Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о правоохранительной деятельности, суде ,правоохранительных органах и юстиции

Поиск

Понятие о правоохранительной деятельности, суде,правоохранительных органах и юстиции

Одна из основных функций государства – обеспечение законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, государственных и общественных интересов, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Защита прав и свобод граждан – важнейшая конституционная обязанность государства.

Правоохранительная деятельность:

1. связана с восстановлением нарушенного права и справедливости, в необходимых случаях с применением мер государственного принуждения (юридических санкций) к правонарушителям.

2. достигает своей цели на основе закона и с соблюдением всех предусмотренных законом процедур.

3. правоохранительной деятельности свойственна воспитательно-предупредительная направленность (профилактика)

4. занимаются специально созданные для этой цели государственные органы (и должностные лица), суд и правоохранительные органы.

Правоохранительная деятельность – это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц (специальных субъектов) по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения.

Органы, выполняющие правоохранительную деятельность: суд, прокуратура, органы предварительного расследования, органы юстиции, нотариат, правовая служба, адвокатура.

Суд —это государственный орган, призванный разрешать споры (конфликты), возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия. Суд появился в государстве как орган охраны права, как орган власти, осуществляющий специфическую государственную функцию – правосудие. От имени государства, с соблюдением определенной юридической процедуры, суд окончательно разрешает споры (конфликты), связанные с применением или исполнением норм права, применяет в необходимых случаях меры государственного воздействия (принуждения) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы. В соответствии со ст. 26 Конституции Республики Беларусь только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. Осуществляя правосудие, рассматривая в судебных заседаниях юридические дела, деятельность суда способствует укреплению законности и правопорядка, утверждению социальной справедливости, предупреждению правонарушений и воспитанию граждан в духе уважения к закону, правам, чести и достоинству личности, нормам морали и нравственности. Из этого вытекает, что ведущая функция суда – всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина, т.е. правозащитная функция, а не карательная. Именно такое понимание деятельности суда отвечает сущности демократического правового государства. До 90-х годов прошлого столетия суд относился к правоохранительным органам Выделением же суда из системы правоохранительных органов подчеркивается его особый правовой статус, его независимое, лидирующее, ведущее положение в системе юстиции.

Правоохранительные органы это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке в целях укрепления законности предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону.

Каждый из правоохранительных органов осуществляет соответствующую правоохранительную функцию:

органы прокуратуры – прокурорский надзор,

органы дознания и следствия – выявление и расследование преступлений,

органы юстиции – организационно-техническое обеспечение судов и управление в области юстиции,

адвокатуры – оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам.

В совокупности суд и правоохранительные органы образуют ЮСТИЦИЮ государства.

Правоведы и практики часто используют понятие Уголовная юстиция ( вся система государственных органов и должностных лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, реализации уголовного закона). Назначение органов уголовной юстиции – обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное преступление.

 

 

Международно-правовые акты как источник судоустройства

Согласно ст. 8 Конституции Республики Беларусь Республика Беларусь признает приоритет международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, противоречащих Конституции. Это позволяет считать международно-правовые акты, ратифицированные республикой, составной частью ее правовой системы.

В систему документов, создающих международные стандарты в области прав человека, в т.ч. и в сфере правосудия, входят:

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);

Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (1985 г.);

Европейская хартия о статусе судей (1998 г.);

Основные положения о роли адвокатов (1990 г.);

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.);

Основные принципы, касающиеся роли юристов (1990 г.) и другие.

Перечисленные документы отражают и закрепляют общечеловеческие, универсальные правовые ценности мирового сообщества об организации судебной власти, осуществлении правосудия и иной правоохранительной деятельности.

К общепризнанным принципам можно отнести следующие положения:

право на эффективное восстановление в правах компетентными, независимыми и беспристрастными национальными судами в разумные сроки;

обеспечение государством доступа граждан к правосудию и юридической помощи, осуществляемой независимыми адвокатами;

презумпция невиновности;

равенство всех перед законом и судом;

беспристрастность расследования и судебного рассмотрения дел;

открытое судебное разбирательство;

право на пересмотр решения или приговора вышестоящей судебной инстанцией;

особая защита участников процесса, не имеющих возможность ее осуществлять, в частности, несовершеннолетних;

особая защита лиц, страдающих физическими и психическими недостатками, лиц, не владеющих языком судопроизводства и некоторые другие положения.

