Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международно-правовые акты как источник судоустройстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Согласно ст. 8 Конституции Республики Беларусь Республика Беларусь признает приоритет международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, противоречащих Конституции. Это позволяет считать международно-правовые акты, ратифицированные республикой, составной частью ее правовой системы. В систему документов, создающих международные стандарты в области прав человека, в т.ч. и в сфере правосудия, входят: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.); Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (1985 г.); Европейская хартия о статусе судей (1998 г.); Основные положения о роли адвокатов (1990 г.); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.); Основные принципы, касающиеся роли юристов (1990 г.) и другие. Перечисленные документы отражают и закрепляют общечеловеческие, универсальные правовые ценности мирового сообщества об организации судебной власти, осуществлении правосудия и иной правоохранительной деятельности. К общепризнанным принципам можно отнести следующие положения: право на эффективное восстановление в правах компетентными, независимыми и беспристрастными национальными судами в разумные сроки; обеспечение государством доступа граждан к правосудию и юридической помощи, осуществляемой независимыми адвокатами; презумпция невиновности; равенство всех перед законом и судом; беспристрастность расследования и судебного рассмотрения дел; открытое судебное разбирательство; право на пересмотр решения или приговора вышестоящей судебной инстанцией; особая защита участников процесса, не имеющих возможность ее осуществлять, в частности, несовершеннолетних; особая защита лиц, страдающих физическими и психическими недостатками, лиц, не владеющих языком судопроизводства и некоторые другие положения. Названные международно-правовые нормы и принципы нашли отражение в белорусском конституционном и
судоустройственном законодательстве, а также в процессуальных кодексах.
Судебно-правовая реформа в РБ. Концепция о предмете, целях и основных направлениях реформы. Важным условием и необходимой предпосылкой построения в стране демократического социального правового государства является проведение наряду с экономической, политической и судебно-правовой реформы. (необходимость: новая Конст, колоссальные изменения в эконом и полит сфере общества, независимость РБ) По поручению Верховного Совета Республики Беларусь была разработана Концепция судебно-правовой реформы как система научно обоснованных идей и положений о путях реформирования юстиции и правовой системы в целом. Она была обсуждена на республиканской научно-практической конференции и 23 апреля 1992 г. одобрена парламентом. Главные цели судебно-правовой реформы: · создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства; · утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов; · воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих общепризнанным нормам международного права и научным рекомендациям. Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь состоит из 10 разделов, центральный из которых посвящен судебной власти и судебной организации (раздел II). В первом – обосновывается необходимость судебно-правовой реформы, в третьем – седьмом изложены направления реформирования предварительного расследования, прокурорского надзора, органов юстиции, адвокатуры, органов внутренних дел и государственной безопасности. Восьмой посвящен общественным формированиям юристов, девятый – вопросам реформы законодательства, десятый – этапам реализации Концепции. Этапы: подготовительный, переходный и завершающий. За прошедшие годы большая часть предусмотренных Концепцией мер реализована. Обновлена правовая база юстиции, приняты кодексы и законы, регламентирующие ее организацию и деятельность. В республике утверждена независимая и самостоятельная судебная власть.
Кодекс Организация судебной власти и правоохранительных органов регулируется Кодексом и законами, которые принимаются парламентом и обладают высшей юридической силой. Базовым, основополагающим законом для отечественного судоустройства является Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Этот правовой акт открывает новый этап в белорусском судоустройстве, организации юстиции в целом. В нем нашли отражение и дальнейшее развитие конституционные основы судебной власти. Сохраняя преемственность с прежним законодательством о судоустройстве, этот правовой документ содержит и нововведения, имеющие принципиальное значение для развития органов правосудия и правовой системы. Одной из основных отличительных особенностей Кодекса по сравнению с ранее действовавшим Законом о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь от 13 января 1995 г. является то, что этот правовой акт регулирует не только компетенцию и организацию общих судов (как было ранее), но и хозяйственных судов и Конституционного Суда Республики Беларусь, а также статус судей всех видов судов и всех звеньев единой национальной судебной системы. Кодекс характеризуется более совершенной законодательной техникой. В нем 6 разделов, 22 главы и 193 статьи (в Законе 1995 г. – шесть разделов, 11 глав и 90 статей). Раздел I – Основы, задачи и принципы деятельности судебной системы; раздел II – Порядок формирования и компетенция судов; раздел III – Статус судьи и народного заседателя; раздел IV – Органы судейского сообщества; V - Обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества; наконец, VI - заключительные положения.
Съезды судей Процесс реализации Концепции показал невозможность претворения в жизнь отдельных ее положений в существующих социально-экономических условиях. На это обращено внимание в решениях Первого съезда судей Республики Беларусь, состоявшегося 5 декабря 1997 г. В своей резолюции съезд судей поручил Республиканскому совету судей совместно с Конституционным, Верховным и Высшим хозяйственным судами разработать предложения по совершенствованию судебной системы, пересмотру соответствующих положений Концепции судебно-правовой реформы и Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», других актов законодательства, касающихся судебной деятельности, и приведению их в соответствие с Конституцией Республики Беларусь. Большинство высказанных на съезде предложений в течение года было реализовано. Разработана программа по кодификации и систематизации законодательства, приняты новые Гражданский, Гражданско-процессуальный, Хозяйственный и Хозяйственно-процессуальный, Уголовный и Уголовно-процессуальный, Жилищный, Трудовой и другие кодексы. С лета 1998 года введено единоличное рассмотрение гражданских дел, изменены сроки их рассмотрения. Упорядочены ставки государственной пошлины, приняты нормативы нагрузки судей. Специальным Указом Президента Республики Беларусь создан Институт переподготовки и повышении квалификации судей, работников прокуратуры, ведется активное строительство и реконструкция зданий судов, их материально-техническое и кадровое обеспечение. Съезд судей принял Кодекс чести судьи, Положение о республиканском Совете судей и избрал его первый состав.
Второй съезд судей Республики Беларусь (21 февраля 2002 г.) констатировал, что судебная власть, как самостоятельная ветвь государственной власти в республике, состоялась. Важнейшим условием осуществления судебной власти является дальнейшее укрепление судебной системы, способной обеспечить верховенство Конституции, защитить права и свободы граждан, взаимодействие с органами законодательной и исполнительной властей
.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.164 (0.01 с.) |