Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Хозяйственные формы и отраслевая структура экономики доиндустриального типа.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История экономики
Код и направление подготовки 080100.62 «Экономика»
Профиль - Мировая экономика
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения и курс - очная форма обучения, 1 курс
Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры протокол № 1 от «29» августа 2012г.
Москва 2012
Разработчики программы: к.э.н., ст. преп. А.А. Гришкова к.э.н., профессор Г.И. Сысоева
Рецензент: профессор кафедры финансов и валютно-кредитных отношений, к.э.н. Бондаренко И.А.
Содержание:
Цель дисциплины – ознакомить студентов с формированием экономических процессов в мировом хозяйстве с древнейших времен до настоящего времени в историческом контексте. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата (магистратуры). История экономики находится на стыке экономических и исторических наук, дает возможность проследить историю становления мировой экономики и выделить основные факторы, оказывающие влияние на развитие мирового хозяйства. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины Общекультурные компетенции (ОК): владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3); способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); Профессиональными компетенциями (ПК): способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: · характерные черты различных экономических моделей хозяйственного развития и систем, причины их появления, кризиса и распада, а также главные секторы экономики; · формирование экономических процессов в мировом хозяйстве с древнейших времен до настоящего времени в историческом контексте; · эволюцию взаимодействия прав собственности и распределения ресурсов в мировой экономике; · влияние ключевых исторических, географических, политических, событий, а также научных и научно-технических открытий значимых на экономическое развитие крупнейших государств Европы, Азии, а также США; · предпосылки, направления, этапы и последствия технологического развития мировой экономики; · важнейшие тенденции формирования мирового хозяйства и международных экономических отношений, особенности экономического развития стран и регионов в XX в.. · особенности исторических этапов развития экономики России, место и роль России в мировой экономике в XX в. Уметь: · осуществлять поиск, сбор, хранение и обработку экономической информации для подготовки решений в анализировать и оценивать историко-экономическую информацию; · на основе реальных фактов развития экономики показывать их взаимосвязь в становлении экономических систем; · показывать глобальные тенденции экономического развития и их реальные результаты; · давать комплексную оценку экономических явлений и процессов. Владеть: · основным понятийным аппаратом по дисциплине «История экономики»; · навыками подготовки емкого и информативного обзора историко-экономической информации по узкоспециализированной теме; · навыками ведения дискуссии по вопросам исторического развития мирового хозяйства; · навыками анализа важнейших социально – экономических процессов, происходящих в мировой экономике; · методикой оценки опыта проводимых в прошлом экономических реформ в различных странах и их результатов.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,83 зачетные единицы (66 акад. часов.)
Структура дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины Темы и их аннотации Образовательные технологии. В рамках данной дисциплины используются различные образовательные технологии: информационные лекции и лекции-визуализации, лекции-провокации, семинары и семинары-дискуссии, Текущий контроль
Промежуточная аттестация Оценка успеваемости студентов Оценка успеваемости студентов по дисциплине «История экономики» будет проводиться с использованием балльно-рейтинговой системы, позволяющей учесть как качество работы в течение семестра, так и оценки, полученные студентом на итоговом зачете. Максимальный накопленный балл, который может быть достигнут студентом по дисциплине, составляет 100 баллов. Конечный балл, набранный студентом в течение семестра, определяется суммированием полученных баллов по следующим позициям:
Для определения конечной оценки по дисциплине «История экономики» набранный студентом балл переводится из 100-балльной шкалы по следующей схеме:
Вопросы к зачету 1. Назовите отличительные признаки первобытной экономической модели. 2. В чем причины развития социальной и имущественной дифференциации внутри первобытного общества? 3. Назовите основные отличительные черты восточной модели хозяйственного развития. 4. Какие основные варианты моделей экономики характерны для Древнего Рима? 5. Охарактеризуйте причины кризиса античной модели хозяйственного развития. 6. Дайте характеристику экономических и социально-политических основ формирования феодальной хозяйственной системы, ее типов. 7. В каких формах происходила эволюция феодальной ренты? 8. Какие функции выполнял средневековый цех? В чем проявляется консерватизм цеховой организации? 9. Какие условия необходимы для генезиса капиталистической системы хозяйствования? 10. Как Вы понимаете процесс первоначального накопления капитала? 