Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 11. Адвокатура Республики Беларусь.

Поиск

 

1. Понятие, образование и развитие адвокатуры.

2. Задачи адвокатуры и формы их реализации.

3. Организационные формы деятельности адвокатуры:

а) Белинюрколлегия.

4. Права и обязанности адвокатов.

5. Требования к профессии адвоката. Адвокатская тайна. Гарантии адвокатской независимости.

6. Юридические консультации.

 

1. Понятие, образование и развитие адвокатуры.

Адвокатура в Республике Беларусь представляет собой общественное объединение профессиональных юристов, осуществляющих правозащитную деятельность, оказывающих квалифицированную юридическую помощь гражданам и юридическим лицам, всем, кто в этом нуждается. Адвокаты участвуют в разъяснении законодательства и правовом воспитании населения. Всей своей деятельностью адвокатура служит принципам законности, справедливости и гуманизма.

В соответствии со ст.1 Закона «Об адвокатуре» адвокатура представляет собой независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществлять профессиональную правозащитную деятельность.

Являясь институтом гражданского общества, адвокатура имеет вместе с тем публично-правовой статус, осуществляя профессиональную защиту по уголовным делам и гражданско-правовое представительство в суде – это составные части системы правосудия.

Адвокатура в Беларуси, как и юстиция в целом, имеет глубокие исторические корни, традиции и прошла сложный и длительный путь развития. Уже в ХVI столетии этот институт получил законодательную регламентацию[33]. Первые нормы об адвокатах («прокураторах») и их деятельности содержались в Статуте Великого княжества Литовского 1529 г. Обязанности профессионального адвоката в Беларуси мог выполнять только поляк (шляхтич).

Статут 1566 г. сформулировал правила профессиональной этики адвоката, предусматривал уголовную ответственность за нарушение адвокатами своих обязанностей, за нанесение ущерба (шкоды) своему подзащитному, а также устанавливает суду назначать адвоката тому, кто «…не мог сам защищаться, не умел сам говорить, или речь свою справить…».

В Статуте (Законе) 1588 г., которым завершилась судебная реформа феодальной Беларуси, «…была внесена норма, в соответствии с которой вдовы, сироты и бедные (убогие) люди пользовались помощью адвоката бесплатно»[34]содержались нормы об оказании бесплатной адвокатской помощи «людям убогим», то есть тем, «…кто не мог и не умел сам говорить и дело свое в суде вести, а при бедности и недостатке своем адвоката сам себе нанять не мог, как вдовы и сироты…». В Артикуле 57, разделе IV данного Закона указано: «К тому, где бы хто, не могучы и не умеючы сам мовити и речи свое у суду справовати, а про убозство недостаток свой прокуратура сам собе способности не мог, яко вдовы и сироты, а просили бы врядую о прокуратуре, тгды вряд маеть таковому прокуратуру дармо прыдавати и казати от них у права мовити, и прокуратор маеть в том уряду бытии послушен». (выделно нами – И.А., Н.И.). Всего в Статуте 1588 г. вопросам, связанным с участием адвокатов в суде, посвящены шесть статей (56-61), в которых они достаточно подробно урегулированы. Однако указаний при том на организацию профессиональных адвокатов не содержится.

Адвокатура в Северо-западном крае Российской империи, коим являлась Беларусь, была учреждена Судебными Уставами 1864 г. и являлась прогрессивным институтом в системе юстиции того времени. Она представляла собой корпорацию лиц свободной профессии (сословие присяжных поверенных), объединенных внутренним самоуправлением в виде выборных органов – Советов присяжных поверенных и внешним надзором высших судебных мест – судебных палат и Правительствующего Сената. Помимо защиты по уголовным делам (в том числе по назначению суда), представительства сторон в гражданском процессе, на присяжных поверенных возлагалось оказание правовой помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных.

Дореволюционные адвокаты являлись наиболее либеральной группой буржуазной интеллигенции. В состав адвокатуры входило немало передовых юристов того времени. Среди них был профессор уголовного права, «король русской адвокатуры» В.Д. Спасович[35].

Лучшие адвокаты этого периода выступали защитниками в политических процессах на высоком профессиональном уровне. Советы присяжных поверенных поддерживали соблюдение высоких требований адвокатской этики. Защита по уголовным делам рассматривалась как общественное служение. В таком качестве дореволюционная адвокатура просуществовала до октябрьских событий 1917 г.

Становление и развитие адвокатуры в постреволюционное время было сложным, неоднозначным и противоречивым, так как формирование нового института защиты и иной правовой помощи проходило в чрезвычайных условиях, по существу в военной обстановке.

Декретом СНК РСФСР о суде №1 от 24 ноября 1917 г. ликвидирована прежняя адвокатура. В п.3 этого Декрета указывалось, что в роли обвинителей и защитников по уголовным делам и поверенных по гражданским делам допускаются все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами.

В последующие пять лет новой власти отыскивались принципиально иные формы организации уголовной защиты и оказания правовой помощи населению, что не увенчалось успехом. Общегражданская защита, коллегии правозаступников, должностная защита, осуществление функции защиты в суде в порядке обязательной трудовой повинности, бесплатные консультативные бюро при судах и уездных бюро юстиции – все эти формы организации правовой помощи населению были недостаточно эффективными и носили временный, преходящий характер.

Только к осени 1921 г. положение в стране несколько стабилизировалась, начали проводиться социалистические преобразования, приниматься меры к восстановлению народного хозяйства, укреплению законности и правопорядка.

