Бюджетно-налоговая система Беларуси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетно-налоговая система Беларуси.



Бюджет представляет собой системно сгруппированную сводку сметных расходов и предусмотренных для их покрытия доходов на один финансовый (бюджетный) год.

Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах сово­купность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133) бюджетная система Республики Беларусь включает республи­канский и местный бюджеты.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.

Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития РБ и соответствующей административно-территориальной единицы, осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законадательством РБ и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды - средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Они формируются за счет обязательных целевых отчислений. К ним относится Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и др.

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс РБ, сферой регулирования которого являются отношения возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.Контроль за использованием республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.

Доходы консолидированного бюджета за 2009 год.

Исполнение бюджета определялось негативным влиянием мирового экономического кризиса. В консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов, что на 15,4% меньше, чем в 2008 году. Формирование доходной части бюджета представлено в таблице 6.5.1.

Таблица 6.5.1. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2008-2009 годы, %

Показатели 2008 год 2009 год
1. Налоговые доходы всего, 71,3 65,7
в том числе – налог на доходы и прибыль 17,0 15,3
- налог на собственность 3,1 2,6
- налоги на товары и услуги 31,2 31,7
В том числе НДС 17,4 19,2
акцизы 5,9 5,8
- налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 16,2 12,7
2. Взносы на государственное социальное страхование 22,1 25,2
3. Неналоговые доходы 6,6 9,1
Итого доходов 100,0 100,0

 

Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году – 50,6%).

Расходы консолидированного бюджета за 2009 год.

Расходы профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, что на 11,6% меньше, чем в 2008 году. Основные задачи в области политики расходов бюджета – сохранение достигнутого уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства. Расходы бюджета представлены в таблице 6.5.2.

Таблица 6.5.2. Расходы консолидированного бюджета РБ, млрд. рублей

Показатели 2008 год 2009 год
Расходы всего 63811,3 63766,0
1.Общегосударственные расходы 10708,0 8053,5
2.Национальная оборона 1373,3 1323,7
3.Судебная власть, право-охранительная деятельность и обеспечение безопасности 2325,8 2433,9
4.Национальная экономика 16494,9 16359,9
5.Охрана окружающей среды 537,1 396,9
6.Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 3109,6 3042,6
7.Здравоохранение 5024,9 5354,0
8.Физическая культура, спорт, культура и СМИ 1426,3 1414,2
9.Образование 6635,3 6767,1
10.Социальная политика (с ФСЗН) 16176,0 18620,1

В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составил 1 852 млрд. рублей или 1,4% к ВВП).

Налоговая система – совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.

Основа налоговой системы страны – подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.

Мероприятия по дальнейшему совершенствованию налоговой системы:

1. Сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин) – с 2006-2009 годы отменено 17 налоговых платежей. В настоящее время в состав налоговой системы входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности предприятие уплачивает только НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.

2. Повышение привлекательности упрощенного налогооблажения – предприятия, размер годовой выручки у которых не превышает 3,5 млрд. рублей, имеют возможность платить один налог по ставке 8% от валовой выручки (5% для фирм и ИП, расположенных в сельской местности и малых городах).

3. Завершение кодификации налогового законодательства и введение в действие с 1 января 2010 года Особенной части Налогового кодекса.

4. Упрощение процедур налогового контроля и налогового администрирования – плательщикам дана возможность предоставлять в налоговые органы налоговые декларации в электронном виде.

 

Легкая промышленность.

Легкая промышленность обеспечивает население страны тканями, одеждой, обувью и другими предметами потребления. Одновременно она выпускает и продукцию производственного потребления (корд, технические ткани и т. д.). Часть продукции (примерно четверть всего производства) поставляется на экспорт. В легкой промышленности функционируют около 500 предприятий, которые выпускают более 5 тыс. наименова­ний продукции. В ней создается 3,8 % стоимости произведенной промышленной продукции (в 2009 году).

