Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика советской судебной системы

Поиск
По делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше десяти лет, вопрос о виновности подсудимого может решаться судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей). 1. В Союзе Советских Социалистических Республик действуют суды Союза ССР и суды союзных республик. 2. К судам Союза ССР относятся Верховный Суд СССР и военные трибуналы. 3. К судам союзной республики относятся: Верховный Суд союзнойреспублики, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды. Законодательством союзных республик может быть предусмотрено создание составов судов, специализированных для рассмотрении отдельных категорий дел (дел о несовершеннолетних, семейных и других). Состав районного (городского) народного суда: 1. Районные (городские) народные суды состоят из председателя народного суда, народных судей и народных заседателей. 2. В составе районных (городских) народных судов в соответствии с законодательством союзных республик могут быть заместители председателей этих судов. Состав краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа состоит из председателя, заместителей председателя, председателей судебных коллегий, членов суда и народных заседателей и действует в составе: · президиума суда;· судебной коллегии по гражданским делам;· судебной коллегии по уголовным делам. Полномочия Верховного Суда автономной республики: 1. Высшим судебным органом автономной республики являетсяВерховный Суд автономной республики. 2. Верховный Суд автономной республики осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов автономной республики в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. Состав Верховного Суда автономной республики Верховный Суд автономной республики состоит из председателя,заместителей председателя, председателей судебных коллегий, членовВерховного Суда и народных заседателей и действует в составе: · президиума Верховного Суда;· судебной коллегии по гражданским делам;· судебной коллегии по уголовным делам. Полномочия Верховного Суда союзной республики 1. Высшим судебным органом союзной республики является Верховный Суд союзной республики. 2. Верховный Суд союзной республики осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов союзной республики в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. Состав Верховного Суда союзной республики 1. Верховный Суд союзной республики состоит из председателя,заместителей председателя, председателей судебных коллегий, членов Верховного Суда и народных заседателей и действует в составе: · пленума Верховного Суда;· судебной коллегии по гражданским делам;· судебной коллегии по уголовным делам. 2. В Верховных Судах союзных республик в соответствии с законодательством союзных республик могут быть образованы президиумы. 3. Компетенция президиумов и пленумов Верховных Судов союзных республик устанавливается законодательством союзных республик. Полномочия Верховного Суда СССР 1. Верховный Суд СССР является высшим судебным органом Союза Советских Социалистических Республик. 2. Верховный Суд СССР осуществляет надзор за судебной деятельностью судов Союза ССР, а также судов союзных республик в соответствии с Законом о Верховном Суде СССР. Состав Верховного Суда СССР 1. Верховный Суд СССР состоит из Председателя, заместителей Председателя, председателей коллегий, членов Верховного Суда СССР и народных заседателей, а также председателей Верховных Судов союзных республик, являющихся членами Верховного Суда СССР по должности. 2. Верховный Суд СССР действует в составе:· Пленума Верховного Суда СССР;· Судебной коллегии по гражданским делам;· Судебной коллегии по уголовным делам;· Военной коллегии. Военные трибуналы 1. Организация и компетенция военных трибуналов в Вооруженных Силах СССР определяются Законом о военных трибуналах. 2. При осуществлении правосудия военные трибуналы руководствуются Конституцией СССР, конституциями союзных республик, настоящими Основами, другим законодательством Союза ССР, а также законодательством союзных республик.

 

 

Действующая судебная система РБ

Правовой основой действующей национальной судебной системы являются Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию судебной системы.

Согласно ст. 109 Конституции Республики Беларусь «Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается».

Судебную систему Республики Беларусь составляет:

· Конституционный Суд Республики Беларусь

· общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;

· хозяйственные суды, предназначенные для правосудия посредством хозяйственного и административного судопроизводства

Конституционный Суд создан в Республике Беларусь в апреле 1994г. впервые в истории белорусской государственности.

Система общих судов включает: районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды; областные (Минский городской), Белорусские военные суды; Верховный Суд.

Систему хозяйственных судов образуют: хозяйственные суды областей (города Минска); Высший Хозяйственный Суд.

В системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды соответственно: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др. (в системе общих судов) и хозяйственные суды по банкротству, земельные, налоговые и др.

