Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов



 

Со становлением независимой и самостоятельной судебной власти полномочия органов исполнительной власти в отношении судов существенно сужены. Это происходило постепенно. До конца 50-х годов прошлого столетия Министерство юстиции наделялось право ревизовать судебную деятельность, издавать обязательные для судов циркуляры, инструкции и другие предписания. С 1958 года Министерство юстиции и его местные органы лишаются права проводить ревизии судов, а с 1989 года – и права проверки организации их работы. Вместе с тем органы юстиции имеют необходимые полномочия, чтобы содействовать повышению уровня осуществления правосудия, своевременному рассмотрению дел при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинении их только закону.

Исполнительно-распорядительная деятельность органов юстиции по обеспечению функционирования судебной системы Республики Беларусь в правовом отношении, в решении организационно-кадровых, финансовых, материально-технических, информационных и других вопросов является важнейшим фактором выполнения задач, стоящих перед органами судебной власти.

Указанная выше деятельность охватывается понятием организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов.

В целях эффективного осуществления правосудия на законодательном уровне предусмотрен ряд положений, позволяющих обеспечивать необходимые условия для функционирования судов.

Согласно ст.183 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов в пределах предоставленных полномочий осуществляется:

- секретариатом Конституционного Суда – в отношении Конституционного Суда;

- аппаратом Верховного Суда – в отношении Верховного Суда;

- аппаратом Высшего Хозяйственного Суда – в отношении Высшего Хозяйственного Суда, хозяйственных судов областей (г.Минска) и специализированных хозяйственных судов;

- Министерством юстиции – в отношении областных (Минского городского), районных (городских) и специализированных судов.

Организационное обеспечение деятельности военных судов осуществляется Министерством юстиции, а материально-техническое обеспечение деятельности Военной коллегии Верховного Суда и военных судов – Министерством обороны за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов судебной власти и выделяемых на эти цели Министерству обороны Республики Беларусь.

Кроме того, к органам и структурным подразделениям, осуществляющим организационное и методическое обеспечение деятельности судов, относят органы самоуправления судей.

Указанные органы в соответствии со своей компетенцией:

- разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации работы судов Республики Беларусь и ее совершенствования;

- осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кадров в судьи, повышение квалификации судей и работников судов;

- организуют работу по материально-техническому обеспечению судов и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики, исполнению судебных решений;

- разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей;

- осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с законодательством.

Соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют судам необходимые помещения, обеспечивая их постоянное техническое обслуживание.

Органы юстиции имеют достаточные полномочия, реализуя которые, они содействуют повышению уровня осуществления правосудия. Так, они принимают участие в аналитической работе судов, в обеспечении рационального ее планирования, разработке методических рекомендаций, обсуждения материалов обобщения судебной практики и анализе данных судебной статистики. Проводятся совместные заседания Верховного Суда и коллегии министерства юстиции по итогам работы судов, органов и учреждений юстиции, определяются задачи по дальнейшему совершенствованию совместной деятельности, улучшению качества и эффективности правосудия, повышению культуры судопроизводства, укреплению материально-технической базы учреждений юстиции и судов. Министр юстиции и его заместители вправе принимать участие в работе Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда.

Значительная роль Министерства юстиции в формировании судейского корпуса, укомплектовании судов профессиональными, нравственно достойными судейскими кадрами, повышении их квалификации, усилении гарантий судейской независимости и высокого престижа судейского труда.

Представители органов юстиции с правом решающего голоса включаются в состав квалификационных коллегий судей, участвуют в утверждении персональных составов экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у лиц, претендующих на должность судьи, в определении порядка подготовки и проведении этого экзамена, в даче заключения о рекомендации на должность судьи или об отказе в этом, в проведении квалификационной аттестации судей и принятии решения о присвоении им квалификационного класса и т.д.

Совместно с Председателем Верховного Суда Министр юстиции вносит представления Президенту Республик Беларусь об организации районных (городских) судов, их количественном составе, кандидатурах председателей, их заместителей и судей этих судов, о количественном составе областных и Минского городского судов, составе президиумов (совместно с председателями областного, Минского городского судов), кандидатурах председателей и заместителей председателей данных судов. В связи с включением военных судов в систему общих судов республики на органы юстиции возлагается обязанность заниматься вопросами их организации, вносить соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь (совместно с Председателем Белорусского военного Суда.

Министр юстиции вправе возбуждать дисциплинарное производство в отношении всех судей общих и хозяйственных судов, за исключением Председателей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда и судей этих судов. Начальник управления юстиции облисполкома вправе возбудить дисциплинарное производство в отношении судей районных (городских) судов.

Немаловажное значение для правильной организации работы судов имеют издаваемые Министерством юстиции инструкции, приказы, разъяснения по общим и конкретным вопросам организации судебной деятельности. Например, инструкции по делопроизводству, по статистической отчетности, об исполнительном производстве, о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, денег, ценностей, документов и иного имущества по уголовным делам, о стажировке молодых специалистов.

К ведению органов юстиции относится организация переподготовки и повышение квалификации не только судей, но и судебных исполнителей, консультантов, секретарей судебных заседаний и других работников аппарата суда, а также формирование и подготовка резерва кадров в органах, учреждениях юстиции и суда.

Органы юстиции организуют работу по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, постановлений по делам об административных правонарушениях, приговоров (в части имущественных взысканий), определений, постановлений и решений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей.

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов осуществляется только в рамках, установленных законом, в определенном им порядке в целях создания условий для справедливого, беспристрастного и независимого осуществления правосудия. При этом следует помнить о недопустимости вмешательства в осуществление судами правосудия, строгом следовании принципам независимости судей и народных заседателей и подчинения их только закону. Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, в ходе реализации возложенных на них функций не вправе давать судам какие-либо указания, а суды (судьи) не обязаны (и не вправе) исполнять эти указания, если все же они имели место.

Деятельность органов юстиции в организационном и материально-техническом обеспечении, ее улучшение имеет достаточно большое значение, так как судебные органы постоянно реформируются, совершенствуются, что обусловлено потребностью общества, государства в отдельной независимой структуре, которая могла бы стать надлежащим противовесом законодательной и исполнительной власти.

 

Организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь, кроме того:

аппаратом Верховного Суда Республики Беларусь – в отношении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь;

аппаратом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь – в отношении конференций и квалификационной коллегии судей хозяйственных судов;

управлениями юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов – в отношении конференций и квалификационных коллегий судей областных (Минского городского) судов.

Материально-техническое обеспечение конференций и квалификационной коллегии судей военных судов осуществляется также Министерством обороны Республики Беларусь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.205.166 (0.025 с.)