Основные этапы развития нотариата. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития нотариата.



Появление нотариата в нашей стране было вызвано общественными потребностями и, в первую очередь, необходимостью защиты частной собственности. История нотариата ведет свое начало с Древнего Рима. Само название этого правового института происходит от латинского «graffarius» - нотариус; писец, переписчик.

Прообразом нотариата был древнеримский институт табеллионов (tabelliones или notari) – лиц, занимающихся под контролем государства сочинением юридических актов. В ХIХ веке образцом устройства нотариата стала Франция. Карл Великий реализовал созданную им концепцию нотариата, неразрывно связанного с магистратурой. Первоначально нотариус представлял собой нечто вроде секретаря суда, который составлял договоры и передавал их на подпись судье. Затем, достаточно быстро, нотариус наравне с судьей стал держателем Государственной печати и прямым представителем государственной власти, имеющим полномочия удостоверять договоры. Стать нотариусом могло только лицо, проработавшее не менее шести лет в нотариальной конторе в качестве помощника и сдавшее специальный квалификационный экзамен. Нотариусы во Франции, да и в других странах Европы, обладали очень широкими полномочиями. Они свидетельствовали все юридические акты и гражданские договоры, составляли описи имущества, выдавали разного рода свидетельства, совершали публичные продажи. К занятию этих должностей допускались только «благонадежные лица», внесшие залог, размер которого зависел от доходов нотариальной конторы. Должности нотариуса были несменяемыми, а взыскание на «провинившегося» мог наложить только совет нотариусов, который избирался профессиональным собранием. Статус нотариуса был настолько высоко, что нотариальные акты имели безусловную доказательную силу и исполнялись без дополнительного судебного решения. Формы нотариального производства и ответственность нотариуса подробно регламентировались законом.

Наибольшее развитие нотариат получил в условиях капиталистического общества, поскольку он является неотъемлемой частью рыночной экономики. Дореволюционный нотариат с победой Октябрьской революции прекратил свою деятельность. Нотариальные действия в первые годы Советской власти выполняли местные органы государственного управления и созданные при них нотариальные отделы и подотделы, а также народные судьи.

С переходом к новой экономической политике и развитием гражданского оборота роль нотариата существенно возросла. Необходимо было усилить государственный контроль за законностью сделок, не допускать злоупотреблением правом, обхода закона. В этой связи 15 октября 1921 года Наркомат юстиции БССР предложил организовать при уездных бюро юстиции нотариальные отделы. Нотариальный отдел создавался также в Минске при Наркомюсте БССР.

В январе 1922 года в республике после ликвидации уездных бюро юстиции учреждаются должности уездных народных нотариусов. Общее руководство уездными народными нотариусами осуществлялось Нотариальным подотделом, который был сформирован при Общем отделе в Наркомате юстиции. В 1923 году самостоятельным структурным подразделением Наркомата юстиции стал нотариальный отдел.

6 марта 1925 года постановлением Президиума ЦИК БССР было утверждено первое Положение о государственном нотариате БССР, подробно регламентировавшее организацию нотариата и порядок совершения нотариальных действий. Единообразная структура нотариальных органов в масштабе Союза ССР была установлена Основами судоустройства СССР и союзных республик 1924 года.

Новое Положение о государственном нотариате БССР, утвержденное постановление ЦИК и СНК БССР и введенное в действие с января 1927 года, имело принципиальное значение для развития нотариата.

В последующие годы законодательство о нотариате неоднократно обновлялось. Уточнялась компетенция нотариата, совершенствовались его организация и порядок выполнения нотариальных действий, повышались требования к кандидатам на должности нотариусов.

В задачи Наркомюста, согласно Постановления ЦИК и СНК БССР от 15 июня 1929 года входили задачи общим руководством и наблюдением за деятельностью нотариата, визированием доверенностей, всякого рода сделок, заявлений и других документов, посылаемых за границу.

Ликвидация Минюста БССР в 1960 г. привела к передаче руководства нотариатом областным судам и Верховному Суду БССР. В соответствии со ст.11 Положения о государственном нотариате БССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета БССР от 12 января 1967 года, сеть и штаты государственных нотариальных контор устанавливались Верховным Судом БССР. Председатель этого суда назначал и освобождал от должности старших нотариусов. Нотариусы назначались председателями областных судов. Однако осуществление судами не свойственных им функций было временным явлением и с восстановлением органов юстиции в 1970 году указанные прерогативы были вновь отнесены к компетенции Министерства юстиции БССР и его отделов на местах.

Повышение роли нотариата нашло отражение в общесоюзном Законе о государственном нотариате от 19 июля 1973 года и принятом на его основе 30 апреля 1974 года Законе о государственном нотариате БССР. В статье 13 указанного Закона определен перечень видов нотариальных действий. К ним относятся:

● удостоверение сделки (договоры, завещания, доверенности и др.);

● принятие мер к охране наследственного имущества;

● выдача свидетельства о праве на наследство, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

● наложение запрещения отчуждения жилого дома;

● свидетельство верности копий документов и выписок из них, а также подлинность подписи на документах;

● свидетельство верности перевода документов с одного языка на другой;

● удостоверение фактов нахождения гражданина в живых или фактов нахождения в определенном месте, а также тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке;

● удостоверение времени предъявления документов;

● принятие на хранение документов и др.

В связи с переходом к рыночным отношениям роль нотариата значительно возрастает. Увеличивается и объем нотариального обслуживания, особенно в сфере предпринимательства. В целях полного и своевременного удовлетворения потребностей населения в нотариальном обслуживании в порядке эксперимента в г. Минске, а позднее и в областных центрах и ряде крупных городов республики в 1993 году и последующих годах была допущена частная нотариальная практика.

С появлением частных нотариусов в некоторой степени повысилась производительность труда и культура обслуживания, техническая оснащенность[47], появились новые рабочие места и т.д. Вместе с тем эксперимент выявил и некоторые недостатки в функционировании этого правового института. Например, незаконное обогащение частных нотариусов за счет обращения в свою пользу государственной пошлины; неоказание бесплатных нотариальных услуг лицам, имеющим соответствующие льготы; отсутствие действенного контроля за их работой. В связи с этим Декретом Президента Республики Беларусь №12 от 3 мая 1997 года «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь» с мая 1997 года был приостановлена выдача лицензий на право осуществления частной нотариальной деятельности до принятия соответствующего решения главой государства. Декретом был также установлен срок действия таких лицензий.

Конституционный суд Республики Беларусь своим решением от 23 января 1998 года, признав конституционность введения в республике частной нотариальной практики, обязал частных нотариусов добровольно или в судебном порядке возвратить государству неправомерно полученные средства, то есть государственную пошлину, полученную ими за оказание нотариальных услуг с 1995 по 1997 г.г.[48]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.008 с.)