Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура государственного управления в Республике Беларусь.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Система государственного управления Республики Беларусь, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств, 7 государственных комитетов, 7 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь. Перечень государственных органов управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, действующий в настоящее время, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 г. № 289. В соответствии с Конституцией (ст.107, п.4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда В состав Совета Министров Республики Беларусь входят по должности Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, министры, председатели государственных комитетов. Председатель Комитета государственной безопасности, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ. Постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, министра экономики, министра финансов, министра иностранных дел. Министерства и государственные комитеты являются республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере) и координирующими деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь (Например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и т. д.). В центральных аппаратах министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные исполнительные, контрольные, регулирующие и др. функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета. Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций. Структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих реализацию на своей территории государственной политики в отдельных отраслях и сферах экономики, подчиняются, помимо исполкомов, соответствующим республиканским органам государственного управления. Формирование в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффективности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и региональных проблем, что в конечном счете обеспечит переход страны к устойчивому развитию. 39. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси. Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики. Планирование национальной экономики — форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления. С точки зрения временного аспекта планы бывают: • долгосрочные:планы на период от 15—20 лет - отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения; • среднесрочные: срок 3—5 лет - конкретизируют основные направления стратегии; • краткосрочные:планы сроком до 1 года - формируются на основе пятилетних планов; • оперативные:планы на сутки, неделю и декаду. При осуществлении планирования разрабатывается система планов: • на макроуровне: планы, программы экономического и социального развития страны на региональном уровне (планы развития отраслей, районов, городов); • на микроуровне: планы развития отдельных предприятий, имеющие вид бизнес-планов. Выделяют следующие формы планирования: Директивное планирование – форма народнохозяйственного планирования в условтях командной экономики, имеющая обязательный характер исполнения. Реализуется через административно-распределительные документы, а именно законы, указы, приказы, распоряжения, подразумевающие контроль за практической реализацией. Стратегическое планирование — процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу с формированием механизма по их реализации. При этом конечный результат не является строго фиксированным, определяются границы, в рамках которых колеблются показатели. Индикативное планирование — это инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз входит в стратегический и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя: 1) концептуальную часть: концепция социально-экономического развития; 2) прогнозную часть: прогноз социально-экономического развития; 3) планово-регулирующую часть: система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы. Прогнозирование — это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения. Прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективыразрабатываются Министерством экономики совместно с заинтересованными министерствами и другими органами государственного управления. Базируются на информации, представляемой Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, другими республиканскими органами государственного управления, которые несут ответственность за достоверность информации, ее качественную разработку и своевременность представления по сферам их ведения. В РБ на различные периоды времени разрабатыаются следующие документы: 1) Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР) на 15 лет - разрабатывается за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. 2) Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период - разрабатываются на основе НСУР один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода (с погодовой разбивкой первой половины периода). 3) Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается на пятилетний срок. Правительство одобряет программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу и направляет ее Президенту Республики Беларусь для утверждения. После утверждения Президентом Республики Беларусь программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу используется при разработке прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу. 4) Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно в сроки, определяемые постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Проект данного постановления подготавливается Министерством экономики совместно с заинтересованными и в установленном порядке вносится в Совет Министров Республики Беларусь ежегодно до 1 мая года, предшествующего прогнозируемому. Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода. Также система планирования и прогнозирования экономики Республики Беларусь включает следующие комплексные документы: 1) Государственная программа импортозамещения на 2006-2010 годы. 2) Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы. 3) Национальная программа международного технического сотрудничества на 2006-2010 годы. 4) Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы. 5) Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы. 6) Программа устойчивого развития лесного хозяйства на 2007-2011 годы. 7) Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы.
40 Денежно-кредитная система Беларуси. Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Государство определяет денежную единицу (рубль, доллар и др.), масштаб цен, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии, характер обеспечения денег, формы безналичного платежного оборота, курс национальной валюты. Денежная система функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 года Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определяющими механизм функционирования денежно-кредитной системы. С марта 1993 года белоруский рубль начал котироваться на валютной бирже, в октябре 1994 года белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. Кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», ежегодно разрабатываемые и утверждаемые Правлением Национального банка и предоставляются совместно с Правительством РБ до 1 октября Президенту РБ. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и ст. 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система: 1) первый уровень - Национальный банк; 2) второй уровень- банки (унитарные, акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января 2001 года. На 1.01.2010 года Банковская система Республики Беларусь включает 32 банка, из которых 25 банков с участием иностранного капитала, в том числе 9 банков со 100 % иностранным капиталом. Основной объем капитала банковской системы (около 85 %) сосредоточен в пяти системообразующих банках: ОАО «Белагропромбанк», АСБ «Беларусбанк», «Приорбанк» ОАО, ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белинвестбанк». На территории Беларуси находятся 8 представительств иностранных банков России, Украины, Литвы, Латвии, Германии и Межгосударственного банка. Банковская система Республики Беларусь развивается достаточно быстрыми темпами, несмотря на экономический кризис, о чем свидетельствуют следующие характеристики: 1) Объем уставного фонда банков 1.01.2010 года составил 9,5 трлн. руб., что на 10,1% больше, чем на 01.01.2009 года. 2) Объем нормативного (собственного) капиталабанковской системы за январь-ноябрь 2009 года увеличился на 13,4% и на 1 декабря 2009 года составил 12,8 трлн руб. Основным источником роста собственного капитала явилась прибыль банков. 3) В ноябре 2009 года рентабельность нормативного капитала банковской системы составила 8,26%; 4) За январь-март 2010 года банки выдали кредитов на сумму 21,6 трлн. руб., что на 38% больше, чем в налогичном периоде 2009 года. 5) Объем привлеченных денежных средств населения за 1-ый квартал 2010 года возрос на 1,57 трлн. руб. или на 8,4%. В среднем на 1-го жителя РБ на 1.04.2010 года приходилось 2144,1 тыс. руб. (или 720 $ США) сбережений, что в 1,34 раза больше, чем в аналогичном периоде 2009 года. 6) Ставка рефинансирования на 1.04.2010 года составляет 12,5%, что на 1,5% меньше чем в 2009 году. 7) Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских расчетов (АС МБР) в 2009 г (за январь-октябрь). характеризуется следующими показателями: проведено платежей на сумму 942,3 трлн руб, что на 70,8% больше чем за аналогичный период 2008 года. 8) На 1 января 2010 г. в обращении находилось 7,7 млн. карточек международных и внутренних систем расчетов (прирост за год составил 60 %). Количество функционирующих банкоматов достигло 2695 единиц (прирост 33 %), инфокиосков — 2943 (прирост 116%). В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определены перспективные цели денежно-кредитной политики: • обеспечение устойчивости белорусского рубля к валютной корзине и снижения темпов инфляции; • дальнейшее наращивание нормативного капитала; • развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста; • снижение общего уровня процентных ставок в экономике при условии обеспечения финансовой стабильности; • В 2010 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем РБ и других государств СНГ, а также сотрудничество с МВФ, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.01 с.) |