Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура государственного управления в Республике Беларусь.

Поиск

Система государственного управления Республики Бе­ларусь, построенная по функционально-отраслевому и тер­риториальному принципам, включает 25 министерств, 7 го­сударственных комитетов, 7 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь. Перечень государственных органов управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Бела­русь, действующий в настоящее время, утвержден Указом Пре­зидента Республики Беларусь от 05.05.2006 г. № 289.

В соответствии с Конституцией (ст.107, п.4.) Правитель­ство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда В состав Совета Министров Республики Беларусь входят по должности Премьер-министр Республики Беларусь, замес­тители Премьер-министра Республики Беларусь, Глава Адми­нистрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правле­ния Национального банка, Председатель Президиума Наци­ональной академии наук Беларуси, министры, председатели государственных комитетов. Председатель Комитета государс­твенной безопасности, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

Постоянно действующим органом Совета Министров Рес­публики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Ад­министрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правле­ния Национального банка, министра экономики, министра финансов, министра иностранных дел.

Министерства и государственные комитеты являются республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере) и координирующими деятельность в этой отрасли (сфере) дру­гих республиканских органов государственного управления Республики Беларусь (Например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и т. д.).

В центральных аппаратах министерств, государственных ко­митетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные исполнительные, контрольные, регулирующие и др. функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции со­ответствующего министерства, государственного комитета.

Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствую­щих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, гориспол­комов и местных администраций.

Структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих реализацию на своей территории государственной политики в отдельных от­раслях и сферах экономики, подчиняются, помимо исполко­мов, соответствующим республиканским органам государс­твенного управления.

Формирование в Республике Беларусь социально ориенти­рованной рыночной экономики требует повышения эффек­тивности взаимодействия органов отраслевого и территори­ального управления при решении как общегосударственных, так и региональных проблем, что в конечном счете обеспечит переход страны к устойчивому развитию.

39. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси.

Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики.

Планирование национальной экономики — форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления.

С точки зрения временного аспекта планы бывают:

• долгосрочные:планы на период от 15—20 лет - отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения;

• среднесрочные: срок 3—5 лет - конкретизируют основные направ­ления стратегии;

• краткосрочные:планы сроком до 1 года - формируются на основе пятилетних планов;

• оперативные:планы на сутки, неделю и декаду.

При осуществлении планирования разраба­тывается система планов:

на макроуровне: планы, программы экономического и социального развития страны на региональном уровне (планы развития отраслей, районов, городов);

на микроуровне: планы развития отдельных предприятий, имеющие вид бизнес-планов.

Выделяют следующие формы планирования:

Директивное планирование – форма народнохозяйственного планирования в условтях командной экономики, имеющая обязательный характер исполнения. Реализу­ется через административно-распределительные документы, а именно законы, указы, приказы, распоряжения, подразумева­ющие контроль за практической реализацией.

Стратегическое планирование — процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу с формированием механизма по их реализации. При этом конечный результат не является строго фиксированным, опре­деляются границы, в рамках которых колеблются показатели.

Индикативное планирование — это инструмент по реали­зации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуа­ции. Индикативный план-прогноз входит в стратегический и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя:

1) концептуальную часть: концепция социально-экономического развития;

2) прогнозную часть: прогноз социально-экономического развития;

3) планово-регулирующую часть: система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы.

Прогнозирование — это процесс разработки прогноза, пост­роенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения.

Прогнозы социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективыразрабатываются Министерством экономики совместно с заинтересованными министерствами и другими органами государственного управления. Базируются на информа­ции, представляемой Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, другими республиканскими орга­нами государственного управления, кото­рые несут ответственность за достоверность информации, ее качественную разработку и своевременность представления по сферам их ведения.

В РБ на различные периоды времени разрабатыаются следующие документы:

1) Национальная стратегия устойчивого социально-экономичес­кого развития Республики Беларусь (НСУР) на 15 лет - разрабатывается за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.

2) Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период - разрабатываются на основе НСУР один раз в пять лет за два года до начала прогно­зируемого периода (с погодовой разбивкой первой половины периода).

3) Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается на пятилетний срок. Правительство одобряет программу социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на среднесрочную пер­спективу и направляет ее Президенту Республики Беларусь для утверждения. После утверждения Президентом Республики Беларусь программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу используется при разработке про­гнозов социально-экономического развития Республики Бела­русь на краткосрочную перспективу.