Названные международно-правовые нормы и принципы нашли отражение в белорусском конституционном и

судоустройственном законодательстве, а также в процессуальных кодексах.

 

Кодекс

Организация судебной власти и правоохранительных органов регулируется Кодексом и законами, которые принимаются парламентом и обладают высшей юридической силой.

Базовым, основополагающим законом для отечественного судоустройства является Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Этот правовой акт открывает новый этап в белорусском судоустройстве, организации юстиции в целом. В нем нашли отражение и дальнейшее развитие конституционные основы судебной власти. Сохраняя преемственность с прежним законодательством о судоустройстве, этот правовой документ содержит и нововведения, имеющие принципиальное значение для развития органов правосудия и правовой системы. Одной из основных отличительных особенностей Кодекса по сравнению с ранее действовавшим Законом о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь от 13 января 1995 г. является то, что этот правовой акт регулирует не только компетенцию и организацию общих судов (как было ранее), но и хозяйственных судов и Конституционного Суда Республики Беларусь, а также статус судей всех видов судов и всех звеньев единой национальной судебной системы. Кодекс характеризуется более совершенной законодательной техникой. В нем 6 разделов, 22 главы и 193 статьи (в Законе 1995 г. – шесть разделов, 11 глав и 90 статей). Раздел I – Основы, задачи и принципы деятельности судебной системы; раздел II – Порядок формирования и компетенция судов; раздел III – Статус судьи и народного заседателя; раздел IV – Органы судейского сообщества; V - Обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества; наконец, VI - заключительные положения.

 

Съезды судей

Процесс реализации Концепции показал невозможность претворения в жизнь отдельных ее положений в существующих социально-экономических условиях. На это обращено внимание в решениях Первого съезда судей Республики Беларусь, состоявшегося 5 декабря 1997 г. В своей резолюции съезд судей поручил Республиканскому совету судей совместно с Конституционным, Верховным и Высшим хозяйственным судами разработать предложения по совершенствованию судебной системы, пересмотру соответствующих положений Концепции судебно-правовой реформы и Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», других актов законодательства, касающихся судебной деятельности, и приведению их в соответствие с Конституцией Республики Беларусь. Большинство высказанных на съезде предложений в течение года было реализовано.

Разработана программа по кодификации и систематизации законодательства, приняты новые Гражданский, Гражданско-процессуальный, Хозяйственный и Хозяйственно-процессуальный, Уголовный и Уголовно-процессуальный, Жилищный, Трудовой и другие кодексы. С лета 1998 года введено единоличное рассмотрение гражданских дел, изменены сроки их рассмотрения. Упорядочены ставки государственной пошлины, приняты нормативы нагрузки судей. Специальным Указом Президента Республики Беларусь создан Институт переподготовки и повышении квалификации судей, работников прокуратуры, ведется активное строительство и реконструкция зданий судов, их материально-техническое и кадровое обеспечение. Съезд судей принял Кодекс чести судьи, Положение о республиканском Совете судей и избрал его первый состав.

Второй съезд судей Республики Беларусь (21 февраля 2002 г.) констатировал, что судебная власть, как самостоятельная ветвь государственной власти в республике, состоялась. Важнейшим условием осуществления судебной власти является дальнейшее укрепление судебной системы, способной обеспечить верховенство Конституции, защитить права и свободы граждан, взаимодействие с органами законодательной и исполнительной властей

 

.

Презумпция невиновности

Он сформулирован в ст. 26 Конституции Республики Беларусь и гласит: «никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Иными словами, обвиняемый (подсудимый) считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Важность данного принципа подчеркивается также и тем, что он закреплен в ряде международно-правовых актов.

