Правоохранительные органы и адвокатура в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоохранительные органы и адвокатура в РФ



Основные направления (функции) прокурорской деятельности:

l надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и иС придаточными определительными

С придаточными обстоятельственными

С придаточными изъяснительными

времени, места, образа действия, меры и степени, причины, цели, сравнительные, условия, уступки, следствия, присоединениясполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

l надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеперечисленными органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

l надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

l надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющими наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

Прокуроры участвуют и в рассмотрении дел судами и опротестовывают их решения, принимают участие в правотворческой деятельности.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

l Генеральная прокуратура Российской Федерации,

l прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры,

l научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами,

l прокуратуры городов и районов,

l другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (ст. 11 закона РФ «О прокуратуре»).

Прокуроры, возглавляющие прокуратуры субъектов Федерации, назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с представительными (законодательными) органами

государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональ­ными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности. При назначении на должность возможно установление испытательного срока продолжительностью до шести месяцев. Лицо, впервые назначаемое на прокурорскую должность, приносит присягу.

Органы предварительного расследования в Российской Федерации – это система специально уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления и виновности лица, его совершившего.

К органам предварительного расследования относятся органы дознания и предварительного следствия.

l Органы дознания в России:

l милиция;

l командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений;

l органы федеральной службы безопасности;

l начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов;

l органы государственного пожарного надзора;

l органы пограничной службы;

l капитаны морских судов, дальнего плавания, начальники зимовок;

l федеральные органы налоговой полиции;

l таможенные органы.

Адвокатура в Российской Федерации – самоуправляющаяся организация юристов-профессионалов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям, содействующая охране их прав и законных интересов.

В соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР 1980 г. в России действуют коллегии адвокатов республик, краевые и областные коллегии, а также городские коллегии адвокатов в Москве и Санкт-Петербурге.

С начала 90-х годов в России стали функционировать правовые кооперати вы, а немного позже – альтернативные адвокатские бюро, фирмы, кабинеты и т.п., так называемая независимая адвокатура, осуществляющая правоохранительные функции в разнообразных формах, в том числе и посредством участия адвокатов в гражданском и уголовном процессе.

В стране имеется 4 адвокатских объединения: Международный союз (Содружество) адвокатов, Федеральный союз адвокатов России (ФСАР), Гильдия российских адвокатов (ГРА) и Ассоциация адвокатов России.

Украина

Судебную власть в Украине реализуют профессиональные судьи и, в определённых законом случаях, народные заседатели и присяжные, путём осуществления правосудия в рамках соответствующих процедур.

Судебная система в Украине состоит из судов общей юрисдикции и суда конституционной юристдикции. Система судов общей юрисдикции соответственно Конституции Украины строится по принципам териториальности и специализации. Её составляют:

-местные суды-аппеляционные суды-высшие специализированные суды-Верховный суд украины Местными судами общей юрисдикции являются районные, районные в городах, городские и межрайонные суды.

Высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины. Верховный Суд Украины является наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции. Верховный Суд Украины осуществляет правосудие, обеспечивает одинаковое применение законодательства всеми судами общей юрисдикции

Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие специализированные суды.

Что касается состава аппеляционных судов, то они представлены: апеляційні суди областей, апеляційні суди міст Києва та
Севастополя, Апеляційний суд Автономної Республіки Крим.

В состав апеляційного суду входять судді, які мають стаж
роботи на должности судьи не мение пяти лет, из числа которых назначается председатель суда и его заместители.

Высшими судебными органами специализированных судов являются:

· Высший хозяйственный суд Украины;

· Высший административный суд Украины.

Хозяйственные суды сейчас представляют собой единую трехзвеньевую систему, состоящую из: местных хозяйственных судов, апелляционных хозяйственных судов, созданных по региональному принципу, Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ), являющегося кассационной инстанцией по отношению к двум предыдущим. Решение ВХСУ может быть пересмотрено в кассационном порядке Верховным судом Украины

Высший специализированный суд:

1. рассматривает в кассационном порядке дела соответствующей судебной юрисдикции, а также другие дела в случаях, определенных процессуальным законом;

2. ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;

Конституционный суд состоит из 18 судей, которые назна­чаются в одинаковом количественном соотношении (по 6 су­дей) соответственно Президентом, Верховной Радой, съездом судей Украины. (в рб презом и советом республики)

Председатель Конституционного Суда Украины избирается на
специальном пленарном заседании Конституционного Суда Украины

Формами обращения в Конституционный Суд Украины являются конституционное представление и конституционное обращение.