4) Прогноз социально-экономического развития Республики Бе­ларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегод­но в сроки, определяемые постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Проект данного постановления подго­тавливается Министерством экономики совместно с заинтере­сованными и в установленном порядке вносится в Совет Ми­нистров Республики Беларусь ежегодно до 1 мая года, предшес­твующего прогнозируемому.

Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода.

Также система планирования и прогнозирования экономи­ки Республики Беларусь включает следующие комплексные документы:

1) Государственная программа импортозамещения на 2006-2010 годы.

2) Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы.

3) Национальная программа международного технического сотрудничества на 2006-2010 годы.

4) Комплексная программа развития сферы услуг в Респуб­лике Беларусь на 2006-2010 годы.

5) Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы.

6) Программа устойчивого развития лесного хозяйства на 2007-2011 годы.

7) Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы.

 

40 Денежно-кредитная система Беларуси.

Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Государство определяет денежную единицу (рубль, доллар и др.), масштаб цен, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии, характер обеспечения денег, формы безналичного платежного оборота, курс национальной валюты.

Денежная система функционирует в соответствии с приня­тым в декабре 1990 года Законом «О Национальном банке Рес­публики Беларусь» и последующими законодательными ак­тами, определяющими механизм функционирования денеж­но-кредитной системы. С марта 1993 года белоруский рубль начал котироваться на валютной бирже, в октябре 1994 года белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.

Кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются «Основ­ные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», ежегодно разрабатываемые и утверждаемые Правле­нием Национального банка и предоставляются совместно с Правительством РБ до 1 октября Президенту РБ.

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятель­ности в Республике Беларусь» и ст. 136 Конституции Респуб­лики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банков­ская система:

1) первый уро­вень - Национальный банк;

2) второй уровень- банки (унитарные, акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финан­совые организации

Правовой основой фун­кционирования национальной банковской системы в настоя­щее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января 2001 года.

На 1.01.2010 года Банковская система Республики Беларусь вклю­чает 32 банка, из которых 25 банков с участием иностранного капитала, в том числе 9 банков со 100 % иностранным капи­талом. Основной объем капитала банковской системы (око­ло 85 %) сосредоточен в пяти системообразующих банках: ОАО «Белагропромбанк», АСБ «Беларусбанк», «Приорбанк» ОАО, ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белинвестбанк». На территории Беларуси находятся 8 представительств иностран­ных банков России, Украины, Литвы, Латвии, Германии и Межгосударственного банка.

Банковская система Республики Беларусь развивается до­статочно быстрыми темпами, несмотря на экономический кризис, о чем свидетельствуют следующие характеристики:

1) Объем уставного фонда банков 1.01.2010 года составил 9,5 трлн. руб., что на 10,1% больше, чем на 01.01.2009 года.

2) Объем норматив­ного (собственного) капиталабанковской системы за январь-ноябрь 2009 года увеличился на 13,4% и на 1 декабря 2009 года составил 12,8 трлн руб. Основным источником роста собственного капитала явилась прибыль банков.

3) В ноябре 2009 года рентабельность нормативного капитала банковской системы составила 8,26%;

4) За январь-март 2010 года банки выдали кредитов на сумму 21,6 трлн. руб., что на 38% больше, чем в налогичном периоде 2009 года.

5) Объем привлеченных денежных средств населения за 1-ый квартал 2010 года возрос на 1,57 трлн. руб. или на 8,4%. В среднем на 1-го жителя РБ на 1.04.2010 года приходилось 2144,1 тыс. руб. (или 720 $ США) сбережений, что в 1,34 раза больше, чем в аналогичном периоде 2009 года.

6) Ставка рефинансирования на 1.04.2010 года составляет 12,5%, что на 1,5% меньше чем в 2009 году.

7) Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских расчетов (АС МБР) в 2009 г (за январь-октябрь). характе­ризуется следующими показателями: проведено пла­тежей на сумму 942,3 трлн руб, что на 70,8% больше чем за аналогичный период 2008 года.

8) На 1 января 2010 г. в обращении находилось 7,7 млн. карточек международных и внутренних систем расчетов (прирост за год составил 60 %). Количество функционирующих банкоматов достигло 2695 единиц (при­рост 33 %), инфокиосков — 2943 (прирост 116%).

В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определены перспективные цели денежно-кредитной политики:

• обеспечение устойчивости белорусского рубля к валютной корзине и снижения темпов инфляции;

• дальнейшее наращивание нормативного капитала;

• развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;

• снижение общего уровня процентных ставок в экономике при условии обеспечения финансовой стабильности;

• В 2010 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем РБ и других государств СНГ, а также сотрудничество с МВФ, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.01 с.)