Тема 2: История становления и развития адвокатуры в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2: История становления и развития адвокатуры в России



В России впервые об адвокатах как поверенных по чужим делам упоминает Псковская судная грамота (1397-1467 гг.). Законодательство Древнего Новгорода также содержало правовые нормы о поверенных. Судебник 1550 г. царя Алексея Михайловича также упоминал наемных поверенных, впоследствии их одновременно стали называть и стряпчими, так как нередко свою основную задачу они видели в том, чтобы в интересах клиента запутать дело, отсюда в судах процветало крючкотворство и сутяжничество. Петр I окрестил стряпчих "ябедниками". Русские императоры, начиная с Екатерины II, напуганные французской революцией, решительно отвергали идею создания адвокатуры. Николай I видел в адвокатах врагов государственного строя и говорил: "Кто погубил Францию, как не адвокаты!?". Екатерина II высказывала мнение, что "адвокаты, соображаясь с тем, когда и как им заплатили, поддерживают то правду, то ложь, то справедливое, то несправедливое". В завершении этой мысли она указывала: "Адвокаты... у меня не законодательствуют и никогда законодательствовать не будут, пока я жива". Этого же мнения придерживался и император Николай I, писавший ратовавшему за введение адвокатуры князю Голицыну: "Нет, князь, пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты. Проживем и без них"1. Министр юстиции России граф Пален в середине XIX в. именовал адвокатуру помойной ямой. До проведения судебной реформы 1864 г. функции и порядок профессиональной организации стряпчих (наемных поверенных) законодательством регламентированы не были, не был установлен и контроль за их деятельностью, данной деятельностью нередко занимались люди, не имеющие юридического образования. Министр юстиции России Д. П. Трощинский о юстиции того времени говорил: "Сие море великое и пространное, и в нем же гадов несть числа".

Законом от 14 мая 1832 г. был создан институт присяжных стряпчих, это была первая попытка упорядочить деятельность судебных представителей в коммерческих судах. Заниматься адвокатской практикой в коммерческих судах могли только те лица, которые были внесены в список присяжных стряпчих.

20 ноября 1864 г. были утверждены Судебные уставы, и об адвокатуре говорилось в гл. V (ст. 44-50). Адвокаты разделились на две категории: присяжных поверенных и частных поверенных. К личности кандидатов в присяжные поверенные предъявлялись следующие требования: возраст не менее 25 лет, юридическое образование, пять лет стажа судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного. При приеме в присяжные поверенные, кроме того, оценивались нравственные качества кандидата и кандидат сдавал квалификационный экзамен. Лицо, принятое в присяжные поверенные, принимало присягу, и список присяжных поверенных опубликовывали для всеобщего сведения. Присяжный поверенный имел право заниматься своей деятельностью в рамках установленного ему судебной палатой судебного округа. Присяжный поверенный не мог одновременно быть нотариусом, заниматься коммерческой деятельностью, занимать иные должности. Надзор за профессиональной деятельностью присяжных поверенных был возложен на избираемый ими совет присяжных поверенных при судебной палате. Ежегодно адвокаты своего судебного округа собирали общие собрания своих присяжных поверенных, где избирались члены совета и зачитывался отчет о деятельности совета за прошедший год, нередко на таких собраниях принимались кодексы правил профессиональной деятельности. Высший надзор за деятельностью присяжных поверенных осуществлялся судебной палатой и Правительствующим сенатом. В присяжные поверенные довольно быстро объединились юристы, которые по своим специальным знаниям, практическому опыту, ораторскому искусству и профессиональному таланту не уступали западным адвокатским "звездам". Присяжные поверенные могли иметь помощников, осуществляли защиту по уголовным делам и представительство по данным делам.

После прихода к власти большевиков Декретом о суде № 1 от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. для занятия адвокатской деятельностью допускались "все неопороченные граждане обоего пола". Первый руководитель Советского государства В. И. Ульянов-Ленин, сам в прошлом помощник присяжного поверенного, писал: "Адвокатов надо брать ежовыми рукавицами и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает. Юристы — самые реакционные люди, как говорил, кажется, Бебель. Знай сверчок свой шесток. Но все же лучше адвокатов бояться и не верить им"2. В 1918 г. группа бывших помощников присяжных поверенных организовала в Москве кооперативную юридическую ойсультацию'. Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. предусмотрел создание коллегий правозаступников, члены которых избирались и отзывались местными Советами, выступая за плату, и как общественные обвинители, и как общественные •защитники. Положением о народном суде от 30 ноября 1918 г. при губернских исполкомах были учреждены коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Члены данных коллегий избирались этими исполкомами и считались должностными лицами, получая фиксированную заработную плату. Декрет о суде № 2 и Положение о народном суде 1918 г. превратили профессионального защитника в государственного служащего. Положение о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. упразднило должностную адвокатуру, и осуществление защиты рассматривалось как общественная повинность всех граждан, способных выполнять эту обязанность. С этого времени в качестве защитников допускались представители советских учреждений, близкие родственники и другие лица. Списки защитников составляли суды, отделы юстиции и общественные организации, а утверждались исполкомами местных Советов.

