Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 9. Прокуратура Республики Беларусь.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Образование и развитие органов прокуратуры. Система органов прокуратуры, их задачи. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры. Прокурорский надзор и основные направления деятельности прокуратуры. Основные документы прокурорского реагирования. Следственный аппарат, подбор и расстановка кадров органов прокуратуры. 7. Особенности организации и деятельности военных прокуратур.
Образование и развитие органов прокуратуры. Республика Беларусь исторически входила в состав Российской Империи как Западный Край и потому образование и развитие основных органов государственного управления, тем более, карательных (правоохранительных) органов следует связывать с историей России. Образование прокуратуры в России[19]относится к периоду царствования Петра I, когда была провозглашена Российская империя (1721 год, после завершения Северной войны, в которой была одержана победа над Швецией) и Россия становилась централизованным государством, которым правил самодержавный монарх. Однако, несмотря на самодержавное правление, анализ исторического опыта государственного управления в России показал, что одной из самых серьезных болезней государственного управления, существенно мешавшей всякого рода преобразованиям и реформам, задуманным Петром I, являлся бюрократизм (выделено нами – И.А., Н.И.). Необходим был орган, задачей которого являлась бы борьба с бюрократизмом, противостоящим царской власти и осуществление контроля за государственным аппаратом. Это было важно и для укрепления целостности и единства создававшейся империи. Такой орган был создан в виде структуры прокурорской власти в лице генерал-прокурора и его подчиненных, отвечавших только перед ним и действовавших от имени верховной власти. Указом от 12 января 1722 года Петр I учредил прокуратуру. Этот Указ гласил: «Быть при Сенате Генерал-прокурору и обер-прокурору, так же как и в каждой коллегии по прокурору, которые и должны будут рапортовать генерал-прокурору». Представляя сенаторам первого генерал-прокурора Ягужинского Павла Ивановича, Петр I дал понять какое место он намерен отвести прокурору в государстве и сказал: «Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерении и желания: что он заблагорассудит, то вы и делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы однако ж выполняйте и, уведомляйте меня о том, ожидайте моего повеления...». Таким образом прокуратура, по мысли ее создателя, изначально учреждена как орган надзора за соблюдением законности, интересов высшей власти и государства. После смерти Петра I, при часто сменявшихся его преемниках, в ХVIII веке, прокуратура в определенной степени потеряла свое значение. Однако в дальнейшем необходимость заставила вновь восстановить в правах этот нужный и важный для государства орган. Это произошло с восшествием на престол императрицы Екатерины II, которой было крайне важно укреплять центральную власть. В своем наставлении назначенному ею генерал-прокурору князю Вяземскому, рассматривая вопрос о надзоре за Сенатом и имея ввиду наличие там двух партий, Екатерина II писала: «…Вам не должно уважать ни ту, ни другую сторону, обходиться должно учтиво и беспристрастно, выслушивать всякого, имея единственно пользу Отечеству и справедливость ввиду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине…». В утвержденной Екатериной II в 1775 году «Учреждении для управления губернией» в специальной главе, которая называлась «О прокурорской и стряпчей должности», был установлены довольно широкие полномочия прокурора по общему и судебному надзору, по надзору за местами лишения свободы. В ХIХ веке в царствование Александра I, при создании министерств, происходит слияние прокуратуры и министерства юстиции. Генерал-прокурор - он же министр юстиции, получает широкие права по управлении судебной системой. Однако тогда, как и в последующем, не всем нравилось и не всех устраивало повышение роли и рост полномочий прокуроров, укрепление их влияния на соблюдение законности. На местах многие рассматривали прокуроров как «врагов губерний». После судебной реформы (1864 год), проведенной в царствование Александра II, роль прокуроров несколько изменилась, они стали больше представителями обвинения в суде и осуществляли надзор за следствием, органами полиции. Их роль, как органов надзора за законностью (общий надзор), несколько снижается, что вызывало неоднозначную реакцию практиков и ученых, которые полагали, что такое развитие для России не приемлемо. Известный ученый-юрист, бывший Министром юстиции и Генерал-прокурором во второй половине ХIХ века, Муравьев Н.В. говоря о тенденциях, которые определяют развитие и специфику прокурорского надзора в России, писал: «Русская действительность, отражающаяся на законе и еще больше на практике его применения, наложила на русскую прокуратуру настолько своеобразный отпечаток, что в ней, быть может, со временем образуется новый, самостоятельный тип этого учреждения».[20] После свершения Великой Октябрьской социалистической революции и свержения царской власти органы прокуратуры были ликвидированы. Они не существовали вплоть до 1922 года. Создание прокуратуры как государственного органа Советского государства, который смог бы обеспечить единообразие понимания и исполнения законности в государстве, было обосновано в известном письме Ленина В.