Хозяйственный суды в РБ. Их задачи, система, компетенция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хозяйственный суды в РБ. Их задачи, система, компетенция



Хозяйственные суды появились в 1991 г

5 июня 1991 г. был принят Закон «О хозяйственном суде в Республике Беларусь».

К Компетенции хозяйственных судов были отнесены не только хозяйственные споры, подведомственные государственным арбитражам, но и новые, ранее не рассматриваемые ни арбитражами, ни общими судами. Это, в частности, споры о признании недействительными актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и затрагивающих интересы субъектов хозяйствования, о признании этих субъектов экономически несостоятельными (банкротами). Функционирование хозяйственных судов было предусмотрено Концепцией судебно-правовой реформы.

Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

Хозяйственные суды признаются юридическими лицами и составной частью судебной системы Республики Беларусь.

задачи:

· защита прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

· обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;

· укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

· содействие становлению и совершенствованию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового общения;

Хозяйственные суды осуществляют правосудие путем разрешения между субъектами хозяйственных споров в сфере хозяйственных (экономических) отношений, вытекающих из гражданских, административных, земельных, финансовых и иных публичных правоотношений, в том числе, и с участием международных организаций, иностранных лиц и граждан.

С 2002 г. к компетенции хозяйственных судов отнесено рассмотрение дел об экономических правонарушениях, влекущих наложение штрафа или конфискацию имущества.

Разрешая торгово-экономические, транспортные, кредитно-денежные и иные хозяйственные споры, возникающие между юридическими и физическими лицами

Систему хозяйственных судов составляют:

1. Хозяйственные суды областей (г. Минска), специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные) создаются при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Высшего Хозяйственного Суда;

2. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

 

 

58. Хозяйственный суды области (г. Минска). Состав, структура, компетенция

Хозяйственный суд области (города Минска), специализированный хозяйственный суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей. В них могут быть образованы:

· судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

· апелляционная судебная коллегия:

· судебная коллегия по банкротству;

· судебная коллегия по налоговым вопросам;

· судебная коллегия по административным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в хозяйственном суде области (города Минска) могут создаваться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

Согласно Кодексу статьи 62 Хозяйственный Суд области (города Минска):изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику; Председатель хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Высшего Хозяйственного Суда сроком на пять лет.

он:

- организует деятельность соответствующего суда;

- формирует судебные составы суда;

- вносит Председателю Высшего Хозяйственного Суда представления для назначения составов судебных коллегий;

- распределяет обязанности между своими заместителями;

Заместители председателя хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда, как и председатели этих судов, назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Хозяйственного Суда сроком на пять лет.

Они также являются судьями соответствующего хозяйственного суда и одновременно в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии и судебные составы; председательствуют в заседаниях судебных коллегий и назначают председательствующими судей соответствующих судебных коллегий.

Они отчитываются перед Пленумом Высшего Хозяйственного Суда о работе возглавляемых ими судебных коллегий, ведут личный прием граждан;

Судебные коллегии хозяйственного суда области (города Минска):

· рассматривают в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

· изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности, анализируют статистику.

 

 

Высший Хозяйственный Суд РБ.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя и заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Количество заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь действует в составе:

· Пленума;

· Президиума;

· Кассационной коллегии;

· судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

· судебной коллегии по банкротству;

· судебной коллегии по налоговым сборам.

Количественный состав судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Высший Хозяйственный Суд:

- рассматривает в пределах своей компетенции дела по первой инстанции,

- вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

- изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства,

- осуществляет контроль за исполнением хозяйственными судами постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда;

- оказывает судьям хозяйственных судов помощь по применению законодательства;

Председатель Высшего Хозяйственного Суда:

· организует деятельность Высшего хозяйственного Суда и иных хозяйственных судов;

· утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему квалифицированных экзаменов

· созывает Пленум Высшего Хозяйственного Суда, организует работу Президиума Высшего Хозяйственного Суда и председательствует на их заседаниях,

 

Пленум ВХС

В состав Пленума Высшего Хозяйственного Суда входят Председатель Высшего Хозяйственного Суда, первый заместитель и заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда, судьи Высшего Хозяйственного Суда, председатели хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов.

В заседаниях Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие:

· Президент Республики Беларусь и его представители;

· Председатели палат Национального собрания и их заместители, а также по их поручению председатели постоянных комиссий палат Национального собрания;

· Премьер-министр и его заместители;

· Председатель Конституционного Суда и его заместитель;

· Председатель Верховного Суда и его заместители;

· Генеральный прокурор и его заместители;

· Председатель Комитета государственного контроля и его заместители;

· Министр юстиции и его заместители;

· Министр по налогам и сборам и его заместители;

· Министр экономики и его заместители.

В соответствии со ст. 74 Кодекса Пленум Верховного Суда решает наиболее важные вопросы деятельности хозяйственных судов, а именно:

- рассматривает в пределах своей компетенции дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- рассматривает материалы обобщения судебной практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и принимает постановления по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

- принимает решения о приведении постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда, признанных Конституционным Судом неконституционными, в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь;

- рассматривает представления Председателя Высшего Хозяйственного Суда о несоответствии постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, содержащих разъяснения, законодательству;

- рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

Пленум Высшего Хозяйственного Суда правомочен решать при наличии большинства членов Пленума, а в случаях, предусмотренных Хозяйственным процессуальным кодексом, - при наличии не менее трех четвертей от числа Пленума Высшего Хозяйственного Суда.

Секретарь Пленума Высшего Хозяйственного Суда осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума Высшего Хозяйственного Суда, обеспечивает ведение протокола, а также проводит работу, необходимую для исполнения постановлений, принятых Пленумом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.018 с.)