Конституционное представление - это письменное ходатайство о признании правового акта либо его отдельных положений неконституционным

Конституционное обращение — это письменное ходатайство в Конституционный Суд Украины о необходимости официального толкования Конституции Украины

В соответствии с Конституцией (ст. 131) создан и действует Высший совет юстиции.

Высший совет юстиции построен следующим образом: Верховная Рада Украины, Президент Украины, съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических высших учебных и научных учреждений назначают в указанный совет по три члена, а Всеукраинская конференция работников прокуратуры – двух членов Высшего совета юстиции. В последний входят также по должности Председатель Верховного суда Украины, Министр юстиции и Генеральный прокурор Украины.

Судьи обнимают должности бессрочно

Суддя не може бути без згоди Верховної Ради України
затриманий чи заарештований до винесення обвинувального вироку
судом.

 

Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляется Президентом Украины на основании рекомендации соответствующей квалификационной комиссии судей по представлению Высшего совета юстиции. Все другие судьи бессрочно избираются Верховной Радой Украины на основании рекомендации Высшей квалификационной комиссии судей Украины по представлению Главы Верховного Суда Украины, главы соответствующего высшего специализированного суда.

БИЛЕТ 111 (судебн система сша)

Реализован принцип экстерриториальности судебной системы.

Различаются федеральная судебная система (рассматривают 1% преступлений) и судебная система штатов (99%). Как разграничиваются дела между этими судами? Гражданские дела – федеральные суды рассматривают гражданские дела, когда стороны находятся в разных штатах, или споры какого-то субъекта в целом США. Уголовные дела – подсудность определяется исходя из принятой в США опасности тех или иных преступлений именно для США. Федеральные суды рассматривают такие дела как контрабанда, пиратство, наркотики, фальшивомонетчество, террористические акты (в т.ч. против должн. лиц), т.е. те которые наносят ущерб Америке. Что касается убийств, других преступлений против личности - суды штатов. – независимо от серьезности.

Федеральная судебная система:

1. Районные федеральные суды (94)

2. Окружные апелляционные суды.

3. Верховный суд США.

Особенность – все судьи назначаются Президентом

 

Судебная система штатов. Система трехзвенная либо четырехзвенная.

· Суды ограниченной юрисдикции (Мировой (в селе) либо полицейский судья (в городе)).

· Суды общей юрисдикции. Рассматривают более серьезные дела.

· Апелляционные суды как отдельное звено (в некоторых штатах).

· Верховный суд (во всех штатах).

 

Три подхода в формировании судейского корпуса:

1. Избрание населением судей.

2. Назначение губернатором.

3. Избранием законодательным органом.

 

В обеих судебных системах действуют жюри присяжных(бывают малые (12) – решают вопрос о виновности или невиновности и большие (23) – решает вопрос о возможности рассмотрения дела в суде).

 

Прокуратура.

Федеральная прокуратура.

Прокуратура штатов. Действует независимо от федеральной прокуратур. Явной централизации не наблюдается. Генерал-атоней возглавляет Департамент юстиции, т.е. министр юстиции.

 

Органы предварительного расследования.

Наблюдается весьма обширная специализация. Основным органом является ФБР (НЕ путать с ЦРУ!! - разведывательное управление ) – федеральное бюро расследований. Занимается расследованием наиболее серьезных преступлений, когда преступление затрагивает интересы в целом США. Другие расследования проводятся в – бюро наркотиков (установление каналов сбыта, лиц, которые занимаются сбытом и т.д.); таможенное бюро (расследуют преступления о контрабанде); секретная служба казначейства (расследование преступлений связанных с фальшивомонетчеством – подделыванием денег).

Англия

В соответствии с так называемой иерархической структурой судебной системы, в Англии существует два вида судов: высшие и низшие, хотя они обслуживаются судьями трех категорий.