Основная цель действия принципа – охрана прав и законных интересов личности, исключение необоснованного обвинения и осуждения. Невиновность подсудимого может быть опровергнута, но только путем доказывания установленными уголовно-процессуальным законом средствами и лишь при наличии достаточных судебных доказательств, относимых к делу и допускаемых законодательством. Обязанность доказывания возлагается на органы дознания, следователя, прокурора.

В Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь, помимо закрепления сущности принципа презумпции невиновности (ч. 1 ст. 16), нашли воплощение вытекающие из него положения: обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а орган уголовного преследования и суд не в праве перелагать обязанность доказывания на обвиняемого (ч. 2 ст. 16); сомнения в обоснованности предъявленного обвинения толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 16); приговор не может быть основана на предположениях (ч. 4 ст. 16).

Народные заседатели

Одним из демократических принципов отечественного судоустройства и судопроизводства (закреплен в статье 9 Кодекса) является участие граждан в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей. Предусматривает белорусское действующее уголовно-процессуальное законодательство участие граждан в отправлении правосудия в качестве народных заседателей

Народные заседатели, как и присяжные, – временные, непрофессиональные судьи. Но в отличие от последних народные заседатели пользуются в судебном процессе всеми правами судьи, т.е. совместно судьями-профессионалами, образуя единую коллегию, решают фактические и юридические вопросы дела. Не осуществляют они лишь руководство ходом судебного заседания.

Кодекс (ст. 133) устанавливает, что народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 25-летнего возраста, владеющие белорусским и русским языками.

Народными заседателями не могут быть:

лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах;

депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания, руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля и органов государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления;

священнослужители.

Количество народных заседателей на одного судью установлено в соотношении:

для районных (городских), межгарнизонных военных судов – 35 народных заседателей; для областных (Минского городского), Белорусского военного судов – 25 народных заседателей; для Верховного Суда Республики Беларусь – 10 народных заседателей.

Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется соответствующими районными (городскими), областными (Минским городским) исполнительными комитетами сроком на пять лет на основании списков граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Включение граждан Республики Беларусь в списки

производится с их согласия.

Списки народных заседателей утверждаются: районных (городских), межгарнизонных военных, областных (Минского городского) судов – соответствующими областными (Минским городским) Советами депутатов; Белорусского военного суда, Верховного Суда – Президентом Республики Беларусь. В случае, если полномочия более половины народных заседателей, включенных в соответствующий список, досрочно прекращены, формируется новый список народных заседателей.

Народные заседатели вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги. Текст присяги и порядок ее принесения определены в ст. 135 Кодекса.

Присяга приносится народными заседателями: районного (городского), областного (Минского городского) судов на общем собрании народных заседателей соответствующего суда в присутствии председателя и судей этого суда, а также представителей управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета; военных судов – на общем собрании народных заседателей в присутствии председателя и судей этого суда, Председателя Белорусского военного суда; Верховного Суда – на общем собрании народных заседателей Верховного Суда в присутствии Председателя и судей Верховного Суда, а также Министра юстиции.

Народный заседатель в период осуществления своих полномочий приносит присягу один раз.

Привлечение народных заседателей для рассмотрения конкретного дела в суде производится судьей, рассматривающим это дело, согласно очередности из числа народных заседателей соответствующего суда. Народный заседатель привлекается к исполнению своих обязанностей на срок не более 21 дня в году, а в случае, если время рассмотрения превышает указанный срок, – на срок рассмотрения этого дела.

Судья может освободить народного заседателя от исполнения обязанностей по конкретному делу на основании письменного заявления народного заседателя, если он: достиг 70-летнего возраста; находится в социальном отпуске; в соответствии со своими убеждениями или вероисповеданием считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; имеет иные уважительные причины.

Народный заседатель освобождается от исполнения обязанностей судьи по конкретному делу до вынесения судьей решения об образовании состава суда с участием народных заседателей.

Работающим народным заседателям за время исполнения обязанностей в суде производятся выплаты в размере среднего заработка (дохода) по месту основной работы. Неработающим народным заседателям, пенсионерам исполнение обязанностей в суде оплачивается в размере среднего заработка для местности (района, города) по месту нахождения суда.

