Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Взаимодействие правоохранительных органов с республиканскими и местными органами государственной власти и управления, со средствами массовой информации.↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правоохранительные органы Республики Беларусь в процессе осуществления своей деятельности тесно взаимодействуют с органами государственной власти и управления различного уровня, трудовыми коллективами предприятий, учреждений и организаций, а также со средствами массовой информации. Основным признаком правоохранительной деятельности является то, что ее реализация возлагается, прежде всего, и в основном, на специально уполномоченные государственные органы, образование которых, организация и деятельность регламентируется в установленном законодательством порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения стоящих перед ними вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, законности, обоснованности и справедливости, принимаемых данными органами решений, о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану законных прав, интересов и свобод граждан, юридических лиц, общества и государства. Вместе с тем следует сказать о том, что правоохранительные органы реализуют свои полномочия хотя и самостоятельно, но в тесном взаимодействии с органами государственной власти и управления. Во-первых, правоохранительные органы образуются высшими органами государственной власти и управления в строгом соответствии с административно-территориальным устройством страны, на правовой основе, установленной Конституцией и другими законодательными актами. Так, статья 3 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» гласит: «Правовую основу судоустройства и статуса судей в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Кодекс и иные законодательные акты Республики Беларусь». Организация, компетенция и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законодательством (ст. 128 Конституции Республики Беларусь). Районный (городской), межгарнизонный военный и специализированные суды образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в соответствии с ч.1 ст. 29 Кодекса. Во-вторых, правоохранительные органы разрабатывают и вносят в установленном законом порядке в органы государственной власти и управления предложения по совершенствованию законодательства по вопросам, относящимся к их компетенции. Так, согласно ст.112 Конституции Республики Беларусь «Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным». В свою очередь, на основании ст.22 Кодекса Конституционный Суд вправе вносить Президенту, в палаты Национального собрания, Совет Министров, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов, Конституционный Суд вправе также вносить в государственные органы и иные организации другие предложения, вытекающие из его компетенции. В соответствии с п.3 Положения Министерство юстиции принимает участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента и Правительства, организационно-правовом обеспечении судебно-правовой реформы, разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов. В-третьих, в своей деятельности правоохранительные органы подконтрольны и подотчетны республиканским органам государственной власти и управления. В своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Президенту в соответствии со ст. 127 Конституции. Министерство юстиции, Таможенный комитет, Министерство внутренних дел подотчетны и подконтрольны Президенту и Правительству. Так, Министр внутренних дел информирует в пределах, определяемых законом, Президента, Национальное собрание, Правительство о состоянии правопорядка в стране и мерах по его укреплению. Конституционный Суд ежегодно направляет Президенту и палатам Национального собрания послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь на изученных и рассмотренных материалах. Это является своеобразным отчетом Конституционного Суда о своей деятельности в течение истекшего года. В-четвертых, Республиканские органы государственной власти уполномочены решать некоторые вопросы формирования центральных правоохранительных органов. Высшие должностные лица всех силовых структур назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом. Так, Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор назначаются Президентом с согласия Совета Республики и освобождаются от должности Президентом по основаниям, предусмотренных законом, с уведомлением Совета Республики. Президентом также назначаются на должность и освобождаются от нее Председатель Комитета государственной безопасности, Таможенного комитета, Министр внутренних дел и другие должностные лица. В-пятых, Республиканскими органами государственной власти и управления принимаются законы и другие нормативные правовые акты, которые реализуются правоохранительными органами и таким образом проверяется жизнеспособность закона, его действенность. Принимаемые в процессе законотворчества нормативные правовые акты не только регулируют вопросы организации правоохранительных органов, но и содержание их деятельности. В данном случае существует «обратная связь» - практика применения законов правоохранительными органами является эффективным средством проверки не только жизнеспособности законов, но в целом соответствия их требованиям жизни, существующим реалиям. В-шестых, высшие органы государственной власти и управления выступают в роли гаранта, обеспечивающего условия для нормального функционирования, эффективной деятельности центральных правоохранительных органов. Например, одним из основных принципов правосудия является их независимость при принятии решений от кого бы то ни было. Гарантией этого принципа является невозможность произвольного отстранения судей от выполнения служебных обязанностей, освобождения от должности. В-седьмых, для характеристики взаимоотношений, взаимодействия высших органов власти и управления с правоохранительными органами принципиальное значение имеет осуществление первыми конкретных мер по укреплению законности и правопорядка, а равно обеспечению согласованных и эффективных действий в данной области. Координирующую роль организации деятельности правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью и коррупцией играют постоянные (ежегодные) совещания руководителей силовых структур с участием Президента. Целенаправленная работа в области борьбы с преступностью ведется в постоянно действующем Комитете по вопросам правопорядка и борьбы с преступностью Национального собрания Республики Беларусь.
