Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 11. Адвокатура Республики Беларусь.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Понятие, образование и развитие адвокатуры. 2. Задачи адвокатуры и формы их реализации. 3. Организационные формы деятельности адвокатуры: а) Белинюрколлегия. 4. Права и обязанности адвокатов. 5. Требования к профессии адвоката. Адвокатская тайна. Гарантии адвокатской независимости. 6. Юридические консультации.
1. Понятие, образование и развитие адвокатуры. Адвокатура в Республике Беларусь представляет собой общественное объединение профессиональных юристов, осуществляющих правозащитную деятельность, оказывающих квалифицированную юридическую помощь гражданам и юридическим лицам, всем, кто в этом нуждается. Адвокаты участвуют в разъяснении законодательства и правовом воспитании населения. Всей своей деятельностью адвокатура служит принципам законности, справедливости и гуманизма. В соответствии со ст.1 Закона «Об адвокатуре» адвокатура представляет собой независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществлять профессиональную правозащитную деятельность. Являясь институтом гражданского общества, адвокатура имеет вместе с тем публично-правовой статус, осуществляя профессиональную защиту по уголовным делам и гражданско-правовое представительство в суде – это составные части системы правосудия. Адвокатура в Беларуси, как и юстиция в целом, имеет глубокие исторические корни, традиции и прошла сложный и длительный путь развития. Уже в ХVI столетии этот институт получил законодательную регламентацию[33]. Первые нормы об адвокатах («прокураторах») и их деятельности содержались в Статуте Великого княжества Литовского 1529 г. Обязанности профессионального адвоката в Беларуси мог выполнять только поляк (шляхтич). Статут 1566 г. сформулировал правила профессиональной этики адвоката, предусматривал уголовную ответственность за нарушение адвокатами своих обязанностей, за нанесение ущерба (шкоды) своему подзащитному, а также устанавливает суду назначать адвоката тому, кто «…не мог сам защищаться, не умел сам говорить, или речь свою справить…». В Статуте (Законе) 1588 г., которым завершилась судебная реформа феодальной Беларуси, «…была внесена норма, в соответствии с которой вдовы, сироты и бедные (убогие) люди пользовались помощью адвоката бесплатно»[34]содержались нормы об оказании бесплатной адвокатской помощи «людям убогим», то есть тем, «…кто не мог и не умел сам говорить и дело свое в суде вести, а при бедности и недостатке своем адвоката сам себе нанять не мог, как вдовы и сироты…». В Артикуле 57, разделе IV данного Закона указано: «К тому, где бы хто, не могучы и не умеючы сам мовити и речи свое у суду справовати, а про убозство недостаток свой прокуратура сам собе способности не мог, яко вдовы и сироты, а просили бы врядую о прокуратуре, тгды вряд маеть таковому прокуратуру дармо прыдавати и казати от них у права мовити, и прокуратор маеть в том уряду бытии послушен». (выделно нами – И.А., Н.И.). Всего в Статуте 1588 г. вопросам, связанным с участием адвокатов в суде, посвящены шесть статей (56-61), в которых они достаточно подробно урегулированы. Однако указаний при том на организацию профессиональных адвокатов не содержится. Адвокатура в Северо-западном крае Российской империи, коим являлась Беларусь, была учреждена Судебными Уставами 1864 г. и являлась прогрессивным институтом в системе юстиции того времени. Она представляла собой корпорацию лиц свободной профессии (сословие присяжных поверенных), объединенных внутренним самоуправлением в виде выборных органов – Советов присяжных поверенных и внешним надзором высших судебных мест – судебных палат и Правительствующего Сената. Помимо защиты по уголовным делам (в том числе по назначению суда), представительства сторон в гражданском процессе, на присяжных поверенных возлагалось оказание правовой помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных. Дореволюционные адвокаты являлись наиболее либеральной группой буржуазной интеллигенции. В состав адвокатуры входило немало передовых юристов того времени. Среди них был профессор уголовного права, «король русской адвокатуры» В.Д. Спасович[35]. Лучшие адвокаты этого периода выступали защитниками в политических процессах на высоком профессиональном уровне. Советы присяжных поверенных поддерживали соблюдение высоких требований адвокатской этики. Защита по уголовным делам рассматривалась как общественное служение. В таком качестве дореволюционная адвокатура просуществовала до октябрьских событий 1917 г. Становление и развитие адвокатуры в постреволюционное время было сложным, неоднозначным и противоречивым, так как формирование нового института защиты и иной правовой помощи проходило в чрезвычайных условиях, по существу в военной обстановке. Декретом СНК РСФСР о суде №1 от 24 ноября 1917 г. ликвидирована прежняя адвокатура. В п.3 этого Декрета указывалось, что в роли обвинителей и защитников по уголовным делам и поверенных по гражданским делам допускаются все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами. В последующие пять лет новой власти отыскивались принципиально иные формы организации уголовной защиты и оказания правовой помощи населению, что не увенчалось успехом. Общегражданская защита, коллегии правозаступников, должностная защита, осуществление функции защиты в суде в порядке обязательной трудовой повинности, бесплатные консультативные бюро при судах и уездных бюро юстиции – все эти формы организации правовой помощи населению были недостаточно эффективными и носили временный, преходящий характер. Только к осени 1921 г. положение в стране несколько стабилизировалась, начали проводиться социалистические преобразования, приниматься меры к восстановлению народного хозяйства, укреплению законности и правопорядка. В этих условиях основополагающее значение для развития адвокатуры в Белорусской ССР имел декрет Совнаркома БССР об организации правозащиты в суде от 26 декабря 1921 г., которым для защиты