Одной из гарантий, связанных с исполнением обязанностей, является, в частности, что увольнение народных заседателей с основной работы по инициативе нанимателя, за исключением случаев совершения народным заседателем виновных действий (бездействия), допускается при соблюдении общего порядка, предусмотренного законодательством о труде, и только с согласия должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей.

Полномочия народного заседателя прекращаются по истечении срока, на который был утвержден соответствующий список народных заседателей.

Дело, начатое с участием народного заседателя, должно быть окончено с его участием и по истечении срока его полномочий.

Органу (должностному лицу), утвердившему список народных заседателей, прекращает полномочия народного заседателя в случае умышленного нарушения им законодательства или совершения порочащего поступка, несовместимых с его высоким званием, а также, когда лицо не отвечает требованиям, предусмотренным для народных заседателей.

 

 

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи общих и хоз судов

Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей ввел институт кандидата в судьи

На должность судьи конст суда могут быть назначены (избраны) высококвалифицированные специалисты, имеющие, как правило, ученую степень. В Кодексе эти требования конкретизируются и дополняются в статье 91. В ней указывается, что судьей этого суда может быть гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами.

Кандидатом на должность судьи общего и хозяйственного судов может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Кандидат на должность: судьи областного (минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда, кроме судьи коллегий по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности В ерховного Суда может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда назначаются из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

Председатели: район -3 года,обл-5 лет

В целях оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи, их деловых и морально-психологических качеств проводится квалификационный экзамен. К этому экзамену может быть допущен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист».

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменационными комиссиями, создаются:

при Верховном Суде - для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей общих судов;

при Высшем Хозяйственном Суде - для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей хозяйственных судов.

Экзаменационные комиссии создаются из наиболее квалифицированных судей, представителей Министерства юстиции Республики Беларусь и иных специалистов в области права.

Персональный состав экзаменационных комиссий, порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов утверждаются соответственно Председателем Верховного Суда и Председателем Хозяйственного Суда. Председателями экзаменационных комиссий являются соответственно один из заместителей Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Хозяйственного Суда, а заместителями председателей экзаменационных комиссий - представители Министерства юстиции Республики Беларусь.

Заявление о зачислении кандидатом в судьи с приложением документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к кандидату в судьи, направляется в соответствующую квалификационную коллегию судей и рассматривается ею в течение одного месяца с момента подачи заявления на заседании квалификационной коллегии судей с участием лица, обратившегося с таким заявлением

При наличии в суде вакантной должности судьи квалификационная коллегия судей рекомендует зарегистрированного ею кандидата в судьи для назначения на вакантную должность судьи и прохождения специальной подготовки, о чем информирует Министерство юстиции.

Министерство юстиции направляет кандидата в судьи, рекомендованного квалификационной коллегией судей, для прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда. Эта специальная подготовка включает обучение до одного года в специализированном учреждении образования с совмещенной стажировкой в одном из судов республики под руководством судьи, назначенного соответственно Председателем Верховного Суда. Условия и порядок прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда, а также ее программа определяются Министерством юстиции совместно соответственно с Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом.

.

 

 

Кодекс чести судьи

В Кодексе чести судьи, принятым первым съездом судей, 5 декабря 1997 г., закреплены правила поведения этического характера, обязательные для каждого судьи. Они распространяются и на судей, находящихся в отставке, сохраняющее звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу. В статье второй этого Кодекса подчеркнуто, что при осуществлении правосудия судьи должны руководствоваться только законом и своей совестью. Никакие ссылки на «высшую справедливость» и «целесообразность», чьи-либо интересы и другие обстоятельства не могут признаваться приоритетными по отношению к Конституции Республики Беларусь и другим принятым в соответствии с ней актам законодательства. Закон превыше всего для носителей судебной власти.