В систему высших судов Англии и Уэльса не включаются по принятой классификации палата лордов и судебный комитет Тайного совета, в силу их исключительного положения по отношению к судам всего Соединенного Королевства.

Палата лордов. В качестве самой высшей и последней судебной инстанции палата лордов рассматривает апелляции на решения судов Англии и Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии - по гражданским делам и на приговоры по уголовным делам судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии.

Судебный комитет Тайного совета является высшей и окончательной инстанцией для судов всех частей Соединенного Королевства. Комитет состоит из лорда-канцлера, ординарных апелляционных лордов и определенного числа «тайных советчиков», назначаемых короной.

Поскольку судебный комитет входит в Тайный совет короны, его решения выражаются в форме "почтительного совета" Её Величеству. Им рассматриваются апелляции на решения высших судов "заморских" территорий, а в отношении территории Англии - на решения отделения королевской скамьи Высокого суда по так называемым "призовым" делам, на решения церковных судов и некоторых дисциплинарных трибуналов.

Верховный суд Англии и Уэльса
Так называются три самостоятельных высших суда Англии. Апелляционный суд, Высокий суд и Суд короны (с 1971 г.). Их структура и юрисдикция регулируются новым Законом1981 г. о Верховном суде.

Апелляционный суд с 1966 г. разделен на два отделения: гражданское и уголовное. Председателем суда является лорд-канцлер, хотя в действительности эти функции исполняет лорд-хранитель судебных архивов, являющийся одновременно председателем гражданского отделения. В уголовном отделении председательствует лорд главный судья. Закон 1981 г. установил максимальное число судей Апелляционного суда. Их может быть не более 18. Судьи этого суда именуются лордами апелляционными судьями или просто лордами-судьями. Для рассмотрения апелляций, поступающих в уголовное отделение, обычно призываются судьи Высокого суда из отделения королевской скамьи. Апелляции слушаются, как правило (в обоих отделениях), тремя судьями, так что одновременно может заседать несколько судебных составов. С 1982 г. по указанию лорда-хранителя судебных архивов Дональдсона, который сменил известного судью Деннинга, разрешен кворум в два судьи, а если они разойдутся во мнениях, апелляция передается трем судьям.

В Гражданское отделение направляются апелляции на решения Высокого суда, судов графств, суда о запрещенной торговой практике, суда по защите интересов душевнобольных, Апелляционного трибунала по патентам, Земельного трибунала и Апелляционного трибунала по трудовым спорам. Уголовное отделение было учреждено в 1966 г. вместо прежнего уголовного апелляционного суда. В это отделение поступают апелляции на приговоры Суда короны, вынесенные после рассмотрения дела с участием суда присяжных, а также на те приговоры, которые он выносит по делам, переданным ему магистратскими судами со стадии определения меры наказания.

Уголовное отделение не рассматривает апелляции на оправдательные приговоры. Высокий суд состоит из трех отделений: королевской скамьи, канцлерского и отделения по семейным делам. В каждом из отделений имеется свое апелляционное присутствие, формируемое не менее, чем из двух судей отделения. Старший по должности или по времени пребывания в ней председательствует.

