Признаки, понятие и задачи правоохранительной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки, понятие и задачи правоохранительной деятельности



Признаки, понятие и задачи правоохранительной деятельности

Существенные признаки правоохранительной деятельности сводятся к следующим.

1) Для такого рода деятельности характерным считается применение мер юридической ответственности. Так, в случае совершения уголовного преступления применяются меры наказания, установленные Уголовным кодексом РФ

2) Применение мер юридической ответственности может осуществляться только на основе закона или иного правового акта, принятого в его исполнение. Соответствующий правовой акт устанавливает круг органов, имеющих право применять меры юридической ответственности, ее пределы и перечень обстоятельств, которые должны учитываться при вынесении решения.

3) Правоохранительная деятельность реализуется не произвольно, по усмотрению правоприменителя, а в рамках точно определенных процедур. Такой подход обеспечивает объективность применения соответствующих мер юридической ответственности и обеспечивает права лиц, в отношении которых они применяются.

4) Правоохранительная деятельность реализуется Органом, специально на то уполномоченным государством. Это в равной степени относится как к государственным органам, другим публичным структурам государства, так и к негосударственным организациям.

Таким образом, правоохранительная деятельность - это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур..

Из приведенного определения следуют два общих положения.

Во-первых, в связи с разнообразием задач и особенностями статуса правоприменителя правоохранительная деятельность может осуществляться как государственными структурами, так и негосударственными организациями; как в рамках централизованных подсистем, так и действующих автономно (су-' дом, органами охраны порядка местного самоуправления); не только гласно, но и с использованием негласных методов работы (оперативно-розыскной деятельности).

Во-вторых, при многообразии организационных форм и методов работы во всех случаях и для всех органов и организаций, осуществляющих правоохрану, незыблемым остается соблюдение конституционных принципов правоохраны:

- принципа законности, из которого следует, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать конституционные нормы и.законы (ст. 15 Конституции РФ);

- приоритета прав и свобод человека и гражданина, который включает обязанность государства обеспечивать соблюдение политических, экономических, социальных прав человека как высшей ценности государства (ст. 2 гл. II Конституции РФ);

- равенства граждан и юридических лиц перед законом.

Задачи правоохранительной деятельности:

1)охрана прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

2)разрешение споров о праве (юридических конфликтов);

3)предупреждение и пресечение правонарушений, применение мер ответственности к лицам, виновным в их совершении.

Содержание и деятельность правоохранительных органов.

Деятельность ПО неразрывно связана с понятиями законности и правопорядка. Содержание принципа законности составляет наличие современного законодательства с обязательным обеспечением верховенства законов и безусловным выполнением его предписаний всеми органами гос-ва, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. В реальной общественной жизни принцип законности находит воплощение в правопорядке, т. е. таких общественных отношениях и связях, которым свойственны следующие черты:

- наличие современной стабильной системы законодательства и права

- верховенство Конституции РФ и законов и соответствие им всех других нормативных актов

- соблюдение норм права всеми участниками общественных отношений на основе их равенства перед законом

- осуществление органами гос-ва, общественными организациями и должностными лицами строго регламентированных прав в точном соответствии с их компетенцией на основе закона

- гарантированная гос-вом реальная возможность осуществления заинтересованными лицами всех форм реализации права (использование, исполнение, соблюдение и применение)

- равная и реальная ответственность перед обществом и гос-вом всех, кто нарушил закон, чьи-либо права, не исполнил свои обязанности

-эффективное применение закона и государственного принуждения уполномоченными органами гос-ва, организациями и должностными лицами в целях пресечения, предупреждения и устранения нарушений

- оперативная и результативная законная деятельность ПО гос-ва и общественных организаций.

Можно сделать вывод, что правопорядок – это такое состояние общественных отношений, которое выражает реальное осуществление требований законности.

Деятельность правоохранительных органов:

Судебная власть и правосудие – обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку правоправности их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов. В Российской Федерации функционируют система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи - суды субъектов РФ. При Верховном Суде РФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности (подготовка кадров, финансирование, снабжение и т.д.).