И. в Политбюро ЦК РКПб «О двойном подчинении и законности»[21], в котором были рассмотрены и определены основные положения и понятия законности, необходимость единства законности по всей стране, важность принципа независимости органов прокуратуры от местных властей и их подчинения центральной власти. 28 мая 1922 года Декретом ВЦИК была создана Прокуратура РСФСР, во главе которой стал Нарком юстиции. Затем прокуратуры были созданы и в других республиках, после чего была создана прокуратура СССР. В Белоруссии Положение о прокурорском надзоре было утверждено ЦИК 26 июня 1922 года, согласно которому прокуратура учреждалась в качестве отдела в составе Наркомата юстиции. Функции прокуратуры были довольно обширны[22]. На нее возлагалось осуществлять общий надзор, возбуждать уголовное преследование, наблюдать за деятельностью органов дознания и следствия, утверждать обвинительные заключения, участвовать в судебных заседаниях, опротестовывать приговоры и определения судов. Эти функции Прокурор Республики осуществлял лично или через своих помощников, права и обязанности которых были регламентированы в Инструкции Наркомата юстиции от 4 августа 1922 г. «О правах и обязанностях Помощников Прокурора Республики», согласно которому они были обязаны ежемесячно отчитываться перед Прокурором по следующим направлениям: 1) о своей деятельности; 2) о работе органов дознания и следствия; 3) о работе местных органов власти; 4) о делах по должностным преступлениям; 5) о состоянии мест лишения свободы. 5 июня 1925 г. был издан Циркуляр Народного Комиссариата Юстиции «О компетенции окружных прокуроров в области уголовного и гражданского процесса». В нем отмечалось, что в связи с проведением в БССР нового административно-территориального деления и образованием вместо уездов округов, имеющих более обширную территорию по сравнению с упраздненными уездами, функции у окружных прокуроров стали такими же как они были у губернских прокуроров согласно Уголовно-процессуальному кодексу. В функции Прокуратуры входило осуществлять надзор за исполнением трудового законодательства. В этих целях 21 февраля 1925 года ЦИК и СНК БССР учредили в составе Наркомата Юстиции должность прокурора по трудовым делам. Он назначался Прокурором Республики по согласованию с Наркоматом труда и пользовался правами Прокурора при Наркомате юстиции. 15 июня 1925 г. Народный Комиссариат Юстиции и Прокурор Республики издали Положение о правах и обязанностях Прокурора по трудовым делам при НКЮ БССР. В отношении трудовых дел ему принадлежало право возбуждать уголовные дела в связи с нарушением законом о труде, осуществлять надзор за дознанием и следствием по трудовым делам, участвовать в судебных заседаниях, опротестовывать приговоры и определения и т.д. Прокурор по трудовым делам руководил деятельностью окружных прокуроров и Инспекцией труда в отношении трудовых дел путем дачи указаний и разъяснений, которые должны были утверждаться Прокурором Республики и издаваться от его имени. Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении прокуратуры Союза ССР» положило начало развитию общесоюзного законодательства о прокурорском надзоре. Положение о Прокуратуре Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 г. Оно положило начало централизации и самостоятельности прокуратуры. В п.11 этого Положения говорилось, что прокуроры Союзных Республик назначаются и отзываются Прокурором СССР по согласованию с центральными комитетами союзных республик. Однако в БССР прокуратура по прежнему находилась в составе Наркомата юстиции. Только после образования (20 июля 1936 г.) Наркомата СССР, прокуратура БССР была выведена из состава Наркомата юстиции и стала полностью подчиняться Прокурору СССР. В ноябре 1936 года определена структура центрального аппарата Прокуратуры СССР. В него входили: главная военная прокуратура; главная прокуратура железнодорожного транспорта; главная прокуратура водного транспорта; отдел общего надзора; уголовно-следственный отдел; гражданско-судебный отдел; следственный отдел; отдел по специальным делам; отдел по надзору за местами заключения; отдел по жалобам; отдел кадров; группа учета и информации; особый сектор; управление делами; секретариат. При прокуратуре СССР состояли прокуроры для особых поручений, следователи по важнейшим делам, инспектора и контролеры. В БССР законы, регулирующие деятельность прокуратуры, не принимались, потому что это было отнесено к компетенции Союза ССР. В 1943 г. были установлены классные чины для прокурорско-следственных работников, а также введена форменная одежда. Прокурор СССР стал именоваться Генеральным Прокурором СССР. После освобождения Белоруссии в 1944 г. на всей территории БССР были восстановлены органы советской власти. Согласно Циркуляру прокурора республики от 30 августа 1944 г. основными задачами органов прокуратуры БССР на освобожденной территории являлись: - решительная борьба с врагами советского государства, пособниками немецко-фашистских оккупантов и иными преступными элементами; - восстановление и строгое соблюдение советской социалистической законности, ликвидация всех последствий хозяйничанья немецко-фашистских оккупантов и учиненного ими произвола и бесправия; - принятие активного участия в восстановлении народного хозяйства республики и надзор за соблюдением его сроков. Лица, виновные в срыве сроков восстановления предприятий, установленных Государственным комитетом обороны и правительства, а также виновные в хищении продукции, материалов и сырья, привлекались прокуратурой к уголовной ответственности. После ХХ съезда КПСС был взят курс на преобразование системы прокурорского надзора. 