Высокий суд состоит из лорда-канцлера, лорда - главного судьи, председателя отделения по семейным делам, вице-канцлера и рядовых судей этого суда, числом не более 80 человек. Установление более высокого максимума производится короной "Приказом в совете" утвержденным парламентом. Все рядовые судьи Высокого суда наделены равными правами, властью и юрисдикцией. В соответствии со специализацией судьи распределены по отделениям, хотя лорд-канцлер с согласия старшего судьи отделения может переводить судей из одного отделения в другое, если это требуется при большой нагрузке. Отделение по семейным делам состоит из председателя и 16 рядовых судей, из которых две женщины. Это обстоятельство особо подчеркивается английскими юристами, поскольку это единственные женщины в составе всех высших судов Англии. Данное отделения занимается рассмотрением жалоб на решения судов графств и магистратских судов по делам опеки над несовершеннолетними, на приказы магистратских судов по делам об усыновлении, на решения магистратов и апелляционные постановления Суда короны по спорам об установлении отцовства. Судьи этого отделения, как и судьи всех отделений Высокого суда, могут назначаться только из кандидатов, которые в течение 10 лет и более имели право на выступление в качестве адвокатов в Высоком суде, во всех отделениях и по всем делам. Иными словами, те адвокаты, которые имеют адвокатский сертификат, необходимый для ведения дел в Высоком суде. Помимо этих лиц судьями Высокого суда могут назначаться окружные судьи со стажем работы не менее двух лет. Суд короны состоит из 12 присяжных заседателей. Присяжные заседатели избираются наугад, им может быть любой гражданин Великобритании в возрасте от 18 до 70 лет. Присяжные заседатели избираются каждые 2 недели. Является высшим уголовным судом первой инстанции, он, в то же время, играет роль "средней" апелляционной инстанции для магистратских судов. При этом он рассматривает апелляции не только на приговоры и приказы по уголовным делам, но и на решения и приказы, издаваемые магистратами в порядке их ограниченной гражданской юрисдикции (приказы об усыновлении, выдаче лицензий и пр.) Таким образом, Суд короны осуществляет от имени высших судов надзор над судами мировой юстиции.

Низшие суд. Суды графств. В настоящее время 90% всех гражданских исков рассматривается в судах графств. Их юрисдикция конкурирует с Высоким судом, ограничиваясь ценой иска.

Магистратские суды. Как и суды графств, они являются местными судами. В Англии и Уэльсе около 1000 магистратских судов, которые обслуживаются 25 тысячами мировых судей, не являющимися юристами и не получающими платы. Им оплачиваются только проездные и командировочные расходы. В среднем такой магистрат отдает работе один день в течение двух недель. Магистратский суд ограничен мерой наказания по уголовным делам. Он может приговорить к лишению свободы на срок до 6 месяцев (при совокупности преступлений - к 12 месяцам) и (или) к штрафу дол 5000 ф.ст. Магистратские суды наделены ограниченной гражданской юрисдикцией по делам об опеке, усыновлении, взыскании алиментов и административным функциям по выдаче и аннулированию различных лицензий. Основная их загрузка - это рассмотрение уголовных дел в суммарном порядке, т.е. без присяжных. В среднем ими рассматриваются около 2 млн. дел в год, что составляет 95% всех уголовных дел. При этом более половины этого количества относится к транспортным нарушениям. Магистратские суды выступают также в качестве специализированных судов по делам несовершеннолетних.

Специальные суды

  1. Суд коронёра – назначается местными органами власти из барристеров, солиситоров и врачей с 5 – летним стажем для расследования несчастных случаев, приведших к смерти, «загадочных» смертей, причина которых неизвестна или когда есть подозрение на убийство и детоубийство, а также удостоверение причин самоубийства и смерти в тюрьме. Коронёры расследуют все эти случаи, если они произошли в его районе.
  2. Военные суды во главе с Апелляционным военным судом.
  3. Суды флотов.
  4. Церковные суды.
  5. Суд по делам о запрещенной торговой практике и многочисленные административные трибуналы.

БИЛЕТ 115 (франция)

Система общих судов во Франции включает в себя Кассационный суд, апелля­ционные суды и суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции.

Кассационный суд, возглавляющий систему общих судов находится в Париже. включает в себя шесть палат — пять по гражданским делам и одну по уголовным. В свою очередь «гражданские» палаты делятся на первую, вторую и третью палату по гражданским делам, палату по торговым и финан­совым делам и палату по социальным вопросам (она рассматривает дела по социальному страхованию, трудовым соглашениям и др.). Апелляционные суды во Франции ныне насчитывают: 30 апелляционных судов на континенте, юрисдикция которых распространяется на территорию нескольких департаментов (от двух до четырех), и пять апелляционных судов, действующих в заморских территориях Франции. Каждый апелляционный суд именуется по названию того города, где он расположен.

В систему общих судов в качестве специализированных подразделений входят учреждения юстиции по делам несовершеннолетних. К системе общих судов, прежде всего на уровне трибунала малого процес­са, примыкает ряд судебных учреждений, специализирующихся на раз­бирательстве определенных категорий дел. К их числу относятся торговые трибуналы, советы прюдомов, комиссии по социальному страхованию, паритетные трибуналы по земельной аренде, трибуналы по морской торговле и др. Из них наибольшее значение имеют торговые трибуналы и советы прюдо­мов.