Прокурорский надзор, осуществляемый Генеральным прокурором и всеми подчиненными ему прокурорами, направлен на опротестование и отмену противоречащих закону актов органов гос. управления, коммерческих и некоммерческих организаций, а также предотвращение противоправных действий должностных лиц и охрану граждан. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

Охрана общественного порядка - деятельность в целях предотвращения, пресечения и раскрытия нарушений законности и правопорядка. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Расследование преступлений – деятельность особых должностных лиц – следователей и дознавателей, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел (милиции), Федеральной службы безопасности РФ, органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и таможенных служб.Их задача - выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.

Защита прав и интересов граждан и организаций осуществляется прежде всего адвокатурой в форме дачи консультаций по правовым вопросам, составления разного рода деловых бумаг, выступлений адвокатов на суде в кач-ве защитников в уголовных делах и представителей в гражд. и арбитраж. делах.

Правовая работа в гражданском обороте – юридические службы организации, обеспечивают законность в гражд. обороте, в сфере договорных отношений предприятий, организаций, учреждений и фирм (юрисконсульты).

Негосударственная правоохранительная деятельность осуществляется специально созданными по инициативе граждан обществ. организациями (третейские суды, народные дружины), функционирующими самостоятельно или в помощь гос. органам в целях охраны общественного порядка, рассмотрения правовых конфликтов их компетенции.

Судебная система РФ.

Под судебной системой понимается установленная Конституцией РФ и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Все суды России подразделяются на федеральные и суды субъектов РФ. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов РФ-с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды

Конституционный Суд выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства. Конституционный Суд РФ выполняет порученное ему судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти (см. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах РФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды. Полномочия, порядок образования и деятельности судов обшей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Военные суды входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом РФ. Они рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, т.е. имеют такой же набор полномочий правосудия, как и другие федеральные суды общей юрисдикции. Военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ (см. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

Суды субъектов РФ включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут создаваться самими субъектами для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления Конституциям (уставам) субъектов РФ, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм. Порядок рассмотрения дел в этих судах устанавливается законами субъектов РФ. Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено другим судом. Финансирование этих судов осуществляется за счет средств субъектов РФ. В настоящее время конституционные (уставные) суды функционируют в 12 субъектах РФ. Правовая база – ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О Судебной системе РФ».

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок назначения (избрания) и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются также законами субъектов РФ. В компетенции мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее (рис. 2.1).

Применительно к территориальным (название условное) судам общей юрисдикции деление будет таким:

1) основное звено - районные суды;

2) среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

3) высшее звено - Верховный Суд РФ.
Военные суды включают следующие звенья:

1) основное звено - гарнизонные военные суды;

2) среднее звено - окружные (флотские) военные суды;

3) высшее звено - Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда РФ).

Звенья арбитражных судов:

1) основное звено - арбитражные суды субъектов РФ;

2) среднее звено - арбитражные апелляционные суды и окружные арбитражные суды;

3) высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

Функциональные связи судов определяются понятием инстанция. Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.

Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

Правосудие по первой инстанции ~ это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого - по уголовному делу или удовлетворения, отказа в иске - по гражданскому и арбитражному делу. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных, гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных - арбитражными судами субъектов РФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному представлению прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в которой дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Второй инстанцией может быть апелляционная инстанция (в районном суде по делам, рассмотренным мировыми судьями, а также в системе арбитражных судов). Особенность апелляционной инстанции в том, что, отменив решение суда первой инстанции, этим же судом одновременно дело может быть рассмотрено заново с вынесением нового решения или приговора.

Рассмотрение дел в порядке надзора может иметь место, после того как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения или в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по инициативе ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе; в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.

Понятие правосудия.

Правосудие - это деятельность независимого суда, основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства, в рамках установленного законом процессуального порядка и применение на этой основе в необходимых случаях мер государственного воздействия.

Признаки правосудия:

1) Правосудие осуществляется только судом (специальными государственными органами в лице судей).

2) Судьи и присяжные заседатели обладают особым правовым статусом, обеспечивающим их независимость и самостоятельность при принятии решений.

3) Правосудие осуществляется путём рассмотрения гражданских, конституционных, уголовных, административных и арбитражных дел.

4) Правосудие реализуется через гражданское, конституционное, уголовное, административное и арбитражное судопроизводство

5) Акты реализации правосудия носят общеобязательный характер.

Принципы правосудия — общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

1) Законность — деятельность по реализации правосудия основана на соблюдении Конституции и законов.

