Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
Для направления подготовки 38.03.01 (080100) Экономика
Профили ___ Финансы и кредит; Бухгалтерский учет, анализ и аудит; Экономика предприятий и организаций_________ ____________________________________
Уровень высшего образования __ бакалавриат ___________________________
Форма обучения ___ очная, заочная _____________________________________
Г. Красноярск
Рабочая программа актуализирована на основе СМК-СТО-7.0-52-2015 «Регламент обновления учебно-методических документов образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата и магистратуры», утвержденным приказом ректора СПбУУиЭ от «26» февраля 2015 года №30/04.
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры Экономики
«___»__________ 2015 г., протокол № ___
Зав. кафедрой _________________ / Е.А. Краус /
ОДОБРЕНО
Советом Красноярского института экономики
«___»__________ 2015 г., протокол № ___
Председатель совета _________________ / Н.Ю. Рябова /
СОГЛАСОВАНО
Начальник учебно-методического отдела ___________/ Е.М. Куденкова /
1.Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» является получение целостного представления об экономическом анализе, как важнейшей функции управления организациями, действенном средстве выявления внутрихозяйственных резервов, основе разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.
Задачи курса: формирование студентом прочных знаний, умений и практических навыков:
- при исследовании экономических показателей, факторов и причин обусловивших их;
- при научном обосновании бизнес-планов и контроле, за ходом их выполнения;
- при объективной оценке эффективности хозяйственной деятельности;
- при выявлении внутрихозяйственных резервов.
2.Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» относится к дисциплинам профилей «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика предприятий и организаций» Б.3, вариативная часть В 3.13. Для изучения данной дисциплины студенту необходимы знания, полученные в результате освоения таких дисциплин базовой части, как «Бухгалтерский учет и анализ», «Статистика», «Эконометрика».
Для освоения дисциплины студенты должны обладать следующими профессиональными компетенциями, которые позволят усваивать теоретический материал учебной дисциплины и реализовывать практические задачи:
Код компетенции
| Наименование и (или) описание
компетенции
| ПК-6
| способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
| ПК-5
| способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
| Студент должен:
Знать
| методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов, характеризующих деятельность предприятий и организаций
| ПК-6
| основные понятия, цели, классификацию информационных технологий и характеристику отдельных видов, электронно-платежные системы, общую характеристику процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации;
средства их реализации, программное обеспечение и технологии.
| ПК-5
| Уметь
| осуществлять расчеты показателей с помощью эконометрических моделей, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
| ПК-6
| применять методы сбора хранения, обработки и анализа информации для организации и управления экономической деятельностью, использовать информационные компьютерные технологии в профессиональной деятельности; осуществлять процессы накопления информации пользоваться локальными и глобальными сетями электронно-вычислительных машин; анализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы.
| ПК-5
| Владеть
| методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью теоретических и эконометрических моделей
| ПК-6
| методами и средствами сбора, обработки и анализа экономической информации средствами реализации информационных процессов
аналитическими методами для оценки эффективности экономической деятельности; анализа результатов расчетов и обоснования полученных выводов
| ПК-5
| 3.Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:
Код
компетен-ции
| Наименование и (или) описание компетенции
| ПК-1
| способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
| ПК-2
| способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
| ПК-4
| способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
| ПК-7
| способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
| ПК-10
| способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
| ПК-12
| способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии
| ПК-14
| способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы
| ПК-15
| способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать
| способы сбора и обработки информации
| ПК-1
| типовые методики расчета экономических и социально-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов; систему абсолютных и относительных показателей, характеризующих деятельность организаций
| ПК-2
| способы моделирования информации, получения и использования различных факторных моделей
| ПК-4
| особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности, предприятий различных форм собственности, порядок преобразования бухгалтерской отчетности в аналитическую форму
| ПК-7
| основы архитектуры и процессов функционирования вычислительных систем, сетей и телекоммуникаций
| ПК-10
| основы архитектуры и процессов функционирования вычислительных систем, сетей и телекоммуникаций
| ПК-12
| дидактические основы обучения, особенности, структуру и содержания обучения как процесса, особенности профессионального педагогического общения
| ПК-14
| современные информационные технологии в профессиональной деятельности
| ПК-15
| Уметь
| формулировать цели сбора, обработки и анализа информации; находить, отбирать и обобщать получаемую информацию; анализировать и интерпретировать полученную информацию; разработать и предложить способы решения поставленных задач на основе анализа информации
| ПК-1
| рассчитывать экономические показатели и финансовые коэффициенты; оценивать положение хозяйствующего субъекта на рынке
