Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 9. Прокуратура Республики Беларусь.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Образование и развитие органов прокуратуры. Система органов прокуратуры, их задачи. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры. Прокурорский надзор и основные направления деятельности прокуратуры. Основные документы прокурорского реагирования. Следственный аппарат, подбор и расстановка кадров органов прокуратуры. 7. Особенности организации и деятельности военных прокуратур.
Образование и развитие органов прокуратуры. Республика Беларусь исторически входила в состав Российской Империи как Западный Край и потому образование и развитие основных органов государственного управления, тем более, карательных (правоохранительных) органов следует связывать с историей России. Образование прокуратуры в России[19]относится к периоду царствования Петра I, когда была провозглашена Российская империя (1721 год, после завершения Северной войны, в которой была одержана победа над Швецией) и Россия становилась централизованным государством, которым правил самодержавный монарх. Однако, несмотря на самодержавное правление, анализ исторического опыта государственного управления в России показал, что одной из самых серьезных болезней государственного управления, существенно мешавшей всякого рода преобразованиям и реформам, задуманным Петром I, являлся бюрократизм (выделено нами – И.А., Н.И.). Необходим был орган, задачей которого являлась бы борьба с бюрократизмом, противостоящим царской власти и осуществление контроля за государственным аппаратом. Это было важно и для укрепления целостности и единства создававшейся империи. Такой орган был создан в виде структуры прокурорской власти в лице генерал-прокурора и его подчиненных, отвечавших только перед ним и действовавших от имени верховной власти. Указом от 12 января 1722 года Петр I учредил прокуратуру. Этот Указ гласил: «Быть при Сенате Генерал-прокурору и обер-прокурору, так же как и в каждой коллегии по прокурору, которые и должны будут рапортовать генерал-прокурору». Представляя сенаторам первого генерал-прокурора Ягужинского Павла Ивановича, Петр I дал понять какое место он намерен отвести прокурору в государстве и сказал: «Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерении и желания: что он заблагорассудит, то вы и делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы однако ж выполняйте и, уведомляйте меня о том, ожидайте моего повеления...». Таким образом прокуратура, по мысли ее создателя, изначально учреждена как орган надзора за соблюдением законности, интересов высшей власти и государства. После смерти Петра I, при часто сменявшихся его преемниках, в ХVIII веке, прокуратура в определенной степени потеряла свое значение. Однако в дальнейшем необходимость заставила вновь восстановить в правах этот нужный и важный для государства орган. Это произошло с восшествием на престол императрицы Екатерины II, которой было крайне важно укреплять центральную власть. В своем наставлении назначенному ею генерал-прокурору князю Вяземскому, рассматривая вопрос о надзоре за Сенатом и имея ввиду наличие там двух партий, Екатерина II писала: «…Вам не должно уважать ни ту, ни другую сторону, обходиться должно учтиво и беспристрастно, выслушивать всякого, имея единственно пользу Отечеству и справедливость ввиду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине…». В утвержденной Екатериной II в 1775 году «Учреждении для управления губернией» в специальной главе, которая называлась «О прокурорской и стряпчей должности», был установлены довольно широкие полномочия прокурора по общему и судебному надзору, по надзору за местами лишения свободы. В ХIХ веке в царствование Александра I, при создании министерств, происходит слияние прокуратуры и министерства юстиции. Генерал-прокурор - он же министр юстиции, получает широкие права по управлении судебной системой. Однако тогда, как и в последующем, не всем нравилось и не всех устраивало повышение роли и рост полномочий прокуроров, укрепление их влияния на соблюдение законности. На местах многие рассматривали прокуроров как «врагов губерний». После судебной реформы (1864 год), проведенной в царствование Александра II, роль прокуроров несколько изменилась, они стали больше представителями обвинения в суде и осуществляли надзор за следствием, органами полиции. Их роль, как органов надзора за законностью (общий надзор), несколько снижается, что вызывало неоднозначную реакцию практиков и ученых, которые полагали, что такое развитие для России не приемлемо. Известный ученый-юрист, бывший Министром юстиции и Генерал-прокурором во второй половине ХIХ века, Муравьев Н.В. говоря о тенденциях, которые определяют развитие и специфику прокурорского надзора в России, писал: «Русская действительность, отражающаяся на законе и еще больше на практике его применения, наложила на русскую прокуратуру настолько своеобразный отпечаток, что в ней, быть может, со временем образуется новый, самостоятельный тип этого учреждения».[20] После свершения Великой Октябрьской социалистической революции и свержения царской власти органы прокуратуры были ликвидированы. Они не существовали вплоть до 1922 года. Создание прокуратуры как государственного органа Советского государства, который смог бы обеспечить единообразие понимания и исполнения законности в государстве, было обосновано в известном письме Ленина В.