11. Перечислите основные факторы, способствовавшие Великим географическим открытиям. 12. Перечислите последствия Великих географических открытий. 13. Какую роль в экономическом развитии Европы сыграла «революция цен»? 14. В чем особенности организации мануфактурного производства в Западной Европе и России? 15. Какую роль играли колонии в экономическом развитии метрополий? 16. Какие факторы способствовали быстрому развитию капитализма в Англии? 17. Назовите причины экономического возвышения и упадка Голландии в XVII-XVIII -вв. 18. Проанализируйте предпосылки, необходимые для перехода к индустриальному обществу. 19. Назовите основные отличия промышленного переворота во Франции и Англии? 20. Дайте характеристику результатов промышленного переворота в Англии. 21. Какие особенности исторического развития Франции предопределили более медленные темпы индустриализации страны в период промышленного переворота? 22. Охарактеризуйте особенности промышленного переворота в Германии. 23. В чем заключались особенности формирования предпосылок промышленной революции в США? 24. Дайте характеристику основных этапов промышленной революции в России. 25. В каком направлении изменялась экономическая роль государства в период промышленной революции в XIX в.? 26. Какие изменения вызвала промышленная революция в аграрном секторе Японии? 27. Что такое “вторая технологическая революция” и каковы были ее последствия? 28. Почему ведущие индустриальные страны начали переход от фритредерства к протекционизму? 29. Каковы причины формирования финансового капитала? 30. Каковы причины и последствия территориального и экономического раздела мира? 31. В чем суть столыпинской аграрной реформы? 32. Каковы основные черты индустриального развития России? 33. В чем суть реформы, предложенной С.Ю. Витте? 34. Какие экономические последствия имела Первая мировая война? 35. В чем причины становления системы регулируемого капитализма? 36. Охарактеризуйте мировой экономический кризис 1929-1933 гг. в США. 37. В чем существо “нового курса” Ф.Рузвельта? 38. Какие методы государственного управления экономикой преобладали в Германии в период фашистской диктатуры? 39. Назовите основные направления политики Народного фронта во Франции? 40. Дайте экономическую характеристику экономической системы “военного коммунизма”. 41. Назовите важнейшие цели новой экономической политики и средства их достижения. 42. Охарактеризуйте особенности основных этапов мировой экономики во второй половине XX в. 43. Какими чертами характеризуется хозяйственной развитие США в 1950-1960 –х гг.? 44. В чем состоят особенности развития послевоенной Германии? 45. Как Вы понимаете термин “японское экономическое чудо”? Какие условия экономического развития Японии предопределили его возможность? 46. Какое значение оказал распад колониальной системы на развитие мирового хозяйства? 47. Перечислите последствия мировых энергетических и сырьевых кризисов 1970-1980-х гг. для развития мировой экономики. 48. Назовите общие направления либеральных реформ 1980-1990–х гг., проводимые в США и Великобритании. 49. Назовите основные черты постиндустриального общества. 50. В чем состояли основные проявления кризиса административно-командной системы хозяйствования в 80-х гг.?
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1. основная литература: 1. Бартенев С.А. Экономическая история – М., 2004 г. 2. История мировой экономики. /Под ред. Поляка Г.Б., Марковой А.Н. – М., 2008
8.2. дополнительная литература: 5. Березин И.С. Краткая история экономического развития. – М. -2001г. 1чз 6. Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. — М.: «Российская политическая энциклопедия», 2006 (2-е изд., 2007). — 448 с. 7. История экономики/ Под ред. Кузнецовой О.Д., Шапкина И.Н., Квасова А.С. – М., 2007 8. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран – М., 2008 9. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран – М., 2010 10. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России – М., 2008 11. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время. – М., 2006
8.3. Интернет-ресурсы: 12. Arthur b. Laffer, «Reaganomics: What We Learned», http://online.wsj.com/article/SB10001424052748704364004576132473777840938.html 13. Cha, Sung Ji, «Railroads in 19th Century Europe: Great Britain, France, Germany, and Russia», http://www.zum.de/whkmla/sp/0910/csj/csj1.html 14. Gene Smile, «The U.S. Economy in the 1920s», http://eh.net/encyclopedia/article/smiley.1920s.final 15. NOVEMBER 1973 – MARCH 1975 (16 months), http://recession.org/history/1970s-oil-crisis 16. “Overview of the Industrial Revolution, The United States and the Industrial Revolution in the 19th» Century http://americanhistory.about.com/od/industrialrev/a/indrevoverview.htm 17. Robert C. Allen, «The Industrial Revolution in Miniature: The Spinning Jenny in Britain, France, and India», http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.149.7112&rep=rep1&type=pdf 18. Albrecht Ritschl, «Die teure Fehldiagnose 1929», http://www.faz.net/s/RubEC1ACFE1EE274C81BCD3621EF555C83C/Doc~E01AD41B8967B4000BC767DF04AE9632E~ATpl~Ecommon~Scontent.html 19. Dieter Griesshaber «Industrielle Revolution», http://geschichtsverein-koengen.de/IndRevolution.htm 20. Fordistischer kapitalismus Modul 4,, http://www.wu.ac.at/vw3/downloads/telematik/wirtschaftsgeschichte4.pdf