В Кодексе чести судьи сформулированы правила поведения судьи, обеспечивающие его независимость, объективность и беспристрастность. В частности, подчеркнуто, что всегда и везде судья должен вести себя таким образом, чтобы в обществе утверждалась уверенность в его независимости, объективности и беспристрастности при осуществлении правосудия. Судья не должен допускать влияния на свою деятельность по отправлению правосудия со стороны кого бы то ни было, в том числе должностных лиц вышестоящих судов, других должностных лиц, независимо от занимаемой должности и положения, коллег по работе, родственников, друзей или знакомых. Он должен быть свободен от влияния общественного мнения, каким бы то ни было для него оно неблагоприятным, от опасений критической оценки его деятельности. Это непросто, но эта святая обязанность судьи быть объективным, беспристрастным и независимым, подчиняясь только Закону.

Недопустимо использование судьей своего служебного положения в личных целях, для удовлетворения чьих-либо интересов вопреки требованиям Конституции и закона. Весьма важно для судьи быть осмотрительным в выборе друзей, знакомых, а также следует избегать связей, которые могут его скомпрометировать.

Судья обязан воздерживаться от публичных комментариев по делам до вступления в законную силу судебных решений. Недопустимо публично выражать свои политические пристрастия, агитировать за и против кандидатов на государственные должности.

Судья обязан постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Его долг оказывать помощь молодым судьям в овладении профессиональным мастерством, хранить лучшие традиции судебной власти и передавать их новому поколению судей.

Служебная обязанность судьи: сохранение профессиональной тайны. Исключение составляет информация, полученная в открытом судебном заседании.

За совершение проступка, дискредитирующего суд, либо преступления судья несет ответственность в соответствии с законом. За судьей обеспечивается право на проверку его заявлений соответствующим судом и органами судейского самоуправления.

 

 

Отставка судей

Одним из оснований прекращения полномочий судьи является его отставка. Под ней понимается уход или почетное удаление с должности. Это новый институт в отечественном законодательстве, вызванный к жизни необходимостью поднять престиж судейской профессии, авторитет судебной власти и ее носителей. Ведь за лицом, находящимся в отставке, сохраняется принадлежность к судейскому сообществу, звание судьи, права и гарантии, предусмотренные законом для судей.

При выходе в отставку судьи областного, Минского городского, районных (городских) и военных судов предупреждаются об этом за месяц Министром юстиции, а судьи Верховного Суда – Председателем этого суда, судьи хозяйственных судов – Председателем Высшего Хозяйственного Суда.

Отставка судье предоставляется Президентом Республики Беларусь. Судьям Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда – Президентом с уведомлением Совета Республики. Судья имеет право на отставку в порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Беларусь о государственной службе.

За судьей, вышедшим в отставку, сохраняются право участия в деятельности органов судейского сообщества и иные гарантии, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

При выходе судьи в отставку в его удостоверении проставляется штамп «В отставке» и указывается дата начала отставки.

Отставка судьи прекращается в случае прекращения гражданства Республики Беларусь, умышленного нарушения законодательства или совершения порочащего поступка, несовместимых с высоким званием судьи.

Отставка судьи прекращается Президентом Республики Беларусь.

Квалификационная коллегия судей по месту прежней работы пребывающего в отставке судьи при наличии оснований, предусмотренных частью первой настоящей статьи, направляет соответствующее заключение лицам, уполномоченным вносить представление Президенту Республики Беларусь, для прекращения отставки судьи.

Судья, отставка которого прекращена, вправе обжаловать это заключение в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для обжалования заключений квалификационных коллегий судей.

Отставка судьи прекращается также в связи со смертью судьи или объявлением его в установленном порядке умершим.

Основанием для отставки судьи, прокурорского работника являются наличие стажа работы, предусмотренного статьей 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», для мужчин не менее 30 лет, для женщин – не менее 25 лет, в том числе соответственно стажа работы в должности судьи или прокурорского работника не менее 20 лет (судьи Конституционного Суда Республики Беларусь – не менее четырех лет). состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных обязанностей (при наличии медицинского заключения).

 

Дисциплинарная ответственность судей общих и хозяйственных судов

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности: за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия; за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь, за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.

Отмена или изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного судебного постановления, за исключением случая, когда установлено преднамеренное вынесение незаконного судебного постановления.