 

 

Конституционный Суд РБ

Конституционный Суд образован в соответствии с Конституцией и Законами Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г.

Конституционный Суд – особый орган судебной власти, орган конституционного правосудия.

Согласно ст. 116 Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный орган – одного уровня с высшими органами законодательной и исполнительной властями, стоит на первом месте среди субъектов судебной власти. Его назначение – обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на территории Республики Беларусь, утверждение конституционной законности в правоприменительной и правотворческой деятельности.

Конституционный Суд Республики Беларусь состоит из 12 судей – высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Конституционный Суд формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики, а именно: шесть судей назначаются главой государства и шесть – избираются Советом Республики.

Срок полномочий членов судьи – 11 лет, и они могут быть назначены (избраны) на новый срок. Предельный возраст – 70 лет.

Конституционный Суд приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания из числа судей Конституционного Суда сроком на пять лет.

Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров рассматривает дела и дает заключения:

– о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных и иных обязательств Республики Беларусь

– о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов

– о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного

Суда, Генерального прокурора

– о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции

(Конституции РБ и международ договорам, ратифицированными РБ)

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Основного Закона страны.

Заключение Конституционного Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава суда.

внесение рекомендательных предложений Главе государства, Парламенту, Совету Министров, высшим судам.

ежегодные послания Конституционного Суда Президенту и Парламенту о состоянии конституционной законности в стране.

обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей по требованию Президента Республики Беларусь или по поручению Правительства (ч. 5 ст. 100 Конституции) – до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь.(с 2008 года по закону О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь)

По предложению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд излагает позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом

По поручению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд дает официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан

По предложению Президента Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания, Совета Министров Конституционный Суд излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь

 

Районный (городской) суд

Районные (городские) суды – основное звено в системе судов общей юрисдикции.

Ими рассматривается по первой инстанции подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, все дела об административных правонарушениях, подведомственные судам, материалы, вытекающие из исполнительных производств. В настоящее время в Республике Беларусь функционирует 154 районных (городских) суда, что составляет 96 процентов всех судов общей юрисдикции.

Районный (городской) суд образуется в районе и городе областного подчинения, не имеющими районного деления, а также в районе города республиканского подчинения, имеющем районное деление, и города Минска. (ч. 1 ст. 18 Закона). Таким образом, к одному звену судебной системы относятся, например, суды Щучинского района Гродненской области, города Борисова, Минской области, Московского района г. Бреста и Ленинского района г. Минска.

Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда может быть образован один районный (городской) суд на район и город (слуцк).

Надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов осуществляют областные и Минский городской суды, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции и управления юстиции исполкомов областей и г. Минска.

В состав районного (городского) суда входят и народные заседатели, которые участвуют в рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

Районный (городской) суд общей юрисдикции выступает только как суд первой инстанции

В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом районному (городскому) суду подсудны все уголовные дела о всех преступлениях, за исключением дел, подсудных вышестоящим и военным судам. Дела о преступлениях, за которые мера наказания не превышает 10 лет лишения свободы, рассматриваются судьей единолично. Исключение составляют лишь дела о преступлениях несовершеннолетних, правосудие по которым возложено на судебную коллегию, состоящую из профессионального судьи и двух народных заседателей. Судьей районного (городского) суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен (ч. 1 ст. 62 «Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»).

Судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 23 лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков (ч. 3 ст. 62 «Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»).

 

На судей районных (городских) судов возложено обращение приговора к исполнению и разрешение вопросов, связанных с исполнением приговора. Это, например, отсрочка исполнения наказания, освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания.

К подсудности районного (городского) суда относятся многочисленные категории дел искового производства, где хотя бы одной из сторон выступает гражданин. В соответствии со ст. 37 Гражданского процессуального кодекса это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды

Если возникает спор между гражданином и государственным административным органом, то он разрешается в районном (городском) суде(в основном по жалобам).

Дела особого производства: о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим(суд разрешает не спор о праве, не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов)

В порядке приказного производства районный (городской) суд рассматривает заявления о взыскании денежной суммы или истребования имущества без проведения судебного заседания и вызова сторон.(например взыскание налога)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.186.156 (0.007 с.)