8.4. глоссарий: Расшифровку терминов глоссария смотрите на сайте Академии doc.lib.vavt.ru или на сайте кафедры http://www.vavt.ru/k wordec или http://www.vavt.ru/glossecon 1. Азиатский способ производства 2. Биржа 3. Бреттонвудская система 4. Вексель 5. Великая американская депрессия 30-х гг. 6. Военно-промышленный комплекс 7. Военный коммунизм 8. Ганзейский союз 9. Гильдия 10. Государственная собственность 11. Государственные ценные бумаги 12. Диверсификация 13. Дирижизм 14. Индустриализация 15. Инновация 16. Командно-административная система 17. Конфискация 18. Монополия 19. Международный банк реконструкции и развития 20. Международный валютный фонд 21. Научно-технический прогресс 22. Научно-техническая революция 23. Национализация 24. Немецкое экономическое чудо 25. Новая экономическая политика 26. Новый курс Рузвельта 27. Олигархия 28. Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) 29. Патент 30. Первобытное хозяйство 31. Первоначальное накопление капитала 32. Перестройка 33. План Маршалла 34. Предпринимательство 35. Промышленный капитализм 36. Промышленный переворот 37. Протекционизм 38. Пятилетки 39. Рабовладельческая система 40. Рента 41. Рейганомика 42. Репарации 43. Рецессия 44. Рыночная экономика 45. Система золотого стандарта 46. Совет экономической взаимопомощи 47. Сословие 48. Стагнация 49. Стагфляция 50. Столыпинская аграрная реформа 51. Тетчеризм 52. Техногенный прогресс 53. Трест 54. Фабрика 55. Феодальная система 56. Фермерский путь развития сельского хозяйства 57. Холдинг 58. Частная собственность 59. Цех 60. Экономический кризис 61. Энергетический кризис 70-х гг. 62. Экспансия 63. Экспроприация 64. Японское экономическое чудо 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для проведения лекционных занятий необходима просторная аудитория, обеспеченная проектором, ноутбуком и экраном для демонстрации наглядного материала студентам в программе Power Point. Для проведения семинарских занятий также требуется просторная аудитория, для обеспечения самостоятельности написания письменных тестов. Тираж ______ экз. Заказ № _________
Отпечатано в ФГБОУ ВПО «Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России». 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4а.
10. Аннотация рабочей программы дисциплины История экономики 1. Цель дисциплины: ознакомить студентов с формированием экономических процессов в мировом хозяйстве с древнейших времен до настоящего времени в историческом контексте. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
ок-1 пк-4 ок-3 пк-6 ок-4 пк-8 В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: · характерные черты различных экономических моделей хозяйственного развития и систем, причины их появления, кризиса и распада, а также главные секторы экономики; · формирование экономических процессов в мировом хозяйстве с древнейших времен до настоящего времени в историческом контексте; · эволюцию взаимодействия прав собственности и распределения ресурсов в мировой экономике; · влияние ключевых исторических, географических, политических, событий, а также научных и научно-технических открытий значимых на экономическое развитие крупнейших государств Европы, Азии, а также США; · предпосылки, направления, этапы и последствия технологического развития мировой экономики; · важнейшие тенденции формирования мирового хозяйства и международных экономических отношений, особенности экономического развития стран и регионов в XX в.. · особенности исторических этапов развития экономики России, место и роль России в мировой экономике в XX в. Уметь: · осуществлять поиск, сбор, хранение и обработку экономической информации для подготовки решений в анализировать и оценивать историко-экономическую информацию; · на основе реальных фактов развития экономики показывать их взаимосвязь в становлении экономических систем; · показывать глобальные тенденции экономического развития и их реальные результаты; · давать комплексную оценку экономических явлений и процессов. Владеть: · основным понятийным аппаратом по дисциплине «История экономики»; · навыками подготовки емкого и информативного обзора историко-экономической информации по узкоспециализированной теме; · навыками ведения дискуссии по вопросам исторического развития мирового хозяйства; · навыками анализа важнейших социально – экономических процессов, происходящих в мировой экономике; · методикой оценки опыта проводимых в прошлом экономических реформ в различных странах и их результатов.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,83 зачетных единиц (66 часов). Семестры: 1 6. Основные разделы дисциплины: 1. Хозяйственные формы и отраслевая структура экономики доиндустриального типа. 2. Генезис рыночных отношений: экономическое развитие стран в эпоху первоначального накопления капитала. 3. История промышленного переворота и становление индустриальной экономической системы. 4. Эволюция промышленного капитализма и формирование регулируемой рыночной экономики в конце XIX - первой половине XX вв. 5. Особенности развития мировой экономики после Второй мировой войны.