Согласно статье 112 Кодекса видами дисциплинарного взыскания являются: замечания; выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в квалификационном классе судьи на срок до шести месяцев; освобождение от должности.

Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее двух месяцев со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни или пребывания в отпуске, но не позднее шести месяцев со дня его совершения.

Если в течение одного года со дня наложения дисциплинарного взыскания судья не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов

осуществляется квалификационными коллегиями судей.

Квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь осуществляет дисциплинарное производство в отношении судей Верховного Суда (кроме Председателя Верховного Суда), председателей, заместителей председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, членов квалификационной коллегии судей Верховного Суда и квалификационной коллегии судей областных (Минского городского) судов, военных судов.

Квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов в отношении судей областныз (Минского городского) судов (кроме председателей, заместителей председателей областных (Минского городского) судов и членов соответствующей квалификационной коллегии судей), судей районных (городских) судов. Квалификационная коллегия судей военных судов в отношении судей Белорусского военного и межгарнизонных военных судов (кроме Председателя, заместителя Председателя Белорусского военного суда и членов квалификационной коллегии судей военных судов). Квалификационная коллегий судей хозяйственных судов осуществляет дисциплинарное производство в отношении судей хозяйственных судов (кроме Председателя Высшего Хозяйственного Суда).

Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка осуществляют председателями соответствующих судов.

Право возбуждения дисциплинарного производства принадлежит:

Президенту Республики Беларусь – в отношении всех судей; Председателю Верховного Суда – в отношении судей общих судов; Председателю Высшего Хозяйственного Суда – в отношении всех судей хозяйственных судов; Министру юстиции Республики Беларусь – в отношении судей общих и хозяйственных судов, за исключением председателей, заместителей председателей и судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда.

Председатели областных (Минского городского), Белорусского военного судов осуществляют дисциплинарное производство в отношении судей соответствующих областных (Минского городского), районных (городских) и Белорусского военного и межгарнизонных военных судов.

О возбуждении дисциплинарного производства Президент Республики Беларусь издает распоряжение, Министр юстиции и начальники управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов издают приказы. Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, председатели областных (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственных судов областей (города Минска) принимают постановлении. В распоряжении (приказе, постановлении) должны быть указаны основания для возбуждения дисциплинарного производства.

Распоряжение (приказ, постановление) направляется с необходимыми материалами в соответствующую квалификационную коллегию судей.

По результатам рассмотрения дел о дисциплинарной ответственности судей председатели судов принимают одно из следующих решений:

о наложении дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии); о прекращении дисциплинарного производства.

Решения о наложении дисциплинарных взысканий, как понижение в квалификационном классе до 6 месяцев и освобождение судей от должности принимаются Президентом Республики Беларусь.

Дисциплинарное производство прекращается:

при отсутствии оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности;

при пропуске сроков привлечения к дисциплинарной ответственности; при нецелесообразности наложения дисциплинарного взыскания в случае, если есть возможность ограничиться рассмотрением дисциплинарного производства на заседании соответствующей квалификационной коллегии судей.

Президентом Республики Беларусь при наличии законных оснований, может быть наложено любое дисциплинарное взыскание на любого судью без возбуждения дисциплинарного производства. При этом судья может давать объяснения по поводу совершенного им дисциплинарного проступка.

 

Понятие о судебной системе

Судебная система любого государства – это совокупность судов – органов судебной власти, действующих на его территории государства и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и компетенцией.

Суды, образующие судебную систему, связаны между собой установленными в законе отношениями по осуществлению правосудия. Среди судов можно выделить Высший Суд, обеспечивающий единство судебной практики, единообразное понимание и применение судами законов. Суды, входящие в судебную систему, имеют единые задачи, принципы организации и деятельности.

Судебная система состоит из отдельных ступеней, нижестоящих и вышестоящих судов, которые образуют звенья судебной системы. Под звеном судебной системы понимается суд (или суды), занимающие определенное положение в судебной системе и наделенный предусмотренной законом компетенцией. Суды, имеющие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.173 (0.015 с.)