Советы прюдомов (т.е. безукоризненно честных людей) призваны примирять или разрешать конфликты, связанные с заключением, исполнени­ем и расторжением индивидуальных трудовых договоров.

Совершенно особое место, вне системы общих судов, занимает Высокий суд правосудия, который избирается обеими палатами парламента в равном количестве из их членов (по 12 судей и по 6 их заместителей). В соответствии с Конституцией 1958 г. Высокий суд правосудия создается для рассмотрения уголовных дел по обвинению президента страны в государственной измене, а также министров в совершении тяжких преступлений и уголовных деликтов при исполнении служебных обязанностей.

Билет 118(польшча)

Основы судебной системы Польши установлены в разделе VIII Конституции. Отправление правосудия осуществляют Верховный суд, общие суды, административные суды, а также военные суды. Исключительный суд или ускоренная процедура могут устанавливаться только на время войны. Судопроизводство является по меньшей мере двухинстанционным.

К системе общих судов относятся районные, воеводские и апелляционные суды. Районные суды являются судами первой инстанции для рассмотрения большинства уголовных и гражданских дел. Они создаются по одному для каждой общины, по одному на несколько общин одного воеводства. Воеводские суды создаются, как правило, по одному в каждом воеводстве. Они выступают апелляционной инстанцией по отношению к районным. Решения и приговоры воеводских и апелляционных судов можно обжаловать в Верховный суд.

По предложению Всепольского судебного совета Президент Республики назначает судей на неопределенное время. Судья может быть уволен в отставку вследствие болезни или утраты сил, делающих невозможным исполнение им своей должности. Закон определяет возраст, по достижении которого судьи уходят в отставку.

Высшим судебным органом является Верховный суд он осуществляет надзор за деятельностью общих и военных судов, а также осуществляет иную деятельность, определенную в Конституции и законах. Первого Председателя Верховного суда Президент Республики назначает на 6-летний срок из кандидатов, представленных Общим собранием судей Верховного суда.

В Польше существует особая система органов административной юстиции, возглавляемая Высшим административным судом. Согласно Конституции суды этой системы осуществляют в сфере, определенной в законе, контроль за деятельностью публичной администрации. Этот контроль охватывает также соответствие законам постановлений органов территориального самоуправления и нормативных актов местных органов правительственной администрации.

Назначается председатель Высшего административного суда Президентом, на 6-летний срок из кандидатов, представленных Общим Собранием судей Высшего административного суда.

Обеспечивать и охранять независимость судов и судей призван Всепольский судебный совет. Он может обратиться в Конституционный трибунал с предложением по вопросу о соответствии Конституции нормативных актов в сфере, в которой они касаются независимости судов и независимости судей.

Всепольский судебный совет состоит из: 1) первого председателя Верховного суда, министра юстиции, председателя Высшего административного суда и лица, назначенного Президентом Республикию

Вместе с тем, в 1982 г. были учреждены 2 новых органа – Конституционный трибунал и Государственный трибунал.

Конституционный трибунал был задуман как орган, не входящий в судебную систему государства, вспомогательный по отношению к парламенту, чья деятельность направлена на упрочение верховенства высшего представительного органа в сфере правотворчества. Впоследствии он стал аналогом конституционного суда, что окончательно было закреплено в Конституции 1997 г.

В состав Конституционного трибунала входят 15 судей, избираемых индивидуально Сеймом сроком на 9 лет. Повторное избрание в состав трибунала не допускается. Из числа кандидатов, представленных Общим собранием судей Конституционного трибунала, Президент Республики назначает Председателя и вице-председателя Конституционного трибунала.

Конституционный трибунал разрешает дела: 1) о соответствии законов и международных договоров Конституции, 2) о соответствии законов ратифицированным международным договорам, ратификация которых требовала предварительного согласия, выраженного в законе, 3) о соответствии предписаний права, изданных центральными государственными органами, Конституции, ратифицированным международным договорам и законам, 4) о соответствии Конституции целей или деятельности политических партий, 5) о конституционной жалобе (подается гражданином с целью проверки конституционности нормативного акта, примененного в конкретном судебном или административном деле). Трибунал разрешает споры о компетенции между центральными конституционными органами государства.

