотренной законом юридической процедуры. Эти действия образуют судебный процесс, который включает в себя «научно обоснованный порядок судебного рассмотрения и разрешения юридических дел…». Осуществление правосудия в процессуальной форме означает как установленный порядок производства судом по делу в целом, так и условия, последовательность проведения судом отдельных действий при рассмотрении конкретного дела;

● общеобязательность решений судебных органов является одним из важных свойств. Это значит, что вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда, вынесенные при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех государственных и общественных организаций, учреждений, предприятий, независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан на всей территории Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 14 Кодекса О судоустройстве и статусе судей требование судьи, вытекающее из его полномочий и предъявленное в соответствии с законодательством, является обязательным и подлежит исполнению в установленный срок всеми государственными органами, иными организациями, а также должностными лицами и гражданами. Информация, истребуемая судьей в связи с рассматриваемым делом, предоставляется бесплатно. Неисполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, и требований судьи влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством. Например, статья 423 УК предусматривает уголовную ответственность за неисполнение приговора, решения или иного судебного акта.

Одной из гарантий обязательности исполнения требования суда (судьи) является ответственность за неуважение к суду. Проявление неуважения к суду со стороны должностных лиц или граждан, принимающих участие в деле, присутствующих в судебном заседании, а также совершение кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду, влекут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

● значительную роль играет фактор принятия решения судом по рассматриваемому вопросу от имени государства. Применение меры государственного принуждения и взыскания от имени государства является мощной профилактической функцией судебной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.009 с.)