В этих условиях основополагающее значение для развития адвокатуры в Белорусской ССР имел декрет Совнаркома БССР об организации правозащиты в суде от 26 декабря 1921 г., которым для защиты интересов лиц, участвовавших в гражданских и уголовных делах, при Наркомате юстиции учреждался институт правозащиты. Правозащитником мог быть всякий гражданин республики, имевший необходимую теоретическую и практическую подготовку, а также право избирать или быть избранным в Советы. Лицо, желавшее стать защитником, подвергалось испытанием комиссией, назначаемой Наркомом юстиции. Постановление комиссии о зачислении в правозаступники или об отказе в этом обжалованию не подлежало и являлось окончательным. О лицах, зачисленных в правозаступники, сообщалось в печати. Защитник избирал определенное место жительства на территории республики и в своей деятельности находился под наблюдением Наркомата юстиции и местного суда.

Отдельные организационные вопросы, связанные с действием института правозащиты, получили разрешение в Положении об юридических консультациях и бюро коллегии правозащитников, принятом 25 марта 1922 г. Впервые в истории Беларуси для оказания юридической помощи населению официально предусматривалось создание юридических консультаций. В Минске они были открыты при Совете народных судей, а в уездах – при народных судах.

Юридически окончательно институт адвокатуры в республике был утвержден 26 июня 1922 г. с принятием Положения об адвокатуре. Месяц спустя, 26 июля того же года, в его развитие Наркомат юстиции БССР своим постановлением утвердил Положение о коллегии защитников, подробно регламентировавшее вопросы организации и деятельности этого объединения.

Первый состав коллегии защитников был утвержден Наркомом юстиции БССР 4 сентября 1922 года по представлению городских и уездных исполкомов в числе 22 защитников (в Минске -13; в Борисове – 4; в Игумене (ныне Червень) – 1 и двоим место не было определено). В дальнейшем приемом новых членов ведал президиум коллегии. Высшим органом коллегии защитников являлось общее собрание. Государственное руководство коллегией защитников возлагалось на Наркомат юстиции БССР.

Последующие изменения в организации и деятельности коллегий защитников, как добровольном объединении лиц, оказывающих правовую помощь по гражданским и уголовным делам, были с вязаны с переменами в административно-территориальном делении и преобразованиями в судебной системе республики. Они были направлены на установление тесных контактов коллегии защитников с судами и местными органами власти, на улучшение обеспечения населения правовой помощью. Так, Положением о судоустройстве БССР 1925 г. вместо существовавшей одной коллегии защитников были образованы коллегии защитников при окружных судах. Одновременно с 1924 г. по 1938 г. при Наркомате юстиции функционировало Всебелорусское объединение защитников, а в период между съездами – Президиум (как исполнительный орган). Центральный исполнительный орган Всебелорусского съезда защитников много сделал для организационного укрепления адвокатуры, повышения ее авторитета, роста численности и качественного состава коллегий защитников, привлечения к адвокатской профессии. До Февральской революции 1917 г. женщины в адвокатуру не допускались[36].

16 августа 1939 г. Совнарком Союза ССР утвердил Положение об адвокатуре СССР, которым в течение более двадцати лет регулировалась ее организация и деятельность в общесоюзном масштабе, в том числе и в Белорусской ССР. Коллегии защитников были преобразованы в коллегии адвокатов с усилением их автономности от государственных органов. Согласно этому Положение, для оказания юридической помощи населению образовывались, областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов. Все вопросы, связанные с организацией и деятельностью коллегии адвокатов, разрешались общим собранием членов коллегии и президиума коллегии адвокатов. Ревизионная комиссия коллегии адвокатов была предназначена для проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии и юридических консультаций[37].

После длительного перерыва, в 1961 г. в республике принимается новое Положение об адвокатуре. 21 мая 1981 г. на основе Конституции БССР 1978 г. и Закона «Об адвокатуре в СССР» принимается последнее Положение об адвокатуре в Белорусской ССР. Надо заметить, что хотя советская адвокатура с первых дней своего существования заняла свое место в системе органов юстиции, ее роль в условиях тоталитарного режима, особенно в годы культа личности, недооценивалась и принижалась. Более того, было время (1965 г.), когда ставился и серьезно обсуждался вопрос о ее ликвидации.

В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия проводимые в стране политические и социально-экономические преобразования, обретение республикой полной независимости, провозглашение строительства демократического правового гос ударства и формирование гражданского общества обусловили необходимость внесения коренных изменений в организацию и деятельность адвокатуры. Это нашло отражение в Концепции судебно-правовой реформы, одобренной Верховным Советом Республики Беларусь 23 апреля 1992 г.

Новым этапом в развитии адвокатуры Республики Беларусь явилось принятие Закона «Об адвокатуре Республики Беларусь» 15 июня 1993 г., который с внесенными в него изменениями и дополнениями действует по настоящее время. В действующем Законе «Об адвокатуре» на уровне международно-правовых стандартов[38]

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 3 мая 1997 г. №12 «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь» был внесен ряд изменений и дополнений в Закон «Об адвокатуре», которые ужесточили требования к кандидатам, претендующим на получение лицензии на право занятия адвокатской деятельностью. Изменения коснулись и организационных форм деятельности адвокатуры. Учреждались Республиканская коллегия адвокатов, областные, Минская городская коллегия адвокатов и специализированная Белорусская коллегия адвокатов (Белинюрколлегия)., предусматривалось осуществление адвокатской деятельности только членами коллегии адвокатов. Был упразднен институт частной адвокатской деятельности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.85 (0.008 с.)