| ПК-2
| совершенствовать методику анализа применительно к конкретным условиям и поставленным управленческим задачам
| ПК-4
| находить, понимать смысл и интерпретировать необходимую информацию, содержащуюся в бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности; применять традиционные приемы и экономико- математические методы, исходя из целей анализа информации; составлять аналитическое заключение по результатам анализа
| ПК-7
| Выбирать и оценивать архитектуру вычислительных систем, сетей и систем телекоммуникаций применительно к поставленной прикладной задаче
| ПК-10
| Выбирать и оценивать архитектуру вычислительных систем, сетей и систем телекоммуникаций применительно к поставленной прикладной задаче
| ПК-12
| применять методы и средства обучения в соответствие с дидактической целью;. взаимодействовать в группе, осуществлять индивидуальный подход
| ПК-14
| использовать отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор или аналитический отчет
| ПК-15
| Владеть
| способностью экономически понимать информационные данные; способностью интерпретировать полученные показатели и объяснять их отклонения
| ПК-1
| методами применения факторных моделей для выявления и оценки первостепенных факторов хозяйственно деятельности; навыками практического анализа и оценки выявленных результатов деятельности
| ПК-2
| навыками разработки и обоснования путей достижения управленческих задач на основе аналитического исследования; способностью выявлять в ходе анализа и прогнозировать тенденции развития хозяйствующих субъектов
| ПК-4
| поиска необходимой для анализа информации, содержащейся в бухгалтерской и статистической отчетности; применения традиционных приемов и экономико-математических методов для анализа информации; подготовки аналитического заключения по результатам анализа
| ПК-7
| Навыками разработки программных комплексов для решения прикладных задач, использования современных технологий программирования
| ПК-10
| Навыками разработки программных комплексов для решения прикладных задач, использования современных технологий программирования
| ПК-12
| анализа специальной учебно-методической литературы, формулирования дидактической цели, составления педагогического проекта, применения различных видов обучения и стилей педагогического общения
| ПК-14
| анализа специальной литературы составления учебно-методических материалов и применения различных подходов к обучению и особенностей педагогического общения
| ПК-15
|
Данная учебная дисциплина является основой для изучения таких дисциплин, как «Управление затратами на предприятии», «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование по отраслям».
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1. Очная форма обучения
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Лекции
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
|
|
| Самостоятельная работа студента (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Контроль самостоятельной работы
|
|
| Курсовая работа (проект)
|
|
| Вид промежуточной аттестации (экзамен)
|
|
| Общая трудоемкость: часы,
В том числе контактная работа часы
Всего зачетные единицы
|
|
|
|
|
|
|
4.2. Заочная форма обучения
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Лекции
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
|
|
| Самостоятельная работа студента (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Контроль самостоятельной работы
|
|
| Курсовая работа (проект)
|
|
| Вид промежуточной аттестации (экзамен)
|
|
| Общая трудоемкость: часы,
В том числе контактная работа часы
Всего зачетные единицы
|
|
|
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание тем дисциплины
№ п/п
| Наименование темы дисциплины
| Содержание раздела темы
| 1.
| Роль экономического анализа в управлении
| Понятие об анализе хозяйственной деятельности, история его становления и развития. Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности. Виды анализа хозяйственной деятельности. Принципы анализа хозяйственной деятельности. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа. Метод и методика экономического анализа. Бухгалтерский учет и отчетность как информационная база экономического анализа.
| 2.
| Анализ технико-организационного уровня и других условий производства.
| Анализ управления коммерческой организацией. Анализ организации производства и труда. Анализ технического развития. Анализ внешнеэкономических связей предприятия. Анализ социальных условий использования человеческого фактора. Анализ природных условий и рациональности природопользования. Методы оценки влияния технико-организационного уровня и других условий производства на интенсификацию использования производственных ресурсов.
| 3.
| Анализ наличия, движения и использования персонала предприятия и фонда оплаты труда
| Анализ наличия, движения и персонала предприятия. Анализ использования средств на оплату труда. Анализ эффективности использования персонала предприятия.
| 4.
| Анализ технической оснащенности и возрастного состава основных средств.
| Анализ наличия и обеспеченности основными средствами. Анализ показателей движения и состояния основных средств. Анализ эффективности использования основных средств.
| 5.
| Анализ производства и продаж продукции
| Анализ объема производства и продаж продукции. Факторный анализ объема продаж. Анализ ассортимента и структуры продукции. Анализ положения товаров на рынках сбыта. Анализ качества и конкурентоспособности продукции. Резервы роста выпуска и продаж продукции.
| 6.
| Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции
| Управление себестоимостью: цели и содержание. Анализ динамики и структуры расходов организации. Факторный анализ себестоимости продаж. Анализ себестоимости по статьям затрат. Анализ затрат на 1 руб. продукции. Анализ поведения затрат и взаимосвязи затрат, объема и прибыли.
| 7.
| Финансовые результаты коммерческой организации и методы их анализа.