В состав легкой промышленности входят 3 группы отраслей:

1. Текстильная - объединяющая производство всех видов тканей, трикотажа, валяльно-войлочных и других изделий на основе волокнистого сырья. К текстильной про­мышленности относятся такие предприятия, как УП «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», ОАО «Лента» в 1Могилеве, ОАО «Камволь» и ОАО «Сукно» в Минске, РУПТП «Оршанский льнокомбинат», ОАО «Моготекс» в Могилеве, ОАО «Витеб­ские ковры», ОАО «Ким» в Витебске и другие. Од­нако, как свидетельствуют данные, производство основных ви­дов текстильной промышленности продолжает снижаться. Это объясняется широким заво­зом в республику продукции из Китая, Турции и других стран.

Трикотажная подотрасль специализирована на выпуске верхнего и бельевого трикотажа, трикотажного полотна, чу­лочно-носочных и других изделий. Их производство сосре­доточено на следующих крупных предприятиях: ОАО «Брест­ский чулочный комбинат», РУПП «Барановичская трикотаж­ная фабрика», ОАО «Солигорское трикотажное предприятие «Купалинка», промышленно-торговые предприятия (Пинское «Полесье», Минское «Алеся», Гомельское «8 Марта», Жодинское «Свитанак») и др. В подотрасли используются хлопчатобу­мажная пряжа, химические волокна и нити, изготовляемые в текстильной и химической промышленности.

2.Швейная - число предприятий подотрасли превышает 170. Крупнейши­ми предприятиями являются швейные фабрики: ОАО «Ко­минтерн» в Гомеле, СП ЗАО «Милавица» и ОАО «Прогресс» в Минске, ЗАО «Вес­нянка» в Могилеве и др. Их основная специализация — пошив мужских и женских костюмов, пальто, детской одежды, белья, головных уборов, меховых изделий. Часть продукции швейных предприятий республики направляется на экспорт не только в страны СНГ, но и в Великобританию, Данию, Польшу, США, Нидерланды, Чехию. На территории страны успешно работают такие совмест­ные предприятия швейной промышленности, как «Джерси» в Бресте, «Гартен» в Барановичах и др.

С целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции в швейной отрасли действуют Государственная и Отраслевые программы «Качество» на 2007-2010 годы. Кон­церном «Беллегпром» утвержден график внедрения систем ка­чества по ИСО 9000 в организациях концерна до 2010 года.

3. Кожевенная, меховая и обувная - Кожевенно-обувная промышленность насчитывает свы­ше 20 предприятий подотрасли. Среди них осуществляют де­ятельность следующие обувные производители: СП «Эвимер» и ОАО «Красный Октябрь» в Витебске, ООО «Сивельга», СП «Ле Гранд», ОАО «Гродненская обув­ная фабрика «Неман»». Основными производителями детской обуви являются: ОАО «Лидская обувная фабрика», ОАО «Обувь» в Минске, ОАО «Красный Ок­тябрь». Предприятия обувной промышленности рабо­тают также в Гомеле, Барановичах, Бобруйске, Могилеве и др.

Кожевенные производители рынка: ОАО Гродненская пер­чаточная фирма «Акцент», Белорусско-итальянско-хорватское СП ООО «Бел-Скин», ОАО «Бобруйский кожевенный комби­нат», РПУП «Витебский меховой комбинат», ОАО «Галантэя», СП ООО «Гатово-Теннери», РУП «Гродненское производствен­ное кожевенное объединение», ОАО «Кожевник», ОАО «Минс­кое производственное кожевенное объединение», Белорусско-чешское СП ООО «Смолевичский кожевенный завод».

Легкая промышленность имеет высокую экспортоориентированность. Перспективы развития легкой промышленности во многом зависят от условий и результатов конкурентной борьбы на внутреннем рынке отечественных и импортных товаропроизводителей; стабилизации и увеличения платежеспособного спроса на товары в рамках республики; возможностей возобновления утраченных позиций на региональных рынках СНГ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.012 с.)