Тема № 16. Юстиции стран снг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 16. Юстиции стран снг.



 

1. Судебная система Российской Федерации.

2. Адвокатура Российской Федерации.

3. Судебная система Украины.

 

Судебная система Российской Федерации

Конституция и федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривают, что только суды обладают особым видом государственной деятельности - отправлением правосудия.

Судебная система строится в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным делением страны. Согласно Конституции Российской Федерации, субъекты не в праве по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, которые не предусмотрены федеральным Законом «О судебной системе», так же они не должны устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территории федеральных судов. Согласно Конституции РФ, Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности. Субъекты РФ вправе иметь собственное законодательство. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов.

В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

• Конституционный Суд РФ;

• федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды;

• военные и специализированные суды;

• федеральные арбитражные суды - Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Федеральные конституционные законы предусматривают создание других судов федерального уровня. Так, Закон об арбитражных судах предусматривает учреждение межрегиональных арбитражных судов округов.

К судам субъектов РФ относятся:

• конституционные суды субъектов РФ;

• мировые судьи.

Законодательством установлен исчерпывающий перечень судов, которые могут существовать в стране. Конституция не исключает возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции). Для таких судов характерно рассмотрение дел, имеющих свою специфику, либо наличие особенностей в организации.

Система судов, которая осуществляет судебную власть, должна гарантировать:

• соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов Российской Федерации по реализации функций государственной власти;

• независимость судебной системы от законодательной и исполнительной ветвей власти;

• доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан;

• рассмотрение дел в судах и судьями, к подсудности которых эти дела относятся законом;

● действенную защиту прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке;

• право сторон на пересмотр всех приговоров и решений судов первой инстанции вышестоящим судом;

• право граждан на участие в осуществлении правосудия.

Недопустимо принятие законов, которые отменяют или умаляют самостоятельность органов судебной власти, независимость судов и судей, ограничивают судебную защиту человека и гражданина.

Вся подсистема судебной власти имеет трехзвенную структуру - основное, среднее и высшее звено.

Система федеральных судов общей юрисдикции включает:

• основное звено - районные, городские (в городах без районного деления) суды

• среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские (в Москве и Санкт-Петербурге), суды автономной области и автономных округов;

• высшее звено - Верховный Суд РФ.

Военные суды подразделяются на:

• основное звено - гарнизонные военные суды;

• среднее звено - окружные (флотские) военные суды;

• высшее звено - Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Система федеральных арбитражных судов включает:

• основное звено - арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;

• среднее звено - арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды округов;

• высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

Так же суды разделяются по их процессуальной компетенции, то есть правам и обязанностям, предоставленным законом.

 

Суды общей компетенции (юрисдикции)

Суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на две подсистемы:

• общие (гражданские) суды, которые рассматривают общие уголовные, гражданские и административные дела:

• военные суды, которые осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Высшим звеном в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд РФ. Среднее звено представляют Верховными судами республик в составе федерального значения, краевыми судами, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов. Низшее звено представлено районными судами.

Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ. К среднему звену военных судов относятся окружные (флотские) военные суды. Низшее звено военных судов состоит из гарнизонных военных судов.

Верховный Суд РФ создан в силу прямого предписания Конституции РФ. Другие суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом. Исключение составляют мировые судьи, должности которых упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции. Также Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

Районный суд - основное звено системы федеральных судов общей юрисдикции. Районные суды образуются в каждом районе, в городах могут быть городские, межрайонные и муниципальные суды. В сельских районах, как правило, создается один суд на район и город. Районные суды рассматривают абсолютное число дел в Российской Федерации. Такие суды не рассматривают только те уголовные и гражданские дела, которые относятся к ведению других судов общей юрисдикции - среднего звена, мировых судей и т.д. или арбитражных судов.

Решение об образовании районного суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) Судебного департамента и при участии совета судей субъекта РФ.

Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые суды - суды субъектов РФ.

Мировой судья назначается на свою должность законодательным органом субъекта РФ либо избирается населением соответствующего судебного участка. Мировой судья единолично рассматривает дело в мировом суде. Срок полномочий судьи устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, количество которых определено федеральным законом с учетом предложений органов субъектов РФ, согласованных с Верховным Судом.

Мировые судьи единолично могут рассматривать следующие гражданские дела:

• о выдаче судебного приказа;

• о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

• дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

• иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

● дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления;

• дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

• дела об определении порядка пользования имуществом;

• иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей.

Также мировые судьи вправе пересматривать свои собственные решения по гражданским делам по вновь открывшимся обстоятельствам.

Мировой суд рассматривает часть дел, отнесенных к категории административных правонарушений. К таким делам относятся правонарушения, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в области охраны собственности, окружающей природной среды и природопользования, ветеринарии, на транспорте и ряд других.