24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР. Отныне органы предварительного следствия, в том числе и органы государственной безопасности, находились под наблюдением прокуратуры. 12 февраля 1957 г. упразднены транспортные прокуратуры. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1960 г. было утверждено Положение о военной прокуратуре. В Конституции СССР 1977 г. прокуратуре посвящена глава 21, где прокурорский надзор характеризуется как высший надзор за законностью. 30 ноября 1979 г. Верховный Совет СССР принял Закон о прокуратуре СССР. Он включал в себя следующие разделы: 1) общие положения; 2) система органов прокуратуры и их организация; 3) прокурорский надзор; 4) иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры. Система органов прокуратуры состояла из Прокуратуры СССР, прокуратур союзных, автономных республик, автономных областей и округов, районных, городских прокуратур. В 1989 г. была установлена новая структура Прокуратуры СССР. После образования Республики Беларусь как суверенного государства, законодательство СССР о прокуратуре действовало на территории Беларуси лишь в той части, в которой оно не противоречило ее законодательству, а 29 января 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь». Данный Закон с изменениями и дополнениями действовал до принятия Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» 8 мая 2007 г. Имеет свою историю и прокуратура Витебской области. Первый приказ Витебского губернского прокурора датирован 9 июля 1922 г., в нем говорится о вступлении в должность губернского прокурора Н.П. Орловского на основании телеграммы Наркома юстиции председателю Витебского губисполкома №10026/3788 от 8 июля 1922 г.[23] 15 августа 1922 г. поступило объявление прокурора всем учреждениям губернии, в котором было отмечено: - начало деятельности прокуратуры Витебской губернии считать 21 августа 1922 г., что осуществлено с соблюдением п.1 циркуляра НКЮ за №65 от 31 июля 1922 г.; - назначены 7 помощников прокурора. Управление прокурора губернии состояло в порядке параграфов 21 и 23 временной инструкции губернским прокурором из отделений: 1-е отделение – общего надзора, на которое возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц; 2-е отделение – по организации обвинения и надзора за органами следствия и дознания (в том числе ГПУ); 3-е отделение – секретариат, на который возлагался учет, назначение и перемещение личного состава прокуратуры, статистика и отчетность, финансово-хозяйственная часть, общая регистратура, архив, выдача справок. В начале 1923 г. в губернии было образовано 6 участков для осуществления функций прокурорского надзора: 1-й Невельский и Себежский уезды; 2-й Полоцкий и Дриссенский уезды; 3-й Сенненский и Лепельский уезды; 4-й Витебский и Городокский уезды; 5-й Велижский уезд; 6-й Оршанский уезд. В связи с произошедшим административно-территориальном делении все уезды губернии были распределены на 5 участков: Невельский и Себежский, Полоцкий, Бочейковский, Велижский и Оршанский уезды. На 15 декабря 1923 г. фактическое наличие сотрудников Управления прокурора Витебской губернии состовляло 52 человека из них 25 человек – штат уездной прокуратуры (7 помощников прокурора, 5 секретарей, 5 делопроизводителей, 4 курьера, 4 машинистки). Витебская губерния до 1924 г. входила в состав РСФСР. Постановлением ВЦИК РСФСР от 10 марта 1924 года Витебская губерния была упразднена и присоединена к БССР. 24 марта 1924 года была ликвидирована Витебская губернская прокуратура. С 15 августа 1924 года Витебская уездно-городская прокуратура переименована в окружную. В связи с упразднением Витебского губернского суда весь следственный аппарат Витебского округа перешел в непосредственное ведение прокурорского надзора и включал в себя двух следователей по важнейшим делам и семь народных участковых следователей – при каждом народном следователе находилось по одному делопроизводителю. 30 июня 1930 г. Витебский округ был ликвидирован и одновременно была организована районная и городская система управления с непосредственным подчинением Республиканским органам. Витебская окружная прокуратура окончательно прекратила свою работу 1 сентября 1930 г. и были организованы Витебская городская и участковые прокуратуры. 15 августа 1930 г. Коллегией НКЮ БССР было принято постановление о структуре, штатах и сетке органов юстиции в связи с ликвидацией округов, согласно которому в ряде городов БССР (в том числе, в г.г.Витебске, Орше, Полоцке) создавались городские прокуратуры. Кроме того, в 50 районах республики были созданы участковые прокуратуры, исходя из расчета один прокурор на два района. Участковые районные и городские прокуратуры находились в подчинении Народного комиссариата юстиции и прокуратуры Республики. В тот период деятельность прокуратуры во многом была подчинена задаче содействия в проведении политики партии: наступление на капиталистические элементы города и деревни, коллективизация сельского хозяйства и ликвидация кулачества как класса, борьба с нарушителями трудовой дисциплины, со всякими злоупотреблениями, вредительством, бесхозяйственностью и т.д. В связи с образованием в 1938 г. Витебской области была создана областная прокуратура. В послевоенное время из 15 работающих прокуроров городов и районов с высшим образованием были только два прокурора, восемь со средним юридическим образованием и пять прокуроров юридического образования не имели. К концу 1970 г. 87% прокурорских работников были с высшим образованием. В настоящее время высшее образование имеют сто процентов прокурорских работников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.011 с.) |