Решения Конституционного трибунала имеют общеобязательную силу и являются окончательными.

В свою очередь Государственный трибунал выносит решения об ответственности лиц, занимающих высшие государственные должности, за нарушения Конституции и законов или преступления в связи с занимаемой ими должностью либо в сфере исполнения ими своих служебных обязанностей. К числу таких лиц относятся Президент Республики, Председатель и члены Совета министров, депутаты и сенаторы.

Государственный Трибунал состоит из председателя, 2 заместителей председателя и 16 членов, избираемых Сеймом не из числа депутатов и сенаторов на время срока полномочий Сейма. Заместители председателя Трибунала, а также не менее половины членов Трибунала должны иметь квалификацию, требуемую для занятия должности судьи.

Председателем Государственного Трибунала является Первый Председатель Верховного Суда. Члены Государственного Трибунала при осуществлении функции судьи Государственного Трибунала независимы и подчиняются только Конституции, а также законам.

Член Государственного Трибунала без предварительного согласия Государственного Трибунала не может быть привлечен к уголовной ответственности или лишен свободы. Член Государственного Трибунала не может быть задержан или арестован, за исключением случая, когда застигнут на месте преступления, если его задержание необходимо для обеспечения надлежащего хода производства. О задержании незамедлительно уведомляется председатель Государственного Трибунала, который может распорядиться о немедленном освобождении задержанного.

Билет 119(германия)

Конституция ФРГ обозначает 5 основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им 5 систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим органом. При этом общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к компетенции органов административной юстиции и иных специализированных судов. Деятельность общих судов регламентируется Законом о судоустройстве, соответствующими законами и положениями о них.

Высшей судебной инстанцией в ФРГ является Федеральный конституционный суд. Половина его членов избирается бундестагом, другая половина – бундесратом (по 8 судей). Срок полномочий членов Федерального конституционного суда – 12 лет. Суд дает толкование Основного закона ФРГ и осуществляет проверку федеральных и земельных законов на предмет их соответствия конституции. Конституционный суд также выносит частные решения в случае споров между землями или разногласий между земельными и федеральным правительствами, а также принимает постановления, на основании которых та или иная политическая партия может быть распущена, если судом установлено, что она преследует в своей деятельности антидемократические цели.

В компетенцию Верховного федерального суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, вынесенные ими при разбирательстве дела по первой инстанции.

В компетенцию Верховного федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земли.

Федеральным учреждением из общих судов является только Верховный федеральный суд, а все нижестоящие – суды соответствующей земли.

Высшие суды земли выступают в качестве апелляционных и кассационных инстанций и как суды первой инстанции. Они образованы во всех землях, входящих в ФРГ, в количестве от одного до четырех.

В состав каждого высшего суда земли, возглавляемого председателем, входит необходимое число сенатов по гражданским и уголовным делам во главе с их председателями. В качестве суда первой инстанции уголовный сенат в составе 5 профессиональных судей – членов высшего суда земли – рассматривает дела о государственной измене, шпионаже, террористических актах и т. п.

В свою очередь в состав каждого суда земли, возглавляемого его председателем, входят палаты по гражданским (в том числе торговым) делам и по уголовным делам. Палаты по гражданским делам заседают в составе 3 профессиональных судей во главе с председателем суда земли или председателем палаты. Дела могут рассматриваться судьями единолично, если не представляют особой сложности. Палаты по торговым делам действуют в составе председательствующего – члена суда земли и равноправных с ним 2 непрофессиональных судей, назначаемых на 3 года из опытных коммерсантов по заключению торгово-промышленных палат.

Большая палата по уголовным делам в составе 3 судей и 2 шеффенов рассматривает основную массу дел о преступных посягательствах, входящих в компетенцию судов земли. Участковые суды представляют собой низовое звено системы общих судов. Они могут состоять из одного или нескольких участковых судей. Если в участковом суде только 1 судья, ему назначается постоянный заместитель из числа судей земли. Гражданские дела рассматриваются здесь единоличным судьей. Участковый судья с согласия обвиняемого может вынести приговор путем «приказа о наказании», издаваемого без судебного разбирательства, по материалам, представленным прокуратурой или полицией. Однако в этом случае не может быть назначено лишение свободы, а «приказ о наказании» исполняется, только если в течение недели осужденный не потребует его отменить и провести судебное разбирательство.