Местные органы государственной власти и управления в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции решают вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории (ст.120). Они осуществляют организационное и материально-техническое обеспечение деятельности правоохранительных органов, сотрудничество, в пределах компетенции осуществляют руководство и контроль деятельности правоохранительных органов. В соответствии со ст.10 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» от 17 июля 2007 года местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в сфере деятельности органов внутренних дел предоставляют административные и иные помещения, коммунальные, бытовые и иные услуги; обеспечивают потребности ОВД в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам, предоставляют для дислокации ОВД земельные участки; обеспечивают реализацию гарантий правовой и социальной защиты сотрудников ОВД и членов их семей, в пределах своей компетенции могут устанавливать другие, не предусмотренные настоящим законом гарантии по их социальной защите. Местные исполнительные и распорядительные органы согласовывают кандидатуры на должности начальников ОВД[1], входящих в структуру этих исполнительных и распорядительных органов. Статья 183 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» гласит: «Соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют судам необходимые помещения, обеспечивая их постоянное техническое обслуживание». Списки народных заседателей утверждаются местными органами власти. Сотрудничество и взаимодействие местных органов государственной власти и управления с адвокатурой заключается прежде всего в том, что первые в пределах своей компетенции на возмездной основе обеспечивают коллегии адвокатов, юридические консультации пригодными для работы помещениями; оказывают содействие в материально-техническом обеспечении, решении жилищно-бытовых и других социальных вопросов, в необходимых случаях предоставляют коллегиям адвокатов льготы, в том числе по арендной плате за используемые помещения; осуществляют иные мероприятия, направленные на обеспечение доступности юридической помощи, сотрудничают в этих целях с органами адвокатского самоуправления. Инструкция о порядке возмещения расходов по оплате труда адвокатов за счет средств местного бюджета от 30 августа 2007 года определяет условия и порядок возмещения за счет средств районных и городских бюджетов расходов по оплате труда адвокатов, участвовавших в дознании, предварительном следствии и в судебном разбирательстве по назначению органа, ведущего уголовный процесс. Расходы по оплате труда адвокатов возмещаются финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов по каждому уголовному делу за счет средств соответствующего бюджета. Большую роль в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений в регионах играют координационные совещания, которые организуются и проводятся местными органами власти и управления. В работе данных совещаний принимают участие практически все руководители правоохранительных органов района, города. При этом анализируется криминальная обстановка в регионе и намечаются мероприятия по ее улучшении и стабилизации. Большое внимание уделяется мероприятиям по профилактике различного рода правонарушений. Координирующим и направляющим органом в борьбе с преступностью и другими правонарушениями обычно является прокуратура района, города. Одним из основных завоеваний современного демократического общества Беларуси является свобода слова. Этот важнейший атрибут демократии закреплен в статье 33-прим Конституции и получил свое развитие и толкование во многих других, разработанных на основе Конституции, нормативных правовых актов. Граждане Беларуси основную долю информации получают из СМИ. Каждый имеет право на получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и их должностных лиц, а также любой другой достоверной информации. Это закреплено в части второй статьи 36 Закона «О средствах массовой информации»»: государственные органы, политические партии, другие общественные объединения, иные юридические лица, а также их должностные лица могут представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и иными способами. Начавшиеся в конце двадцатого века политические, экономические и социальные преобразования затронули практически все слои общества. В условиях изменения правоотношений практически во всех областях человеческой жизни, отсутствия законодательной базы, правовой безграмотности населения произошел как количественный, так и качественный рост преступности. Структура преступности менялась в сторону ее организованности, коррупционности, жестокости. Появились такие преступления как заказные убийства, захват заложников, торговля людьми, новые и наиболее ухищренные виды экономических преступлений и т.д. Эффективность борьбы с ними находится в прямой зависимости от использования органами уголовного преследования сил, средств и методов, в том числе нетрадиционных. Среди них можно назвать и использование средств массовой информации (далее СМИ). Взаимодействие со СМИ играет немаловажную предупреждающую и профилактическую роль. В настоящее время пресса, радио, телевидение имеют возможность донести до всех и до каждого любую информацию, сделать это оперативно и эффективно. Традиционно большие заслуги имеют СМИ в вопросах информирования граждан в области правовых отношений, формирования достойного облика правоохранительных органов и судов. Современные СМИ не удовлетворяются ролью сборщика, накопителя и распространителя информации. Имеются примеры раскрытия преступлений с помощью средств массовой информации[2]. Необходимость налаживания сотрудничества со СМИ. Так, практические работники прокуратуры отмечают, что в последнее