| Система финансовых результатов коммерческой организации. Анализ структуры и динамики бухгалтерской прибыли по данным отчетности. Факторный анализ прибыли от продаж. Анализ использования чистой прибыли собственниками. Факторный анализ рентабельности продаж и активов. Резервы роста прибыли.
| 8.
| Анализ финансовой устойчивости, кредито- и платежеспособности организации.
| Понятие финансовой устойчивости и платежеспособности организации. Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости. Относительные показатели финансовой устойчивости и их анализ. Анализ кредитоспособности организации. Анализ платежеспособности.
| 9.
| Анализ показателей деловой активности организации.
| Анализ коэффициентов деловой активности. Анализ оборачиваемости капитала.
| 10.
| Анализ эффективности использования оборотных средств
| Анализ состава и структуры оборотных средств. Анализ состава и структуры источников формирования оборотных средств. Анализ собственных оборотных средств и оценка обеспеченности ими предприятия. Анализ эффективности использования оборотных средств.
| 11.
| Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений
| Понятие инвестиционной деятельности. Источники финансирования инвестиционной деятельности. Методика оценки эффективности инвестиционных проектов.
| 12.
| Финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализа
| Управление финансовым состоянием организации: цели и содержание. Общая оценка структуры и динамики статей бухгалтерского баланса. Анализ имущественного положения организации. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Анализ движения денежных средств. Методика анализа финансового состояния с использованием финансовых коэффициентов.
| 13.
| Методы комплексного анализа и оценка бизнеса
| Комплексный анализ как база комплексной оценки эффективности бизнеса. Методика комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности.
| 14.
| Методика рейтингового анализа
| Методы сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния коммерческих организаций. Сферы применения рейтинговой оценки. Методика сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния.
| 5.2.Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Учет затрат, калькулирование и бюджетирование по отраслям
| +
| +
|
| +
| +
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
| Управление затратами на предприятии
|
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
| 5.3. Темы дисциплины и виды занятий
5.3.1. Очная форма обучения
№ п/п
| Наименование темы дисциплины
| Количество учебных часов
| Всего
| В том числе по видам аудиторных занятий
| СРС
| Лекции
| Практ. зан.
| Семин.зан.
|
| 1.
| Роль экономического анализа в управлении
|
|
|
|
|
| 2.
| Анализ технико-организационного уровня и других условий производства
|
|
|
|
|
| 3.
| Анализ наличия, движения и использования персонала предприятия и фонда оплаты труда
|
|
|
|
|
| 4.
| Анализ технической оснащенности и возрастного состава основных средств
|
|
|
|
|
| 5.
| Анализ производства и продаж продукции
|
|
|
|
|
| 6.
| Анализ и управление затратами и себестоимостью
|
|
|
|
|
| 7.
| Финансовые результаты коммерческой организации и методы их анализа
|
|
|
|
|
| 8.
| Анализ финансовой устойчивости кредито- и платежеспособности
|
|
|
|
|
| 9.
| Анализ показателей деловой активности организации
|
|
|
|
|
| 10.
| Анализ эффективности использования оборотных средств организации
|
|
|
|
|
| 11.
| Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений
|
|
|
|
|
| 12.
| Финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализа
|
|
|
|
|
| 13.
| Методы комплексного анализа и оценка бизнеса
|
|
|
|
|
| 14.
| Методика рейтингового анализа
|
|
|
|
|
| Итого по дисциплине
|
|
|
|
|
| 5.3.3. Заочная форма обучения
№ п/п
| Наименование темы дисциплины
| Количество учебных часов
| Всего
| В том числе по видам аудиторных занятий
| СРС
| Лекции
| Практ. зан.
| Семин.зан.
|
| 1.
| Роль экономического анализа в управлении
|
|
|
|
|
| 2.
| Анализ технико-организационного уровня и других условий производства
|
|
|
|
|
| 3.
| Анализ наличия, движения и использования персонала предприятия и фонда оплаты труда
|
|
|
|
|
| 4.
| Анализ технической оснащенности и возрастного состава основных средств
|
|
|
|
|
| 5.
| Анализ производства и продаж продукции
|
|
|
|
|
| 6.
| Анализ и управление затратами и себестоимостью
|
|
|
|
|
| 7.
| Финансовые результаты коммерческой организации и методы их анализа
|
|
|
|
|
| 8.
| Анализ финансовой устойчивости кредито- и платежеспособности
|
|
|
|
|
| 9.
| Анализ показателей деловой активности организации
|
|
|
|
|
| 10.
| Анализ эффективности использования оборотных средств организации
|
|
|
|
|
| 11.
| Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений
|
|
|
|
|
| 12.
| Финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализа
|
|
|
|
|
| 13.
| Методы комплексного анализа и оценка бизнеса
|
|
|
|
|
| 14.
| Методика рейтингового анализа
|
|
|
|
|
| Итого по дисциплине
|
|
|
|
|
|
|