И. в Политбюро ЦК РКПб «О двойном подчинении и законности»[21], в котором были рассмотрены и определены основные положения и понятия законности, необходимость единства законности по всей стране, важность принципа независимости органов прокуратуры от местных властей и их подчинения центральной власти. 28 мая 1922 года Декретом ВЦИК была создана Прокуратура РСФСР, во главе которой стал Нарком юстиции. Затем прокуратуры были созданы и в других республиках, после чего была создана прокуратура СССР. В Белоруссии Положение о прокурорском надзоре было утверждено ЦИК 26 июня 1922 года, согласно которому прокуратура учреждалась в качестве отдела в составе Наркомата юстиции. Функции прокуратуры были довольно обширны[22]. На нее возлагалось осуществлять общий надзор, возбуждать уголовное преследование, наблюдать за деятельностью органов дознания и следствия, утверждать обвинительные заключения, участвовать в судебных заседаниях, опротестовывать приговоры и определения судов. Эти функции Прокурор Республики осуществлял лично или через своих помощников, права и обязанности которых были регламентированы в Инструкции Наркомата юстиции от 4 августа 1922 г. «О правах и обязанностях Помощников Прокурора Республики», согласно которому они были обязаны ежемесячно отчитываться перед Прокурором по следующим направлениям: 1) о своей деятельности; 2) о работе органов дознания и следствия; 3) о работе местных органов власти; 4) о делах по должностным преступлениям; 5) о состоянии мест лишения свободы. 5 июня 1925 г. был издан Циркуляр Народного Комиссариата Юстиции «О компетенции окружных прокуроров в области уголовного и гражданского процесса». В нем отмечалось, что в связи с проведением в БССР нового административно-территориального деления и образованием вместо уездов округов, имеющих более обширную территорию по сравнению с упраздненными уездами, функции у окружных прокуроров стали такими же как они были у губернских прокуроров согласно Уголовно-процессуальному кодексу. В функции Прокуратуры входило осуществлять надзор за исполнением трудового законодательства. В этих целях 21 февраля 1925 года ЦИК и СНК БССР учредили в составе Наркомата Юстиции должность прокурора по трудовым делам. Он назначался Прокурором Республики по согласованию с Наркоматом труда и пользовался правами Прокурора при Наркомате юстиции. 15 июня 1925 г. Народный Комиссариат Юстиции и Прокурор Республики издали Положение о правах и обязанностях Прокурора по трудовым делам при НКЮ БССР. В отношении трудовых дел ему принадлежало право возбуждать уголовные дела в связи с нарушением законом о труде, осуществлять надзор за дознанием и следствием по трудовым делам, участвовать в судебных заседаниях, опротестовывать приговоры и определения и т.д. Прокурор по трудовым делам руководил деятельностью окружных прокуроров и Инспекцией труда в отношении трудовых дел путем дачи указаний и разъяснений, которые должны были утверждаться Прокурором Республики и издаваться от его имени. Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении прокуратуры Союза ССР» положило начало развитию общесоюзного законодательства о прокурорском надзоре. Положение о Прокуратуре Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 г. Оно положило начало централизации и самостоятельности прокуратуры. В п.11 этого Положения говорилось, что прокуроры Союзных Республик назначаются и отзываются Прокурором СССР по согласованию с центральными комитетами союзных республик. Однако в БССР прокуратура по прежнему находилась в составе Наркомата юстиции. Только после образования (20 июля 1936 г.) Наркомата СССР, прокуратура БССР была выведена из состава Наркомата юстиции и стала полностью подчиняться Прокурору СССР. В ноябре 1936 года определена структура центрального аппарата Прокуратуры СССР. В него входили: главная военная прокуратура; главная прокуратура железнодорожного транспорта; главная прокуратура водного транспорта; отдел общего надзора; уголовно-следственный отдел; гражданско-судебный отдел; следственный отдел; отдел по специальным делам; отдел по надзору за местами заключения; отдел по жалобам; отдел кадров; группа учета и информации; особый сектор; управление делами; секретариат. При прокуратуре СССР состояли прокуроры для особых поручений, следователи по важнейшим делам, инспектора и контролеры. В БССР законы, регулирующие деятельность прокуратуры, не принимались, потому что это было отнесено к компетенции Союза ССР. В 1943 г. были установлены классные чины для прокурорско-следственных работников, а также введена форменная одежда. Прокурор СССР стал именоваться Генеральным Прокурором СССР. После освобождения Белоруссии в 1944 г. на всей территории БССР были восстановлены органы советской власти. Согласно Циркуляру прокурора республики от 30 августа 1944 г. основными задачами органов прокуратуры БССР на освобожденной территории являлись: - решительная борьба с врагами советского государства, пособниками немецко-фашистских оккупантов и иными преступными элементами; - восстановление и строгое соблюдение советской социалистической законности, ликвидация всех последствий хозяйничанья немецко-фашистских оккупантов и учиненного ими произвола и бесправия; - принятие активного участия в восстановлении народного хозяйства республики и надзор за соблюдением его сроков. Лица, виновные в срыве сроков восстановления предприятий, установленных Государственным комитетом обороны и правительства, а также виновные в хищении продукции, материалов и сырья, привлекались прокуратурой к уголовной ответственности. После ХХ съезда КПСС был взят курс на преобразование системы прокурорского надзора. 