время с учетом происходящих в обществе процессов прокуроры, следователи органов прокуратуры и журналисты стремятся к расширению и углублению взаимных деловых контактов. Значительно возрос и интерес журналистов к правовой проблематике. Существенно увеличилось число публикаций на правовые темы, достоянием общественности становятся факты и события, которые прежде оставались закрытыми. В целом эти изменения носят позитивный характер. Однако, возможности печати, радио, телевидения не используются в полной мере, нет выработанной системы взаимодействия органов прокуратуры и СМИ. По мнению представителей судейского корпуса СМИ вполне могли бы быть их союзниками, поскольку с ними очень много общего: публичность деятельности, гласность работы, нравственные принципы, а главное, общая задача – контроль за процессом развития в обществе, реагирование на нарушения прав и свобод. СМИ осуществляют социальный контроль, а судебные органы – контроль судебный. Относительное отрицание представителями правоохранительных органов полной «гармонии» во взаимодействии со СМИ не может восприниматься однозначно. В соответствии с действующим законодательством практически все правоохранительные структуры государства в своей деятельности руководствуются одним из основных принципиальных положений – гласность и открытость в их деятельности. Деятельность правоохранительных органов является гласной и открытой для граждан, общественности и СМИ. В пределах, предусмотренных законом, правоохранительные органы информируют государственные органы, общественные объединения, трудовые коллективы, население и СМИ о состоянии общественного порядка и мерах по его обеспечению. Исключение составляют лишь сведения, содержащие государственную, коммерческую или служебную тайну, которая не подлежит разглашению, а также сведения, касающиеся личной жизни человека и унижающие его честь и достоинство. Характерным примером сотрудничества правоохранительных органов со СМИ является встреча начальника УКГБ по Брестской области с журналистами на пресс-конференции. Во время данной встречи он рассказал о деятельности управления в пределах доступного. Были озвучены факты разоблачения агентов иностранных спецслужб (всего десять за последние три года – выделено нами И.А., Н.И. ), установления сорока двух зарубежных офицеров – разведчиков. Кроме того, с 2007 года по материалам УКГБ осуждены двести человек в результате борьбы с организованной преступностью и коррупцией (работают совместно с прокуратурой, органами внутренних дел, таможенными и налоговыми органами). По его словам, с начала 2009 года пресечена коррупционная деятельность сорока двух должностных лиц. По их разработкам осуждены двадцать четыре человека, в том числе шестнадцать сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а в ожидании суда ещё восемнадцать должностных лиц, пятнадцать из которых – представители силовых и контролирующих структур. Таким образом, достоянием общественности стала информация, которая была ранее для нее недоступной. В данном случае можно говорить о взаимовыгодном сотрудничестве средств массовой информации: представителя правоохранительных органов получают большую аудиторию и освещают деятельность соответствующей силовой структуры, а журналисты получают информацию из первых уст и могут избежать ошибок при доведении полученной (объективной и всесторонней) информации до читателя, слушателя и телезрителя. Деятельность правоохранительных органов освещается не только в ведомственных печатных изданиях, но и в таких как Звязда, Народная газета, Советская Белоруссия и др. Для широкого круга населения доступна правовая информация, предоставляемая в официальных изданиях Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, адвокатуры и др. В МВД Республики Беларусь образовано управление информации и общественных связей, которое с регулярным постоянством освещает деятельность не только органов внутренних дел, но и других правоохранительных структур. Действуют пресс-службы в каждом областном управлении. Соответствующие службы и должностные лица действуют практически в каждом правоохранительном органе. То есть связь со средствами массовой информации, общественностью, трудовыми коллективами и гражданами очевидна. Взаимодействие правоохранительных органов со СМИ регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами. Нормативные документы, регламентирующие действия в таких случаях: ● Положение, утвержденное 1 октября 2008 года на межведомственном уровне всеми силовыми структурами республики, о предоставлении СМИ сведений по преступлениям, которые получили широкий общественный резонанс; ● порядок подчинения и предоставления в прессу официальных сведений о деятельности МВД закреплен Указом Президента Республики Беларусь №65 2009 года «О совершенствовании работы государственных органов, иных организаций со СМИ»; ● порядок информирования пресс-служб органов внутренних дел оговорен в Приказе МВД №88 «Об организации взаимодействия органов внутренних дел Республики Беларусь со средствами массовой информации» от 7 апреля 2003 года. Средства массовой информации могут быть (и являются) «проводниками» информации (жалобы, заявления и т.д.), направляемой гражданами в правоохранительные органы в соответствии с законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан» 6 июня 1996 года с изменениями и дополнениями от первого ноября 2004 года (статья 13). Актуальность тесного и плодотворного сотрудничества правоохранительных со СМИ в целях своевременного информирования общественности о состоянии общественного порядка и, в целом, преступности в республике, очевидна. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что информация должна быть только достоверной, отвечающей требованиям законодательства, не унижающей чести и достоинства сотрудников правоохранительных органов, а также не ущемляющей гражданские права и свободы населения. В случае отступления от принципов деятельности СМИ возможно наступление ответственности не только соответствующим нравственным и моральным принципам, но и предусмотренной законодательством.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.102 (0.01 с.) |