Положение об адвокатуре 26 мая 1922 г. предусмотрело создание коллегий защитников при губернских отделах юстиции, а сама адвокатура рассматривалась как общественная организация. Члены коллегии подбирались губернскими отделами юстиции и утверждались губернскими исполкомами. В коллегиях избирался президиум для осуществления текущего руководства деятельностью. Параллельно с коллегиями допускалось существование частной адвокатской практики. В то же время в 1920-х гг. дискутировался вопрос о создании коллегии военных защитников (адвокатов) для участия их по делам, отнесенным к компетенции органов военной юстиции.

В 1932 г. было принято Положение о коллективах членов коллегии защитников, которое ликвидировало институт частной адвокатской практики и в районах и городах были образованы коллективы защитников как прообразы современных юридических консультаций. В литературе того времени отмечался негативный аспект отмены частной адвокатской практики1.

Общеизвестно, что в 1937 г. в нашей стране развернулись широкомасштабные репрессии всех слоев общества по политическим мотивам. Прокурор СССР, и он же одновременно академик отделения права Академии наук СССР, А. Я. Вышинский клеймил адвокатов как "самое ярое контрреволюционное сословие"2. При этом в 1922 г. А. Я. Вышинский сам вступил в Московскую коллегию защитников и некоторое время являлся адвокатом.

В 1939 г. было принято Положение об адвокатуре СССР, которое предусмотрело единую организацию адвокатуры во всех союзных республиках. Всю работу адвокаты вели в юридических консультациях, органами управления коллегии являлись общее собрание адвокатов, президиум коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Общее руководство коллегиями адвокатов возлагалось на союзно-республиканский Наркомат юстиции СССР и его местные органы. Адвокатской практикой могли заниматься только члены коллегий адвокатов, а лица, не являвшиеся членами коллегий адвокатов, допускались к этой деятельности лишь с разрешения Наркомюста союзной республики.

В 1962 г. в РСФСР было принято Положение об адвокатуре РСФСР, которое установило, что коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской практикой.

В 1979 г. был принят Закон СССР "Об адвокатуре СССР", а в пределах каждой союзной республики действовало свое положение об адвокатуре. На основе этого Закона СССР Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. было утверждено Положение об адвокатуре РСФСР, которое практически дублировало положения Закона СССР и Положение об адвокатуре РСФСР 1962 г.

В начале 1990-х гг. после падения политического режима КПСС, распада СССР и перехода страны к рыночной экономике с согласия Министерства юстиции РФ в порядке эксперимента начали создаваться альтернативные параллельные коллегии адвокатов, которые "потеснили" монополию традиционных коллегий адвокатов, сделав для населения более доступной юридическую помощь адвокатов. Только в г. Москве было создано более 10 коллегий адвокатов. В то же время в эти альтернативные параллельные коллегии адвокатов устремились лица, которые ранее были уволены из других правоохранительных органов по различным дискредитирующим основаниям. Нередко адвокатами этих коллегий становились ранее судимые граждане, которые только что освободились из мест лишения свободы, где отбывали уголовное наказание за умышленные преступления (например, Д. Якубовский). Многие альтернативные параллельные коллегии адвокатов не оказывали населению бесплатной юридической помощи, которая была предусмотрена действующим законодательством, хотя пользовались установленными льготами по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Чтобы устранить описанные выше негативные обстоятельства в деятельности адвокатуры 31 мая 2002 г. был принят Федеральный закон РФ № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"2, который вступил в действие с 1 июля 2002 г. 20 декабря 2004 г. Федеральным законом № 166-ФЗ в настоящий закон были внесены существенные изменения.

Необходимо разграничивать понятия, с одной стороны, — "организационные формы защиты", а с другой — "право обвиняемого на защиту". Организационные формы защиты — это прежде всего адвокатура, а равно различные общественные правозащитные организации, иные лица, о допуске которых в качестве защитника по уголовному делу в суде ходатайствует обвиняемый на основании положений ч. 2 ст. 49 УПК РФ3. Право обвиняемого на защиту — это институт уголовно-процессуального права.

Например, в отдаленных военных гарнизонах создаются внештатные гарнизонные юридические консультации силами военно-юридических служб гарнизона, членов семей военнослужащих. Эти консультации работают на общественных началах и организационно не входят в структуру адвокатуры в России // Государство и право. 1996. № 1. С. 27. В группах войск, которые находятся за пределами РФ, военные прокуроры, следователи и суды, исходя из положений законодательства страны пребывания, имеют право в отдельных случаях привлекать членов коллегий адвокатов этих государств, а равно иных юристов для участия по конкретным делам, находящимся в их производстве. В отдельных случаях в составе этих военных судов и военных прокуратур находятся штатные юрисконсульты из числа военнослужащих или гражданского персонала — граждан РФ, которые выполняют задачи, возложенные на адвокатуру. Совет Федеральной палаты адвокатов РФ (по взаимному согласованию с военным командованием и органами военной юстиции) также имеют право прикомандировать к этим органам военной юстиции адвокатов, образовав соответствующую юридическую консультацию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.008 с.)