интересов лиц, участвовавших в гражданских и уголовных делах, при Наркомате юстиции учреждался институт правозащиты. Правозащитником мог быть всякий гражданин республики, имевший необходимую теоретическую и практическую подготовку, а также право избирать или быть избранным в Советы. Лицо, желавшее стать защитником, подвергалось испытанием комиссией, назначаемой Наркомом юстиции. Постановление комиссии о зачислении в правозаступники или об отказе в этом обжалованию не подлежало и являлось окончательным. О лицах, зачисленных в правозаступники, сообщалось в печати. Защитник избирал определенное место жительства на территории республики и в своей деятельности находился под наблюдением Наркомата юстиции и местного суда. Отдельные организационные вопросы, связанные с действием института правозащиты, получили разрешение в Положении об юридических консультациях и бюро коллегии правозащитников, принятом 25 марта 1922 г. Впервые в истории Беларуси для оказания юридической помощи населению официально предусматривалось создание юридических консультаций. В Минске они были открыты при Совете народных судей, а в уездах – при народных судах. Юридически окончательно институт адвокатуры в республике был утвержден 26 июня 1922 г. с принятием Положения об адвокатуре. Месяц спустя, 26 июля того же года, в его развитие Наркомат юстиции БССР своим постановлением утвердил Положение о коллегии защитников, подробно регламентировавшее вопросы организации и деятельности этого объединения. Первый состав коллегии защитников был утвержден Наркомом юстиции БССР 4 сентября 1922 года по представлению городских и уездных исполкомов в числе 22 защитников (в Минске -13; в Борисове – 4; в Игумене (ныне Червень) – 1 и двоим место не было определено). В дальнейшем приемом новых членов ведал президиум коллегии. Высшим органом коллегии защитников являлось общее собрание. Государственное руководство коллегией защитников возлагалось на Наркомат юстиции БССР. Последующие изменения в организации и деятельности коллегий защитников, как добровольном объединении лиц, оказывающих правовую помощь по гражданским и уголовным делам, были с вязаны с переменами в административно-территориальном делении и преобразованиями в судебной системе республики. Они были направлены на установление тесных контактов коллегии защитников с судами и местными органами власти, на улучшение обеспечения населения правовой помощью. Так, Положением о судоустройстве БССР 1925 г. вместо существовавшей одной коллегии защитников были образованы коллегии защитников при окружных судах. Одновременно с 1924 г. по 1938 г. при Наркомате юстиции функционировало Всебелорусское объединение защитников, а в период между съездами – Президиум (как исполнительный орган). Центральный исполнительный орган Всебелорусского съезда защитников много сделал для организационного укрепления адвокатуры, повышения ее авторитета, роста численности и качественного состава коллегий защитников, привлечения к адвокатской профессии. До Февральской революции 1917 г. женщины в адвокатуру не допускались[36]. 16 августа 1939 г. Совнарком Союза ССР утвердил Положение об адвокатуре СССР, которым в течение более двадцати лет регулировалась ее организация и деятельность в общесоюзном масштабе, в том числе и в Белорусской ССР. Коллегии защитников были преобразованы в коллегии адвокатов с усилением их автономности от государственных органов. Согласно этому Положение, для оказания юридической помощи населению образовывались, областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов. Все вопросы, связанные с организацией и деятельностью коллегии адвокатов, разрешались общим собранием членов коллегии и президиума коллегии адвокатов. Ревизионная комиссия коллегии адвокатов была предназначена для проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии и юридических консультаций[37]. После длительного перерыва, в 1961 г. в республике принимается новое Положение об адвокатуре. 21 мая 1981 г. на основе Конституции БССР 1978 г. и Закона «Об адвокатуре в СССР» принимается последнее Положение об адвокатуре в Белорусской ССР. Надо заметить, что хотя советская адвокатура с первых дней своего существования заняла свое место в системе органов юстиции, ее роль в условиях тоталитарного режима, особенно в годы культа личности, недооценивалась и принижалась. Более того, было время (1965 г.), когда ставился и серьезно обсуждался вопрос о ее ликвидации. В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия проводимые в стране политические и социально-экономические преобразования, обретение республикой полной независимости, провозглашение строительства демократического правового гос ударства и формирование гражданского общества обусловили необходимость внесения коренных изменений в организацию и деятельность адвокатуры. Это нашло отражение в Концепции судебно-правовой реформы, одобренной Верховным Советом Республики Беларусь 23 апреля 1992 г. Новым этапом в развитии адвокатуры Республики Беларусь явилось принятие Закона «Об адвокатуре Республики Беларусь» 15 июня 1993 г., который с внесенными в него изменениями и дополнениями действует по настоящее время. В действующем Законе «Об адвокатуре» на уровне международно-правовых стандартов[38] В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 3 мая 1997 г. №12 «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь» был внесен ряд изменений и дополнений в Закон «Об адвокатуре», которые ужесточили требования к кандидатам, претендующим на получение лицензии на право занятия адвокатской деятельностью. Изменения коснулись и организационных форм деятельности адвокатуры. Учреждались Республиканская коллегия адвокатов, областные, Минская городская коллегия адвокатов и специализированная Белорусская коллегия адвокатов (Белинюрколлегия)., предусматривалось осуществление адвокатской деятельности только членами коллегии адвокатов. Был упразднен институт частной адвокатской деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.85 (0.008 с.) |