К уголовным делам, которые могут рассматриваться в мировом суде, относятся дела, максимальное наказание которых не превышает трех лет лишения свободы. Исключением являются уголовные дела о преступлениях:

- причинение вреда здоровью;

- неквалифицированные виды краж;

- мошенничество;

- коммерческий подкуп;

- подкуп свидетелей или принуждение их к даче заведомо ложных показаний;

- вандализм;

- незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ;

- нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и другие дела.

Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции. Они осуществляют правосудие в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным органом предусмотрена военная служба. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей, в том числе и за пределами территории РФ.

Военные суды осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности; обеспечивают защиту конституционного строя РФ.

Система военных судов состоит из трех звеньев:

• основное звено - гарнизонные военные суды;

• среднее звено - окружные военные суды;

• высшее звено - Военная коллегия ВС РФ.

Верховный суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ. Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практики. Вместе с другими судебными инстанциями - Конституционным Судом и Высшим Арбитражным Судом - обладает правом законодательной инициативы. Верховный Суд вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу. Судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Верховный Суд обладает следующими полномочиями и вправе:

• рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные гражданские, уголовные и административные дела, подсудные судам общей юрисдикции - все дела, кроме тех, которые отнесены к ведению Конституционного Суда;

• вести судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды;

• изучать и обобщать судебную практику, анализировать судебную статистику.

Верховный Суд создан в силу предписания Конституции РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в нее. Верховный Суд образуется высшими органами государственной власти: Президентом РФ и Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители, члены Суда.

Большая часть судебная деятельности Верховного Суда осуществляется Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам, состав которых определяется Пленумом Верховного Суда по представлению его Председателя из числа судей, назначенных в Верховный Суд. В состав суда входит Военная коллегия. Работой судебных коллегий руководят председатели, которые являются заместителями Председателя Верховного Суда РФ.

По первой инстанции гражданские и уголовные дела рассматриваются судьями Верховного Суда единолично или коллегиально в составе не менее трех судей. Приговоры могут быть обжалованы и опротестованы в Кассационной коллегии ВС РФ.

В качестве кассационной инстанции Верховный Суд рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения судебные акты областных и приравненных к ним судов.

Кассационная коллегия рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на судебные акты, которые не вступили в силу, вынесенные одной их трех коллегий ВС РФ в качестве суда первой инстанции.

Президиум Верховного Суда - коллегиальный орган, состоящий из 13 судей, проводящий заседания не реже раза в месяц. Президиум рассматривает судебные дела в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата ВС, меры по оказанию помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

Пленум включает всех судей Верховного Суда - около 100 человек. Он созывается не реже одного раза в четыре месяца. В работе Пленума участвует Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели нижестоящих судов, ученые и специалисты. Пленум не рассматривает конкретных дел как судебная инстанция. Главная функция Пленума - рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представлений Генерального прокурора РФ, Министра юстиции РФ и дача разъяснений судам по вопросам применения законодательства.

Арбитражные суды

К арбитражным судам в РФ относятся:

• Высший Арбитражный Суд РФ;

• Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

• арбитражные апелляционные суды;

- арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган, который: разрешает экономические споры, рассматриваемые арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции:

● дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

● дела о призвании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

● экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.

В порядке надзора рассматривает дела о проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ.

Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Обращается в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных актов и договоров Конституции РФ, а также о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.

Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской иди другой экономической деятельности; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах.

Высшей Арбитражный Суд РФ в своем составе имеет:

• Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ;

• Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ;

• судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

• судебную коллегию по рассмотрению споров, которые возникают из административных правоотношений.

Федеральные арбитражные суды проверяют в кассационном порядке законность вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

В состав федерального арбитражного суда входят:

• президиум федерального арбитражного суда округа;

● судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

• судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Апелляционные арбитражные суды проверяют в апелляционном порядке законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции.

Федеральный и апелляционный арбитражный суд имеют следующие функции:

• проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

• пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

• обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

• обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

• изучает и обобщает судебную практику;

● подготавливает предложения по совершению законодательства;

• анализирует судебную статистику.

 

Конституционный Суд.

Конституционный Суд является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Впервые в России он был создан в 1991 году в целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Конституционный суд проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов государственной власти к совместному ведению, договоров между органами государственной власти и субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле, по запросу судов. Дает толкование Конституции, заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на двенадцать лет. Основные принципы деятельности Конституционного Суда:

- независимость:

- коллегиальность

- гласность

- состязательность;

- равноправие сторон перед законом и судом.

Судьи - лица, наделенные полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судья несменяем. Он не может быть назначен на другую должность или в другой суд без его согласия. Судья неприкосновенен - он обладает неприкосновенностью личности, занимаемых им жилых и судебных помещений, транспортных средств, документов, иного имущества, тайной переписки и иной корреспонденции.

Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей. Конституция РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.231 с.)