24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР. Отныне органы предварительного следствия, в том числе и органы государственной безопасности, находились под наблюдением прокуратуры. 12 февраля 1957 г. упразднены транспортные прокуратуры. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1960 г. было утверждено Положение о военной прокуратуре. В Конституции СССР 1977 г. прокуратуре посвящена глава 21, где прокурорский надзор характеризуется как высший надзор за законностью. 30 ноября 1979 г. Верховный Совет СССР принял Закон о прокуратуре СССР. Он включал в себя следующие разделы: 1) общие положения; 2) система органов прокуратуры и их организация; 3) прокурорский надзор; 4) иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры. Система органов прокуратуры состояла из Прокуратуры СССР, прокуратур союзных, автономных республик, автономных областей и округов, районных, городских прокуратур. В 1989 г. была установлена новая структура Прокуратуры СССР. После образования Республики Беларусь как суверенного государства, законодательство СССР о прокуратуре действовало на территории Беларуси лишь в той части, в которой оно не противоречило ее законодательству, а 29 января 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь». Данный Закон с изменениями и дополнениями действовал до принятия Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» 8 мая 2007 г. Имеет свою историю и прокуратура Витебской области. Первый приказ Витебского губернского прокурора датирован 9 июля 1922 г., в нем говорится о вступлении в должность губернского прокурора Н.П. Орловского на основании телеграммы Наркома юстиции председателю Витебского губисполкома №10026/3788 от 8 июля 1922 г.[23] 15 августа 1922 г. поступило объявление прокурора всем учреждениям губернии, в котором было отмечено: - начало деятельности прокуратуры Витебской губернии считать 21 августа 1922 г., что осуществлено с соблюдением п.1 циркуляра НКЮ за №65 от 31 июля 1922 г.; - назначены 7 помощников прокурора. Управление прокурора губернии состояло в порядке параграфов 21 и 23 временной инструкции губернским прокурором из отделений: 1-е отделение – общего надзора, на которое возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц; 2-е отделение – по организации обвинения и надзора за органами следствия и дознания (в том числе ГПУ); 3-е отделение – секретариат, на который возлагался учет, назначение и перемещение личного состава прокуратуры, статистика и отчетность, финансово-хозяйственная часть, общая регистратура, архив, выдача справок. В начале 1923 г. в губернии было образовано 6 участков для осуществления функций прокурорского надзора: 1-й Невельский и Себежский уезды; 2-й Полоцкий и Дриссенский уезды; 3-й Сенненский и Лепельский уезды; 4-й Витебский и Городокский уезды; 5-й Велижский уезд; 6-й Оршанский уезд. В связи с произошедшим административно-территориальном делении все уезды губернии были распределены на 5 участков: Невельский и Себежский, Полоцкий, Бочейковский, Велижский и Оршанский уезды. На 15 декабря 1923 г. фактическое наличие сотрудников Управления прокурора Витебской губернии состовляло 52 человека из них 25 человек – штат уездной прокуратуры (7 помощников прокурора, 5 секретарей, 5 делопроизводителей, 4 курьера, 4 машинистки). Витебская губерния до 1924 г. входила в состав РСФСР. Постановлением ВЦИК РСФСР от 10 марта 1924 года Витебская губерния была упразднена и присоединена к БССР. 24 марта 1924 года была ликвидирована Витебская губернская прокуратура. С 15 августа 1924 года Витебская уездно-городская прокуратура переименована в окружную. В связи с упразднением Витебского губернского суда весь следственный аппарат Витебского округа перешел в непосредственное ведение прокурорского надзора и включал в себя двух следователей по важнейшим делам и семь народных участковых следователей – при каждом народном следователе находилось по одному делопроизводителю. 30 июня 1930 г. Витебский округ был ликвидирован и одновременно была организована районная и городская система управления с непосредственным подчинением Республиканским органам. Витебская окружная прокуратура окончательно прекратила свою работу 1 сентября 1930 г. и были организованы Витебская городская и участковые прокуратуры. 15 августа 1930 г. Коллегией НКЮ БССР было принято постановление о структуре, штатах и сетке органов юстиции в связи с ликвидацией округов, согласно которому в ряде городов БССР (в том числе, в г.г.Витебске, Орше, Полоцке) создавались городские прокуратуры. Кроме того, в 50 районах республики были созданы участковые прокуратуры, исходя из расчета один прокурор на два района. Участковые районные и городские прокуратуры находились в подчинении Народного комиссариата юстиции и прокуратуры Республики. В тот период деятельность прокуратуры во многом была подчинена задаче содействия в проведении политики партии: наступление на капиталистические элементы города и деревни, коллективизация сельского хозяйства и ликвидация кулачества как класса, борьба с нарушителями трудовой дисциплины, со всякими злоупотреблениями, вредительством, бесхозяйственностью и т.д. В связи с образованием в 1938 г. Витебской области была создана областная прокуратура. В послевоенное время из 15 работающих прокуроров городов и районов с высшим образованием были только два прокурора, восемь со средним юридическим образованием и пять прокуроров юридического образования не имели. К концу 1970 г. 87% прокурорских работников были с высшим образованием. В настоящее время высшее образование имеют сто процентов прокурорских работников.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.008 с.) |