Структура задачи и компетенция гражданских судов основного звена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура задачи и компетенция гражданских судов основного звена



Районный (городской[1]) суд — в Российской Федерации орган федеральной судебной власти, входящий в систему судов общей юрисдикции и занимающий положение второго звена этой системы (выше мировых судей, но ниже судов уровня субъекта РФ и Верховного Суда РФ).

Образуются в районах, районах в городах (для крупных городов) и городах (за исключением городов федерального значения, суды которых являются судами субъектов РФ, а не районными (городскими) судами) на всей территории России.

Районный суд является судом первой инстанции для большинства гражданских, уголовных и административных дел. Решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, могут быть обжалованы в кассационном порядке в суд общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Также районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Районный суд состоит из федеральных судей, назначаемых указами Президента РФ в порядке, определённом законодательством.

В каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Председатель районного суда:

председательствует в судебных заседаниях; назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях; распределяет другие обязанности между судьями;

ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

руководит работой аппарата суда;

организует работу по повышению квалификации работников суда;

организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда.

Структура задачи и компетенция гражданских судов среднего звена

Федеральными судами среднего звена судебной системы об­щей юрисдикции являются Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автоном­ной области, суд автономного округа. Они образуются и действу­ют в республиках, входящих в состав РФ, крае (области), автоном­ной области и автономном округе, соответственно. В городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — образованы суды на правах областного суда.

Суды среднего звена равнозначны между собой по положению в судебной системе, имеют одинаковые полномочия и структуру. Поэтому далее они называются для краткости «областные суды» или «суды среднего звена*. Их место в системе судов общей юрис­дикции обусловлено федеративным устройством России.

Согласно ст. 20 Закона о судебной системе полномочия, поря­док образования и деятельности областных судов устанавливается федеральным конституционным законом, который еще не при­нят. Сходная норма адресована также и районным судам, что дает законодателю возможность урегулировать эти вопросы как в од­ном, так и в нескольких конституционных законах.

Суды среднего звена имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций — по отноше­нию к районным судам, действующим на территории соответству­ющего субъекта РФ.

В качестве суд&первой инстанции областной суд рассматрива­ет гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интере­сы граждан и организаций, о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии или религиозных организаций, средств массовой информации, других общественных организаций, избирательные споры и другие дела, предусмотренные федеральным законом.

Среди уголовных дел суды среднего звена рассматривают по пер­вой инстанции дела об умышленном убийстве при отягчающих об­стоятельствах, изнасиловании, при особо квалифицирующих обсто­ятельствах, преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества и некоторых других тяжких и осо­бо тяжких преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК.

Областной суд правомочен при соблюдении установленных в за­коне условий принять к своему производству гражданские и уго­ловные дела, которые в принципе подсудны районному суду. Эти суды вправе изъять любое гражданское дело из районного суда, на­ходящегося на территории их юрисдикции, и принять его к своему производству при наличии согласия или просьбы сторон. Рассмот­рев дело по существу с соблюдением всех процессуальных правил.

В качестве суда второй (кассационной) инстанции суды сред­него звена рассматривают дела по кассационным и частным жало­бам и представления на судебные акты районных судов, не всту­пивших в законную силу (ст. 355 УПК), Кассационные жалобы и протесты приносятся через суд, вынесший приговор, однако пода­ча кассационной жалобы или представления непосредственно в кассационную инстанцию не является препятствием для их рас­смотрения. В соответствии с гражданским процессуальным зако­нодательством решения районного суда могут быть обжалованы в кассационном порядке сторонами и другими лицами, участвую­щими в деле. Прокурор, участвовавший в деле, может принести представления на незаконное или необоснованное решение суда.

Рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное зна­чение как для осуществления целей и задач правосудия по конк­ретному делу, так и как средство повышения качества и эффектив­ности правосудия в целом (избежать ошибок по аналогичным де­лам в последующей судебной практике).

Структура задачи и компетенция военных судов

военные суды входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил
РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ

Исходя из того, что военные суды работают в условиях, в которых действуют Вооруженные Силы, в целях обеспечения их мобильности, близости к войскам, готовности действовать в военное время, боевой обстановке, экстремальных ситуациях, предусматривается, что судьи военных судов и часть работников их аппаратов находятся на военной службе и имеют воинское звание офицерского состава, что является основным принципиальным отличием военных судов от остальных федеральных судов общей юрисдикции (ст.27 и33).

В соответствии со ст. 27 анализируемого Закона одним из обязательных требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи военного суда, наряду с общими требованиями к остальным кандидатам в судьи, является наличие офицерского звания и заключение контракта о прохождении военной службы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.045 с.)