2) Единство судебной системы — судебная система оформляется в Конституции РФ, все федеральные и мировые судьи соблюдают установленные ФЗ правила судопроизводства, на всей территории РФ признаётся обязательность вступивших в законную силу судебных постановлений.

3) Единство статуса судей (закрепляется в Законе).

4) Равенство всех перед законом и судом.

5) Правосудие осуществляется только судом — гражданские, арбитражные и уголовные дела рассматриваются единолично или коллегиально, а административные дела рассматриваются судьёй единолично.

6) Охрана прав и свобод граждан при осуществлении правосудия.

7) Неприкосновенность личности — ограничение личной свободы возможно только по определённым основаниям.

8) Состязательность и равноправие сторон — стороны наделены равными правами, ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом.

9) Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи.

10) Язык судопроизводства — уголовное и административное судопроизводство осуществляется только на русском языке или на языках республик в составе РФ, судопроизводство в Конституционном суде РФ, арбитражных и военных судах ведётся только на русском языке.

11) Обеспечение судебной защиты прав и свобод личности.

12) Участие граждан в осуществлении правосудия.

Презумпция невиновности.

«Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда», - гласит ст. 49 Конституции РФ.

Содержание рассматриваемого принципа составляют следующие положения:

1)никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого иначе как по основаниям и в порядке, установленным законом;

2)никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда и в соответствии с законом;

3)обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а прокурор, следователь, дознаватель не вправе перелагать на него обязанность доказывать свою невиновность;

4)при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона;

5)недопустимо добиваться признания обвиняемым своей вины путем насилия, угроз, шантажа и провокаций;

6)привлечение лица в качестве обвиняемого и предание его суду не решают вопроса о его виновности – она подлежит доказыванию её в суде;

7)неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

8)никто не должен дважды нести уголовную или иную ответственность за одно и то же правонарушение;

9)обвиняемый считается невиновным, пока приговор, вынесенный в отношении его, не вступит в законную силу.

Конституционный суд РФ

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Конституционный суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.[11]

Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.[12]

Таким образом, Конституционный Суд имеет две возможности толкования Конституции: прямо предусмотренную Конституцией (ч.5 ст.125), по запросам перечисленных выше субъектов (ранее такого правомочия Конституционный Суд не имел) и имплицитно присущую при решении споров о конституционности нормативных актов, споров о компетенции и иных вопросов, отнесенных Конституцией к ведению Конституционного Суда РФ.

СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.[17] Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. [18]

Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным этим Законом. Конституционный федеральный закон предусматривает полные гарантии независимости судей. [19]

Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального закона о Конституционном Суде РФ. На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда РФ распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные Федеральным законом о Конституционном Суде РФ

Институт судебных приставов

Правовая база: Федеральных законов № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» и № 119-ФЗ от 21.07.1997 г. «Об исполнительном производстве».

судебные приставы являются работниками Федеральной службы судебных приставов (ФССП России).

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 20 года, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебных приставов по ОУПДС) их функции:

-обеспечен в судах безоп-ти судей, засед-лей, участников судебного процесса и свидетелей.

-выполнен распоряжения председателя суда, а также судьи или председат-вующнго в судебн заседании связанные с соблюдением порядка в суде.

-исполнен решений суда о применении к подсудимому и другим гражданам мер процессуального принуждения

-обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещен. В рабочее время.

-проверка подготовки судебн помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебн. Процесса уголовного дела и вещественных доказат-тв и их сохранность.

-взаимод-вие с военнослужащими воинск части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безоп-ти

-поддержание общественного порядка в судебных помещениях. И др.

и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Федер. Служба судебн. Приставов (ФССП) является Федер. Органом исполнит власти осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деят-ти судов, исполнению судебных актов и других органов.

Основные задачи ФССП:

-обеспечение устан. Порядка деят-ти Констит. Суда РФ, ВСРФ,ВАСРФ, судов общей юрисдикции и арбитражн.судов

-орган-ция принудит. Исполнения судебн. Актов судов общей юрисдикции и арб судов, а также актов других органов, предусмотренных з/д-вом РФ об исполнит. Производстве.

управление территориальн.органами ФССП РФ

Органы юстиции

Правовая база: В соответствии с Положением Министерство юстиции РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере деятельности подведомственных ему федеральных служб.

Руководство деятельностью Министерства юстиции РФ осуществляет Президент РФ. Министерство контролирует и координирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы

исполнения наказания, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной регистрационной службы.