Автор(ы): Гришкова А.А. ст. преподаватель, к.э.н. Сысоева Г.И. профессор к.э.н.
История экономики
Код и направление подготовки 080100.62 «Экономика»
Профиль - Мировая экономика
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения и курс - очная форма обучения, 1 курс
Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры протокол № 1 от «29» августа 2012г.
Москва 2012
Разработчики программы: к.э.н., ст. преп. А.А. Гришкова к.э.н., профессор Г.И. Сысоева
Рецензент: профессор кафедры финансов и валютно-кредитных отношений, к.э.н. Бондаренко И.А.
Содержание:
Цель дисциплины – ознакомить студентов с формированием экономических процессов в мировом хозяйстве с древнейших времен до настоящего времени в историческом контексте. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата (магистратуры). История экономики находится на стыке экономических и исторических наук, дает возможность проследить историю становления мировой экономики и выделить основные факторы, оказывающие влияние на развитие мирового хозяйства. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины Общекультурные компетенции (ОК): владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3); способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); Профессиональными компетенциями (ПК): способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: · характерные черты различных экономических моделей хозяйственного развития и систем, причины их появления, кризиса и распада, а также главные секторы экономики; · формирование экономических процессов в мировом хозяйстве с древнейших времен до настоящего времени в историческом контексте; · эволюцию взаимодействия прав собственности и распределения ресурсов в мировой экономике; · влияние ключевых исторических, географических, политических, событий, а также научных и научно-технических открытий значимых на экономическое развитие крупнейших государств Европы, Азии, а также США; · предпосылки, направления, этапы и последствия технологического развития мировой экономики; · важнейшие тенденции формирования мирового хозяйства и международных экономических отношений, особенности экономического развития стран и регионов в XX в.. · особенности исторических этапов развития экономики России, место и роль России в мировой экономике в XX в. Уметь: · осуществлять поиск, сбор, хранение и обработку экономической информации для подготовки решений в анализировать и оценивать историко-экономическую информацию; · на основе реальных фактов развития экономики показывать их взаимосвязь в становлении экономических систем; · показывать глобальные тенденции экономического развития и их реальные результаты; · давать комплексную оценку экономических явлений и процессов. Владеть: · основным понятийным аппаратом по дисциплине «История экономики»; · навыками подготовки емкого и информативного обзора историко-экономической информации по узкоспециализированной теме; · навыками ведения дискуссии по вопросам исторического развития мирового хозяйства; · навыками анализа важнейших социально – экономических процессов, происходящих в мировой экономике; · методикой оценки опыта проводимых в прошлом экономических реформ в различных странах и их результатов.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,83 зачетные единицы (66 акад. часов.)
Структура дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины Темы и их аннотации Тема 1. Хозяйственные формы и отраслевая структура экономики доиндустриального типа. Основные черты и направления развития первобытного общества и его хозяйства. «Восточная» и «античная» модель хозяйственного развития. Причины упадка и гибели рабовладельческой системы. Возникновение феодальной собственности и ее эволюция. Изменение структуры экономики в Западной Европе. Азиатский способ производства. Роль международной торговли в древности и средневековье. Россия: Особенности первобытной экономики и перехода к классовому обществу у восточных славян. Феодальный способ производства. Формы землевладения и эволюция отношений зависимости. Развитие торговли.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.009 с.) |