В качестве самостоятельных подразделений в систему общих судов включены суды по делам несовершеннолетних. Они рассматривают дела о правонарушениях, в которых обвиняются несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также молодые люди в возрасте до 21 года, если суд сочтет, что их поведение носит «подростковый характер».

Среди специализированных судов, функционирующих в ФРГ наряду с общими, важное место занимают суды по трудовым делам. Они призваны рассматривать споры между наймодателями и индивидуальными работниками по вопросам оплаты труда, предоставления отпусков, увольнения.

В Германии существует также система судов по социальным вопросам созданная для рассмотрения конфликтов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным и «вернувшимся на родину», оказанием бесплатной или льготной медицинской помощи и т. п. Система этих судов возглавляется Федеральным судом, находящимся, как и Федеральный суд по трудовым делам, в г. Касселе.

Для рассмотрения дел, связанных с уплатой налогов и таможенных сборов создана система финансовых судов. Она включала к 1990 г. Федеральный финансовый суд в Мюнхене и 15 финансовых судов, по 1–2 в каждой земле. Для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на действия и акты органов государственного управления, а также споров между органами местного самоуправления создана - система административной юстиции.

Федеральный административный суд, находящийся в Берлине, возглавляет эту систему. В его структуру входят 12 сенатов, в основном занятых рассмотрением в составе 5 профессиональных судей кассационных жалоб на решения нижестоящих административных судов.

По одному во всех землях ФРГ образованы высшие административные суды. В их компетенцию входит рассмотрение апелляционных, а при некоторых условиях и кассационных жалоб на решения и определения административных судов, а также, в исключительных случаях, наиболее важных дел по первой инстанции.

Административные суды рассматривают по первой инстанции в составе 3 профессиональных и 2 «почетных» судей подавляющую массу дел, отнесенных к компетенции органов административной юстиции.

Федеральный дисциплинарный суд и дисциплинарные суды земель, в которых разбираются жалобы гражданских служащих на действия властей, а также Федеральный патентный суд, заседающий в Мюнхене.

Федеральный конституционный суд. Он находится в г. Карлсруэ и состоит из 2 сенатов по 8 членов Федерального конституционного суда в каждом. Возглавляет работу всего суда и первого сената председатель Суда, работу второго сената – вице-председатель. Федеральный конституционный суд разрешает спорные вопросы толкования Конституции, споры по поводу соотношения с Конституцией других федеральных законов и законов, изданных властями земель.

В большинстве земель, входящих в ФРГ, имеются свои конституционные суды, компетенция которых ограничена толкованием положений конституций земель и рассмотрением жалоб на нарушение закрепленных в них прав. Решения этих судов не подлежат обжалованию.

Судьи федеральных судов назначаются на свои должности Президентом ФРГ, чему предшествует решение соответствующего министра.

Обвинение предъявляет прокуратура либо, по частной жалобе, потерпевший, но судебное разбирательство производится при обязательном участии прокурора. Прокуратура наделена полномочиями отказаться от передачи дела в суд. В предусмотренных законом случаях представители прокуратуры принимают участие и в разбирательстве гражданских дел.

Адвокаты осуществляют защиту обвиняемых по уголовным делам, а также интересов сторон по иным категориям дел. При рассмотрении уголовных и гражданских дел единоличным судьей в участковом суде участие адвоката необязательно, кроме некоторых определенных законом случаев.

Адвокаты должны представлять интересы сторон в судах высших инстанций по трудовым делам и могут выступать в судах по социальным вопросам, в финансовых и административных судах.

Высшим органом финансового контроля является Федеральная счетная палата. Она осуществляет проверку отчета Федерального правительства об исполнении бюджета и об имуществе и долгах на следующий финансовый год, а также проверку экономности и правильности ведения экономического и бюджетного хозяйства. Федеральная счетная палата ежегодно представляет свои отчеты Бундестагу и Бундесрату.

Билет 120(япония)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.064 с.)