Основными задачами Министерства юстиции РФ являются:

разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

нормативно-правовое регулирование в установленной сфередеятельности;

обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.

Руководство деятельностью Министерства юстиции РФ осуществляет Президент РФ. Министерство контролирует и координирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы

исполнения наказания, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной регистрационной службы.

осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах:

исполнения уголовных наказаний,

регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, а также предоставление информации о них.

адвокатуры и адвокатской деятельности,

нотариата и нотариальной деятельности,

государственной регистрации актов гражданского состояния,

легализации и апостиля,

обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

Противодействие коррупции [3]

Антикоррупционная экспертиза законопроектов

Антикоррупционную экспертизу законопроектов проводят аккредитованных в качестве независимых экспертов физические и юридические лица. По состоянию на 16 ноября 2010 года в качестве независимых экспертов аккредитовано 828 физических лиц и 164 юридических лица. Решение об аккредитации принимает Министр юстиции Российской Федерации или один из уполномоченных заместителей министра, о чем издается соответствующее распоряжение. Аккредитованным экспертам выдается свидетельство установленного образца.

Возглавляет Министерство министр юстиции. В его подчинении 7 заместителей.

В структуру Минюста входят:

Центральный аппарат

11 департаментов по основным направлениям деятельности

Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов

Департамент организации и контроля

Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов

Департамент государственной службы и кадров

Департамент международного права и сотрудничества

Департамент конституционного законодательства

Департамент гражданского и социального законодательства

Департамент управления делами

Департамент по делам некоммерческих организаций

Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой

Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения

Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместитель Министра и его аппарат

Отдел рассмотрения жалоб по уголовно-правовым вопросам

Отдел рассмотрения жалоб по гражданско-правовым вопросам

Отдел анализа прецедентной практики, организации и контроля исполнения решений

Отдел делопроизводства

Научный центр правовой информации

государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения»

Российская правовая академия

Федеральные казенные учреждения «Государственные юридические бюро»[источник не указан 151 день]

Судебно-экспертные учреждения

Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации

Признаки, понятие и задачи правоохранительной деятельности

Существенные признаки правоохранительной деятельности сводятся к следующим.

1) Для такого рода деятельности характерным считается применение мер юридической ответственности. Так, в случае совершения уголовного преступления применяются меры наказания, установленные Уголовным кодексом РФ

2) Применение мер юридической ответственности может осуществляться только на основе закона или иного правового акта, принятого в его исполнение. Соответствующий правовой акт устанавливает круг органов, имеющих право применять меры юридической ответственности, ее пределы и перечень обстоятельств, которые должны учитываться при вынесении решения.

3) Правоохранительная деятельность реализуется не произвольно, по усмотрению правоприменителя, а в рамках точно определенных процедур. Такой подход обеспечивает объективность применения соответствующих мер юридической ответственности и обеспечивает права лиц, в отношении которых они применяются.

4) Правоохранительная деятельность реализуется Органом, специально на то уполномоченным государством. Это в равной степени относится как к государственным органам, другим публичным структурам государства, так и к негосударственным организациям.

Таким образом, правоохранительная деятельность - это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур..

Из приведенного определения следуют два общих положения.

Во-первых, в связи с разнообразием задач и особенностями статуса правоприменителя правоохранительная деятельность может осуществляться как государственными структурами, так и негосударственными организациями; как в рамках централизованных подсистем, так и действующих автономно (су-' дом, органами охраны порядка местного самоуправления); не только гласно, но и с использованием негласных методов работы (оперативно-розыскной деятельности).

Во-вторых, при многообразии организационных форм и методов работы во всех случаях и для всех органов и организаций, осуществляющих правоохрану, незыблемым остается соблюдение конституционных принципов правоохраны:

- принципа законности, из которого следует, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать конституционные нормы и.законы (ст. 15 Конституции РФ);

- приоритета прав и свобод человека и гражданина, который включает обязанность государства обеспечивать соблюдение политических, экономических, социальных прав человека как высшей ценности государства (ст. 2 гл. II Конституции РФ);

- равенства граждан и юридических лиц перед законом.

Задачи правоохранительной деятельности:

1)охрана прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

2)разрешение споров о праве (юридических конфликтов);

3)пред



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.129 с.)